программа дополнительного образования
методическая разработка по теме

Хоменко Мария Владимировна

Картины из пластилина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plastilinografiya_-programma-homenko_m.v.doc353 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» село Боровое

Программа

«Пластилинография»

Отделение «Общее эстетическое образование»

Срок обучения - 4 года

Возраст учащихся 7-14 лет

Составитель: преподаватель первой

квалификационной категории

Хоменко Мария Владимировна

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 Пояснительная записка……………………………………….3

1.1. Причины введения программы, обоснование актуальности,

значимости преподаваемого предмета……...……………………………..3

1.2. Нормативные документы и примерные программы, лежащие в

основе курса обучения……………………………………………….……...4

1.3. Цель и задачи программы………………………………………………5

1.4. Условия реализации программы……………………………………….6

1.5. Контроль и учет успеваемости…………………………………………7

1.6. Психолога педагогические предпосылки младшего возраста………

1.7. Модель выпускника……………………………………………………...8

Раздел 2 Учебно-тематические планы………………………..…………9

Раздел 3 Содержание программы………………………………………..13

Раздел 4 Методические рекомендации…………………………………………15

4.1. Принципы программы………………………………………………….18

4.2. Формы организации учебного процесса……………………………..18

Список литературы…………………………………………………………19

Приложение 1………………………………………………………………..20

Раздел 1 Пояснительная записка

1.1. Причины введения программы, обоснование актуальности,

значимости преподаваемого предмета

        

Предлагаемая программа основывается на единстве задач обучения и эстетического развития учащихся. Программа по предмету «Пластилинография» опирается на методы обучения и развития фантазии учащихся. Соблюдаются  принципы наглядности, последовательности, посильности и доступности обучения, что многократно повышает его эффективность.

Данная программа является актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учётом новых тенденций нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории.

        Работая в школе, обратила внимание на учащихся, большинство которых имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Поэтому возникла необходимость в углубленной работе с такими детьми по развитию мелкой моторики и зрительного восприятия.

        Рисование пластилином или «Пластилинография» — новый вид декоративно-прикладного искусства - представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

        Техника применения пластилина в качестве красок многим детям знакома. Главным образом тем детям, которые посещали детский сад. Но и те, которые знакомятся с пластилином – «краской» впервые, охотно выполняют эту работу. Техника проста. Сильно разминаем пластилин, чтобы он легко размазывался, и в таком состоянии намазываем его на картон. Создаем фон будущей картины. А потом обычным рабочим пластилином «наклепами» выполняем все нужные детали задуманного рисунка. Неудачные места легко исправить, убрав стеком пластилин и налепив новый.

        В этой технике можно исполнять много разнообразных заданий. Так же много, как и обычными красками, если научить детей расширять цветовую палитру пластилина. Только размеры пластилиновых картин будут значительно меньше, поскольку для детских рук исполнение их весьма трудоемко. Постепенно нужно усложнять сюжет картины и усиливать требования к исполнению согласно возросшим умениям и навыкам детей.

1.2. Нормативные документы и примерные программы,

лежащие в основе курса обучения

Основой изучения данного предмета является развитие навыков воспитания художественного образа. Отсюда основная учебная задача – развитие художественного воспитания у учащихся. Решая эту задачу, преподаватель обязан заботиться об общей гуманитарной и художественной эрудиции своих учеников. Развивая художественное восприятие у учащихся, педагог должен воспитывать у них отзывчивость на идейно – эстетическое воздействие искусства, на единство содержания и формы произведения. Следует формировать личное отношение к своему творчеству, уметь дать объективную и самостоятельную оценку авторской позиции, связь с собственным жизненным опытом.

        Образовательная программа по предмету «Пластилинография» МБОУ ДОД ДШИ села Боровое составлена с учетом нормативных документов, примерных образовательной программ и методических пособий, лежащих в основе курса обучения на отделении «Общее эстетическое образование», это Изобразительный фольклор НМЦ ХО 2005, История изобразительного искусства МК СССР 1986, Рисунок МК РФ 2003 , Рисунок в 1-4 классах ДХШ. НМЦ ХО Программа и методическое пособие 2005, Рисунок. Живопись. Композиция. Пленэр Комплексная программа НМЦ ХО 2008, Декоративно-прикладное искусство, Изобразительное искусство, станковая композиция, декоративно-прикладная композиция, рисунок, лепка (для подготовительных групп детских художественных школ и художественных отделений школ искусств) МК СССР 1987, Изобразительное искусство для детей дошкольного возраста 4-6 лет. МК РФ 2001.

