Устное народное творчество
план-конспект урока (2 класс) по теме

Устное народное творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ilya_muromec_i_solovey_razboynik.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока. Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Тип урока – ознакомление с новым материалом.

Цели урока:


  1. обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;

  2. учить составлять план произведения при помощи моделирования.


Задачи урока:

Образовательные:


  1. познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты)

  2. познакомить детей с былиной “Илья Муромец и Соловей-разбойник”;

  3. выявлять художественные особенности былин;


Развивающие:


  1. развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;

  2. формировать литературоведческие представления


Воспитательные:


  1. воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности


Планируемые достижения учащихся на уроке:


  1. называть правильно былины и выделять их особенности

  2. сравнивать героев – положительных и отрицательных

  3. пересказывать по плану былины и отдельные эпизоды читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес)

  4. сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи сказителей (былинщиков).


Оборудование: схема «Фольклор» для работы в группах, магнитофон и аудиокассета с записью былины, персональные компьютеры для учителя и учеников, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки, подключение к сети Интернет, ЭОР.


Ход урока

I Орг. момент

II Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве. 

1. Ребятам предлагается разделиться на группы для работы со схемой, в центре которой помещено слово “Фольклор”, а от него стрелочками обозначаются различные жанры фольклора (сказки, потешки, загадки, небылицы, скороговорки, пословицы.)

III Актуализация

- Почему один лепесток на схеме остался пустым?
- Какова цель нашего урока? (познакомиться с новым жанром фольклора и его особенностями)

- Я предлагаю вам прослушать фрагмент из нового произведения (ЭОР 1), а вы подумайте, к какому жанру фольклора можно отнести это произведение?

Высказывание предположений детей.

IV Изучение новой темы

Для активизации познавательных процессов детям задается вопрос: Что означает слово “былина”? (предположения детей).

- Где мы можем узнать точное толкование слова?

1) - Предлагаю вам пересесть к компьютерам и с помощью ЭОР ознакомиться со словарной статьей о виде народного творчества в Русском государстве (№2)  - былине.

- Слово “Былина” означает “быль”, т. е. правдивое повествование. Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.

- Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.

- Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.

- Итак, былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.

- Самыми известными былинами стали “Добрыня и Змея”, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”, “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник” и многие другие.

- Сегодня мы познакомимся с одной из них.

 2) Слушание былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”

(слушание аудиокассеты с былиной)

3) Физминутка «Великаны – карлики»

4)  Анализ произведения

Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Илья Муромец» (3)  на экране (ЭОР)

- Какие чувства вызвали у тебя герои былины?

- Каким вы представили Илью Муромца и Соловья-разбойника?

- Опиши внешний вид богатыря.

5) Словарная работа на уроке.

- Какие слова были непонятными в тексте былины? Обратимся к словарику в учебнике.

Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото

Ремни сыромятные - прочные ремни из невыделанной кожи животных

Тын - забор

Палаты княжеские – большое богатое помещение

Кафтан – верхняя одежда мужчин

Полно тебе слезить отцов-матерей – заставлять лить слезы, печалить

Дружина - княжеское войско в Древней Руси

6) Чтение былины детьми по цепочке.

V Первичное закрепление темы

Работа в парах

- Предлагаю разбиться на пары, выполнить задание на компьютере и проверить, насколько вы поняли, что такое былина. (ЭОР – интерактивное задание «Найди ошибки» (4), «Найди пару» (5)) 

VI Формулирование выводов. Рефлексия.

- Что такое былина? Кого воспевают в былинах?

- Как народ относится к богатырю – Илье Муромцу?

- Какие особенности этого жанра вы заметили?

-


VII Задание на дом:
-
художественный пересказ былины

-  нарисовать богатырские доспехи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество. Обобщающий урок.

Презентация  позволяет  повторить  и  обобщить  изученный  материал  по  разделу  "Устное  народное  творчество".  Презентация  составл...

Устное народное творчество Кубани.

Данный урок разработан и проведен в 4 классе, но его материал можно использовать в любом классе как начальной школы , так и 5-6 класса. На уроке, построенном в форме устного журнала, дети знакомятся с...

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...