Главные вкладки

    Рабочая программа по светской этике для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.
    рабочая программа (4 класс) по теме

    Маркина Елена Ивановна

    В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya____uchebnaya____programma_kursa_orkse_moyo.docx34.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая    учебная    программа  курса

    «Основы религиозных культур и светской этики»

    Модуль

    «Основы светской этики» 

    составлена на основе авторской учебной программы

     «Основы религиозных культур и светской этики»  А. Я Данилюк,

     утверждённой Министерством образования Российской Федерации

    (Москва, «Просвещение», 2010)

    Количество часов в неделю: 1 час

    Количество часов за год: 34 часа


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

    -        авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.

    Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей школе в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

    Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется,  в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

    В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

    В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКСЭ, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

    Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). 

    Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

    1.       Основы православной культуры;

    2.       Основы исламской культуры;

    3.       Основы буддийской культуры;

    4.       Основы иудейской культуры;

    5.       Основы мировых религиозных культур;

    6.       Основы светской этики.

    Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

    Наша школа на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса,  определила для изучения модуль ОРКСЭ «Основы светской этики».

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

    Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

    Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

    Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

    Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

    Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

    Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

    общая историческая судьба народов России;

    единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

    Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

    Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

    Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Задачи учебного курса ОРКСЭ:

    1.       знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

    2.       развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

    3.       обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

    4.      развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

    Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достиже ние следующих личностных, метапредметных и предметных ре зультатов освоения содержания.

    Требования к личностным результатам:

    1. формирование основ российской гражданской идентичнос ти, чувства гордости за свою Родину;
    2. формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до верия и уважения к истории и культуре всех народов;
    3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
    4. развитие этических чувств как регуляторов морального по ведения;
    5. воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам  других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмо циональных состояний;
    6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    7. наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно му отношению к материальным и духовным ценностям.

    Требования к метапредметным результатам:

    1. овладение способностью принимать и сохранять цели и зада чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ ления;
    2. формирование умений планировать, контролировать и оце нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
    3. адекватное использование речевых средств и средств ин формационно-коммуникационных технологий для решения раз личных коммуникативных и познавательных задач;
    4. умение осуществлять информационный поиск для выполне ния учебных заданий;
    5. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
    6. овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
    7. готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж дого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен тировать свою точку зрения и оценку событий;
    8. определение общей цели и путей её достижения, умение
      договориться о распределении ролей в совместной деятельнос
      ти; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
      окружающих.

    Требования к предметным результатам:

    1. знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
    2. знакомство с основами светской и религиозной морали, по нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
    3. формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно сти России;
    4. осознание ценности нравственности и духовности в челове ческой жизни.

    Учебно-методическое обеспечение курса

    1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2012
    2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
    3. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс М.: «Просвещение» 2010
    4. Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010


    Календарно – тематическое планирование модуля   «Основы светской этики»

    п/п

    Тема урока

    Кол-во

    часов

    Дата

    Коррект.

    даты

    Характеристика

    деятельности уч-ся

    Используемые ресурсы

    Россия  - наша Родина.

    1

    Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

     Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

     Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

     Знакомятся  с  взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

      Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

     

     

     Программа комплексного учебного курса    « Основы религиозных культур и светской этики».

     

      Учебное пособие «Основы светской этики».

     

      « Основы религиозных культур и светской этики» книга для учителя.

    Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.

    1

    Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

    1

    Ценность родства и семейные ценности

    1

    Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

    1

    Образцы нравственности в культурах разных народов

    1

    Нравственный образец богатыря

    1

    Дворянский кодекс чести

    1

    Джентльмен и леди  

    1

    Государство и мораль гражданина

    1

     Образцы нравственности в культуре Отечества

    1

    Мораль защитника Отечества

    1

    Порядочность. Интеллигентность

    1

    Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства

    1

    Что значит «быть нравственным» в наше время?

    1

    Творческие работы учащихся.

    1

    Творческие работы учащихся.

    1

    Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

      Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

      Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.

      Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

      Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

      Справочные материалы для общеобразовательных  учреждений.

     

      « Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.

     

     Электронное пособие  «Основы религиозных культур и светской этики».

    Добро и зло

    1

    Долг и совесть

    1

    Честь и достоинство

    1

    Смысл жизни и счастье

    1

    Высшие нравственные ценности

    1

    Идеалы

    1

    Принципы морали

    1

    Методика создания морального кодекса в школе.

    1

    Нормы морали. Этикет.

    1

    Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против».

    1

    Образование как нравственная норма

    1

    Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

    1

    Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    1

    Подготовка творческих проектов

    1

    Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

      Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

      Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение.

      Готовят сообщения по выбранным  темам.

    Программа комплексного учебного курса    « Основы религиозных культур и светской этики».

     

      Учебное пособие «Основы светской этики».

     

      « Основы религиозных культур и светской этики» книга для учителя.

    Выступление обучающихся со своими творческими работами на тему: «Что такое этика?»

    1

    Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

    1

    Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.

    В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

    Рабочая программа по технологии для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.

    В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

    Рабочая программа по физкультуре для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.

    В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

    Рабочая программа по ИЗО для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.

    В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

    рабочая программа по светской этике 4 класс

    рабочая программа с пояснительной запиской и календарно-тематическим планом 34 часа...

    Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс.

    Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс...

    рабочая программа по светской этике

    Рабочая программа смоделирована в соответствии с основными положениями ФГОС НОО 2009г, требо­ваниями Основной образовательной программы НОО ОУ и авторской программы...