1.3. Цель и задачи программы

        Цель настоящей программы состоит в создании условий для творческого развития учащихся, его самореализации и социальной адаптации средствами рисунка пластилином. В связи с поставленной целью, ставятся следующие задачи:

№ п/п

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

1

Воспитывать настойчивость устремлённость и терпение; чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы. Воспитывать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности, декоративно-прикладному творчеству. Расширить познания детей о возможностях пластилина: им можно не только лепить, но и рисовать.


Развить эмоциональное восприятие натуры, развить чувство характера, чувство движения формы, её живого восприятия, состояние её освещённости, развить чувство большой формы, чувство пропорции и тональных отношений; развить эстетическую культуру восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, сформировать художественный вкус обучающихся.

Обучить навыкам грамотного ведения работы (использования художественных материалов, правильному положению ученика во время работы, грамотная последовательность ведения рисунка); обучить элементарным навыкам наблюдения натуры (признаки отличия однотипных предметов, освоения приёмов визирования, определение положения предмета в пространстве); освоить тональные отношения (основные тональные градации, понятия светораздела, влияние окраски предмета на тон); познакомить с элементарными понятиями построения (оси – вертикальные, горизонтальные); познакомить с понятием перспективы и конструкции предмета; изучение принципов построения формы в пространстве (понятие о законах линейного построения в рисунке). Развивать мелкую моторику рук, образное, логическое и художественное мышление.

1.4. Условия реализации программы

        Предлагаемая программа рассчитана на четыре года обучения и соответствует одному занятию (1 час) в неделю, рассчитана на обучение всех желающих без предварительного отбора учащихся средних общеобразовательных школ. 

        Основное оборудование: одежда, доска, нож (стек), материал (пластилин), оргалит или пластиковые крышки для основы. Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.

        Дополнительное оборудование: заостренные спички или зубочистки, бисер, декоративные элементы для оформления, мягкая чистая тряпка (для чистки рук и стека по окончании занятий).

        Рабочая одежда: прежде всего, от пластилина необходимо защитить школьную одежду ребенка, так как этот материал пачкает всё. Лучший вариант рабочей одежды для малыша – старая папина футболка. В ней ребенок закрыт со всех сторон, а рукава футболки спускаются как раз до его запястий. Идеально в край рукава вставить резинку. Можно пользоваться рабочим халатиком с длинными рукавами или фартуком с нарукавниками.

        Главный рабочий инструмент – нож. В лепке его называют стеком. Нож должен быть небольшим и легким, прямым, не складным, но, прежде всего – безопасным, с тонким и не слишком острым лезвием, с заостренным (но не острым) концом. В некоторых наборах к пластилину прилагаются готовые пластмассовые стеки, однако они слабо удовлетворяют предъявляемым требованиям. Лучший стек – пластмассовый одноразовый нож. У него тонкое, ровное или мелко зазубренное лезвие, обратная кромка прямая, как линейка. Он легкий и безопасный. Лезвие его достаточно прочное, чтобы разрезать брикет пластилина средней твердости. Обратная кромка послужит для контроля качества формы и пропорций. В руках физически сильных учеников эти ножи иногда ломаются, так что лучше иметь некоторый запас.

Материалы и инструменты: плотный картон, оргалит или цветная пленка - для основы под картину. Деревянная или пластиковая дощечка - в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей. Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал). Хлопчатобумажная салфетка для рук. Набор стеков различной формы (Стеки - это небольшие пластмассовые или деревянные ножички для вырезания, выравнивания пластилина и деталировки изображаемых предметов). Различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и др. приспособления - для придания поверхности определенной структуры. Пластиковые медицинские или кондитерские шприцы - для выдавливания пластичной массы. Хороший пластилин. То есть такой, который имеет яркий цвет, тонко выкатывается и не липнет к рукам.

1.5. Контроль и учет успеваемости

Оценка работы, выполненная учащимся, как в целом, так и отдельных её фрагментов имеет воспитательное значение, отражает степень освоения им программного материала и эффективность работы.

