Моя педагогическая философия
материал по теме

Эссе учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Моя педагогическая философия»

Евлампиева Маргарита Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №125»,

Советский район,

Г.Казань,

республика Татарстан

Эссе

Моя педагогическая философия.

Если скажу, что стать учителем - моя мечта детства, наверное, никого не удивлю. А если скажу, что, став учителем,  мечтаю БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ, скорее всего,  натолкнусь на недоумение.

 Слова «учитель» и «УЧИТЕЛЬ» для меня не только разные по написанию, но и по сути. Это я понимала еще в детстве, но не так основательно, как сейчас. Да, есть учителя компетентные в своем предмете, есть воспитывающие «послушание»,  заботящиеся, чтобы ребенок был одет, сыт, но не чувствующие ребенка. Учитель должен быть не только источником знаний, но и другом для ученика. А кто такой друг? Тот, с кем можно поделиться  радостью и посетовать на что-то, провести приятно время и получить какой-то совет, не бояться рассказать о сокровенном и даже где-то не согласиться, поспорить, зная, что тебя не осудят.

Каждый маленький человек - личность со своим, даже в 7 лет, опытом, эмоциями, чувствами, мыслями, багажом знаний. Впуская в свою жизнь ребенка (именно в свою жизнь, так как работа и жизнь для учителя -  взаимозаменяемые понятия), всегда надо помнить принцип - «НЕ НАВРЕДИ!».

Служение – понятие круглосуточное. Педагогом нельзя быть с понедельника по пятницу и только на школьных уроках. Учительское попечение не знает выходных дней и напоминает собой духовное «03». Вот почему место встречи с учениками является не урок, а сердце. Учитель несет ответственность не только за то, какие знания даст, но и за психологическое состояние детей, а именно веру в себя, здоровую самооценку, надежду на счастливую дальнейшую жизнь. Школа – это второй дом для ученика, он создан для них, без них он не будет существовать.

В первый класс ребята идут с горящими глазами, с огоньком;  задача педагога – этот огонек поддерживать. Сравниваю учителя с  хранительницей очага. И правильно – ведь очень часто класс сравнивается с семьей. Сохранить этот огонек -  в наших силах, так как в младшем школьном возрасте авторитет учителя затмевает родительский авторитет.

Наблюдая за своими выпускниками, я радуюсь, что  воспитала их неравнодушными, чуткими, внимательными. А воспитать человека может только учитель-человек. Ученик, не увидевший красоту и доброту в нас, не поймет наших слов о красоте и доброте. Очень неприятно общаться нам с людьми озлобленными, категоричными, вредными, эгоистичными. Хочется быстрее удалиться, лишний раз не сталкиваться. Взрослый человек может себя защитить, а если с таким общением сталкивается ребенок  и ему приходится в таком русле контактировать? Что с ним начинает происходить? Один замыкается, уходит в себя, другой становится агрессивным.

Компетентность  учителя– это первостепенно, но и очень важным считаю в учителе внешний вид, голос, мимику, культуру общения с  коллегами, манеры. Все это вкладывает учитель в своих учеников.

Воспитывая детей и увлекаясь этим, мы порой забываем о самовоспитании, самообразовании, не замечаем собственных ошибок. Закончив институт, я понимаю, что учиться на этом я не закончила, тем более в наше быстротечное и информационно  насыщенное время. Нужно соответствовать ему. Личный пример учителя – вот что входит в сознание ребенка без заучивания и без закрепления.

Если происходит рост новейших технологий, соответственно откладывая отпечаток на социуме, то и дети сейчас не такие, как 10-20 лет назад. Это дети с ярко выраженным своим «я», дети, имеющие больше прав, выбора, желающие быть более свободными (в правильном смысле этого слова). Значит, и подход, и методы, и приемы обучения должны корректироваться. Все меньше остается вопросов в нашей жизни, на которые можно дать однозначный ответ. И здесь как нельзя лучше вспоминается индийская пословица: «Если дать человеку рыбу, он будет сыт целый день. Если научить человека ловить рыбу, он будет сыт всю жизнь». Значит, главная задача учителя - не просто дать знания, а научить применять их. Чтобы ребенок смог их применить, ему нужно уметь думать, анализировать, расставлять правильно приоритеты, видеть глубину.

В педагогике не может быть случайных людей. Мы должны осознавать свою миссию. Учитель – это творец, как бы пафосно это ни звучало. Всегда нужно помнить, что работаешь с живым материалом, нежным, ранимым, наивным. И либо «натворишь», либо сотворишь прекрасное произведение, которым будут любоваться, восхищаться, которое принесет пользу обществу и общество будет в нем нуждаться. На первый взгляд, наша деятельность кажется повторяющейся и однообразной. На самом деле каждый урок, каждый день и каждый набор детей непредсказуем и уникален. Возникают и знакомые ситуации, но они требуют уже новых решений. Появляются новые герои, которые являются примером для подражания, меняются ценности, развлечения, игрушки, в конце концов. Набирая детей в первый класс, проживаю и свою жизнь заново, переосмысливаю, что главное, основное, что нужно ребенку. И все больше убеждаюсь, что неизменным остается любовь к своему делу и к детям. Еще В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....