Педагогический опыт
статья по теме

Обобщение педагогического опыта классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Педагогический опыт114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

Соболева Галина Владимировна

учитель начальных классов

общий стаж в должности классного руководителя -  20 лет

стаж по занимаемой должности в МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова» - 15 лет

в данном классе – 4 года

Способность стать успешным –

способность стать и быть самим собой

  « Каждый твой поступок отражается на других людях. Не забывай, что рядом с тобой человек» В.А.Сухомлинский.

Искусство воспитания – одно из самых древних и сложных. Но начинается оно с поразительно простого и бесхитростного – принять и полюбить ученика таким, какой он есть.

Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я руководствуюсь несколькими определениями воспитания:

  1. воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели;
  2. воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребёнку, которое помогает, стимулирует его самосовершенствование;
  3. воспитание – это чувство, голос души и сердца.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. И в современной школе роль классного руководителя изменяется. Он не столько руководит, сколько направляет, организует и воспитывает.

С изменениями в обществе меняется и семья. У поколения моих родителей в семьях было по 4 -5 детей. Моя мама выросла в семье, где было 6 детей, папа, где 8.  А сейчас по - другому. У меня 2 детей. Особенностью моего класса является, что в 16-ти семьях из 22 - один ребёнок. Концентрация внимания и семьи, и школы, и учреждений дополнительного образования направлена на одного ребёнка. Он несёт огромную психологическую нагрузку. Чем больше вкладывают в ребёнка, тем больше ждут отдачи.

Отсюда возникает противоречие между требованиями к ребёнку и его реальными возможностями.

Моя педагогическая философия - помочь детям быть личностями и приоритетным направлением моей работы как классного руководителя является человекоцентрированный подход  Карла Роджерса и идеи педагогики гуманизма, основоположниками которых были учёные педагоги В.А. Сухомлинский, Н.Л. Селиванова, Е. Н. Степанов, направленные на обеспечение процесса личностного роста обучающихся.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, комфортно для ребёнка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребёнку будет хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет, интересен себе и другим.

        Наверное, каждое время рождает свои символы, предназначенные для более яркого отражения сути вещей и явлений. Образ Лестницы Успеха стал носителем главной идеи преобразующих процессов в современной системе образования; образования, смысл которого в овладении человеком всем богатством средств достижения личного, семейного и общественного благополучия и успеха. (Е.И.Казакова)

        Качественным можно назвать только то образование, которое помогает человеку, становиться счастливым; точнее, хорошее образование должно углублять и расширять представления человека о счастье; в конечном итоге только такой путь может привести к развитию Человека в Мире и Мира в Человеке. (Е.И.Казакова)

Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентированное взаимодействие семьи и школы, целью которого является обеспечение условий развития ребёнка, его личностного роста, становление его личности в школьные годы.

        Приоритетным направлением моей работы классного руководителя является деятельность, направленная на обеспечение процесса личностного роста обучающихся.

        Главным целевым ориентиром системы является: воспитание интеллектуальной личности, нравственно и физически здоровой, разносторонне подготовленной к успешной социализации. По моему мнению, личность – это многогранный феномен, включающий в себя различные структурные компоненты целостной системы.

        Под интеллектуальной личностью я понимаю личность, усвоившую школьный объём знаний, способную к творческому самообразованию и саморазвитию, владеющую элементарными навыками исследовательской работы.

        Нравственная личность в сформированном состоянии способна ответственно выбрать духовно – нравственные формы самореализации и самовыражения, то есть внутренне готова к самосозидательной деятельности.

        Личность, готовая к успешной социализации, по моему убеждению, должна:

  1. иметь активную жизненную позицию;
  2. стремиться к достижению жизненного успеха;
  3. иметь адекватную самооценку, сохранять уверенность в своих силах при возникновении трудностей в достижении поставленной цели.

Поэтому мною была определена ключевая идея воспитательной системы «Шаги к Успеху», которая реализуется через решение следующих задач:

  1. Создание детско-взрослой общности с целью социализации ученика.
  2. Целенаправленное обучение коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей.
  3. Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, гимназии, города.
  4. Вовлечение обучающихся и их родителей в социальное проектирование.

Приоритетными в моей воспитательной системе «Шаги к Успеху» стали следующие принципы:

Принцип комплексного подхода

  1. работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога – психолога, учителей предметников, педагога – организатора;
  2. ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.

Принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.

Принцип целостности воспитывающей среды, взаимосвязи природных, социальных и культурных процессов и традиций в семье, гимназии, городе, стране.

Принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности.

Ведущими идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного пространства, основоположниками которых были учёные педагоги В.А.Сухомлинский, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов.

В своей работе руководствуюсь «Десятью заповедями воспитания» (по В.А.Караковскому).