Разработанный оценочный уровень является гибкой системой оценки, учитывающей возрастные особенности, художественные данные ученика, способность к овладению новыми видами материалов и техник, степень развития координации движения и моторики рук.

Оценочный уровень предусматривает: оценку самим учащимся своей работы при индивидуальной беседе. Отличаются сильные и слабые стороны работы (тактично без сравнения с работами других учащихся). Оценка устная, в журнале не фиксируется; оценку результатов работы каждого ученика в ходе коллективного обсуждения.

        Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика.

Сроки

Вид контроля

Форма контроля

Объект контроля или что контролируется

Необходимый инструментарий

Декабрь

Текущий

выставка, мастер-класс

Знания, навыки, полученные за полгода обучения

Работы, выполненные за полгода, канцелярские Принадлежности

Апрель

Итоговый

Выставка на отчетном концерте

Умения и навыки, полученные в течение года

Работы, выполненные за год

1.6. Модель выпускника

Выпускник школы должен владеть материалами и техникой рисунка на стекле, уметь анализировать свой рисунок в процессе работы, научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии (на плоских формах), затем на простых цветовых объёмах (с учётом теплых и холодных цветов), далее на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами.

За период обучения учащиеся приобретают элементарные навыки в работе с пластическим материалом (пластилин). Они способны лепить на основе наблюдений с натуры и по памяти, изучают характер и пропорции предметов, животных и человека, научены передавать свои творческие замыслы в пластическом материале. Добиться цельности и единства цветового строя в работе, колористического решения, разбираться в цветовых и тональных отношениях.

Раздел 2         Учебно-тематические планы

Демонстрационная лепка преподавателя. Преподавателю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше преподавателя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Учитель должен владеть пластилином, хорошо знать его качества, обладать развитым глазомером и объемным видением, чувствовать пропорции. Объемное видение и глазомер развивается у ученика не за один год, и об этом надо всегда помнить, тактично указывая на ошибки. Жесткие требования следует предъявлять лишь к наиболее успешным ученикам после многократной лепки одними и теми же приемами одних и тех же форм разного размера. Изделия, которые ребенок делает из пластилина, полностью зависят от его наблюдательности, непроизвольного внимания к форме и развития мелкой моторики рук.

Основной задачей первого класса является обучение учащихся выполнять композицию на небольшом формате А-5, используя простые формы и минимум декоративных элементов.

Количество часов в неделю – 1 часа

Количество недель в году – 32 недели

Всего: 32 часа (без контрольных уроков)

№ п/п

Тема

занятий

Задачи

Общее количество часов

1

Аппликация с частичным заполнением фона

«Гусеница на листочке»

  1. Расширить представления детей о многообразии живых существ, местах их обитания.
  2. Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание.
  3. Развивать эстетический вкус, цветовосприятие.

3

2

«Курочка и цыплята»

  1. Закрепить знания о домашних птицах, их внешнем облике, повадках.
  2. Учить лепить объект из отдельных деталей.
  3. Развивать координацию рук, мелкую моторику.
  4. Развивать формовосприятие.

4

3

«Лебедь»

  1. Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней.
  2. Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при Раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах.
  3. Развивать оптико-моторную координацию.

3

4

«Снегири»

  1. Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания.
  2. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика.
  3. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки.
  4. Развивать цветовосприятие.

4

5

«Пингвины на льдине»

Плоскостное рисование

  1. Познакомить детей с представителями животного мира - пингвинами.
  2. Учить передавать характерное строение птицы.
  3. Развивать творческое воображение, цветовосприятие.

5

6

«Мои домашние животные»

  1. Закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика.
  2. Продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную форму.
  3. Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета.
  4. Развивать моторику пальцев рук.

5

7

«Ящерка»

  1. Дать детям представление о разнообразии животного мира.
  2. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида, окружающую среду с помощью приемов лепки.
  3. Развивать воображение, цветовосприятие.

4

8

«Совушка»

  1. Расширить представления детей о лесной птице – сове.
  2. Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание.
  3. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина

4

Выставка работ

Итого:

32

        Основной задачей второго года обучения увеличивается формат работы и в объеме, усложняется композиция, формат работ: А-5, А-6, аппликация в круге: средний размер - диаметр 20-25 см

Количество часов в неделю – 1 часа

Количество недель в году – 32 недели

Всего: 32 часа (без контрольных уроков)

№ п/п

Тема

занятий

Задачи

Общее количество часов

1

«Разные коты»

  1. Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим».
  2. Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного.
  3. Развивать мелкую моторику рук.

