"Культура и религия"
презентация к уроку (4 класс) по теме

Митрофанова Елена Вячеславовна

Урок  "культура и религия" разработан по новой программе "Основы мировых религиозных культур ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Культура и религия ( урок 3)

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Митрофанова Елена Вячеславовна

ГБОУ СОШ № 922, ВАО

Москва 2012

 «Основы мировых религиозных культур»

Тема:  Культура и религия (урок 3)

Цели:

Образовательные: Познакомить с понятиями:

  1. культура и религия
  2. духовная и материальная культура
  3. Помочь понять, что религия является  частью духовной культуры.

Развивающие: развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, учить сравнению.

Воспитательные:  воспитывать толерантность и уважительное отношение к  разным  религиозным культурам.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

     Распределение детей по группам.

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.

II. Проверка домашнего задания

- Давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке?

-Как вы понимаете слово «религия»?

-Какие религии считаются традиционными для России?

III. Актуализация знаний

Примерные вопросы для беседы:

  1. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

У вас на партах карточки со словами  ( музыка, храм, образование, архитектура, греческие боги, буддизм, добро, скульптура из католического собора).

распределите все слова на две группы по темам:

Слайд 1:

КУЛЬТУРА         РЕЛИГИЯ    

     

В каких группах возникли трудности? Почему? (слова: греческие боги, скульптура из католического собора можно отнести к каждой из групп)

Почему?

IV. Постановка темы урока, цели и задач:

Слайд 2:

- Сегодня на уроке мы узнаем:

-  Что такое культура?

-  Как связаны культура и религия?

-  Как должен вести себя культурный человек?

V. Изучение нового материала.

1.Что такое культура? Как вы думаете? (высказывания каждой группы)

Слайд 3:

Со словом «культура» связаны такие выражения, как «культурный человек», «культурно вести себя».

Слайд 4:

Как должен вести себя культурный человек?

  1. Культурный человек везде остаётся культурным.
  2. В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек-это человек, который умеет хорошо вести себя.
  3. А.П.Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»

Каждый человек является частью общества. Если в нашей стране будет больше культурных людей, какой станет наша Родина?

Слайд 5:

Считаешь ли ты себя культурным человеком?

Выберите из списка слова, характеризующие качества культурного человека.

     • честность

•аккуратность

• хамство

• вежливость

• жадность

• лживость

• ябедничество

• враньё

• навязчивость

• безразличие

•предательство

• уважение старших

• милосердие

•  дружба

Так что же отличает культурного человека?

Прочитайте высказывание. Объясните.

Слайд 5:

Важное

    «При каждом проявлении в себе нежелательных качеств следует тотчас же волей пресекать возможность свободного их проявления и обуздывать их.  Хороший садовник следит ежедневно за каждым растением в саду» (Б.Н. Абрамов).

   В науке есть и другое определение понятия «Культура». Откройте учебник   на стр.8 и прочитайте определение.

Культура-это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории.

На какие же ценности можно разделить понятие «Культура»?

Слайд 7:

К памятникам культуры мы относим (например):

- предметы повседневной жизни, которые создал человек;

     - орудия труда;

- прекрасные дома и большие крепости;

- идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, поэты, музыканты, архитекторы, ученые;

- нравственные нормы поведения человека;

- религия

Слайд 8:

Определите в группе, какие изображения демонстрируют материальную культуру, а какие – духовную.

     Многие памятники материальной  и духовной культуры возникли в связи    с РЕЛИГИЕЙ, они необходимы для ее существования.

  1. В этом помогают достижения в АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ, ЖИВОПИСИ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.

Слайд 9:

  1. Архитектура – искусство строительства зданий и сооружений.
  2. Скульптура –изображение делается в объеме.
  3. Декоративно-прикладное искусство – искусство создания и украшения различных предметов, в том числе и религиозных.
  4. Живопись – это искусство, в котором главное – цвет, цветовые сочетания

Слайды 10-11:

Искусство архитектуры обеспечивает специальное здание для проведения религиозных ритуалов

   Слайды 12:

Искусство скульптуры создавало  и создает статуи богов и святых

Слайды 13-14:

Искусство живописи часто отражает религиозные сюжеты в своих картинах

Слайды 15-18:

Декоративно-прикладное искусство создает ритуальные религиозные предметы

Слайд 19:

МУЗЫКА – это тоже часть культуры, ее духовная составляющая .

В ряде религий во время ритуальных обрядов используется МУЗЫКА, поэтому многие музыкальные произведения тоже были связаны с религией.

   И сегодня нам известно немало музыкальных   произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты. (прослушивание музыкального произведения на усмотрение учителя.)

Слайд 20:

Религия нашла свое отражение и в языке, на котором мы с вами разговариваем, в часто употребляемых выражениях, в нашем повседневном поведении.

  1. «Олух царя небесного»
  2. «Запретный плод сладок»
  3. «Начнем, пожалуй, помолясь»
  4. «Ну, с Божьей помощью!»
  5. «На Бога надейся, но и сам не оплошай»
  6. «Ну прямо божья благодать!»
  7. «Живу как в раю!»
  8. «Свято место пусто не бывает»
  9. «Креста на тебе нет!»

Выберите одно из высказываний, обсудите в группе и объясните его.

V. Подведение итогов.

Вспомните начало нашего урока. С какой проблемой вы столкнулись?

Можно ли сказать, что культура и религия связаны и не существуют по отдельности? Посовещайтесь и попробуйте объяснить.

Итак, религия – форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к  которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.

-  Давайте подумаем, почему одни религии называются мировыми, а другие – национальными?

