Материалы к аттестации
рабочая программа по теме

Дамчан Тамара Кыргысовна

Материалы к аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsionnyy_list_damchan_t.k.doc37 КБ
Файл moy_proekt.docx1.48 МБ
Файл my_ediny.docx28.15 КБ
Файл aas-chogaal.docx37.56 КБ
Файл chugaalaap_kezee_tyva_khemch.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

1. Фамилия, имя, отчество Дамчан Тамара Кыргысовна

2. Год, число и месяц рождения  25.06.1956год.

3. Занимаемая  должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность

     учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Балгазын Тандинского кожууна РТ

                                                        01.09.2005г.

4.  Сведения  о  профессиональном  образовании,   наличии   ученой степени, ученого звания Высшее - Кызылский государственный педагогический институт 1979г.

                                                     Учитель начальных классов.

                                        Педагогика и методика начального обучения

5.  Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения аттестации

                                                        ГАОУ ДПО(ПК)с»ТГИПиПКК»

          Актуальные проблемы обучения русскому языку в нац. школе-2009г. 72ч.

          Основы информационных технологий-2009г. 72ч.

          Антинаркотические дейст. в молодежной среде,форм.ЗОЖ-2010г. 72ч.

          ФГОС нач. общ. образования:содержание и технология введения-2011г.72ч

          Учебно-методическое обеспеч.введения и реал.ФГОС нач.общ.обр.-2011г. 72ч.

          Реализация ФГОСнач. общ. обр.:проблемы,поиски,решения-2012г. 12ч.

          Экс.деятельности обр.учр.впроцессе подготовки гос. Аккредитации-2012г. 12ч.

          Орг. проектной деятельности в школе-2012г. 12ч.

          Русский язык как государственный язык РФ-2013г. 20ч.

          Обн.содержания обучения в нач. обр.в соответствии с ФГОС-2013г. 72ч.

          Модуль2 «Язык рекламы и СМИ»Рус.яз.как гос.яз.РФ-2013г. 20ч.

          Введение и реализация ФГОСобщ. обр.(Респ.фестиваль инн.площадок)-2013г.

          Здоровье детей-богатство нации 2013г. 24ч.

          Неделя тув.и русск. культ.в обр. учр.РТ-2013г. 24ч.

          ИКТ компетентность педагога в усл.введения в ФГОС-2013г. 72ч.

          Интерактивное оборудованиеPanadoavd-2013г.  24ч.

                                 ТГУ КГПИ кафедра психологии и педагогики

          Основы научно-исследовательской работы в школе-2012г. 12ч.

                                               МБОУ СОШ с Бай-Хаак

          Основная обр.программа нач. общ. обр.второго поколения-2011г. 12ч.

          Предметные,метапредметные,личностные результаты-2012г. 12ч.    

   

6.  Стаж  педагогической работы (работы по специальности) 34года

7. Общий трудовой стаж 34года

8. Краткая  оценка  деятельности педагогического работника (в т.ч. выполнения рекомендаций предыдущей аттестации)

9.Рекомендации аттестационной комиссии_____________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

10. Решение аттестационной комиссии Уровень квалификации по должности «Учитель» соответствует, не соответствует требованиям, предъявляемым к _____________ категории

соответствует занимаемой должности (указывается наименование должности); не соответствует занимаемой должности (указывается наименование должности)

11. Количественный состав аттестационной комиссии _____19 чел___________________

На заседании присутствовало _______ членов аттестационной комиссии

Количество голосов за _____________, против __________

12. Примечания ______________________________________________________________

Председатель                       _________         _____К.А.Бичелдей___

аттестационной комиссии    (подпись)                     (расшифровка подписи)

Заместитель председателя  _________         _____Ч.В.Монгуш____

аттестационной комиссии    (подпись)                    (расшифровка подписи)

Секретарь                            _________         ______У.Д. Куулар_____

аттестационной комиссии    (подпись)                     (расшифровка подписи)

Члены

аттестационной комиссии    _________          ________________

                                                               (подпись)                (расшифровка подписи)

                                               ______          _________________

                                                    (подпись)             (расшифровка подписи)

                                                   ________          _________________

                                                    (подпись)             (расшифровка подписи)

