Конспекты уроков
план-конспект урока по теме

Буянова  Елена Викторовна

УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir_4_carstva_prirody.docx22.63 КБ
Microsoft Office document icon 23_fevralya.doc51 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок новых знаний

Тема урока: Четыре царства живой природы.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с основными царствами живой природы: растения, грибы, бактерии, животные.
  2. Раскрыть основные отличия этих царств: растения-грибы, грибы-бактерии, бактерии-животные.
  3. Уточнить знания учащихся об основных качествах живых существ (дышат, растут, двигаются, размножаются, умирают.)
  4. Расширить кругозор

Методические приемы, используемые на уроке:

  1. Презентация “Четыре царства природы”, ПК, мультимедиапроектор;
  2. Дидактическая игра “Найди свою группу”;
  3. Работа в парах с рисунками-схемами в рабочей тетради “Познаем окружающий мир – 2 класс”;
  4. Решение кроссворда.

Конспект урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи.

Учитель: Любите ли вы путешествовать? (+) Наше путешествие не сказочное. Мы с вами отправляемся на планету Живых существ. А кого мы называем живыми существами? На этой планете есть четыре царства – государства. (Учитель демонстрирует ученикам карту планеты. Вся поверхность планеты покрыта тучами). Но что я вижу? Плотный туман окутал всю планету – ничего не видно. Но есть способ рассеять туман. Выручит нас игра “Найди свою группу”.

Цель игры: опытно игровым путем ученики распределяют таблички с названиями и рисунками живых организмов на четыре группы.

При допуске ошибок учитель не спешит исправлять учеников сам. Опыт показывает, что ребята справляются сами или с помощью одноклассников. (Ребята могут спутать грибы с растениями).

Учитель: Молодцы, ребята! Теперь, кажется, и туман исчезает (с карты “Планеты - живые существа” убираются тучки).

Ребята видят названия царств.

3. Новый материал.

СЛАЙД “Четыре царства природы” (слайд 2)

По щелчку мыши на слайде появляются названия каждого царства.

Задается вопрос: Кто населяет эти царства? Как живется их обитателям? Если не могут ответить на этот вопрос , то учитель отвечает: Сейчас мы это узнаем!

Учитель: В какое царство мы отправимся сейчас?

Дети делают выбор, например – растения. По гиперссылке “растения” происходит переход на СЛАЙД “Многообразие растений”.

Ученик читает стихи, появляющиеся на экране.

Учитель: Как здесь красиво! Какой нарядный лес! Что мы в нем видим?

Ученики: деревья, кустарники, ягоды, травы – это и есть растения, все они разные.

Учитель: А что одинаковое у всех растений?

Ученики: У них разные части. (Выводим детей на ответ с помощью наводящих вопросов.)

СЛАЙД “Части растений”

Дети называют части растений, на экране они появляются по щелчку мыши.

Учитель: Какую роль выполняют корень, стебель, лист, цветок, плод.

Ответы детей учитель уточняет.

ВЫХОДИМ НА СЛАЙД “четыре царства” по кнопке “ДОМОЙ”

Учитель: Наше путешествие продолжается, и выбираем новое царство – Грибы.

ПЕРЕХОД ПО ГИПЕРССЫЛКЕ на слайд “Назови грибы”.

Учитель может просто попросить назвать грибы или учитель загадывает загадки, ответы на которые ученики ищут на слайде.

По щелчку мыши появляются названия представленных грибов – происходит проверка ответов учеников.

Учитель: Почему нельзя путать грибы с растениями? (Дети, как правило, на этом этапе еще не знают отличий и часто грибы путают с растениями, но можно ожидать и правильного ответа)

Учитель: Давайте посмотрим, как устроен гриб.

СЛАЙД “СТРОЕНИЕ ГРИБА”.

Учитель: а теперь сравните строение гриба и строение растения.

Дети: у гриба вместо корня грибница, у гриба нет семян и плодов, у него споры. У гриба нет листьев и стеблей, а у растений – есть. Значит, гриб – не растение.

Учитель: Почему грибы и растения – живые существа?

Дети: грибы, как и растения могут питаться, ,размножаться, умирать.

ВЫХОД НА СЛАЙД “ЧЕТЫРЕ ЦАРСТВА ПРИРОДЫ” по гиперссылке.

Учитель: Еще не закончено наше путешествие – следующее царство – бактерии.

ПЕРЕХОД НА СЛАЙД “Бактерии”

Ученик читает о бактериях текст на слайде.

Учитель: все вы болели: у кого был насморк, высокая температура, болел живот. Иногда причиной наших болезней могут стать вредные бактерии.

