Внеурочая деятельность "Ах, этот бал..."
план-конспект урока (1 класс) по теме

Бебешко Светлана Анатольевна

На занятии по внеурочной деятельности дети познакомились с историей бала, прослушали произведеия композиторов "Мазурка", "Вальс". "Полька" и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ah_etot_bal.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Белгородского района»

«Ах, этот бал…»

(внеурочная деятельность)

Учитель: Бебешко С.А.

Класс: 1 «в»

с. Стрелецкое, 2012 год.

Цель занятия: познакомить учащихся с историей балов, музыкой, традициями.

Задачи:

прививать любовь учащихся к истории и культуре нашего государства.

познакомить учащихся с эпохой дворянства, произведениями композиторов, традициями.

развивать мышление учащихся посредством слушания шедевров мирового искусства.

Ход занятия

1 ученик:

Здравствуйте, здравствуйте,

Гости дорогие!

Заходите, проходите.

Как живем мы, посмотрите!

Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

Учитель: Я предлагаю вам сейчас поработать в группах. Вспомните правила работы в группе, как вы будете обсуждать задание, как покажете готовность группы, кто будет отвечать. (У каждой группы иллюстрация из сказки «Золушка»). Вы  узнаёте эту героиню? Кто это? (Золушка). Почему у вас разные иллюстрации, а ответы вы дали одинаковые? Вспомните сказку. Какая самая заветная мечта была у Золушки? (попасть во дворец на бал). Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (О балах).

2 ученица:

Ах, бал – прекрасное мгновенье.

Его мы ждем все с нетерпеньем.

Прически, платья – красота!

Царицей бала стану я!

  Бал – торжественное мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа. В России балы появились в 18 веке, во времена правления Петра I, но получили своё широкое распространение в 19 столетии.

 Балы давались круглый год, но начинались с поздней осени – и продолжались всю зиму, за исключением периодов, когда следовало поститься. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы

 заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было посещать или принимать гостей и готовиться к следующим балам. Порой подобная

 напряжённая жизнь плохо сказывалась на  здоровье дам – схваченная простуда на балах иногда приводила к летальному исходу.

 Бальный этикет включает в себя разные требования: бальные костюмы, культуру поведения на балу, правильное исполнение танцев, а также и оформление бальных помещений (залов, курительной, буфета, игровой комнаты).

 Балы и балы-маскарады разделялись по сословным, профессиональным, возрастным категориям, приурочивались к особым торжествам, и бывали придворными, общественными, частными, купеческими, свадебными, детскими… Популярны в своё время были балы Дворянского собрания, балы художников и балы, проводимые иностранными посольствами.

 Как вы думаете, почему Золушка не могла попасть на бал? Почему не приглашали на балы крестьян?

    Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала – главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье. Как готовились к балу сестры и мачеха Золушки, вы помните? (иллюстрация, слушание отрывка из сказки)

    Получив приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие на предстоящем балу, или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие – но для отказа требовалась веская причина.

   Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что всё остальное время было подчинено подготовке к ним. В дворянских домах ни на
минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин — дедушка нынешнего
фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

   Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.
     Почему же Золушка, попав на бал, смогла танцевать с принцем? Как она научилась танцевать?
   

    На балы собирались тысячи гостей. На них полагалось приезжать в полной
парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью.(иллюстрации)

Бал – настоящая находка 

Для юных франтов и для дам; 

Его с восторгом ждет красотка, 

Он праздник пасмурным отцам. 

Чтоб дочка куколкой оделась, 

Хлопочет опытная мать, 

А чтоб она не засиделась, 

Везет ее потанцевать. 

К бальному внешнему виду предъявлялись строгие требования. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. Для девушек рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в
расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. (иллюстрации)

  Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый (1830-е годы) или чёрный (вторая половина XIX века) галстук. Фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов утвердилась мода на чёрный цвет. (иллюстрации)

  Военные являлись в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, и все в бальных башмаках, лишь уланам дозволялось бывать в сапогах.

  Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные – замшевые перчатки. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару. (иллюстрации)

  Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения, ныне почти утраченного.


  Дворянский бал был школой общения для людей . На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха.

  На балу существовали и правила поведения. На танец можно было пригласить понравившуюся девушку заранее. У каждой девушки была специальная книжечка, куда она записывала название танца и имя того, кто ее пригласил. Но можно было пригласить и перед самым танцем, если еще никто ее не пригласил. Как же пригласить на танец? Кто может показать?