                                               ________          _________________

                                                    (подпись)             (расшифровка подписи)

                                                   ________          _________________

                                                    (подпись)             (расшифровка подписи)

Дата заседания ГАК «__» _______ 2013года

Установлена ________ квалификационная категория сроком на 5 лет

по должности  _________ Приказ Министерства образования и науки Республики Тыва    от__________________ №_______________

                

С аттестационным листом ознакомлен (а)_____________________________

                                                                        (подпись педагогического работника, дата)

С решением аттестационной комиссии согласна (согласен); не согласна (не  согласен)                        

                                                                         _______________(подпись)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                          К 100-летию единения Тывы и России.

                                          «Мы разные - в этом наше богатство,

                                    Мы вместе- в этом наша сила»  

(внеклассное мероприятие в начальной школе)

Учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Балгазын

Дамчан Тамара Кыргысовна

                                         Пояснительная записка

          В современной меняющейся России обострился ряд противоречий,в частности,

противоречие между ростом национального самосознания,вытекающее в попытку

возрождения национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего мультикультурного общества.

         Термин «толерантность» определяется от латинского tolerantia-терпение

(снисходительность чему-либо).Толерантность в сфере межнационального общения-

это признание ценности «другого»,отличного от своего.Условием утверждения этого

принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие.

          Этническая толерантность-акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе,к своей этнической идентичности.

         Возникает два вопроса: С какого возраста и с чего начинать формирование

этнической толерантности.Мы считаем,что формирование этнической толерантности-

длительный и сложный процесс,начинающийся с появления детей на свет,далее в период становления личности.Этот процесс идет под воздействием множества факторов,и решающими среди них является семья и школа.Если члены семьи не

принимают толерантность как собственную внутреннюю установку то и ребенок,поподая в начальную школу,естественно,не будет готов приниматьдругих такими,какие они есть.Поэтому начальная школа как главный общественный институт,

созданный для формирования и социализации личности должна быть готова работать не только с самим ребенком,но и с его семьей,с его ближайшим окружением.

При организации и проведении данного мероприятия- привлечение родителей и родительского комитета обязательна.

Решение первого вопроса предполагает ответ на второй.Формирование этнической толерантности следует начинать с раскрытия понятия

«быть отличным от…»Необходимо так построить ход мероприятия,чтобы при проведении мероприятия дети увидели все разнообразие существующего мира,стали

принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.Можно привлечь и другие национальности которые живут и учатся в вашей школе.
Эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств-через игру, традиции,быт,искусство,фольклор.

Цели:

1.Формирование этнической толерантности у детей.

2.Воспитание этнической культуры,знакомство с обычаями,традициями и

            культурой разных народов.

     3.Воспитание любви к Родине,к людям разных национальностей,взаимопонимания.

Учитель:В  2014 году наша республика отмечает100 летие единения Тувы и России.

Одним из первых населенных пунктов в Туве,который начали строить первые переселенцы из России вместе с тувинцами-аратами -  это с. Балгазын.В настоящее время живут  и трудятся те, чьипредки являются основоположниками нашего села.

Это они оставили нам свою культуру,обычаи,традиции.Это они привили нам любовь и уважение к своей Родине.

С двух сторон  выходят девочки в национальных костюмах.

Девочка в русском национальном костюме(в кокошнике и с хлебом-солью):

Россия,я твоя росинка, песчинка малая твоя

                 Когда метель- то я снежинка

  В ручье-я капелька ручья.

  Из этих капелек-росинок большие реки потекли

 И если б не было песчинок,тогда бы не было земли.

Учитель:-А как называется наша Родина? (Россия)

                     -А как называлась Россия в стародавние времена?(Русь)

                                Эти слова родственны таким словам как:

Русло-ложе реки,по которому она течет;

Русалка-сказочная обитательница рек и озер;

Роса-роса,лежащая по утрам на траве или в деревьях;

                      Иными словами,Русь-это сторона,где много рек и озер,Русский-это        человек  живущий у воды.Русские-один из многочисленных народов нашего села.

Девочка в тувинском национальном костюме:(с пиалой и кадаком):

Тывалардепкымнарылол?

Тывызыксыг,тоолчургу,

Улуг-Хемниңунунчурттаан

                                             Уран-шевер улус чуве.

