Обучение детей-инвалидов в домашних условиях
рабочая программа (1 класс) по теме

Крылова Юлия Владимировна

Предлагаемая программа  определяет основные направления и содержание  коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость. Главной задачей обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей  является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тогурская начальная общеобразовательная школа»

Утверждаю

Директор МБОУ «ТНОШ»

О.А. Пшеничникова

Приказ №___________

От «     »________________2012 г.

Рассмотрено

 на педагогическом совете

протокол № __________

от «     » _______________2012 г.

Рабочие учебные программы

для индивидуального обучения

для I ступени / 1 класс

Срок реализации: 2012-2013 учебный год

Программу составила: Крылова Юлия Владимировна

с. Тогур

2012-2013

Пояснительная записка.

Правовую основу организации обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, составляют:

  1. Закон РК «Об образовании» от 24.12.2008 г., с изменениями и дополнениями от 24.10.2011 г. № 487-IV.
  2. Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11.07.2002 г. № 343.
  3. Приказ МОИ РК «Правила о порядке организации учебных занятий для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических, реабилитационных и других организациях здравоохранения, оказания помощи родителям в обучении детей-инвалидов на дому учебно-воспитательными организациями» от 26.11.2004 г. № 974.
  4. Письмо МОН РК «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» от 28.02.2000 г. № 07-4/889.

Обучение детей-инвалидов организуется на основании Приказа МОН РК от 26.11.2004 г. № 974.

Современный этап развития специального образования в России характеризуется новым отношением государства и общества к лицам с отклонениями в развитии. Сегодня Россия и другие европейские государства, находится на определённом этапе эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии характеризующимся тем, что на смену старой парадигме государственного и общественного сознания «полноценное большинство – неполноценное меньшинство» приходит новая – «единое сообщество людей, включающее людей с проблемами».

Наряду с изменением отношения к лицам с ограниченными возможностями, в частности с интеллектуальной недостаточностью, претерпели изменения и взгляды на возможности их умственной и социальной реабилитации. В современных психолого-педагогических исследованиях, а также в педагогической практике получены новые данные об особенностях развития детей с интеллектуальной недостаточностью и разработаны новые коррекционные технологии. До настоящего времени отсутствовали  учебно-методическое и программное обеспечение специального образования. Данный вопрос является актуальным, так как своевременное оказание коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальной недостаточностью в период дошкольного детства сможет  предотвратить как  проблемы школьной неуспеваемости, так и социальной дезадаптации в целом.

Предлагаемая программа  определяет основные направления и содержание  коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость. Главной задачей обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей  является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта. Достижение этих целей невозможно без необходимых материально-технических условий, кадрового, программного и методического обеспечения.

Программное обеспечение работы с глубоко умственно отсталыми детьми, затем подростками и взрослыми позволяет определить цели и задачи, содержание воспитания и обучения, основные принципы, этапы коррекционной работы.

Теоретической основой представленной программы являются общепризнанные положения выдающихся психологов Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н. Леонтьева,  Н.Г.Морозовой,  Д.Б.Эльконина и других ученых о единстве основных  закономерностей психического развития ребенка в норме и патологии, о значении культурно-исторического развития личности ребенка, о сензитивных  возрастах, о соотношении коррекции и развития, о значении деятельности в развитии и т.д.

      Настоящая программа направлена на реализацию основ целейспециального  образования - создание благоприятных условий для эмоционального, интеллектуального и социального развития ребенка с нарушением интеллекта и формирование его позитивных личностных качеств.

Задачами специального школьного образованияявляются :

- организация коррекционно-воспитательного процесса, направленного на предупреждение и  преодоление  вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом;              

 - формирование способов усвоения социально приемлемого опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;

-  развитие познавательной активности;

Содержание программного материала учитывает принципы воспитания и обучения, принятые как в общей, так и в специальной (коррекционной) школьной педагогике.

Основными принципами школьной педагогики являются:

-единство воспитательного и образовательного процессов,

-научность содержания обучения,

-учет возрастных возможностей ребенка,

- доступность изложения материала,

- повторяемость материала при изучении,

-концентричность изучения  материала.

Основными принципами коррекционной школьной педагогики являются:

-Генетический (онтогенетический) принцип, который  предусматривает учет общих тенденций развития нормального и аномального ребенка. Аномальный ребенок проходит в своем развитии  все стадии онтогенетического развития, что и нормально развивающийся, однако в ином темпе. Формирование определенных  возможностей у них достигается иными средствами,  чем у нормально развивающихся сверстников.

-Принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития». Обучение должно учитывать особенности возраста и особенности структуры нарушения. Более раннее начало коррекционно-воспитательного процесса способствует как ускорению темпов развития, так  и преодолению отклонений в развитии. Развивающее обучение строится с учетом сензитивных периодов в развитии ребенка и направлено на формирование деятельности, развитие психических процессов и личности ребенка в целом.

 - Принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка. Л.С.Выготский  в своих трудах  указывал, что вторичные нарушения могут не возникнуть,  если  воспитание  направлено на их предупреждение. Коррекция вторичных отклонений возможна исключительно педагогическими методами.

- Принцип коррекции и компенсации,  требующий гибкого соответствия используемых в коррекционно-воспитательной работе индивидуального и дифференцированного подходов характеру имеющихся  у детей нарушений, структуре данных нарушений  и их выраженности.

