Нравственное воспитание в начальной школе (из опыта работы)
материал на тему

Проблема, освященная в данной статье, актуальна в школе, так как в сегодняшней жизни всем, а особенно ребенку,   необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.

Где искать ребенку сегодня эти нравственные опоры и образы?

Помочь в этом должна школа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно,-

значит вырастить угрозу для общества»

Теодор Рузвельт.

Под этими строчками  может подписаться любой человек.

Что мы должны понимать под нравственным воспитанием ребёнка?

В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность - это «правило, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, проявляющихся  в его поведении, поступках»

Основным содержанием нравственного воспитания В.А.Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.

Писатель и педагог С.А.Соловейчик пишет: «Будет нравственное воспитание - ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей».

Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего человека.

Воспитанию нравственной личности  способствовала   работа над темой по самообразованию: «Усвоение идейно-нравственного содержания произведения через анализ и характеристику образа литературного персонажа».

Приёмы работы учащихся на уроках чтения

Приемы подготовки учащихся к восприятию художественного текста

1.Активное слушание рассказа учителя с последующим ответом на вопросы, заданные перед началом чтения.

— Внимание! Послушайте рассказ о писателе, запомните даты его жизни, где он жил, учился и работал.

1а. Вопросы записаны на доске.

16. Записать ответы по ходу рассказа в тетрадь.

2.Подготовка рассказа о писателе.

Используя энциклопедии, Интернет, вступления к книгам, составьте краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

2а. Подготовьтесь рассказать в начале следующего урока.

26. Запишите этот рассказ и красиво оформите.

3.Рассматривание иллюстраций к тексту перед чтением, предугадывание содержания. Работа коллективная (возможно, с использованием смартдоски или ПК).

4.Активное участие в беседе по теме, которая будет раскрыта в тексте.

Прослушивание музыки перед чтением произведений о природе, исторических текстов, стихотворений с целью эмоционального настроя.
Обсуждение чувств и представлений, которые рождает музыка.

Работа над заданиями цифрового диктанта (в вербальном формате или
в виде рисунков
с ошибками).

Пример: 1 класс. «Сказки К. Чуковского».

— Я приведу вам несколько утверждений. Если они верные, ставьте 1, если утверждение неверное, ставьте 0.

1.Чуковского зовут Корней Павлович. (Иванович.)   :

2.Тараканище, Мойдодыр, Приключения Незнайки - сказки К. И. Чуковского. (Незнайка - Н. Носова.)

Формы и приемы работы учащихся на этапе первичного восприятия текста

 Чтение детьми «про себя» с последующим ответом на записанные на    доске вопросы.

-Вопросы по фактическому содержанию (К рассказу В. Осеевой «Синие листья»):

Как зовут героев?

В каком классе учились девочки?

О чем просила Лена Катю?

- Вопросы, ведущие к выводам и обобщениям

Была ли Катя настоящей подругой Лене? Докажите.

Какими чертами характера обладала Катя?

Кто прав в рассказе, а кто нет?

Почему рассказ так назван?

Активное слушание с заданием придумать вопросы за время чтения к тексту.

Ответы учащихся на эмоционально-оценочные вопросы учителя.

Понравился ли вам рассказ (стихотворение)? Почему?

Какое чувство вызвал у вас рассказ?

Что особенно взволновало вас в этом рассказе?

Что особенно запомнилось?

Какие картины нарисовали себе, слушая это стихотворение?

Выбор слов-эмоций, слов-настроений с объяснением.

Какие из слов лучше выражают настроение героя стихотворения Э. Мошковской, обидевшего маму? Подчеркни их.

Грусть, скука, обида, отчаянье, надежда, горе, огорчение.

Формы и приемы работы учащихся по анализу прочитанного произведения

Цифровой диктант как способ первичного усвоения фактологии и
смысла прочитанного:

Примеры: 2 класс. В. Осеева «Хорошее»

К Юре обращались за помощью 4 раза.

Первой за помощью обратилась сестренка. Она просила завя-
зать ей шнурки на ботинках.

В доме у Юры была кошка.

Собаку Юрика звали Дружок.

Мама дала Юре совет, какие хорошие дела он может сделать
Ответ. 010001.

- Коллективный поиск ответов (фронтально).

- Поиск ответов в группе.

- Индивидуальный поиск ответов.

Ш, Составление цифрового диктанта по фактическому содержанию:
 -
Всем классом (фронтально).

- В качестве соревнования между группами.

- В качестве индивидуального домашнего задания.

- Ответы на вопросы (устно):

- По фактическому содержанию. Пример: Летописи. 4 класс

О каком князе идет речь в этом отрывке?

Какую смерть предсказали волхвы князю?

Как поступил князь Олег со своим конем, чтобы избежать смерти?

- Ответы на вопросы, устанавливающие причинно-следственные

Связи (почему, что было причиной и т.д.).