Тывлардепкымнарылол?

Дыкаэки, хундүлээчел,

ɵремелигтараа,быштаан

ɵргупсунар улус чуве.

Учитель: Один из прекраснейших уголков нашей Родины – это наша Тыва.  

В 1914 году вошла под   покровительство великой России,1921 году стала Тувинской Народной   Республикой,а 1944 году вошла в состав Советского Союза.

                   Общая численность тувинцев-около 270 тыс. человек.

                  -Ребята!Посмотрите,что в руках у наших девочек?

(Чай с молоком и хлеб-соль)                                                

Хлеб-соль - в русской народной культуре символ гостеприимства,

                    благополучия, достатка.Хлеб и соль рассматривают как единое,

                   неразрывное и обязательное.Хлеб выражает пожелание богатства,

                   благополучия,а соль защищает от враждебных сил и влияний.

Чай с молоком – в тувинской народной культуре символ гостеприимства и

                    символ благопожелания. Чаем с молоком встречают гостей независимо от

                    возраста и национальности. Чаем с молоком разбрызгивают девятиглазкой

                   (тос-карак) в сторону неба с благопожеланиями.

                                              А теперь ребята,отведайте наши угощения

(девочки угощают всех хлебом-солью и тувинским чаем)

Учитель: Ребята,посмотрите,какие красивые костюмы у каждого из девочек.

                   С какой любовью и нежностью выполнены они.(показывают свои костюмы)

У каждого из народов свои обычаи,традиции и праздники.На эти

                   праздники одевают свои украшения сделанные своими руками

                   У тувинцев например: накосное украшение – чавага.По своему

                   функциональному значению они закрепляют волосы. У каждого народа есть

                   собственные представления о волосах.Волосы являются вместилищами  

                   «души».Девочкидо просватанья носили одну косу и закреплялись накосным

                   украшением-чавага.Чавагасостояла издекорированных пластин

                   прямоугольной или трапециовидной формы,с полукруглым верхним краем.

                   Их узор состоял из завитков,многолепестковыми розетками.Снизу к пластине

                   подвешивали несколько рядов снизок бус,шнурки из плетенных цветных или    

                   черных нитей.(Девочка показывает чавага)

Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала    или  округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги,Основа изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом,

золотыми нитями,фольгой,стеклом.Сзади кокошник фиксировался с помощью лент.

(девочка показывает свой кокошник)

Девочка в русском национальном костюме:Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:

Сижу верхом,не ведаю на ком – (Кокошник ,головной убор)

Девочка втувинском национальном костюме:Чечектерниңхалбаңнарынга

Саглашкылдыр хона каапкаш,

Хээлигшокар торгу тонун

Хере-даабээр,кыза-даабээр.

Ыыт-даажыкеми-даачок-

Ындыгчуу-дыр,тывыүар,чээ?

 (учитель переводит на русский язык,отгадывют все)

  Мен силергеулегердомакчугаалапберейн, уруглар.Утказынмеңээтайылбырлапбериңерем.    

Ийичуртаразынгамезичайбас,

Ийикижиаразынгасɵсдажывас

(учитель переводит на русский язык,объясняют все)

Девочка в русском национальном костюме:

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Учитель:Смысл этих пословиц и поговорок состоит в том,что живущие рядом люди должны понимать друг друга,призывают осторожности,деликатности,такту.

На бытовом уровне мы постоянно впитываем,осваиваемтрадиции,обычаи своих соседей,а в школе изучаем историю других народов,накапливаем опыт межнационального общения в совместной деятельности,в повседневных контактах.

Например: Тувинская игра «Согур-Аза». Впереди становится мать, за ней вереницей,

держась друг за друга,стоят дети и она заслоняет своих детей.Кого поймает Согур-Аза

тот из игры выходит.С такими же правилами игры она известна и в России.

(Тувинская игра «Согур-Аза)

Учитель:Частушки-очень важный элемент народного творчества.Они отражают все

произошедшие события,интересные ситуации,наблюдения.Частушки происходят прямо

из самой жизни.Это веселое,прикольное и смешное народное творчество,характерное

не только для русского народа,но и для тувинского народа(кожамык)

(выходят исполнители частушек в русских и тувинских нац. костюмах)

Девочки:«Блендамед» и даже жвачки
Укрепляют зубы нам,
Почему ж тогда задачки
Кой-кому «не по зубам»?