- Принцип деятельностного подхода  в развитии психических процессов и личности аномального ребенка в целом  требующий учета ведущего для каждого возраста типа деятельности, в рамках которого формируются психологические новообразования, определяющие, в свою очередь,  личностное развитие ребенка.

Построение программы в соответствии с указанными принципами позволяет обеспечить социальную направленность педагогических воздействий и социализацию  детей с проблемами умственного развития  в целом.

Предлагаемая программа составлена с учетом специфических особенностей  моторного, сенсорного, умственного, речевого,  эмоционального и социально-личностного развития детей с нарушением интеллекта, их ведущих мотивов и потребностей, характера ведущей деятельности, типов общения, а так же учитывает социальную ситуацию развития ребенка.

Учитывая вышеуказанные принципы, специфические особенности психофизического развития умственно отсталых детей, а  так же образовательные потребности данной категории детей  в программе выделены следующие  изучаемые предметы:  «Чтение», «Математика», «Письмо»,  «Окружающий мир».

В содержании предметов программы дана краткая аннотация, отражающая значимость данного вида деятельности для развития умственно отсталого ребенка и коррекции имеющихся у него отклонений; определены цели и задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми по данному разделу;  сформулированы задачи обучения и воспитания детей; предложены темы для планирования и проведения занятий с детьми по данному разделу.

В содержании данной  программы нашли отражение основные принципы новой модели образования, в частности,  принцип расширения образовательных возможностей, предусматривающий изменение условий обучения таким образом, чтобы все дети имели возможность добиться успеха, но не обязательно в одно и то же время и одним и тем же способом. Реализация данного принципа заключается как в учете нужд и потребностей  школьников с нарушениями интеллекта, так и в  многоуровневой системе ожидаемых результатов с учётом возможностей и способностей их достижения воспитанниками. Личностно-ориентированное образование признает уникальную сущность каждого школьника и индивидуальность его образовательной траектории, а также  отношение к ребенку как к полноценному партнеру, как к сотрудничающей стороне. При этом педагог должен исходить из интересов  ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Такой подход создает наиболее оптимальные условия для обеспечения физиологического и психологического благополучия школьников имеющих  интеллектуальную недостаточность. Социальная направленность  специального образования, так же нашедшая отражение в предложенной программе,  предусматривает подготовку умственно отсталых детей  к   адекватной ориентировке в окружающем мире, формированию навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.

Данная  образовательная программа  разработана (в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 3 апреля 2003 года № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»

Характеристика обучающегося СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

На дому обучается девочка  – инвалид со сложной структурой дефекта.

Девочка с нарушениями интеллектуального развития.

Для этих детей характерна повышенная истощаемость нервной системы. Отмечаются грубые нарушения внимания в виде недостаточной устойчивости, трудностях концентрации, своеобразное изменение поведения и снижение работоспособности, повышенная возбудимость, импульсивность, расторможенность. Дети, как правило, двигательно беспокойны, часто отвлекаются.

Также эти дети могут проявлять инертность, вялость, замедленность. Все это проявляется в особенностях их поведения, моторики, работоспособности, познавательной деятельности. Для детей характерна негибкость мышления.  Такие дети некритичны, их реакции на отношение к ним окружающих неадекватны.

Моторная сфера отличается бедностью и стереотипностью. Особенно беспомощны, слабы и вялы верхние конечности. Дети долго не могут научиться одеваться, обращаться с обиходными предметами, управлять собственными движениями. Отмечается плохая ориентировка в пространстве.

Дети с нарушенным интеллектом понимают речь окружающих, но их собственная речь, развиваясь вне действия, в отрыве от конкретной деятельности носит часто бессодержательный и подражательный характер. Иногда высказывания сопровождаются жестикуляцией и мимикой. Поведение детей лишено мотивов, отмечается нарушение целенаправленной активности. Дети безынициативны, бездеятельны, беспомощны, им свойственен благодушно-эйфорический фон настроения, некритичность к себе и окружающим.

Психическое развитие детей с умственной отсталостью без специального обучения протекает с большими отклонениями. У них отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо  более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.

 Дети плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, плохо различают свойства предметов (цвет, форму, величину), недостаточно ориентируются в пространстве. Недостатки зрительного восприятия и представления затрудняют детям в дальнейшем уточнение образа букв, пространственного расположения их элементов.

Речь характеризуется большим количеством фонетических и грамматических искажений, бедностью лексического запаса. Овладение грамматическим строем речи на протяжении  обучения продвигается очень медленно, а у некоторых детей не происходит.  Наиболее серьезно страдает у   детей связная речь, или она вообще отсутствует.

Ситуативное значение слова, недостаточная грамматическая оформленность речи, нарушение фонематического слуха и замедленность восприятия приводят к тому, что речь окружающих либо часто совсем не понимается детьми с интеллектуальными нарушениями развития, либо понимается неточно и даже искаженно.    Речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния. Поэтому дети не могут играть, создавать сюжетные рисунки, декоративные работы, конструкции в соответствии с заранее сформулированным замыслом.

Речевая недостаточность детей с умственной отсталостью отрицательно влияет на развитие всей познавательной деятельности, на возникновение речевых предпосылок, обеспечивающих в дальнейшем процесс овладения грамотой, а также затрудняет или делает практически невозможным развитие коммуникативной функции речи. Недоразвитие этой функции не компенсируется и другими средствами  общения, в частности мимико-жестикуляторными. Детей   с интеллектуальными нарушениями развития отличает амимичное лицо, плохое понимание жеста.