    Какая же музыка звучала на балу?
   

   Полонез, которым открывался бал, длился  30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие.
  Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Было очень постыдным на балу потерять такт.(звучит «Полонез»)

    Вторым танцем на балах был вальс, о котором
А. С. Пушкин писал:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихор шумный,
Чета мелькает за четой.

Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Вальс — танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы»

  Уважаемые джентльмены, пригласите ваших дам на Вальс. (Звучит «Вальс»)

    Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки, во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик.
Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры.  (Звучит «Мазурка»)

Также звучали на балу «Полька» и «Менуэт».


   В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок. (Звучит «Котильон»)

   Во время танца кавалер развлекал даму лёгким  разговором, дама же отвечала скромно и не смела смотреть в глаза танцору слишком часто. В обязанности кавалера также входило предотвращать столкновения с другими парами и не допускать падения своей дамы – если такое происходило, кавалер помогал даме подняться, провожал её до места, приносил свои извинения и спрашивал, не нуждается ли она в какой-либо помощи.

   По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он её взял. Обменявшись взаимными поклонами, кавалер либо удалялся, либо мог остаться рядом с дамой и некоторое время продолжать разговор.

    С бала гости могли уехать в разное время. Они прощались с хозяевами и им подавали кареты, на которых они приехали на бал. А как уехала с бала Золушка? Почему? Как закончилась сказка?

   

Сегодня бал, в огнях весь дом

Подъехали кареты

Шампанское укрыто льдом

И слуги приодеты

 

Вплывают дамы, всех слепят

Бриллианты и сапфиры

Надеты модные шарфы

На оголенных спинах

 

Везде банты и кружева

Мелькают эполеты

И знатоки Парижских мод

В новинки разодеты

 

Зал весь в свечах и зеркалах

Хрустальный звон бокалов

Хозяин дома объявил

Раздолию начало

 

Мазурки музыка звучит

Её сменяют вальсы

Никто веселья не отверг

И скучным не остался

  

Грохочет бал, сияет бал

Летают в косах ленты

Повсюду музыка звучит

И шепот комплиментов

   

Сей праздник память сохранит

Останется потомству

Приятно время провели 

В забавах и знакомствах

 

Замолк оркестр, в окне рассвет

И слуги гасят свечи

Гостей развозят по домам 

Красивые кареты

 

Довольны все и стар и млад

Вот будет разговоров

Немного жаль, грядущий бал

Готовится не скоро

 (Владислав Старостин).

 Вот и наш «бал» подошел к концу. Что же вам понравилось? Что запомнилось больше всего? Что хотели бы узнать еще?

От всей души мы  веселились,

Музыку слушали, в танце кружились.

А сейчас нам прощаться пора:

До свиданья, закончилась наша игра…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по курсу внеурочной деятельности "Шахматы" - тема "Этот слон совсем на слона не похож".

Задачи: 1. Актуализировать и расширить знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторить об изученных фигурах. 2. Развивать внимание, память, мелкую моторику учащихся, расширять кругозор учащихс...

Планирование внеурочной деятельности "Этот разноцветный мир" (12 ч). ФГОС. 1 - 4 классы.

Учитель: Кучковская Светлана Михайловна. БОУ г. Омска " СОШ № 63".Программа кружка расчитана на учащихся начальной школы. Всего - 12 занятий....

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению кружка «Как прекрасен этот мир»

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению кружка «Как прекрасен этот мир» включает в себя описание нормативно-правовой базы, цели и задач, методов, ценностных ориенти...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Как прекрасен этот мир"

Рабочая программа внеурочной деятельности " как прекрасен этот мир"...

Внеурочое занятие по программе "Я исследователь". Тема: "Зависимость громкости звука от расстояния"

Ты задумывался когда-нибудь, почему находясь у классной доски, ты хорошо слышишь своих товарищей за первыми столами и едва различаешь своих друзей, сидящих за столами в конце класса? Поможет ответить ...

Внеурочная деятельность "Как прекрасен этот мир!" для 1-2 классов

Курс внеурочной деятельности "Как прекрасен этот мир!" посвящен развитию индивидуальности ребенка в процессе творческой изобразительной деятельности. Дети учатся рисовать самостоятельно без образца, д...