  1. Главная цель воспитания – счастливый человек.

  1. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

  1. Воспитание  без уважения – подавление.

  1. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.

  1. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

  1. Развивай в себе незаурядность.

  1. Не будь занудой, не ной и не паникуй.

  1. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

  1. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

  1. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

 Основополагающим для меня, как классного руководителя, в воспитательной системе является принцип семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости. (И.Г.Абрамова, РГПУ им Герцена, С.-Петербург)  

        В сентябре 2006 года я стала куратором класса девочек. Как построить воспитательный процесс так, чтобы каждая из них смогла проявить свои способности и индивидуальность, чтобы воспитать личности духовные, нравственные, социально адаптированные к современному обществу?

Ребенка, особенно девочку, должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя  педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «Я».  Используя слово, дело и наблюдение, я стараюсь создавать условия, чтобы ребенок проявил себя. Еще одно  из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь.

Основные положения моей воспитательной  системы:

  1. Индивидуальный подход в воспитании и обучении

  1. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, администрацией, педагогом-организатором

  1. Системность в работе

Деятельность в классном коллективе может считаться системной, если выделяются  «ключевые» дела.

«Ключевыми» делами моего класса можем считать создание фотоархива класса «Это – мы», коллективных, классно-семейных, индивидуальных проектов,  регулярные походы в театр, музей, подготовку к утренникам, в которых в равной степени принимают участие дети и родители. Участие в Международном проекте «Успешное чтение», экскурсионные поездки в г. Вологду, г. Великий Устюг «В гости к Деду Морозу», д.Русскинская «Музей природы и человека». Под совместными проектами мы подразумеваем учебно-познавательную деятельность, результаты которой  должны быть осязаемыми,  т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – результат, готовый к внедрению.

Данная воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня, как классного руководителя, обеспечивая СОРАЗВИТИЕ в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность  в решении  общих проблем воспитания и образования  учащихся. Моя заинтересованность, доброжелательное отношение к учащимся, воздержанность от роли кладезя мудрости и знаний, толерантность, ответственность за результат, любознательность, увлечённость своим делом помогает в воспитательной работе.

В построении  воспитательной системы могу выделить три этапа.

1 этап -  проектирование  детско-взрослой  общности

« Я - гимназист» (2006 -2007г.)

Цель: Обеспечение ребёнку психологического комфорта, признания  в коллективе через создание детско-взрослой общности  классного коллектива.

Задачи:

1.     Изучение психолого-педагогических особенностей  ребенка, его семьи.

2.     Создание социального портрета ученика, его родителя.

3. Реализация системы работы классного руководителя через  функции педагогического просвещения.

Воспитательная работа на этом этапе была направлена на обеспечение ребёнку психологической безопасности и комфорта, признания в коллективе сверстников и взрослых.   Для отслеживания личностного роста учащихся совместно со службой ППМС проводилась диагностика уровня развития способностей и уровня заинтересованности к различным видам деятельности

 (методики Е.Г.Рогова «Способности школьника», И.А.Киселёва «Мотивы деятельности»).

Анализ  результатов проведенной диагностики показал  положительную динамику развития способностей и интереса учащихся к различным видам деятельности, что свидетельствует о совпадении интересов и способностей учащихся.

На основе психолого–педагогических наблюдений, анкетирования родителей, рекомендаций школьного психолога    создаем образовательное пространство  с целью адаптации  младшего  школьника.  

         В ходе групповой работы на родительском собрании, с целью изучения семьи  ребенка, были выявлены ожидания родителей по взаимодействию семьи и школы (приложение 5,6). Родители считают, что:

1)   ребенок будет находиться под присмотром классного руководителя;

2)   получит необходимый уровень знаний;

3)   помогут ребенку раскрыться, заметят его способности, таким образом, он будет успешным.

На основе анкетирования был создан обобщенный портрет современного родителя:

Родитель – сотрудник, партнер.

Родитель – оценщик (оценивает все, начиная от методики и заканчивая цветом стен в коридорах школы).

Родитель – избиратель (находится постоянно в ситуации выбора: школы, учителя, программ,  вида деятельности и т.д.).

Родитель – проводник  идей в реализации успешности  ребенка.

Совместная  деятельность классного руководителя, родителей и детей по созданию комфортной атмосферы получила название «Я - гимназист».

Принципы выстраивания отношений с учениками и родителями: Взаимодействие

Взаимная  ответственность

Доверие

Сотрудничество

Сопереживание

Содружество

Сотворчество  

                 Как  утверждает С.Соловейчик: «Сотрудничество – одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают – поле сотрудничества с людьми».

Сотрудничество родителей, гимназии и детей, организация совместной работы становится реальностью. В слове «сотрудник» хороший корень: труд.  «Труд и должен быть основной формой воспитания. Сотрудничать – значит «разделять труд».