Мальчики: Бо-латурармашинаның

Дугуюнуңулуун але

Бо-латураруругларның

Туразынынтуразынынулуун але

Девочка: Я с заглавной буквы «вова»
Не намерена писать,
Пусть сначала перестанет
Нас, девчонок, обижать!

Мальчик: Химия кичээлинде,

Химиренирапарган мен.

Химиренирчумделдизе

Хилинчектиг «2» демдек

Девочка:Знают все ребята в мире,
                    Дважды два - всегда четыре!
                    А кто с этим не согласен,
                    Тот для общества опасен!

Мальчик:Алгебракичээлинде

Алгырыксаарапарганменэ

Алгырыксаарчумделдизе,

Алыксанчыг «5»-ле демдек

Все: Дружно учим мы английский,
Есть успехи и прогресс:
Вместо «да» теперь повсюду
Отвечаем хором «ЕС»!

Учитель:Рук-рук-рук – встанем мы в широкий круг! Возьмёмся за руки, почувствуем настроение друг друга через рукопожатие.

(Дети, в кругу, держась за руки, говорят, что чувствуют, какое настроение у товарища.Что у Любы настроение хорошее, потому что она улыбается; Дальше говорит уже Люба и т.д. по кругу до конца)

         А теперь посмотрите друг на друга.Все мы разные.Все улыбаемся друг другу значит мы дружные.

(Звучит фонограмма песни «Улыбка»)

Какой же вывод мы сделаем?А вывод очень простой.

                                Мы разные - в этом наше богатство

                                Мы вместе - в этом наша сила.



Предварительный просмотр:

                                                  Темазы: Тыва болгаш орус улустун аас-чогаалы. 

Сорулгазы: 1. 4-ку класска улустун аас чогаалынга хамаарыштыр алган билиглерин катаптап быжыглааш, орус улустун аас-чогаалы-биле деннээри, шын ,чугурту, медерелдиг номчуурунун аргаларын уламчылаар.

                      2. Улустун аас-чогаалынга ундезилээш,уругларнын сос курлавырын байыдар болгаш  уругларнын чугаазын сайзырадыр,кижизиг аажы-чанга,сагынгыр-тывынгыр болурунга кижизидер.

                     3.Тыва,орус улустун аас-чогаалынга ундезилээш чоптуг чорукка (толерантность)кижизидери

Кичээлдин дерилгези: Экран,компьютер,проектор,муз.центр.Орус,тыва найырал дугайында улегер домактар.

                                                 

                                          Самбырага теманы болгаш эпиграфты бижиир:

                                      «Эштигде демниг,эптигде куштуг»  (Улегер домак)

Кичээлдинчорудуу

Башкынын ажылы

Оореникчилернин ажылы

Формирование УУД

1.

2.

Организастыг кезээ.

Уругларны кичээлче хаара тудары.

Ыры В.Танов «Бора-Шээлей»

Башкы оореникчилер-биле ырынын 1-ги купледин

Ырлажыр

                                               Слайд 1

Бо ыры чуу дугайында,кымнын дугайында ырыл уруглар?                                                  

- Ийе!Тыва тоолдарнын маадыры уран-шевер,чараш кыс Бора-Шээлейнин дугайында ыры –дыр.

А тоол дээрге хуулгаазын,чечен-мерген,биске салгалдан салгал дамчып келген, улустун

аас чогаалынын бир хевири –дыр.

Оореникчилер кирип турда В.Тановтун

«Бора –Шээлей»деп ырызы чангыланып турар.

Уруглар олудун ээлепкеш ырынын 1-ги

купледин башкызы биле ырлажыр.

 

3.

Ооренип эрткен темаларынга

катаптаашкы    

-Эрткен кичээлдерде улустун аас-чогаалынын дугайында чуну чугаалашкан ийик бис уруглар?

                      - Тоолдар

                      - Улегер домактар

                      - Тывызыктар

                       -Оюннар

                       -Дурген чугаалар

 

                                                               Слайд №2

Уруглар улустун аас-чогаалынын

янзы-буру хевирлерин адаар.