На слайде рассматриваем виды бактерий “Кокки”, “Холерный вибрион”.

Учитель: Тело бактерий хорошо защищено. Иногда, чтобы убить вредные бактерии, мы пьем специальные лекарства или кипятим воду. Но есть и полезные бактерии – кисломолочные, в йогуртах, в сметане, кефире. Почему бактерии тоже являются живыми существами?

Дети: Бактерии растут, размножаются , погибают.

Учитель: Молодцы!

ВЫХОД НА СЛАЙД “Четыре царства природы” по гиперссылке.

Учитель: В каком царстве мы еще не были? Да, это животные.

ВЫХОД НА СЛАЙД “Многообразие животных”

Учитель: Назовите этих животных. Почему мы говорим “многообразие животных”? все ли животные одинаковые, что их различает? Как передвигаются животные? (прыгают, летают, ползают, лазают, бегают, плавают) Как питаются животные? Как строят жилища и воспитывают потомство? (вьют гнезда, роют норы, устраивают логова, берлоги и т.д.) Животные – это тоже живые существа. Назовите признаки живых существ.

Молодцы, ребята! Вы завершили наше путешествие. А теперь посмотрим, что вы запомнили.

4. Самостоятельная работа в тетради “Познаем окружающий мир” №1. Работа проводится в парах (если класс к ней готов). Задание: Заполните схемы “Четыре царства природы”, “Строение гриба”, “Части растений”.

Проверка и самопроверка может проводиться в парах.

5. Самостоятельная работа “Разгадай кроссворд”

СЛАЙД “Разгадай кроссворд”

Учащиеся получают листы с полем кроссворда. Учитель загадывает загадки про бабочку 1, гриб боровик 2, икра 3, корень, 4 клен 5, спора 6.

Проверка в парах. Слайд “Реши кроссворд”. По щелчку появляются ответы.

6. Итог урока. Оценивание самых активных участников путешествия. Что узнали? Какие отличительные признаки всех живых существ вы запомнили?

7. Домашнее задание. Рассказать о царствах живой природы и живых существах, населяющих каждое царство.




Предварительный просмотр:

Классный час к 23 Февраля "День защитника Отечества!"

Цель: Создать атмосферу праздника в игре-соревновании.

Задачи: 

  1. Познакомить детей с родами войск.
  2. Развитие памяти, внимания, организованности, самостоятельности, умений согласовывать интересы в процессе преодоления определенных, соответствующих возрастным особенностям, трудностей.
  3. Формирование коллектива, исключение разобщенности мальчиков и девочек.

1 слайд

Ход классного часа

2 слайд

Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль самолётов звенья.
Это празднует февраль армии рожденье.
Ночью вьюга бушевала, и метелица мела,
А с рассветом нам тихонько папин праздник принесла.
И сегодня над широкой белой скатертью полей
Сверху видны самолеты наших воинских частей.
Папин праздник - главный праздник всех мальчишек и мужчин.
И поздравить пап любимых мы сегодня так спешим!

3 слайд

        Сегодня мы отмечаем замечательный праздник —       День защитника Отечества. Этот праздник напоминает нам о том, что всё самое дорогое, что у нас есть, может подвергнуться опасности. И долг каждого из нас, если придется, защитить своё Отечество. Ещё в давние времена воины не боялись с мечом в руках сражаться за свою родину.

4 слайд

От зари и до зари

Дозор несут богатыри:
Добрыня,  Алеша, и старший Илья
Три, всем нам знакомые, богатыря!
У каждого их них верный конь,  

Он с ними и в воду, и в огонь.

В руках у них щит и меч,

5 слайд

Чтоб землю русскую беречь.
Чтоб рубежи родной земли Враги нарушить не могли.
Караул нести им нужно На заставе стойко, дружно.
И пока они на страже, Может быть уверен каждый:
От врагов защищены Покой и мир родной земли!

6 слайд

В наше время страну охраняют разные виды войск. Какие виды войск вы знаете?

Давайте посмотрим, какие виды войск есть.

Слайды 7 – 16

Что нового узнали?

А сейчас проверим, что вы запомнили.

Загадки

Слайды 17 – 24

Слайд 25

Если Вы считаете, что 23 февраля – это праздник военнослужащих, то Вы глубоко ошибаетесь! 23 февраля - это День Защитника Отечества. И каждый мужчина, будь он морским офицером или программистом, бизнесменом или милиционером, ученым или фермером - Защитник.                 23 февраля – это День Защитника своего Отечества, своей семьи.

23 февраля – это День настоящего мужчины.

А какими качествами характера должен обладать настоящий мужчина?