Главными достижениями этого этапа стали:

  1.         Принятие учащимися, родителями норм, традиций гимназии;
  2.         Создана атмосфера поддержки совместных  успехов детей и родителей;
  3.         Рост инициативы и активности родителей и учеников;
  4.         Принятие законов построения жизни классного коллектива.

Результаты 1 этапа:

Совместные творческие  дела:

  1. Праздник «Посвящение в гимназисты»
  2. Посвящение в пешеходы
  3. Акция ко Дню пожилого человека «Мы рядом»
  4. Городской конкурс «Сохраним цветущий мир Югры»
  5. Городской конкурс «Земля – наш дом, в котором мы живём»
  6. «Мастерские Деда Мороза» г.п.Белый Яр
  7. Новый год
  8.  Посещение планетария
  9. Всероссийская дистанционная олимпиада по сочинительству «Эйдос»
  10. «Мама, папа, я – спортивная семья»
  11. «Прощание с первым классом»

2 этап  -  становление и функционирование детско-взрослой общности

  «Зажги свою звезду»  (2007 - 2009 г.)

Цель:  создание психолого-педагогических условий для развития личности учащихся, их  способности к саморазвитию, самопознанию, самореализации через включение в различные виды деятельности.

Задачи:

  1. Целенаправленное обучение коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей.
  2. Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, гимназии, города через  включение обучающихся в классно – семейные, гимназические проекты, а также в Международный проект «Успешное чтение».
  3. Создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.

В рамках этого этапа была сформирована творческая группа (классный руководитель, родители, педагог-психолог), одной из целей которой явилось создание условий для выявления и самореализации творческих возможностей и потребностей детей. Это первые шаги в участии в конкурсах, олимпиадах, обучении групповой и коллективной деятельности.  На основе психолого-педагогического изучения каждого ребенка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей  в процессе адаптации к школьному обучению  выявляю группу родителей, способных организовать  межличностное общение  родительской общественности и  реализовать идеи,  направленные на развитие личности. Они становятся не только инициаторами  добрых дел  детско-взрослой общности, но и  полноправными партнерами, проводниками  идей в реализации успешности  ребенка.

Для меня как классного руководителя большую роль сыграли курсы «Развитие культуры чтения учащихся как повышение эффективности образовательного процесса» под руководством Е.И.Казаковой , которые помогли глубже понять идею проекта «Успешное чтение» и воплотить её в жизнь своего класса.

Заметными событиями этого этапа стали:

  1. Международный проект «Успешное чтение» (приложение 4)
  2. Вручение «Портфеля читателя»
  3. Встречи с детским писателем С.П.Пивоваровым
  4. Литературный концерт «Школьная  Вообразилия»  Е. Пинаев
  5. Акция ко Дню пожилого человека «Мы рядом»
  6. Неделя русского языка (групповой проект «Загадки русского языка»)
  7. Посещение концерта Сургутского симфонического оркестра. Сказка «Петя и волк»
  8. Театральный центр «Югра – классик», Хантымансийск. Детский мюзикл Г.Гладкова «Незнайка»
  9. Участие в Международной игре-конкурсе «Русский медвежонок»
  10. 14 Гимназические Дни науки «Великие сыны России»

Тема исследования: «Белеет парус одинокий». Автор: Бабич Елена (приложение 1)

Тема исследования: «Сталинградская битва». Автор: Щепеткина Анастасия (приложение 2)

Тема исследования: «Атлантида». Автор: Щепеткина Анастасия (приложение 3)

  1. Туристический слёт
  2. Турнир по шашкам
  3. Посещение Сургутского драматического театра сказка «Белоснежка и семь  гномов»
  4. Творческая встреча с участниками проекта «Успешное чтение» 3 «В» классом
  5. Экскурсии в «Дом купца Клепикова»
  6. Спектакль Няганьского музыкально-драматического театра
  7. Городской конкурс «Добро в твоём сердце»
  8. Российский заочный конкурс «Познание и творчество»
  9. Турнир знатоков «Государственные символы России»
  10. ИКЦ «Старый Сургут». Экологический маршрут
  11. Галерея «Стерх». «Сказка – красок»
  12. Розыгрыш лотереи «Успешное чтение»
  13. Праздник «Вот и стали мы на год взрослее» (приложение 10)

Значительным событием в жизни  детско-взрослого сообщества  стало участие в Международном проекте «Успешное чтение» в модуле «Хорошее время читать».

Благодаря проекту учащиеся включены в активную деятельность. Они читают книги, в процессе или после чтения выполняют одно из заданий, оформляют «портфель читателя», участвуют в выставке «портфелей», участвуют в лотерее, участвуют в он-лайн игре «Успешное чтение».

Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребёнка является залогом успешного развития и становления его как личности.

Динамика  роста индекса позитива учащихся в отношении чтения

Новичок

Обычный читатель

Профи

2007 - 2008

6

14

2

2008 - 2009

4

8

10

2009 -2010

3

5

14

3 этап -   стабильное функционирование   детско-взрослой общности

« Все мы разные, но мы вместе»(2009 – 2010г)

Цель: Создание условий для овладения школьниками способов конструктивных

социальных  взаимоотношений.

Задачи:

1.     Вовлечение обучающихся и их родителей в социальное проектирование.

2.     Создание банка идей по социальному проектированию.

Родителями и обучающимися были предложены в банк данных следующие темы будущих социальных проектов:

  1. «Мой дом, моя семья, мой город»

  1. «Россия – моя Родина»

  1. «Традиции моей гимназии»

  1. «С любовью к природе…»

  1. «Юный исследователь»

Реализации классно-семейных проектов способствуют такие формы работы:

  1. Классное собрание

  1. Конкурсы

  1. Конференции

  1. Викторины

  1. Дискуссии

  1. Праздники
  2. Экскурсии

  1. Игры-соревнования

  1. Классные часы (приложение 7, 8)

Мерилом эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие показатели:

  1. адекватная самооценка (социальный статус);
  2. общечеловеческие ценности;
  3. оценка отношений учитель-ученик;
  4. удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
  5. осознание детьми прожитых школьных лет как События.

Эффективность моей воспитательной работы подтверждает диагностика уровня воспитанности учащихся и уровня познавательного интереса и развития способностей учащихся.

Уровень воспитанности учащихся

Уровень

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Высокий

4

5

6

Хороший

16

17

16

Средний

2

3

1

Низкий

нет

нет

нет

Уровень познавательного интереса учащихся к различным видам деятельности

Виды деятельности

2006-2007гг.

2007-2008гг.

2008-2009 гг.

Учебная

63% (14 чел)

77% (17 чел)

86% (19 чел)

Творческая

41% (9чел)

22% (11чел)

22% (11 чел)

Общение и лидерство

36% (8 чел)

45% (10 чел)

54% (12 чел)

Художественная

54% (12 чел)

68% (15 чел)

82% (18 чел)

Двигательная

22% (11 чел)

59% (13 чел)

68% (15 чел)

Уровень развития способностей учащихся

Способности

2006-2007гг

2007-2008гг.

2008-2009 гг.

Физические

(спортивные)

23% (5чел)

41% (9 чел)

59% (13 чел)

Организаторские

14% (3чел)

27% (6 чел)

41% (9чел)

Математические

19% (4чел)

36% (8 чел)

54% (12 чел)

Конструкторско-технические

9% (2чел)

27% (6 чел)

41% (9чел)

Артистические

50% (11чел)

63% (14 чел)

77% (17 чел)

Коммуникативные

19% (4чел)

32% (7чел)

45% (10 чел)

Музыкальные

32% (7чел)

45% (10 чел)

59% (13 чел)

Художественно-изобразительные

50% (11чел)

63% (14 чел)

77% (17 чел)

Филологические

9% (2чел)

27% (6 чел)

45% (10 чел)

В заключении хотелось бы привести слова великого Авиценны: «Учитель – это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение».

        Уверена, что я и мои ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который приведёт нас к новым высотам. Пусть каждый мой ученик с удовольствием входит в класс, с удовольствием учится, любит свою семью, стремится ко всему новому и интересному и уважает в себе и в других Человека.

Список использованной литературы

 

  1. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика». М.: Политиздат, 1985 г.
  2. Воспитание и развитие личности в социуме (Комплексно-целевая программа) Арабеск. 2000 г.
  3. Гуткин Я.Д. «Настольная книга классного руководителя». Центр «Педагогический полк». 2000 г.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  5. Методические принципы организации жизни школы в духе «Всеобщей декларации прав человека».
  6. Модульный методический пакет «Успешное чтение». Авторы – составители: Казакова Е.И., Галактионова Т.Г., Гринёва Н.И., Повзун А.А. С.-Петербург, 2007г.
  7. Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004гг.
  8. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996 г.
  9. Спутник классного руководителя. М.Центр «Педагогический поиск», 2003г.  
  10. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. – Псков, 1998 г.
  11. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы. М., 2004г.
  12. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. Москва, 1997 г.
  13. Ямбург Е.А. Школа для всех (адаптивная модель: теоретические основы и практическая реализация). Москва, «Новая школа», 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Актуальный Педагогический Опыт

Работа с леворукими детьми....

педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"

педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...

ПК 4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области начального общего образования.

ПК  4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической  литературы,  самоанализа  и  анализа  деятельности  других педагогов,  оцениват...