Для таких обучающихся характерна неравномерность развития отдельных психических процессов, что обусловливает чрезвычайную неоднородность показателей развития : у одних наблюдаются грубые недостатки фонематического слуха, малая дифференцированность слуховых восприятий, у других – неправильное произношение, связанное с дефектами речевого аппарата, у третьих – нарушение моторики или зрительного и пространственного восприятия и представления.

Ведущим принципом обучения является - коррекционная направленность обучения.

Организация образовательного процесса.

Начало учебного года, сроки и продолжительность каникул соответствуют срокам, установленным годовым календарным графиком.

Недельная нагрузка дана в соответствии с возрастными, интеллектуальными психофизическими возможностями глубоко умственно отсталых детей, с учётом рекомендаций Министерства здравоохранения, Министерства общего и профессионального образования по охране здоровья и предупреждения учебной перегрузки школьников.

Дети с тяжелой степенью умственной отсталости нуждаются в большом индивидуальном и дифференцированном подходе.

Все индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся  во 2 половине дня. Их продолжительность 15-25 мин.

Отметки обучающимся не выставляются. Продвижение определяется результатами их продуктивной деятельности (поделки, рисунки ) и познавательной (уровень развития речи, формирование  умений и навыков счета, социально-бытовой ориентации и навыков самообслуживания).

Таким образом, данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей, обеспечивает коррекцию развития этих детей с целью дальнейшей социализации, реабилитации детей в обществе.

Рабочая программа предмета «Чтение» на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей  (Составитель: НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1984 год), Программы для детей с тяжелой умственной отсталостью (Составитель: В.А.Веремейчик. Обучение грамоте. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,2002 год.), коррекционно-образовательной программы для детей с глубоким нарушением интеллекта «Чтение и письмо», (математика, чтение, письмо, окружающий мир ( специально-коррекционной программы образовательных учреждений VIII вида (допущено Министерством образования РФ,2004г).

Программа адресована для детей со   сложной структурой дефекта  1 класса и рассчитана на 204 часа в год (6 ч в неделю).

У детей с глубокими интеллектуальными нарушениями речевое развитие имеет ряд особенностей: характерно позднее проявление речи, замедленный и затрудненный процесовладения фразовой речью, большие трудности при различении звуков речи, неточное понимание речи окружающих. В связи с нарушением пространственного восприятия и замедленного развития мелкой моторики, а также нарушением аналитико-синтетической деятельности мозга графические навыки и соотнесение звука и буквы у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями  ограниченную способность к восприятию сведений об окружающем. Нередко доступными им оказываются понимание и произнесение элементарных фраз.

Основной целью данного курса обучения  является :

-подготовка детей к самостоятельной жизни, умению ориентироваться в окружающей жизни,общаться с людьми, приобрести простейшие навыки общения.

Курс «Чтение» ставит перед собой ряд задач:

- уточнение и  развитие слухового восприятия учащихся;

- развитие речевого слуха и внимания, способных к звукоподражанию;

- расширение звуков окружающей действительности;

- привитие навыков учебной деятельности;

- формирование правильного звукопроизношения, отдельных звуков;

- развитие артикуляционного аппарата на основе дыхательной гимнастики и      

 артикуляционных упражнений;

- активизация и обогащение словаря детей.

-чтение вывесок на магазинах, чтение своего имени, фамилии, ответы на вопросы текста и учителя.

Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. При этом необходимо  применять различные методы и приемы для более успешного овладения программным материалом: игровую деятельность (дидактические игры на развитие звукопроизношения, на развитие произвольного внимания), использование доступного наглядногоматериала.

Обучение чтению и письму ведется параллельно. Также занятия по чтению сложно отделить от занятий по логопедии. Эти предметы тесно связаны между собой и включают в себя элементы логопедической работы с детьми, имеющими глубокие умственные интеллектуальные нарушения..Навыки и умения, полученные на уроках чтения активно используются на других коррекционно-развивающих уроках. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаики, конструированию. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок; пения.

Порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом специфики особенностей познавательной деятельности детей и ориентирован на индивидуальные возможности каждого учащегося.

Основной формой обучения детей с глубокими интеллектуальными нарушениями является занятие, на котором ведущая роль принадлежит учителю. При этом создаются такие условия, которые дают возможность каждому ученику работать в своем темпе, проявлять возможную самостоятельность при выполнении заданий, а учителю определять и подбирать материал по объему, компоновать по степени сложности в зависимости от возможностей каждого учащегося. Обучение ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с глубокими нарушениями интеллектуального развития. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все сенсорные системы.

Применяется также метод глобального чтения (узнавания и письма целого слова), гимнастика органовречи(артикуляционная),дыхательные упражнения без речевого сопровождения и с речевым сопровождением.

     Каждая тема проходит в обучении 2-3 раза, то есть занятия планируются так, чтобы учащиеся могли одну тему изучить при поэтапном усложнении и многократном повторении. Тематическое планирование составляется  на каждую четверть, коррегируя  и учитывая темы, требующие доработки, а также учитывая уровень усвоения учащимися   программного материала.