4.

Чаа тема-биле ажыл.

     

   

Бо кичээлде чунун дугайында чугаалажып, чуну билип алыр бис, уруглар? Тыва улустун аас-чогаалын ооренген бис,билир бис!Орус улустун

аас-чогаалы биле таныжып,деннеп корээлинер.

                                                                      Слайд №3   

Аас-чогаалын бир онзагай хевири тоолдан эгелеп алыылы уруглар.

     Тыва улустун тоолу «Алдын-кушкаш»

                                                                Слайд№4-21

Уруглар самбырада бижээн теманын

состерин номчуур

Тоолду уруглар илчирбелей кысказы биле чугаалаар

5.

        Проблемниг

айтырыг

 

 1.Тыва улустун тоолу «Алдын-кушкаш»дег утка-шынар талазы биле домей,орус улустун тоолун болук- болуктерге чарлып алгаш тывынарам уруглар.

       1.Алдын дулгуур дугайында тоол

           «Сказка о золотом ключике»

       2.Алдын балык дугайында тоол

           «Сказка о рыбаке и рыбке»

       3.Алдын чуурга дугайында тоол

                    «Курочка Ряба»

                                                                 Слайд№22

       

Тыпкан болукту «смайлик»биле шаннаар,хой шаннал алган болук 5 демдек алыр,оон удаазы 4 демдек алыр.

       

«Алдын балык»дугайында тоолду биске чугаалап беринере уруглар.

                                                              Слайд№23-33

   

2. «Сказка- ложь,да в ней намек,добрым молодцам урок!»  деп улегер домакты тыва дылывысче очулдуруп корээлем уруглар!Ол тоолдар биске чуну ооредип турар-дыр?

 

              - «Бак сагыш башка халдаар,

                  артык сагыш ………………»      

                        (Улегер домак)

                                                            Слайд№34

 Эмин эртир эрге дужаал сурер улустун дугайында

база тайылбырлаар.

 

      3.Богунгу бистин темавыстын кол сорулгазы

«Тыва,орус улустун аас чогаалынга ундезилээш

чоптуг чорукка (толерантность)силерни кижизидери»-ле болгай уруглар.Толерантность дээрге……(тайылбырлаар).Ынчангаш улегер домактар дээрге анаа-ла чечен- мерген состер эвес

ооредилгелиг,кижизидилгелиг состер дыр.

Чижелээрге: 

      «В какую телегу сел,такую…..и пой.»

         «Ийи чурт аразынга мези чайба.

           Ийи кижи аразынга … дажыва.»

                                                            Слайд№35

    4.Дараазында «Кым хойну билирил?»деп моорейни чарладым.

   

     

     Уруглар болуктерге чарлып алгаш

сумележир, ажылдаар.

     

Тыпкан болукту шаннаар (смайлик)

Тыпкан болук тоолду кысказы-биле илчирбелей чугаалаар.

Уруглар улегер домакты очулдурар.

Утка шынарын тайылбырлаар.

Бо улегер домакты тайылбырлаар.

Бо улегер домактарнын ийиги одуруунда состу  болук аайы-биле

тодараткаш,утказын

тайылбырлаар.

Болук бурузунден чангыстап  тыва,орус

улегер домактарны чугаалаарга, шанналдарны тутсур.

6

   

  Сула

шимчээшкин

(кадык камга-лаары)

 

     

    Шын болгаш чугурту,медерелдиг номчуурунун

аргаларын ажыглавышан,кадыывысты камгалаары биле бистин ооренип корген  «Байлан» деп тоолунга сула шимчээшкинден кылыылы уруглар.

       

        Уруглар илчирбелей тоолду номчуурга,артканнары тоолдун утказы-биле сула шимчээшкиннерни кылыр.

7.

8.

Оюннар

Дурген чугаалар

   

Тыва-даа,орус-даа чоннун аас чогаалында домей оюннар кайы эндерик. Оларнын бирээзи «Аскак-кадай»азы «Согур Аза»-даа дээр болгай.Ол оюн орус чонда база бар,дурумнери домей.Ол оюнну ойнаар дээривиске девискээривис биске чедишпес.Оон ангыда «Чинчи чажырары» деп оюн бар,орус чонда «Перстенек».