Наши мальчики вырастут именно такими и выберут себе профессию. Какие профессии вы считаете мужественными, требующие тех качеств, которые вы перечислили?

Сейчас мы поговорим о мужских профессиях.

ПОЖАРНЫЙ

Загадка

Угадайте, кто вот-вот

Выйдет к нам на сцену!

Хобот длинный у него

Извергает пену.

Может на любой этаж

Он войти снаружи.

Там, где гость трудился наш,

Остаются лужи,

Но за это все ему

Очень благодарны!

Сам я что-то не пойму,

Кто это?

Слайд 26

Слайд 27

Стих

Здравствуйте, а вот и я

Прямо с пылу с жару!

Укротителем огня

Я зовусь не даром.

Про него я знаю всё –

Где и как родился,

Что он ест и как растет,

Чем бы пригодился.

Может он нам суп варить,

Греть жилище в стужу,

А еще мотор крутить –

Много где он нужен.

Жалко только, не всегда

Он находит дело –

Съест без спроса дом тогда

Или город целый!

У меня с таким огнем

Разговор особый…

А как вы можете  помочь пожарным в их деле?

Конкурсы

  1. Кто быстрее скрутит верёвку.
  2. Кто быстрее оденется.

МИЛИЦИОНЕР

Загадка

Постарайтесь угадать,

Кто всех в мире строже.

Может честь свою отдать,

Потерять – не может!

Он всегда вооружен,

Только не опасен,

Даже кошек и ворон

Защищать согласен.

По мишеням каждый год

Он стреляет в тире,

А порядок наведет

И в чужой в квартире.

Для любого он из нас

Может стать примером!

С кем мы встретимся сейчас?

 (с милиционером)

Слайд 28

Слайд 29

Стих

У милиции нашей немало забот:
И покой, и порядок она бережет,
И готовы всегда телефону "ноль два"
Мы довериться, если беда.

Труд милиции сложен, опасен, суров:
Это ночи без сна, это битва умов,
Это пули и взрывы, и тяжесть утрат.

А с победой - счастливый
И радостный взгляд.
Так поклонимся лучшим ее сыновьям
За упорство, за честность, дающие нам
Жить спокойно и знать,
Что - тревога едва –
Мы довериться можем "ноль два".

А как вы можете  помочь милиции в их деле?

Конкурсы

  1. Узнай бандита.
  2. Кто быстрее провезёт машинку мимо препятствий.

УЧЁНЫЙ

Загадка

У шпиона есть братишка.
Коля любопытный слишком,
Он наукой увлеченный,
Значит, вырастет ... (ученым)

Слайд 30

Слайд 31

Стих

Науку двигают ученые,
Мечтой и знаньем окрыленные,
Идеи их берут разбег:
Изобретения, открытия
Летят сквозь время так стремительно,
Исток - ученый человек.
Без вас нас ждет откат назад.
Вас потерять для нас утрата,
Ведь в головах - ума палата,
Вы для страны - ценнейший клад!

Конкурсы

  1. Дать определение словам.
  2. Напишите слово МИР так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике

ЛЁТЧИК

Загадка
Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет ... (пилотом)

Слайд 32

Слайд 33

Стих

Стать летчиком вы разве не мечтали,
Чтоб ввысь взлететь, от счастья замерев?
И предки наши головы ломали,
Как в небо взмыть, свой вес преодолев.
Всегда манили звезды человека:
Во сне летал, а наяву - бескрыл.
Но наш Жуковский-математик века -
Теорией полета путь открыл.
Прошли года, мечтанья стали былью,
И завоеван пятый океан.
И пролетают среди звездной пыли
пилоты наши в небе дальних стран.

Конкурсы

  1. Сложить самолётик и запустить. Кто дальше?
  2. Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные

А А Я В И Ц И

СПАСАТЕЛЬ

Загадка

У сапера старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Лёва - будущий ... (спасатель)

Слайд 34

Слайд 35

Стих

Если в дом пришла беда,
К вам спасатели всегда
Прилетят под вой сирены
И помогут вам мгновенно.
Очень спаянный отряд
Из находчивых ребят.
Все смелы, добры, умелы -
Мало слов, но много дела.
Вы, спасатели страны,
Очень Родине нужны.
Вас сердечно поздравляем.
Силы духа вам желаем

А как вы можете  помочь спасателям в их деле?

Конкурсы

  1. Кто аккуратнее за 3 минуту забинтует руку девочки.
  2. Пройти по тонкому брёвнышку (скакалке) с завязанными глазами.

Молодцы наши мальчики! Давайте крикнем им победное ура! А сделаем это в игре.

Слайды 36 – 44

Слайд 45

Дорогие мальчики,  девочки подготовили вам поздравления.