У детей с глубокими интеллектуальными нарушениями в связи с нарушением пространственного восприятия и замедленного развития мелкой моторики, а также нарушением аналитико-синтетической деятельности мозга графические навыки и соотнесение звука и буквы сформированы недостаточно, или вообще отсутствуют.

Уроки обучения чтению и письму ведутся параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию.

     С детьми с глубоким нарушением интеллекта проводится работа по развитию зрительных пространственных восприятий и представлений. Это чтение и письмо слева направо расположение строчек, начертаний букв, распознавание называние цветов(черного,белого,коричневого,красного,синего,желтого,зеленого),название и расположение геометрических фигур(горизонтально, вертикально)

   Особенности занятий по обучению  письму заключаются в том, что обучающимся даются технические навыки (правильно держать ручку, карандаш, правильно ими пользоваться при проведении линии),так и умения в изображении отдельных элементов букв. В зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей ребенок может достигать разного уровня успехов, поэтому данный курс обучения письму детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью ставит цель:

- научить детей самостоятельно писать небольшие предложения, свое имя, фамилию.

Задачи  обучения:

-формированиеу учащихся графических навыков, умений соотносить звуки и буквы;

- подготовка учащихся к овладению зрительным образам букв, предметов, а так же их начертаниям;

- развитие и коррекция моторики мелких мышц руки;

- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;

- совершенствованиеграфических навыков;

- привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте листа бумаги, тетради и пользования карандашом.

  Данный курс включает в себя следующие методы и приемы по обучению письму:

1.Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков: КАРАНДАШАМИ, РУЧКОЙ, КРАСКАМИ.

2.Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным линиям, по точкам, самостоятельно.

3.Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.

4.Письмо элементов печатных и рукописных букв, бордюров из элементов букв.

5.Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения листа бумаги, тетради на столе. Формирование правильной осанки во время письма.

6.Формирование пространственных представлений, умения ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, лево, выше, ниже.

7.Игры на развитие мелкой моторики: « Мозаика», работа с сыпучими материалами, нанизывание бусинок на нитку; « Конструктор» и т.д.

8.Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых детям предметов. Соединение точек :получение прямой, различных фигур.

9. « Пальчиковая» гимнастика

Основное содержание.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Материал для занятий:  дидактические игры, игрушки,  мозаика,  предметные картинки, счетный материал (цветные палочки, грибочки,  яблочки и т. д. )

Геометрические формы: кубики, брусочки, шарики, пирамидки. Геометрические фигуры: квадраты, треугольники,   круги,  полоски бумаги, прямоугольники для коррекции и развития психомоторики и сенсорных процессов: трафареты, шаблоны. Используемый материал должен быть разного цвета: синий, зеленый, красный, желтый, белый, черный и размера.

 Все занятия рекомендуется разделить на несколько этапов.  Упражнения выполнять по трем направлениям:

- по показу: «Сделай точно так, как я», «Сравни, правильно ли сделал»;

- по памяти после предварительного анализа: «Запомни», «Сделай так же», «Сравни»;

- по словесной конструкции учителя.

 Важно к концу каждого этапа добиваться самостоятельности при выполнении предложенного задания:

- выделение предметов из группы данных;

- выбор и группировка предметов по основным признакам: цвету, форме, величине;

- выбор и группировка геометрических фигур конструирована из данных геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг;

- конструирование геометрических фигур по образцу из цветных полосок, палочек;

- конструирование из усвоенных геометрических форм, фигур, цветных палочек и полосок бумаги по предложенному заданию.

Развитие мелкой моторики рук.

Для умственно отсталого школьника эти занятия являются важными еще и потому, что у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, как и у детей с нормальным интеллектуальным развитием, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции.

Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому упражнения следует строить в такой последовательности, чтобы в начале были задействованы именно длинные мышцы, т. е. задания даются на больших листах бумаги, более крупные и в тетради с большой клеткой и строкой.

 Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках: ладони вверх или вниз, одновременно или попеременно; сгибание или разгибание пальцев рук, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой; сжимание и разжимание  в кулачок. Специальные упражнения для держания карандаша, правильное держание карандаша или ручки.

  Упражнения для подготовки руки к письму:

- обведение по шаблону или трафарету предметов, знакомых детям, их раскрашивание;

- рисование знакомых предметов и их раскрашивание;

- обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала;

- рисование геометрических фигур  и похожих на них предметов и раскрашивание;

- рисование геометрических фигур по клеткам ( по ориентировочным точкам, по тонким линиям – обводка);

- рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным линиям и точкам);

- обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;

- составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разными цветами;

- рисование по точкам линий, палочек: прямые, наклонные по ориентирам;

- соединение палочек в разных сочетаниях;

- орнамент из геометрических фигур.

Подготовка к написанию букв (элементы букв):

- наклонные палочки короткие и длинные;

- палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);

- овалы: о;

- полуовалы;

- петелька вверху и внизу;

- палочки с закруглением вверху и внизу.

 Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента, соединения из разных элементов, напоминающие образы букв: а, у, м, с;

- печатание букв по трафарету, раскрашивание;

- обводка шаблонов и их раскрашивание.

Календарно-тематическое планирование по чтению и письму

дата

тема по чтению

тема по письму

дата

1

4.09.12

Я и моя семья. Звуки вокруг нас.

Пальчиковая гимнастика.

4.09.12

1

Упражнения для кистей и пальцев рук на основе действия с игрушками. Рисование линий.