                                                           Слайд№42,43

     Оюнну ойнаптаалы уруглар! Кым тывар?Кым

чажырарыл че? Багай чажырган азы тыппайн барган кижини шиидер бис уруглар!

      Оюн «Чинчи чажырары»

                                                              Слайд№44

     Тыппайн барган кижи улустун аас-чогаалынын база бир хевири дурген чугаадан чугаалазын!

                                                            Слайд№45

                   

                «Дурген чугаа»моорейи

 

  Дурген чугааларны дыннадывыс уруглар.Оларны

бистин огбелеривис дыл-домаавыс сайзырадыр дээш,состерни дурген,шын адаарынга

чанчыктырып,база чечен-мерген болуп озеривиске идигни берип турганнары ол-дыр.Орус чоннун аас чогаалында дурген чугааларны чуу-деп адаар бис?(Скороговорки)

   

     

      Орус дылда «Скороговорканы» чугаалаарын шенеп корээлинер

«Чинчи чажырар»деп оюнну шупту олудундан туруп келгеш ойнаар.

   

  «Дурген чугаа» билир оореникчилер чугаалааш  шаннал алыр.

     

Орус дылда скороговорканы             номчааш,деннеп коор.

9.

Тывызыктар

     

          Бир эвес бистин дыл-домаавысты дурген чугааларнын дузазы-биле сайзырадып турган болза,бистин сагынгыр –тывынгыр чоруувусту аас-чогаалдын кандыг хевири-биле огбелеривис бисти сайзырадып турганыл? (Тывызыктар)

Дараазында тывызыктарны тывынарам уруглар.

  «Он кижи аъткарган,беш кижи дужурген»

  «Сижу верхом,не знаю на ком» 

Болук бурузу бот-боттарынга тывызыктар салыр,шанналдарны тутсур

 

 

Уруглар бо тывызыктарны тыппас болза,дараазында слайдларга коргузер.

8.

9.

Быжыглаащкын

Кичээлдин тунели

-Бо кичээлден солун чуну билип алдывыс уруглар?

Тыва болгаш орус улустун аас чогаалы бистин

сос курлавырывысты байыдып,чугаа-домаавысты

сайзырадып,кижизиг аажы-чанга,сагынгыр

тывынгыр болурунга ооредип турар-дыр бе?

-тоолдар

-улегер домактардан

-тывызыктардан чуну ооренип алдывыс

Орус,тыва улустун аас-чогаалын(тоолдарны,улегер домактарны,оюннарны,дурген чугааларны,тывызыктарны деннеп коорувуске,дыка хой чуулдери конгус домей болуп турар-дыр бе?

      Ангы-ангы дылдарга чугаалажып турар-даа  болзувусса, сагыш-сеткиливистин хоону домей улус-тур бис.

       Ынчангаш 100чылдын дургузунда бот-бодувусту билчип,аравыста ылгашпайын, кады кожа-хелбээ чуртап келгенивис ол тур уруглар!

Уруглар харыылаар.

10.

Онаалга бээри.

          Келир кичээливисте тыва,орус улустун ырыларын,танцы-самын,кожамыктарын ооренип коор бис уруглар.

Улуг назылыг улустан орус,тыва улустун ырыларын,кожамыктарын айтырып,бижип алгаш келир.

Онаалганы дневниктеринге

бижиир.



Предварительный просмотр:

            Кол айтырыглары:
 11.Бурунгутываларнынсанап,хемчээринин
аргаларынооренири.
    2.Ол хемчээлдерниамгыуедеажыглаптурарынтодарадыры.
3.Амгы уенинхемчээлдери-биле домейлээри.

Сорулгазы:

Тыва хемчээлдернинтоогузунаныяксалгалдаргадамчыдары

Гипотеза

      Тыва хемчээлдерни оореникчилернин, аныякоскеннернинделегейкоруушкунунуламсайзырадырынгаажыглаар

Ажылдынчаачуулу:

Амгыуедебурунгутывахемчээлдерни

ам-дааажыглаптурар,ынчангашаныяк

оскеннероларныбилиружурлуг.