5

 2

«Мишутка»

  1. Дать детям представление об образе жизни бурых медведей.
  2. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость).
  3. Развивать цветовосприятие.

5

3

«Панда»

  1. Познакомить детей с представителем тропических лесов – пандой.
  2. Развивать у детей эстетическое восприятие, живой интерес к природе.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

5

4

«Павлин»

Рельефное рисование.

  1. Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умения восхищаться природными формами и красками.
  2. Развивать пространственные представления, композиционные навыки.
  3. Развивать цветовосприятие

5

5

«Осьминог»

  1. Познакомить детей с представителями морского дна, рассказать об их особенностях, приспособленности к жизни в водной среде.
  2. Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения.
  3. Способствовать развитию формо-образующих движений руки в работе с пластилином

4

6

«Зебра»

Сграффито

  1. Воспитать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное.
  2. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.
  3. Развивать мелкую моторику рук.

4

7

«Слон»

  1. Расширять познания детей о представителях животного мира жарких стран.
  2. Закрепить умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании поверхностей в создаваемых предметах.
  3. Развивать формовосприятие, мелкую моторику рук.

4

Выставка работ

Итого:

32

Основные задачи третьего и четвёртого года обучения увеличивается формат работы и в объеме, усложняется композиция, формат работ: А-3, А-4, аппликация в круге: средний размер - диаметр 20-25 см. учащиеся познают плоскостное изображение пластилином, оно подобно живописи масляными красками, но наносится пластичный материал не кистями, а стеками или размазывается по картонной основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.

Достигают рельефность картин лепкой деталей из пластилина, формованием стекой, резанием ножницами с последующим подъемом разрезов, дублированием объемных элементов бумагой, протиранием пластилина через металлическое ситечко, выдавливанием материала через чесноко-выжималку и т. п.

Количество часов в неделю – 1 часа

Количество недель в году – 32 недели

Всего: 32 часа (без контрольных уроков)

№ п/п

Основные этапы

Количество часов

3 год обучения

Темы занятий

4 год обучения

Темы занятий

1

Частичное заполнение фона

4

Панно «Рябинка»

«Портреты осени» - аппликация в круге

2

Частичное заполнение фона

4

Панно «Грибочки»

«Мой любимый край» - пейзаж

3

Плоскостное рисование

4

Панно «Котенок»

«Мои любимые животные» - анималистический жанр

4

Плоскостное рисование

4

Панно «Золотая рыбка»

«Подводный мир» (групповая работа)

5

Рельефное рисование

4

Панно «Снежинка»

«Зимние узоры» (выполнение орнамента)

6

Рельефное рисование

4

Панно «Елочка в лесу»

«Снежная королева» - портрет

7

Сграффито

4

Панно «Колобок» (коллективное творчество)

«В гостях у сказки» - (иллюстрация) любимые сказочные герои

8

Макетирование

4

«Теремок»

(работа группами)

«Сказочная страна» работа группами, основа – стеклянные, бутылки

Итого: 32

Выставка работ

Раздел 3         Содержание программы

Лепка тренирует усидчивость, трудолюбие, моторику пальцев рук, развивает глазомер. Действенными с точки зрения пальчиковой гимнастики и эффектными по окончании оказываются картинки-окошки: начальные этапы рисования всегда похожи, поэтому легко осваиваются, а варьировать изображение можно десятками разных способов: тут тебе и времена года, и различное время суток, и сказочные виды. Окошко - готовая рама картины. Она, кроме того, определяет точку зрения художника: откуда он смотрит - снаружи дома или изнутри. Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, соответственно, левой руки) попеременно. Иногда, если основная рабочая рука устала, можно часть работы переложить на другую руку.

        Важное свойство пластилина – пластичность или тягучесть. Если подготовленный пластилин раскатать в палочку и сложить его пополам, а он не ломается и не трескается, то он пластичен и годен для работы. Приложив некоторые усилия, его можно растянуть – он делается тоньше, его можно сжать – он, наоборот, утолщается. Если пластилин гладить пальцами в одном направлении, то с одной стороны палочка пластилина становится толще, увеличивается в объеме, а с другой становится тоньше.