- Ответы на вопросы, связывающие жизнь детей и литературное

произведение:

«Саша-дразнилка», 1 класс

  -А как вы общаетесь со своими друзьями? Не обижаете ли вы их?
 - Часто ли вы обижаетесь на своих друзей? За что?

- Ответы на вопросы, ведущие к оценкам, выводам и обобщениям.

 - О каких человеческих качествах заставляют задуматься рассказы В. Осеевой

Ш, Постановка учащимися вопросов к тексту

Составление плана произведения.

- Восстановление порядка событий с опорой на готовые иллюстрации

В каком порядке происходили события в сказке?  Расставь цифры по рисунками. (Ученик получает карточки с иллюстрациями к сказке.)

- Разделите текст на части и нарисуйте иллюстрацию к каждой

части.

- Разделите текст на части и озаглавьте каждую часть.

- Расставьте номеров рисунков в том порядке, в каком происходили изображенные события и рассказе.

-  Подробный пересказ с употреблением обязательного списка слов и выражений (активизация словаря).

Характеристика героев произведения.        

-Выбор характеристик героев:
2класс. В. Сутеев «Мешок яблок»

Что можно сказать о характере Зайца? Выберите из списка слова, описывающие его характер:

Злой, добрый, доверчивый, щедрый, жадный, заботливый, добродушный, скромный, хвастливый, трусливый, смелый, находчивый хитрый.

- Поиск и чтение примеров, для подтверждения характеристики.
- Подбор пословиц к произведению.

- Выбор одной из нескольких предложенных пословиц.

- Первоначальное «восстановление» пословиц:

Соедини начало и конец пословиц. Подчеркни пословицу, которая

подходит к сказке «У страха глаза велики».

Где ум,        что можно сделать сегодня.

У страха        есть доля правды.

Реализации воспитательных задач способствовало также формирование индивидуального стиля учебных навыков и мотивационного  интереса, учащихся к учебной деятельности. Анкетирование «Мотивация» среди учащихся проводилась в течение всего периода обучения.

     В начале обучения обычно часть детей приходит с низкой школьной мотивацией, негативным отношением к школе. Причины: запугивание детей перед трудностями в школе,  низким отметкам, боязнь детей отрицательного отношения со стороны родителей, педагога, сверстников. Для повышения мотивации я использовала такие средства, как создание комфортной среды, поиск путей включения в разные виды деятельности, создание отношений сотрудничества, создание системы стимулирования оценивания детей.  

Взаимоотношения в классе также влияют на уровень тревожности у детей.

Обычно ребёнок недоволен своим положением в коллективе, своим социальным статусом. Изолированность детей, а иногда и отверженность связана с неумением вести себя с окружением, с уровнем воспитанности.

 Кроме того я работала и над совершенствованием личностных качеств учащихся, формированием уровня воспитанности.(Автор: Н.П.Капустин)

т.к. это является немаловажным фактором в воспитании ответственного отношения к  окружающим.

Формы работы:

  1. классные часы,
  2. читательские конференции,
  3. изучения нравственного наследия,
  4. просмотр кино/диафильмов на нравственную тематику,
  5. дискуссии,
  6. праздники,
  7. инсценировки.

Особое внимание было уделено для решения воспитательных моментов активизации внеурочной творческой деятельности.

По результатам внеурочной деятельности стоит отметить, что 12 человек имеют призовые места по предметному творчеству, весь класс участвует в социальном творчестве (неоднократные призовые места). В своей практике для участия в предметных неделях я дополнительно занимаюсь с детьми, раздаю им разнообразные задания, рекомендую литературу.      Результатами работы считаю не только призовые места моих учеников, но и  развитие у них интереса к предметам, мышления, коммуникативных способностей. В предметных неделях принимает участие весь класс. Наш класс постоянно награждается призовыми грамотами на уровне общеобразовательного учреждения.      Кроме того, учащиеся моего класса постоянно принимают участие в различных районных и школьных мероприятиях:

    Проводимая работа способствует повышению самооценки как социально значимой личности

Проблема, освященная в данной статье, актуальна в школе, так как в сегодняшней жизни всем, а особенно ребенку,   необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.

Где искать ребенку сегодня эти нравственные опоры и образы?

Помочь в этом должна школа.

Литература

  1. Волгоград :Учитель – 2006 г.
  2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания.
  3. Дьячкова Г.Т. Родительские собрания в начальной школе. Разработки. Лекции. Беседы.
  4. Жиренко  О.Е.  Лапина Е.В. Я – гражданин России. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. – М., 2006 г.
  5. Жиренко О.Е. Киселева Т.В. Классные часы по этическому воспитанию. – М., ВАКО- 2007 г.
  6. Кипрова И.А. Азбука нравственного воспитания. – М., «Просвещение» - 1974 г.
  7. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. – М., «Оникс 21 век» 2003 г.
  8. Матвеева Е.И.. Учим младшего школьника понимать текст. – М., ВАКО-2005 г.
  9. Персидская И.В. Классные часы 1-4 классы. Волгоград: Учитель–2007 г.