Проектная деятельность младших школьников
статья по теме

Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность .Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность младших школьников

Люлина Людмила Васильевна, учитель начальных классов

Концепция модернизации российского образования  предъявляет новые социальные требования к системе образования и, в частности, к подготовке учащихся начальной школы, в которой закладывается фундамент для дальнейшего образования. Перед современной школой стоят новые цели: развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремление ребенка к самореализации. Один из путей достижения этой цели – организация личностно-ориентированного образования. Существенную роль в этом может сыграть проектная деятельность.

Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность .                                                                                                                                                           Этот метод меняет отношение детей к учёбе, поскольку имеет личностно-ориентированную направленность, стимулирует мотивацию и интерес к работе, способствует рефлексии, развивает коммуникативные умения, гуманность, толерантность. Он призван развивать и усиливать познавательные интересы школьников к изучаемым учебным предметам.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов учащихся в той или иной области знаний, умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, отбирать только ту информацию, которая позволила бы решить основные задачи проекта.  Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, как индивидуальную, так и работу в группах.

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  1. обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  2. развитию творческих способностей и активности учащихся;
  3. формированию проектного мировоззрения и мышления;
  4. адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  5. формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные

 Этот метод меняет отношение детей к учёбе, поскольку имеет личностно-ориентированную направленность, стимулирует мотивацию и интерес к работе качества.

 

Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проект – это шесть «П».

Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация – «Портфолио».

 Классификация проектов

Проекты достаточно разнообразны. В основу их классификации могут быть положены разные типологические признаки:

По характеру доминирующей деятельности в проекте:

  1. поисковый проект (поисковая деятельность);
  2. исследовательский проект;
  3. творческий проект;
  4. игровой проект (ролевая деятельность);
  5. прикладной (практико-ориентированный) проект;
  6. ознакомительно-ориентированный проект.

По характеру контактов:

  1. внутренние (класс, школа);
  2. региональные (город, район, регион);
  3. международные

По количеству участников проекта:

  1. индивидуальный;
  2. парный;
  3. групповой;
  4. коллективный;
  5. массовый

По продолжительности проекта:

  1. длительный (от месяца до нескольких месяцев);
  2. средней продолжительный;
  3. краткосрочные

. Чтобы ребенок был инициативен, учитель должен отказаться от роли "носителя информации" и роли арбитра. При таком обучении учитель выступает как помощник, сопровождающий собственный поиск участников.

На разных этапах организации проектно-исследовательской деятельности учащихся учитель выступает в различных ролевых позициях:

  1. проектировщик: проектирует основные вехи проектно-исследовательской деятельности учащихся до ее выполнения;
  2. фасилитатор-консультант, побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений, владеет способами задавать вопросы исследовательского типа, при этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения;
  3. координатор, помогает отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет процедурные функции (например, определение очередности высказываний).

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.

Работать над проектом можно в рамках любой программы начальной школы, используя методическую помощь УМК “Планета знаний”.

Этапы выполнения проекта

Учитель: 

предлагает,

ставит проблему, консультирует, наблюдает, советует, помогает, уточняет, проверяет,

уточняет,

проверяет,

обобщает,

контролирует,

следит,

оценивает.

1.Исследовательский

  1. Поиск проблемы
  2. Выбор материалов
  3. Анализ деятельности

Ученик:

анализирует,

сравнивает,

выбирает,

исследует,

изучает,

рисует,

чертит, разрабатывает,

определяет,

подсчитывает,

обобщает,

оформляет,

защищает проект.

2. Технологический

  1. Соблюдение технологических операций

3. Заключительный

  1. Контроль
  2. Защита проекта
  3. Оценка

Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов

1.Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.

2.Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.

3.Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчёркивает своим поведением это доверие.

4.Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.

5.Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контроллёра на позицию помощника и наставника.

6.Учитель следит за своей речью (не “Ты сделал неправильно!”, а “Почему ты это сделал так?”).

7.Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.

Советы учителю, работающему по методу проектов

1.Вы должны быть уверенны, что тема проекта интересна в классе.

2.Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и её можно рассматривать с разных точек зрения.

3. Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности (изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на плёнку, интервью, короткую пьесу и.т.д.)

4.Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Лучше меньше, да лучше.

5.Всегда будьте рядом, чтобы протянуть руку помощи.

6.Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными.

7.Прокоментируйте и оцените работу учащихся. Сотрудничайте с детьми

 Литература: 

1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа – 2005г

 2. Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория. В. 2009

 3. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. – Москва, Вентана-Граф, 2002г.

 4. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996

  Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1–4 классы. Учебно-       методический комплект “Планета знаний”. – М.: АСТ: Астрель, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников...

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...