Проект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
план-конспект урока (4 класс) по теме

Капорина Людмила Николаевна

Аннотация

Мной разработан проект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе с применением компьютерных технологий.

Тема урока: Семейные праздники

Цель урока: создать условия для осознания  значимости семейных праздников в жизни человека.

 Презентация подготовлена в программе Microsoft Power Point.

Мною подготовлено 11 слайдов. Презентацию реализую с помощью мультипроектора.

Возраст учащихся: 9 лет.

Количество часов по данной теме: 1 час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_prazdniki.rar1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

                             

Урок №28

Составила: Капорина Людмила Николаевна

Модуль: Основы светской этики                

Тема урока: Семейные праздники

Цель урока: создать условия для осознания  значимости семейных праздников в жизни человека.

Задачи:

Предметные:  ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками;  учить культуре поведения в гостях;  развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми;  воспитывать интерес к народным традициям;  создать условия совершенствования умения работать в группах; развивать навыки поисковой работы.

Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи;  прививать чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной; создать условия для сплочения классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочения семей

Метапредметные; формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (умение добывать и систематизировать информацию);   умение высказывать суждения;  развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы

Оборудование: Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.  Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ.материалы для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2010.  Презентация по теме урока «Семейные праздники». Словарь Ожегова С. И.

Методы и приемы работы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения;  технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

      Ход урока.

  1. Организационный момент, включающий:


  1. Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: эмоциональный  настрой на учебную деятельность;
  2. Цели  и задачи, которые учитель хочет достичь на данном  этапе урока: обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный  настрой учащихся на предстоящую совместную деятельность, личностную  значимость учебного материала в жизни учащихся,

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

-

Дети входят в класс,                 который празднично украшен.


 

Дети могут танцевать,  кружиться с шариком,  поиграть, перебрасывая шар.

 

Дети объединяются в группы по цвету шарика у них в руке.


Делятся с товарищами своим настроением.

Учитель приглашает детей и каждому вручает воздушный шарик определенного цвета.


Предлагает  выполнить те действия, которые им хотелось бы совершить в данный момент.


Приглашает детей объединиться в группы  по цвету шарика.

 Предлагает посоветоваться в группах, и сказать какое настроение вы хотите подарить своим товарищам.

На перемене класс празднично украшается(шары, цветы и т д).



Звучит веселая  песня «Праздник детства».







Музыка звучит тихо.

                   2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу,                         включающий:

Цель, которую учитель ставит перед учениками на данном  этапе: с помощью групповой работы обобщить свои знания  и  выяснить степень усвоения заданного на дом, найти более полные и правильные ответы

Уметь производить  обмен информацией при работе в группах; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном  этапе урока: обеспечить проверку знаний учащихся, подвести к пониманию нового материала.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

Дети делятся на 4 группы по цвету шариков и выполняют поставленную задачу.






Группы представляют свою работу



Работа с Листом самооценки.

Организует работу в группах для проверки домашнего задания. Каждый из вас дома составил перечень правил этикета. Ваша задача обобщить и  составить перечень правил  в группе и представить их (каждый ученик добавляет что-то свое).

Отметьте в листе самооценки свои достижения.














Лист самооценки у каждого ребенка.

                  3.   Изучение нового учебного материала.

Учебная цель: обобщить и расширить знания обучающихся по теме « праздники», выявить отличительные признаки семейных праздников.
Цели и задачи:  ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; создать условия для осознания  значимости семейных праздников в жизни человека, воспитывать интерес к народным традициям.
Основные понятия урока: праздник, государственные, общественные, семейные праздники, ритуал, подарок.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

- Дети смотрят и отвечают.




 Отвечают: праздник




Групповая работа: учащиеся делятся на 4 группы, у каждой из них по  2 буквы на шарах , шары вывешиваются на доску, составляется слово праздник.




Подбирают прилагательные к каждой букве слова



Формулируют тему урока:

Праздники

Дети ставят цели.

Узнать какие бывают праздники? Откуда они появились? Как отмечаются разные праздники? Чем отличаются? Какое значение имеют?



Дети дают свое объяснение слова «праздник».




Дети работают с учебником и  зачитывают объяснение слова.


Дети читают определение.



  Дети делают вывод : праздник это….


Физминутка.

- Учащиеся работают в парах и  записывают

Дети отвечают: Новый год, 8 Марта,  день рождения, День Победы, новоселье, свадьба, День защитника Отечества, Рождество Христово,  День знаний, День учителя, День Матери, День России



Высказывают свои предположения





Дети дают свои ответы.



Работают с учебником и готовят ответы(с 58).




Сравнивают ответы




Дети работают в группах и представляют  свои ответы (народные государственные, семейные и общественные). Иллюстрации праздников разбиваются на группы.











Работают в парах и представляют  результаты  работы:

Какие есть семейные праздники? Как они появились? Традиции семейных праздников.



Ответы детей

 




Ответы детей.



Дети фиксируют  и представляют свои правила поведения





Дети представляют свою работу, дополняют ответы





Отвечают и аргументируют свой ответ











.Работа с иллюстрацией учебника и ответы детей



Отвечают.

Купить или сделать своими руками.






Отвечают и аргументируют свои ответы





Работают в парах и предлагают свои варианты






Представляют мини-сценку «Гость и хозяин» и дают детям советы

Дети говорят правила поведения на празднике

Предлагает вниманию детей видеоряд

- Назовите одним словом, что объединяет все эти фотографии?

Правильно.

-Учитель создает условия для образования групп. Разделитесь на группы так, чтобы в каждой группе было по два шара с буквами.

 

Предлагает составить из них слово


Праздник  (слайд 3) – это событие! Какое? Подберите прилагательные к каждой букве этого слова.