Шинчилелдинаргалары:

Анкета тургузары;

  • Интервью алыры;
  • Улугулустунчугаазын,ажыл-ижинхайгаарапкоору;
  • Кырган-авамнынчугаазы
  • Тыва улус шаандан  тура
  • суукчуулдерни база
  • урдунарчуулдерни
  • хап болгашсаванындузазы биле хемчээпчораан.Амгыуеде мал-
  • маганажылындакодээ
  • улус ажыглаптурар.
  • Янзы-буру чуъкхемчээлин
  • тодарадырдадаалын-биле база
  • хемчээптурган.Чижелээрге: «Бир
  • даалыништиарбай» Олдээрге 30-40 хире килограмм чуък.
  • Амгыуедедаалыннычуък
  • соортурдеажыглаптурарболганда,чуъктунхемчээлиндаалын
  • билеам-даахемчептурар.
  • Урдунарчуулдернихемчээрдеянзы-буру  савааймаан база ажыглаптурган.
  • Чижелээрге: «Бирсогааштараа»,»Бираякиштичигир»
  • Кодээдемалчыннарсава биле хемчээлдерниам-дааажыглаптурар.Чижелээрге:
  • «Паштахайныптурганмунче
  • бираякхолусааныкаар»
  • Биргимээнинтервьюм.
  • Оланмаа
  • Танаа-ХерелСанчатович
  •  68 харлыг.Пенсионер.
  • Мал ажыл-агайлыг
  •    - Санчатович!Менээтывахемчээлдердугайында
  • тайылбырлапберинерем.
  •         Мен мал-ажылагайлыг,хостугуемдечазаныр
  • кижиболгаштывахемчээлдернихойу-биле ажыглап
  • турар мен. «Тосчузунмалдыг,аскырооручылгылыг,
  • тоскулашсыдымныг,коъшбижектигашакбоор мен»
  • Янзы-буру малдыг,20 хире аъттыг,18 метр хире
  • сыдымныг,улуг-биче ийибижектигдээнимол-дыр
  • ийин.Тывахемчээлдерчерниныраан -чоогун,
  • узунун-кысказын,бедиин -чавызын,сугнун
  • теренин-сыыгын,чуъктунаарын-чиигинилередирхемчээлдер-дыр
  • Узунунболгашкысказынхемчээри
  • Бирбазым– буттунбажынданээжээнгечедирхемчээл.Олчартыкметргеден
  • Биркулаш - ийихолду чада тудуптарга
  • аразынынхемчээли.Ол 2 метргеден.
  • Чартыккулаш - чада тутканхолдунбажындан хорек
  • ортузу,тошбажынгачедирхемчээл.Ол 1 метргеден.
  • Салаалар-биле хемчээри
  • Бирилиг - чангыс
  • салаанындоорадурту
  •       1 см ден
  • Ийиилиг - ийи кожа  туткан
  • салаанындоорадуртунун
  • хемчээли
  •     2 -2 чартыксм.ден
  • Ушилиг - ушсалаанын кожа тутканхемчээли.
          5 см  ден
  • 4 илиг - дорт кожа туткансалаанынхемчээли.
  • Анкета кылганынын туннели
    Тыва хемчээлдерниэкибилирсилербе?
  • Анкета кылганынын туннели
    Тыва хемчээлдерниэкибилирсилербе?
  • Тыва хемчээлдерниажыглаптурарсилербе?Тыва хемчээлдерниажыглаптурарсилербе?

Харыылар

Харыылааннар

Ийе

7

Чок

0

Чамдыкта

8

  • Туннел:
  •        Тыва хемчээлдер,тываулустунамыдыралынынбугу-леталаларындаажыглаттыныптурар.Олбодунунхулээлгезин
  • орусдылкырындахемчээлдер-биле демнежипкууседиптурар.Ынчангаштывахемчээлдерниэкисайгарыпкоргеш,ооренгешонутывадылывыскаажыглаары – тывакижининхулээлгезидепсанаармен.Чугаакультуразы –
  • амыдыралдахунбурудесагыптурарывысхептиаянныг,таптыгкедери,эртем-билиинбедидери,аажы-чанын,бодункультурлуг  ап чоруурудээнчижектигкижинин
  • ниитикультуразынынчарылбаскезээболур.