        Еще одним свойством пластилина является его способность затвердевать при охлаждении, поэтому, если кусок слишком размягчился и не держит форму, его можно привести в рабочее состояние, охладив в холодной воде или в холодильнике. Практическим знакомством с пластилином должна быть лепка на свободную тему. По своему усмотрению учитель может использовать создание объемных предметных композиций, при такой комплексной подаче информации формируются связи, позволяющие ребенку переносить объемное изображение на плоскость и, наоборот, формировать объемное видение плоского рисунка; активизируются образное мышление и фантазия.

        Может показаться, что первый урок по лепке сильно перегружен информацией. На самом деле ребенок получает ее в ходе урока, постепенно. С первого раза что-то дети запомнят, что-то нет. Постепенно приучайте их к выполнению изложенных требований: начинайте всегда с напоминания правил и контролируйте их исполнение; постепенно переходите к требованию самостоятельного и своевременного выполнения этих правил.

Структура занятий: беседа; самомассаж рук, пальчиковая гимнастика; изготовление картины; релаксация; анализ работы.

        Планирование занятий включает пять обязательных элементов: ключевые понятия; учебная задача; тема; вид деятельности; техника исполнения.

На занятиях с детьми младшего школьного возраста целесообразно включить просмотр мультипликационных фильмов, выполненных с помощью пластилина («Пластилиновая ворона», мультфильмы из серии «Гора самоцветов» и т.д.)

Итогом работы над изучаемой темой должно быть создание тематической композиции. Работы, получившие лучшую оценку учащихся и преподаватели, в том числе и выполненные дома, достойны всеобщего обозрения. Такая выставка детям необходима, как и каждому художнику. Лучшие работы, находящиеся постоянно перед глазами, приучают к усвоению стандарта лепки, стимулируют стремление к лучшему. Поскольку эти работы выполнены учениками, а не учителем, у слабых учеников возникает ощущение посильности такого качества исполнения. Выставка воспитывает уважительное отношение к работам товарищей и к искусству в целом. Выставку детских работ должны видеть и родители, поскольку она наглядно отражает уровень усвоения программы, уровень развития образного мышления.

        Первый раздел – это выполнение изделий самых простых на небольшом формате. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии. Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Третий раздел – выполнение сложных изделий большого формата.

        В конце изучения каждой темы дети осваивают композицию – размещение предметов на плоскости. Основные этапы в работе: аппликация с частичным заполнением фона, плоскостное рисование, рельефное рисование, сграффито.

Раздел 4         Методические рекомендации

Методику занятий по предмету «Пластилинография» следует направить на решение основных задач: целенаправленного развития творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности.

Программа предусматривает, что работающий по ней педагог имеет определенную профессиональную подготовку. Безусловно, это знание детской психологии и психологии творчества, так же педагог должен ориентироваться в вопросах педагогики и дидактики.

На каждом уроке идет целенаправленная работа педагога над созданием максимально комфортного для учащихся микроклимата, теплой творческой атмосферы. При обсуждении работ поощряются доброжелательные отзывы учащихся о результатах друг друга, так же приветствуется их стремление помочь друг другу советом, иногда показом, во время практической работы. Во время теоретической части в разговор вовлекаются все учащиеся, внимательно выслушивается мнение каждого.

Сочетание индивидуального подхода к каждому ученику с целенаправленной работой над формированием дружного коллектива, доброжелательного отношения ко всем входящим в него личностям - вот над чем нужно трудиться педагогу-наставнику.

Настоящая программа определяет объем содержания знаний, навыков и учебно-воспитательных задач предмета. При этом за педагогом сохраняется право творческой организации предмета: перестановки отдельных тем, сравнения произведений из разных разделов, особенностей художественного языка, различных видов изобразительного искусства.

Лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:

1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.

2. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным словесным описанием. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.

Начните задуманную композицию с эскиза на листке бумаги. Выберите цвета изображения и фона, не забывая о контрастности и сочетании цветов: жёлтый предмет будет казаться более ярким на зелёном, синий на жёлтом фоне и т.п.