- Озвучьте тему нашего урока опираясь на слайд (слайд3) .


 Предлагает поставить цели урока.




Учитель фиксирует цели на доске.






Создает условия для изучения нового материала. Попробуйте сами объяснить понятие «праздник»?

Организует работу с учебником

- Давайте посмотрим на определение слова «праздник» в учебнике на странице 58 и сравним с вашими ответами Зачитайте.

- А вот такое определение дано в толковом словаре Ожегова С.И. (учитель читает  из словаря и это определение на экране слайд 4)

Из всего сказанного предлагаю  сделать вывод «что такое праздник?».


Организует работу в парах. Праздников множество и они различны. Работа в парах: запишите, какие праздники вы знаете.

Каждая пара называет по два праздника, а затем дополняют


- Посмотрите на доску (слайд 5) Какие праздники вы здесь узнаете?

- Молодцы, вы хорошо знакомы с праздниками!

Знаете ли Вы, как и когда появились праздники у людей?  

Организует работу с учебником

Найдите ответ в учебнике

Сравните свои ответы  с определением в учебнике

Организует работу в группах. Обсудите в группе и представьте по какому принципу можно разделить большинство праздников  на группы. Какие? (слайд 5)



Об общественных и государственных праздниках будем говорить позднее, а сегодня мы поговорим о тех праздниках, которые особенно близки и знакомы каждому из нас -  о семейных праздниках (слайд 6).


Обсудите в парах и скажите, что бы вы хотели узнать о семейных праздниках?




Попытайтесь самостоятельно ответить на данные вопросы.

Учитель задает дополнительные вопросы (слайд 7)

- Какие семейные праздники у вас самые любимые?

- Каждый праздник имеет свой порядок проведения или ритуал.

 Спланируйте, что нужно продумать заранее, чтоб наш семейный праздник был (обращение к прилагательным на доске).

Организует работу в группе

- Давайте подумаем в группах: 1, 2 группы: что может испортить праздник, 3, 4 группы: составьте правила поведения на празднике.

 Комментирует ответы


Кто из вас любит получать подарки? Какие подарки вам дарили, и по какому поводу?

А кто больше  любит дарить подарки? Почему? Аргументируйте.

Организует работу с учебником.

-  Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в подарках. Обратите внимание на иллюстрацию учебника на страницы 58. Каким должен быть подарок?


- А где мы можем взять подарок?

 В какой подарок мы вкладываем больше души, в тот, который покупаем или в тот, который делаем своими руками?    Почему? Аргументируйте свой ответ

Организует работу в парах

 Обсудите,  какой подарок можно сделать своими руками ?

Послушайте несколько советов для хозяина и гостя.

Сделайте вывод, как нужно вести себя в гостях

Выводы фиксируются на доске.

(слайд 2) Просмотр видеоряда 







Обратить внимание детей, что на шарах написаны буквы








(слайд 3) По щелчку мыши появляются слова прилагательные




























Работа со словарем Ожегова С.И.

слайд 4 на нем записано определение праздник – день торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события; день радости и торжества по поводу чего-нибудь; день игр и развлечений; день не рабочий и выходной














(слайд 5 фотографии различных праздников)


















На слайде представлены открытки различных праздников (слайд 5)


  1. Закрепление учебного материала, предполагающее:


Учебная цель: выяснить, насколько ученики  усвоили изученные понятия,  как применять правила поведения в гостях, как выбрать подарок .
Цели и задачи учителя: развивать умения анализировать и оценивать результаты работы.

        

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Представляют мини-сценку «Гость и хозяин» и дают детям советы

Делают вывод.





Дети фиксируют результаты в листе оценивания







Ответы детей. Анализируют  свои достижения по листу оценивания



















Рефлексия.







Ответы детей.


Послушайте несколько советов для хозяина и гостя.

Сделайте вывод, как нужно вести себя в гостях (выводы фиксируются на доске)

Блиц-опрос: в листе оценивания ставьте +,  если знаете ответ на вопрос, и  - если ответить затрудняетесь

Значение слова  «праздник» ?

Как они появились?

На какие группы их можно разделить?

Что такое подарок и как его выбрать?

Какие праздники занесены в  календари, а каких там нет?

-Вспомните цель, которую вы ставили в начале урока, достигли вы её или нет?  

Выставление оценок. Их аргументация.

- Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. К сожалению, в повседневной жизни мы редко говорим слова любви близким людям, а семейные праздники дают нам лишнюю возможность напомнить родным как они дороги нам.  Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи(слайд 9)

—Поделись впечатлениями от урока с товарищами.

 Предложить детям завести семейный календарь, где будут записаны все выдающиеся даты, которые празднует их  семья.

- Скажите, зачем  нам был нужен этот урок?


-  Кого хотели бы поблагодарить?

- Какие чувства пережили на уроке?

- Что вам показалось важным?


 


                                         5. Задание на дом, включающее:

Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны составить и изготовить подарки собственными руками
Цель учителя: раскрыть творческие способности учащихся
Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие содержанию урока,

.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.
Обсуждение заданий по выбору.

Внимание!

Открывается фестиваль поздравлений!

*стихи собственного сочинения

*открытки

*подарки своими руками

(слайд 10).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс:  4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...

разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль " Основы мировых религиозных культур"

Урок разработан по курсу " Основы религиозных культур и светской этики", где через понятие Родина идет знакомство учащихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основ...

Урок по курсу Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика.Тема: «Справедливость и милосердие».

К уроку по теме "Справедливость и милосердие", разработанному по программе "Школа 2100" подобраны и добавлены материалы из других информационных источников....

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...