урок в 4 классе
методическая разработка по теме

Сорокина Ирина Александровна

"Основы религиозных культур и светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc41 КБ
Office presentation icon prezentaciya_miloserdie.ppt1.15 МБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСТВКОЙ ЭТИКИ

Урок №12. Тема: «Милосердие».

                    Цели:

1) осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, знакомство с основными христианскими заповедями, которые учат милосердию;

 2) развивать речь, мышление, внимание, память;

  3) воспитывать любовь к ближнему, милосердие, сострадание;

  4) коррекционная цель: фиксация взора, развитие глазодвигательной функции.

                                   Ход урока.

  1. Организационный момент (психологический настрой).

- Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головы руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним (учитель ходит и гладит по головкам детей). С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки, тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к солнцу, к свету.

- Ребята, как цветы тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового и интересного.

2. Сообщение темы и цели.    Слайд 1.

- Прочитайте слово на экране. Как вы понимаете значение этого слова? Вот сегодня мы поговорим о милосердии. Прочитайте ключевые слова нашего занятия.                   Слайд 2.

  1. Работа над новой темой.
  1. исследовательское задание:    

- Одно из самых красивых слов на свете «милосердие».

- В толковом словаре В.И.Даля дано следующее толкование… слайд 3.

- Какое слово вам наиболее близкое? Объясните, почему?

* притча о добром самарянине:

- Однажды Иисуса Христа спросили о том, какая самая главная среди множества заповедей. И он сказал, что важнее всего любовь к Богу и человеку. «Люби ближнего, как самого себя».   Слайд 4.

- И тогда ему задали вопрос: «А кто мой ближний?» Нет человека, который бы никого не любил. Многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня. Это и есть мои ближние».

- Христос же на заданный вопрос ответил притчей…

- Послушайте притчу о добром самарянине (рассказывает ученик)  слайд 5

- На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопиться, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже неправильно говорил на местном языке, остановился. Раненный замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит? А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвёз раненного в гостиницу и оплатил его лечение.

- Вот видите, знакомые не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

-Прочитайте, что означает притча Христа.   Слайд 6.

- Как вы понимаете 1 выражение? 2 выражение? Кто вам всегда придёт на помощь?

- Вы согласны с утверждением: « Как ты к нам относишься, так и мы к тебе»? Нельзя злом отвечать на зло.

- Какие милосердные дела можно совершать дома? на улице? в транспорте?

* работа по учебнику:

- А теперь давайте обратимся к учебнику. Прочитайте отрывок на стр.43 .

- Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды.                              Слайд 7.

Самый высокий из призывов Христа…. Слайд 8.

- Надо уметь забывать и прощать обиды.

* физминутка.

- Ребята, прежде чем продолжить разговор, давайте отдохнём.

- Как научиться милосердию? Давайте прочитаем.     Слайд 9.

- Вспомните сказку «Царевна-лягушка». Когда Иван-царевич в поисках   стрелы оказывается на болоте перед своей невестой-лягушкой.   Слайд10.

- Как вы думаете, стал бы Иван-царевич подлинным героем сказки и счастливым человеком, если бы не пожалел, не проявил милостивые чувства к невесте-лягушке?  

* понятие о милостыне.

- Одно из дел милосердия – милостыня. Прочитайте, что говорил Иисус Христос … (хором)                   Слайд 11.

- Есть и в наше время люди, которые нуждаются в помощи, в милостыне.

- Это Святой Дорофей, который говорил…              Слайд12.

* В.Ключевский – великий русский историк о милостыне.      Слайд 13, 14.

- Великий русский историк Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу «Христа ради», другая же подаёт «Во имя Христово».

- А это святая Ульяна.                     Слайд 15.

- В конце 16 в. в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Ульяна. Ещё будучи девочкой, она шила из лоскутков платья, другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по-прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. А Ульяна, которая питалась умеренно, вдруг стала просить себе всё больше еды. Свекровь недоумевала: «Раньше ты ела совсем немного, а что же сейчас ешь в три горла?» На самом деле святая Ульяна тайком уносила пищу и раздавала голодным. Когда же в доме не осталось хлеба, святая Ульяна стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.

- Надо ли всем говорить о том, что ты помог кому-то?

- А может ли человек даже не заметить, что он совершил доброе дело?

- Можно ли брать плату за милосердную помощь?

- Христос говорил ….          Слайд 16..

 

* закрепление:

- Я предлагаю вам поработать за компьютерами и закрепить наши знания.  

  1. Итог урока.  

- Кого же можем назвать милосердным человеком? (того, кто помогает тем, кто нуждается в помощи).

  1. Рефлексия.

- Что ты взял   для себя  с этого занятия?

Сорокина Ирина Александровна МКОУ «СОШ№9»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Милосердие

Слайд 2

Ключевые слова: милосердие, ближний, любовь к врагам, милующее сердце, милостыня.

Слайд 3

« Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость ». (из толкового словаря В.И.Даля) Даль

Слайд 4

Главная среди заповедей «Люби ближнего, как самого себя»

Слайд 5

Притча Христа о добром самарянине

Слайд 6

Притча Христа означает: Ближний-тот,кто не оставит тебя в беде; Ближний-тот,кто нуждается в твоей помощи

Слайд 7

Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

Слайд 8

«А я говорю вам: любите врагов ваших» Переступить через давние и вроде бы справедливые обиды

Слайд 9

Как научиться милосердию? Ухаживать за больными Ухаживать за младшими Бескорыстно предлагать свою помощь

Слайд 11

Милостыня-это помощь другому человеку из жалости к нему . «Всякому просящему у тебя – дай» милостыня

Слайд 12

Святой Дорофей о милостыне Святой Дорофей

Слайд 13

Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.

Слайд 14

Русский историк В. Ключевский о милостыне Милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых.

Слайд 15

Святая Иулиания святая Иулиания

Слайд 16

Христос сказал, что когда подаете милостыню, пусть правая ваша рука не знает,что делает левая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4

Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова

КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...