Затем подберите нужный формат картины и вырежьте из оргалита прямоугольную пластину нужного размера с учетом ширины полей. Затем вырежьте прямоугольник из цветной плёнки по размеру будущей картины и наклейте ее на оргалит. Перенесите изображение с эскиза на плоскость картины, например, с помощью координатной сетки и детских мелков.

В зависимости от выбранного сюжета, решаем, что будет являться фоном для изображения: сама плёнка или нанесённый на нее пластилиновый слой. Рекомендуемые цвета самоклеющейся плёнки для фона - все оттенки синего и, зелёного; серый; чёрный. Главное в картине - это не фон, а задуманное вами изображение, поэтому фон не должен быть слишком ярким и бросающимся в глаза. То же самое относится и к полям картины - их цвет должен сочетаться как с основными цветами изображения, так и с цветом фона. Универсальные поля - белые. Поля тоже нужно изготовить из самоклеющейся плёнки и наклеивать после полного завершения работы.

Итак, вы уже подготовились к главной работе - изготовлению картины.

При лепке картин нужно помнить про некоторые особенности работы с пластилином. Например, такие.

        При работе с пластилином не всегда подходят "чистые" цвета. Иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина. Пропорции подбирают до получения желаемого результата.

        Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, вы получите зелёный, жёлтый с красным - оранжевый, красный с синим - фиолетовый.

        Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными.

        Не стоит смешивать более двух цветов одновременно.

        При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества.

        Для того чтобы поверхность стала глянцевой, пальцы смачивают водой.

Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

4. 1.        Принципы программы

Система концентрического усложнения заданий, как теоретических, так и практических, способствует приобретению глубоких знаний и умений в области художественной обработки пластилинового материала.

Содержание настоящей программы также отличается постепенное, поэтапное погружение в изучение искусства от знакомства с отдельными его элементами к основательному погружению. Изучение национальной культуры обогащает личность, доставляет радость общения с настоящим искусством, а это, в свою очередь, является мощной мотивацией к творчеству.

4.2.        Формы организации учебного процесса

        Урок начинается с подготовки пластилина к работе: отрезать от бруска нужного цвета необходимый для работы кусок пластилина. Если пластилин достаточно мягкий, пальцами размять кусок целиком до рабочего состояния. Если пластилин твердый, разрезать кусок на более мелкие, размять их по отдельности и сложить вместе.

Список литературы

  1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.:         Издательство «Скрипторий», 2007.
  2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008.
  3. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн-2» Поделки из бросового         материала.2007.
  4.  Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы.2007.
  5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова,         2006.
  6. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на –         Дону: Издательсво «Феникс», 2003.
  7. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО         издательство Астрель: издательство Аст, 2004.
  8. Стародуб К.И. Ткаченко Т.Б. Пластилин. Издательство Феникс. 2003.
  9. Е.Г. Лебедева. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство:         Айрис-пресс. 2008.
  10. И. О. Шкицкая Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009.
  11. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА.         2007.
  12. Лыкова Ирина. Серия  Мастерилка. Издательство: Мир книги. 2008.
  13. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство         Махаон. 2010.
  14. Е.А.Румянцева.  Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание:         дети!" 2009.
  15. Е.В. Чернова. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006
  16. Е. Данкевич, О. Жакова. "Лепим из пластилина"

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Основные приемы рисования пластилином

Перед использованием пластилин следует размять, а после работы протереть руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.

Для основы картин используется плотный картон. Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина.

Альбомная бумага может служить основой для покрытия пластилином или быть прокладкой вырезаемых деталей аппликаций.

Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия и т. п. используются для создания определенных эффектов.

Для резания пластилина и нанесения на основу применяется стека — инструмент, у которого один конец ножеобразный, а другой острый.

Ножницы предназначены для вырезания деталей картин.

Разрезать срезы, вырезать отверстия удобно ножом-резаком или скальпелем. Для того чтобы брать мелкие детали, необходим пинцет.

Шилом можно прокалывать отверстия, наносить углубленные рельефные линии.

Для раскатывания пластилина удобна скалка.

Применяя такие приспособления, как расческа, металлическое ситечко, чесноковыжималка, можно добиться рельефности пластилиновых деталей.

Рисовать эскизы картин нужно только карандашом.

Лепить из пластилина лучше всего на пластине из оргстекла, но можно использовать фанеру, картон или клеенку.

В зависимости от объемности деталей картины могут иметь плоскостное или барельефное изображение. У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры слегка выступают над поверхностью.

Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а  других пластилином заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией.

Формат картин может быть различным: вертикальным, горизонтальным, квадратным, круглым, овальным.

Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих особую зрительную реальность выполняемых художественных работ.

Плоскостное изображение пластилином подобно живописи масляными красками, но наносится пластичный материал не кистями, а стеками или размазывается по картонной основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.

Рельефность картин достигается лепкой деталей из пластилина, формованием стекой, резанием ножницами с последующим подъемом разрезов, дублированием объемных элементов бумагой, протиранием пластилина через металлическое ситечко, выдавливанием материала через чесноко-выжималку и т. п.

Нанесение пластилина на основу следует начинать с верхней части, чтобы исключить касание ладони с покрытыми участками.

При создании объемных изображений применяются два способа лепки: конструктивный (деталь составляется из пластичной массы) и пластичный (форма вытягивается из пластичной массы).

Детали круглых и овальных форм формируются скатыванием пластилиновых шариков с дальнейшим расплющиванием при закреплении на полотне картины.

Для изображения тонких полос выполняются валики, которые раскатываются ладонями на плоскости. Желательно, чтобы эти детали не были очень длинными, в противном случае их формование и перенос будут вызывать затруднении. После раскатывания валики необходимо остудить, потому что в теплом состоянии они могут разорваться. Длинные линии следует составлять из нескольких коротких элементов.

Раскатывая валики, нужно иметь в виду, что при расплющивании на поверхности их поперечное сечение увеличится.

Ровные и длинные валики с круглым поперечным сечением можно получить, продавливая пластилин через чесноко-выжималку. Эти детали используются для изображения лепестков и стеблей цветов, прядей, завитков и т.п.

Эффект пушистости и рыхлости элементов картины достигается трением или продавливанием пластилина через металлическое ситечко. Таким способом изображаются мех животных, кораллы, растительность и т.п.

Рельефность на поверхности деталей можно получить продавливанием тонких бороздок кончиками ножниц, шилом, стекой, расческой.

Для создания резного края срез пластилиновой пластинки надрезается ножницами, скальпелем или придавливается стекой под углом к оформляемой линии. Этот метод применяется при изображении листьев, кроны деревьев.

Детали сложной конфигурации можно выполнить расплющенным пятном, которою стекой или скальпелем отсекаются излишки.

Если необходимы фигуры, которые затруднительно вылепить, то из продублированной тонким, слоем пластилина бумаги ножницами нужно вырезать деталь и присоединить ее к основе пластилиновыми валиками.

Для создания прозрачности или объемности элементов пластилин растирается пальцами и наносится на деталь тонким слоем. Излишки верхнего слоя соскабливаются стекой до получения необходимого зрительного эффекта.

Если пластилиновая аппликация с частичным заполнением фона выполнена на мягкой бумаге, то вокруг деталей могут образоваться масляные ореолы. В этом случае необходимо вырезать элементы ножницами и соответственно композиции наклеить их на картон с водоотталкивающим покрытием.

Дефекты можно аккуратно срезать стекой и на этом участке выполнить исправления.

Смешением пластилина разных цветов достигается разнообразие колорита. Белый пластилин добавляется для осветления красок, а примесь черного, синего, коричневого придает темный оттенок. Часто используется цвет охры, который получается смешением коричневого и желтого цветов.

Чтобы добиться эффекта "мраморности", т. е. изображения с разноцветными хаотическими разводами, пластилиновые валики разных цветов скручиваются жгутом, слегка перемешиваются, но не допускается полное поглощение красок. Колорит комбинируемых красок при нанесении на полотно должен просматриваться разноцветными разводами.

Видимость объемности пластилиновым деталям можно придать напылением порошка пастели или тенями для век. Для изображения белых элементов на белом картоне можно использовать трафареты, которыми закрывают определенные участки, а вокруг окрашивают фон.

Картины из пластилина желательно оформить в рамках под стеклом. Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки прокладку на высоту выпуклости рисунка. Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками.

Пластилиновые изображения не следует подвергать деформации, нагреванию, не допускать попадания солнечного света.

Начинать осваивать технологию работы с пластилином лучше всего с небольших картин, на которых изображены простые предметы. Только после того, как появится уверенность в работе с пластилином, следует разработать собственную манеру.