5.09

2

2

11.09

Я и моя семья. Уточнение слухового восприятия.

Работа  с шаблонами простой конфигурации. Пространственное положение учебных принадлежностей на столе. Правильная посадка при письме. Правильное удерживание ручки и карандаша.

11.09

3

Обводка по шаблону круга в воздухе, на доске, в тетради.

12.09

4

3

18.09

Развитие звуков окружающей действительности. Мой дом.

Рисование круга по шаблону. Штриховка круга –горизонтальная и вертикальная.

18.09

5

Рисование в тетради треугольника по шаблону. Штриховка фигур внутри контура.

19.09

6

4

25.09

Развитие звуков окружающей действительности. Школа.

Рисование в тетради композиции из двух фигур по шаблонам.

25.09

7

Закрепление рисования в тетради круга, треугольника. Штриховка.

26.09

8

5

2.10

Активизация словаря. Обогащение. Мои друзья.

Разучивание упражнения для кистей и пальцев рук. Самостоятельное рисование композиции из двух фигур с опорой на образец.

2.10

9

Обводка по контуру квадратов различной величины.

3.10

10

6

9.10

Описание предмета по 2 признакам. Книги.

Обводка по трафарету в воздухе, в тетради изученных геометрических фигур.

9.10

11

Рисование вертикальных линий по начальной точке. Упражнения для кистей и пальцев рук.

10.10

12

7

16.10

Описание предмета по 3-4 признакам. Одежда.

Упражнения для кистей и пальцев рук. Самостоятельное дорисовывание по контуру предмета на картинке.

16.10

13

Рисование вертикальных линий по двум заданным точкам.

17.10

14

8

23.10

Узнавание предмета. Обувь.

Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам.

23.10

15

Обводка по контуру треугольников различной величины.

24.10

16

9

6.11

Звук [а]. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [а].

Письмо по обводке и образцу строчной буквы а.

6.11

17

Письмо по обводке и образцу заглавной буквы А.

7.11

18

10

13.11

Звук [а]. Особенности артикуляции и звучания.  Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков.

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной  буквы  А а.

13.11

19

Ориентирование на листе бумаги: верх, низ, право, лево, выше, ниже. Письмо изученных букв по обводке и образцу.

14.11

20

11

20.11

Звук [о]. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [о].

Письмо по обводке и образцу строчной буквы о.

20.11

21

Письмо по обводке и образцу заглавной буквы О.

21.11

22

12

27.11

Звук [о]. Особенности артикуляции и звучания.  Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков.

Письмо по обводке и образцу строчной и  заглавной буквы Оо.

27.11

23

Игра на развитие мелкой моторики:

« Мозаика»

28.11

24

13

4.12

Звук [у]. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [у].

Письмо по обводке и образцу строчной буквы у.

4.12

25

Письмо по обводке и образцу строчной буквы У.

5.12

26

14

11.12

Звук [у]. Особенности артикуляции и звучания.  Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков.

Письмо по обводке и образцу строчной  и заглавной буквы Уу.

11.12

27

Работа с сыпучими материалами.

12.12

28

15

18.12

Сопоставление артикуляций звуков [а], [о], [у]. Правильное произнесение совместно с учителем и самостоятельно звуков [а], [о], [у].

Письмо по обводке и образцу  букв Аа, Оо, Уу.

18.12

29

Письмо по обводке и образцу  букв Аа, Оо, Уу.

19.12

30

16

25.12

Сопоставление артикуляций звуков [а], [о], [у]. Правильное произнесение совместно с учителем и самостоятельно звуков [а], [о], [у].

« Конструктор»

25.12

31

« Конструктор»

26.12

32

17

15.01.13

Дифференциация звуков [о] - [у].

Нанизывание бусинок на нитку.

15.01.13

33

Нанизывание бусинок на нитку.

16.01

34

18

19

22.01

Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки.

Пальчиковая гимнастика. Письмо по обводке и образцу  букв Аа, Оо, Уу.

22.01

35

Пальчиковая гимнастика. Письмо по обводке и образцу  букв Аа, Оо, Уу.

23.01

36

29.01

Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука фишкой.

Штриховка изображения.  Письмо по обводке и образцу  букв Аа, Оо, Уу.

29.01

37

Штриховка изображения. Письмо по обводке и образцу  букв Аа, Оо, Уу.

30.01

38

20

5.02

Гласный звук [а]. Выделение в слове гласного звука [а] в сильной позиции.

Написание слов, состоящих из двух букв: ау-уа.

5.02

39

Написание слов, состоящих из двух букв: ау-уа.

6.02

40

21

19.02

Гласный звук [а]. Выделение в слове гласного звука [а] в сильной позиции.

Написание выученных гласных букв в соединении.

19.02

41

Написание выученных гласных букв в соединении.

20.02

42

22

26.02

Гласный звук [о]. Выделение в слове гласного звука [о] в сильной позиции.

Пальчиковая гимнастика. Письмо по обводке и образцу  букв Аа, Оо, Уу.

26.02

43

Пальчиковая гимнастика. Письмо по обводке и образцу  букв Аа, Оо, Уу.

27.02

44

23

5.03

Гласный звук [у]. Выделение в слове гласного звука [у] в сильной позиции.

Пальчиковая гимнастика. Письмо по обводке и образцу  букв Аа, Оо, Уу.