VI. Домашнее задание.  Слайд 21-22:

1.Продолжите предложение, напишите мини сочинение.

  1. 1. Добрый человек — это тот, кто...
  2. 2. Злой человек — это тот, кто...
  3. 3. Честный человек — это тот, кто...
  4. 4. Правдивый человек — это тот, кто...
  5. 5. Жестокий человек — это тот, кто...
  6. 6. Грубый человек — это тот, кто...

2. Из приведенных  ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.Объясни.

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.

VII. Рефлексия.

Ребята, если ваша группа работала слаженно, справилась со всеми заданиями, сумела преодолеть совместные трудности, тогда возьмитесь за руки и «зажгите фонарик дружбы».

Спасибо за сотрудничество на уроке!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ Презентацию выполнила учитель нач.классов ГБОУ СОШ №922 Митрофанова Е.В. Урок 3

Слайд 2

1. Что такое культура. 2. Кто такой культурный человек. 3. Как связаны религия и культура На этом уроке узнаем:

Слайд 3

Со словом «КУЛЬТУРА» связаны такие выражения, как «КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК», «КУЛЬТУРНО СЕБЯ ВЕСТИ» ЧТО ТАКОЕ «КУЛЬТУРА»?

Слайд 4

Культурный человек везде остается культурным (воспитанным). В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек — это человек, который умеет хорошо вести себя . Антон Павлович Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Как должен вести себя культурный человек ?

Слайд 5

• честность •аккуратность • хамство • вежливость • жадность • лживость • ябедничество • враньё • навязчивость • безразличие •предательство • уважение старших • милосердие • дружба Считаешь ли ты себя культурным человеком?

Слайд 6

«При каждом проявлении в себе нежелательных качеств следует тотчас же волей пресекать возможность свободного их проявления и обуздывать их. Хороший садовник следит ежедневно за каждым растением в саду» (Б.Н. Абрамов). Важное

Слайд 7

К памятникам культуры мы относим (например): - предметы повседневной жизни, которые создал человек; - орудия труда; - прекрасные дома и большие крепости; - идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, поэты, музыканты, архитекторы, ученые; - нравственные нормы поведения человека; - религия Материальная и духовная культура

Слайд 8

Определите , какие изображения демонстрируют материальную культуру, а какие - духовную материальная духовная духовная материальная Материальная и духовная материальная духовная

Слайд 9

Архитектура – искусство строительства зданий и сооружений. Скульптура – изображение делается в объеме. Декоративно-прикладное искусство – искусство создания и украшения различных предметов, в том числе и религиозных. Живопись – это искусство, в котором главное – цвет, цветовые сочетания ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА КУЛЬТУРУ

Слайд 10

Искусство архитектуры обеспечивает специальное здание для проведения религиозных ритуалов Буддистский храм Древнеримский храм Китайская пагода Древнеегипетский храм Древнеиндийский храм Солнца Русский православный храм

Слайд 11

мечеть Японская пагода Католический собор Древнеегипетский храм Древнегреческий храм Раннехристианский храм Ритуальное место в первобытном обществе

Слайд 12

Искусство скульптуры создавало и создает статуи богов и святых Древнегреческая богиня Древнегреческий бог Древнеегипетский бог Статуя Будды Скульптура из католического собора Первобытные тотемы Скульптура из средневековой церкви

Слайд 13

Искусство живописи часто отражает религиозные сюжеты в своих картинах

Слайд 15

ХРИСТИАНСТВО Декоративно-прикладное искусство создает ритуальные религиозные предметы

Слайд 16

ИСЛАМ

Слайд 17

БУДДИЗМ ИНДУИЗМ

Слайд 18

ИУДАИЗМ

Слайд 19

МУЗЫКА – это тоже часть культуры, ее духовная составляющая . В ряде религий во время ритуальных обрядов используется МУЗЫКА, поэтому многие музыкальные произведения тоже были связаны с религией. И сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты

Слайд 20

Религия нашла свое отражение и в языке, на котором мы с вами разговариваем, в часто употребляемых выражениях, в нашем повседневном поведении. Приведем несколько примеров «Олух царя небесного» «Запретный плод сладок» «Начнем, пожалуй, помолясь » «Ну, с Божьей помощью!» «На Бога надейся, но и сам не оплошай» «Ну прямо божья благодать!» «Живу как в раю!» «Свято место пусто не бывает» «Креста на тебе нет!»

Слайд 21

1. Добрый человек — это тот, кто... 2. Злой человек — это тот, кто... 3. Честный человек — это тот, кто... 4. Правдивый человек — это тот, кто... 5. Жестокий человек — это тот, кто... 6. Грубый человек — это тот, кто... Домашнее задание. 1. Продолжите предложение.

Слайд 22

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа. 2. Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок ОРКСЭ в 4 классе "Культура и религия"

урок построен в соответствии с задачами курса и особенностями возраста учащихся. используются игровые моменты, позволяющие повысить познавательную активность детей....

Урок "Культура и религия" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)

Цель данного урока: формирование у учащихся общих представлений о религиозных культурах. На уроке разъясняется значение слова "религия", происходит знакомство с многообразием религиозных культур и тра...

Конспект урока "Культура и религия" модуля "Основы православной культуры"

   Методическая разработка урока учебной дисциплины ОРКСЭ модуля "Православная культура по теме "Культура и религия"...

Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс

Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....

Конспект урока по теме "Культура и религия" . Модуль "Основы православной культуры"

Конспект урока с презентацией по ОРКСЭ 4 класс по теме "Культура и религия"...

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»...