5.03

45

Рисование геометрических фигур  и похожих на них предметов и раскрашивание.

6.03

46

24

12.03

Гласные звуки [а], [о], [у]. Выделение в слове гласных звуков [а], [о], [у] в сильной позиции.

Рисование геометрических фигур  и похожих на них предметов и раскрашивание.

12.03

47

Рисование знакомых предметов и их раскрашивание.

13.03

48

25

19.03

Знакомство со словом. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного - двух слогов.

Рисование знакомых предметов и их раскрашивание.

19.03

49

Написание выученных гласных букв.

20.03

50

26

2.04

Слово. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного - двух слогов.

Написание выученных гласных букв.

2.04

51

Написание выученных гласных букв.

3.04

52

27

9.04

Согласный звук. Звук [м]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [м] по предъявленным предметным картинкам.

Письмо по обводке и образцу строчной  буквы м.

9.04

53

Письмо по обводке и образцу заглавной буквы М.

10.04

54

28

16.04

Согласный звук. Звук [м]. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [м] по предъявленным предметным картинкам.

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы Мм.

16.04

55

Орнамент из геометрических фигур.

17.04

56

29

23.04

Звук [с] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [с] по предъявленным предметным картинкам.

Письмо по обводке и образцу строчной  буквы с.

23.04

57

Письмо по обводке и образцу заглавной буквы С.

24.04

58

30

30.04

Звук [с] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение. Называние (показ) слов со звуком [с] по предъявленным предметным картинкам.

Письмо по обводке и образцу строчной и заглавной буквы Сс.

30.04

59

Орнамент из геометрических фигур.

1.05

60

31

7.05

Активизация и обогащение словаря. Подбор одной из двух близких по содержанию картинок к заданному предложению.

« Конструктор»

7.05

61

« Конструктор»

8.05

62

32

14.05

Активизация и обогащение словаря. Подбор одной из двух близких по содержанию картинок к заданному предложению.

Рисование геометрических фигур по клеткам ( по ориентировочным точкам, по тонким линиям – обводка)

14.05

63

Рисование геометрических фигур по клеткам ( по ориентировочным точкам, по тонким линиям – обводка)

15.05

64

33

21.05

Закрепление изученного материала по темам: “Слово”, “Гласные буквы”

Написание выученных гласных букв.

21.05

65

Написание выученных гласных букв.

22.05

66

Календарно-тематическое планирование по математике

Программа  адресована для детей со   сложной структурой дефекта и   рассчитана на 66 ч в год (2 часа в неделю).

                                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

У детей с глубоким нарушением интеллекта трудно формируется понятия числа, они с трудом овладевают конкретным счетом.

Уроки математики проводятся на практически наглядной основе.

Задачи уроков математики:

-развитие у учащихся интереса к занятиям по счету;

- выработка умений слушать учителя и выполнять задания;

- развитие образного мышления, зрительного восприятия;

-освоение основ работы со счетным материалом, сравнения совокупностей предметов, объектов;

- ознакомление со свойствами предметов, временными представлениями, геометрическими формами, пространственными положениями предметов.

У детей с глубоким нарушением интеллекта неразвита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения),имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для глубоко умственно отсталых детей.

Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.

В основу программы по математике положен принцип подготовки детей к овладению профессиональными знаниями и умениями путем использования математических знаний в повседневной жизни.

Задачи педагога:

-дать детям в доступной форме количественные, пространственные, временные представления с использованием полученных знаний в трудовой деятельности, в обыденной жизни;

-повышать уровень общего развития глубоко умственно отсталых детей, корригировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств, развивать речь, внимание, память;

-воспитывать работоспособность,  терпение, целенаправленность, настойчивость,  самостоятельность,   трудолюбие, доводить до конца, развивать точность, глазомер, ориентировку в пространстве и времени.

Добиться усвоения умственно отсталыми детьми основного программного материала помогает использование в преподавании специальных коррекционных приемов.

   Понятия «широкий», «узкий», «шире», «уже», хорошо закреплять в осеннюю или весеннюю пору. Например, ручеек утром был узкий, можно его было перешагнуть, а днем стал шире, и его не перешагнуть.

Понятия «далеко», «близко», хорошо закреплять также на прогулке.

       Работу по социальной адаптации на уроках математики лучше проводить в виде игры. Это дает возможность детям легче усвоить азы счета, а главное- сразу применить их в житейских ситуациях.

      При изучении других понятий, например, меры длины следует использовать разнообразные методические приемы.Можно измерить длину, ширину рабочего стола детей, учителя, данные записать в тетрадь и уточнить, «длина какого стола больше? какой стол более узкий?»

      Очень сложны для детей с глубоким нарушением интеллекта временные понятия («утро», «день», «вечер», «ночь», «сутки» и т.д.) Знакомство детей с единицами времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности. В каждый год обучения дети вновь уточняют и расширяют понятие о времени, выделяют время суток, знакомятся со временем проведения всех режимных моментов. Каждый учебный день начинается с выяснения времени года, календарного числа, дня недели, дети учатся считать все дни недели, называют их по порядку, чтобы легче запомнить порядок дней недели, можно обозначить их в календаре  определенным цветом.

    Знакомство детей с денежными знаками начинается с ранних этапов обучения счету. На уроках организуются игры «Магазин», «Почта».

     Много часов в учебной программе отводится изучению геометрического материала, а именно его построению. Дети должны знать и узнавать геометрические фигуры, называть формы различных предметов, уметь по предложенным данным начертить треугольник, вычертить окружность, круг.

         В данную программу входит изучение тех знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть дети, так как без них невозможна социальная реабилитация и адаптация ребенка с проблемами в психическом развитии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Понятие о величине:

большой  - маленький;

длинный- короткий; длиннее- короче;

крупный- мелкий;

высокий - низкий; выше -ниже;

широкий - узкий;

толстый - тонкий; толще- тоньше;

одинаковые: шире - уже.

Понятие о количестве

много - мало; столько же, один;

больше - меньше, поровну; равное количество;

Пространственныепредставления

верхний, нижний, право, лево, рядом, около, между, за, посередине, дальше, ближе, вверху, внизу, впереди, сзади.

Понятие о массе:

тяжелый- легкий, тяжелее- легче.

Соотношение предметов по количеству в пределах 3 ,без называния чисел (один к одному) путем наложения и приложения

Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания:

было, стало, осталось, вместе, прибавить, отнять.

Геометрический материал:

круг, квадрат, треугольник. Отбор по образцу и по названию.

Числа 1-10

Повторение  понятия числа.

Число и цифра 1.Письмо этой цифры. Соотнесение числа и предмета. Лепка цифры 1.

     Конструирование простейших фигур из геометрических кубиков, из мозаики. Вырезание геометрических фигур.

Простейшие математические игры: лепка геометрических фигур, вырезание по шаблону и наклеивание фигур в тетрадь, соотнесение предмета с изученной цифрой 1.Письмо этой цифры.

дата

тема

1

5.09.12

Изучение понятий: большой – маленький.

2

6.09

Изучение понятий: больше – меньше.

3

12.09

Изучение понятий: крупный – мелкий.

4

13.09

Изучение понятий: длинный – короткий, длиньше – короче.

5

19.09

Изучение понятий: высокий – низкий, выше – ниже.

6

20.09

Изучение понятий о величине: толстый – тонкий, толше – тоньше.

7

26.09

Одинаково.

8-9

27.09

3.10

Понятия о величинах, обобщение и закрепление пройденного.

10

4.10

Понятия о количестве: много – мало, один, меньше, больше, поровну.

11-12

10.10

11.10

Пространственные представления: дальше – ближе, справа – слева, впереди – сзади.

13-14

17.10

18.10

Понятия о весе: тяжёлый – лёгкий, тяжелее – легче.

15-16

24.10

25.10

Изучение геометрических фигур: круг, квадрат. Большие и маленькие фигуры

17-18

7.11

8.11

Соотношение предметов по количеству в пределах 3 без называния чисел. Цифра ноль.

19-20

14.11

15.11

Соотнесение предметов по количеству  в пределах трех путем наложения и приложения предметов (один к одному).

21-23

21.11

22.11

28.11

Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания:

было, стало, осталось, вместе,прибавить,отнять.

24-26

29.11

5.12

6.12

 Сложение и вычитание. Слова, раскрывающие эти понятия.

27

12.12

Повторение изученных геометрических фигур: круг. Большой и маленький. Квадрат. Большой и маленький.

28

13.12

Повторение геометрических фигур: треугольник.

29-30

19.12

20.12

Счет предметов в пределах трех. Соответствие количества, числительного, цифры 3.

31-33

26.12

27.12

Место каждого числа в числовом ряду (от 0 до 3).Счет предметов в пределах трех .Письмо цифр от 0 до 3.

34

16.01.13

Повторение числа 1.Его написание, соотнесение с предметами.

35

17.01

Число 2.Повторение. Лепка числа 2 из пластилина, образование числа 2.

36

23.01

Соотнесение числа 2 с количеством предметов. Счет прямой и обратный.

37-38

24.01

30.01

Круг, квадрат, треугольник. Выбор по образцу и по названию в играх и упражнениях. Аппликация из геометрических фигур.

39-40

31.01

6.02

Понятие «прибавить» и «отнять». Соотнесение со словами «больше», «меньше».Сложение предметов на конкретном материале в пределах 2.

41-42

7.02

20.02

Число и цифра 3.Образование числа 3.Лепка цифры 3 из пластилина. Соотнесение числа 3 с количеством предметов. Счет прямой и обратный.

43-44

21.02

27.02

Знакомство с калькулятором на основе игровой деятельности. Расположение цифр 1,2,3;знаки «+» и

 «- ». (Ребенок должен узнавать эти знаки и цифры, уметь находить их на калькуляторе.)

45-46

28.02

6.03

Работа с калькулятором:нахождение знаков «+» и «- « (соотнесение этих знаков с понятиями «больше» и «меньше»).Умение составить простой пример, прочитать его и записать в тетрадь.

47-48

7.03

13.03

Повторение и закрепление пройденного.

49-50

14.03

20.03

Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.

51-52

21.03

3.04

Вырезание и наклеивание фигур, составление аппликаций из этих фигур

53-54

4.04

10.11

Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду.

55-56

11.04

17.04

Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду. Выделение большего и меньшего числа.

57

18.04

Выделение и соотнесение предметов с числом.

58-59

24.04

25.04

Работа с предметами. Определение предметов в группе. Выделение нескольких предметов из множества.

60-61

1.05

2.05

Знакомство с мерами стоимости. Понятие «деньги», их назначение и применение.

62-63

8.05

15.05

Знакомство с  «ценником». Игра «Магазин».

64-66

16.05

22.05.

23.05

Геометрический материал. Закрепление изученного.

           Курс «Окружающий мир» тесно связан с занятиями по развитию речи. На него отводится 33 часа.

          На уроках дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе  и труде людей,        з накомятся с объектами непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы  и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать  простейшие выводы и обобщения.

                Ннаблюдения, практические работы развивают внимание, память, речь, мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами  и явлениями природы, пробуждают у  умственно отсталых детей познавательный интерес, стимулируют к деятельности, способствуют развитию коррекции личности школьника.

                Для безречевых детей  необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в  том числе лепетную. У этих детей не требовать называть  свою фамилию, имя и отчество учителя , родителей и фамилии учеников. Они должны по произнесенной фамилии уметь узнавать учеников  и по возможности называть их имена; показывать  части тела  и лица, а также предметы, находящиеся в классе.  В работе с безречевыми детьми учитель должен мотивировать повторение за ним отдельных слов, коротких фраз, выражающих просьбы. Должна проводиться работа над пониманием  коротких простых рассказов путем разыгрывания их на игрушках.  

                Тематика .

                Игрушки (кукла, машинка, мячик, кубики,)

                Классная комната  и ее назначение  (стены, потолок, пол, окна,  дверь, классная доска, парта, стол). Правильная посадка за столом, за партой. Поддержание порядка в классе.

                Учебные вещи и их назначение. Обращение с ними.

Школа.

                Одежда (пальто, платье, фартук, рубашка, пиджак, брюки, кофта). Школьная форма девочки, школьная форма мальчика. Уход за одеждой.

                Обувь (ботинки, тапочки, туфли, сапоги, валенки, калоши). Уход за обувью.

                Огород (картофель, морковь, лук). Название. Различение по цвету, форме, величине, вкусу.

                Сад (яблоко, груша). Название. Вкус, цвет, форма, величина.

                Домашние животные (кошка, собака). Внешний вид (голова, лапы, хвост). Питание.

                Птицы (голубь). Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост).

                Ежедневные наблюдения за погодой (идет дождь, снег).

                Осень (солнце светит редко, дождь, пасмурно).

                Зима (холодно, снег, лед, мороз).

                Весна (потепление, сосульки, снег и лед тают).

                Практическая работа  в живом уголке. Пересадка в ящик лука и наблюдение за его ростом.

                Экскурсии по школе, на школьный двор, в огород, парк, сад для наблюдения за сезонными изменениями  в природе, для ознакомления детей со школой, с окружением школы.  Сбор природных материалов.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

дата

тема

1

6.09.12

Введение. Знакомство.

2

13.09

Сезонные изменения в природе. Погода.

3

20.09

Жизнь растений и животных осенью.

4

27.09

Жизнь растений и животных осенью.

5

4.10

Я и моя семья.

6

11.10

Мой дом.

7

18.10

 Школа.

8

25.10

Мои друзья.

9

8.11

Книги.

10

15.11

Одежда.

11

22.11

Обувь.

12

29.11

Посуда.

13

6.12

Мебель.

14

13.12

Транспорт.

15

20.12

Игры для детей.

16

27.12

Времена года: лето, осень, зима, весна.

17

17.01.13

Времена года: лето, осень, зима, весна.

18

24.01

Месяцы.

19

31.01

Месяцы.

20

7.02

Дни недели

21

21.02

Дни недели

22

28.02

Сутки: утро, день, вечер, ночь.

23

7.03

Растения.

24

14.03

Домашние животные.

25

21.03

Дикие животные.

26

4.04

Птицы.

27

11.04

 Домашние птицы.

28

18.04

 Насекомые.

29

25.04

 Лес, поле, сад, огород.

30

2.05

Фрукты.

31

16.05

 Овощи.

32

23.05

Ягоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогический урок по окружающему миру в рамках дистанционного обучения детей-инвалидов

Проблемно-диалогический урок по окружающему миру в 1 классе в рамках дистанционного обучения детей - инвалидов Цели: 1) Обобщить и систематизировать знания о  природе, защите воздуха и вод...

Использование учебных видеофильмов в дистанционном обучении детей-инвалидов

В данной статье предлагаю коллегам познакомиться  с разработанными мною  требованиями к  созданию и использованию учебных видеофильмов в дистанционном обучении детей-инвалидов. Сч...

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова" по дистанционному обучению детей-инвалидов

Урок русского язука во 2-м классе по дистанционному обучению детей-инвалидов с использованием заданий i-школы по программе автора-разработчика: д.п.н. Троицкой Т.С....

Итоговый проект на тему : «Как я реализую обучение ученицы 2 "Б" класса в рамках проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов».

Здесь представлен проект по материалам моей работы с ученицей 2ого класса. На момент написания проекта она обучалась по индивидуальной программе...

«Построение продуктивной коррекционной работы дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе проведения мониторинга». Карягина Ю.А.

Важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания обучения детей -инвалидов и детей с ограничением возможностей здоровья является мониторинг....

Тема доклада: «Ребёнок с ОВЗ в современном образовательном пространстве. Из опыта работы дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ»

Инвалидность – это не ограниченные возможности здоровья,а  скорее просто особые образовательные потребности. Актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обусловлена спецификой совре...