В февральский день, морозный день

Все праздник отмечают.

Девчонки в этот славный день

Мальчишек поздравляют.

  Мы не подарим вам цветов:

Мальчишкам их не дарят.

Девчонки много тёплых слов

У вас в сердцах оставят.

  Драчливой нашей половине

Мы поздравленья шлём свои.

Для поздравленья есть причины

Ура! Защитникам страны!

 Когда на ваши потасовки

На переменах мы глядим,

Мы верим: с вашей подготовкой

Страну всегда мы защитим.

Пускай под глазом зацветает

Синяк пурпурно - голубой.

В ученье тяжело бывает,

Гораздо легче будет бой.

Врагам там будет не до смеха:

Так угостят их молодцы!

Что побросав свои доспехи,

Подрапают во все концы.

Слайд 46

А мы под вашею защитой,

Вполне спокойно можем жить

Покуда крепки ваши спины

Нам будет нечего тужить.

 Поэтому, друзья, давайте

От всей души, без лишних слов,

От всех невзгод нас защищайте,

Но только, чур. без синяков.

 Мы пожелаем вам навек:

Чтоб в жизни не робелось,

Пусть будет с вами навсегда

Мальчишеская смелость

 И все преграды на пути

Преодолеть вам дружно.

Но вот сначала подрасти

И повзрослеть вам нужно.

 Послушайте, мальчишки, нас,

Примите поздравленья!

Мы знаем, в этот день у вас

Второй день рожденья.

Слайд 47

Подарки

В заключении нашего праздника давайте посмотрим военный парад.

Чаепитие.

Экскурсия в пожарную часть.




Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы -ец, -иц-"



Цели:

  1. Познакомить с правописанием суффиксов –ец, -иц, отработать алгоритм применения правила;
  2. Развивать умение классифицировать, умение высказывать свою мысль (обосновывать свой ответ), умение делать выводы;
  3. Воспитывать чувства коллективизма, сопереживания, взаимопомощи

Оборудование: мультимедийный аппарат, карточки со словами, индивидуальные карточки для дифференцированного задания, “ромашки” для рефлексии

Литература:

  1. Программа четырёхлетней начальной школы, издательский центр “Вентана-Граф”, 2004 г.
  2. С. В. Иванов “Русский язык”, издательский центр “Вентана-Граф”, 2005 г.
  3. М. И. Кузнецова, тетрадь №2 “Пишем грамотно”

Ход урока

Этап

Содержание урока

Примечание

1.

* Оргмомент.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 


3.

 

 

 

 

 

 

4.

 

 


5.

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 


7.

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 


10.

 

 

 

11.

12.

 

 

 

 

13.

- Садитесь. Начнём урок.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас немножко необычный день: к нам пришло много гостей. Повернитесь, пожалуйста, и поприветствуйте их.

- Не зря говорят: Гость недолго гостит, да много видит.
- А теперь начнем работать.

- Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. Мы преодолеем трудности, если будем вместе. Вы готовы к работе вместе?

Минутка чистописания:

- Ребята, у вас в тетрадях дан образец написания сочетания букв. Под образцом напишите такое же сочетание.

- Что вам напомнило это сочетание букв?

- А какие ещё суффиксы вы знаете? Допишите их до конца строки. Подчеркните те сочетания, которые, по-вашему мнению вы написали очень красиво.

- На какие группы можно распределить эти слова (слова-карточки на доске)

Бельчонок, ключик, лужок, братец, лисенок, замочек, язычок, сестрица, медвежонок, лужица, мудрец.

- Какие слова остались?
- Что вы можете о них сказать?

Сообщение темы и цели урока:

- На уроке мы познакомимся с правописанием суффиксов –ец, -иц
- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями:

Путь 1. Взять готовое правило.
Путь 2. Самим вывести это правило.

- Каким путём мы пойдём? Почему?
- Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.
- Итак, мы сами изобретем правило.
- На что мы обращаем внимание при написании суффиксов?
- Может быть, эти знания пригодятся нам сейчас?

Поисковая работа:

- Поработайте в группах и определите, в каких случаях пишутся суффиксы -ец и –иц
- Так, когда же пишется суффикс –ец, а когда -иц

Работа с учебником. Чтение правила

Физкультминутка

- Мне радостно осознавать, что мы смогли вместе сделать столько открытий. Когда говорю “радость” – то представляю светлое, разноцветное, например - радугу.

- Давайте попробуем до неё дотронуться. Встаньте, пожалуйста.

Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем.
В стороны их разведём,
И над головой сомкнём.
А потом быстрей-быстрей
Хлопай – хлопай веселей!

Составление алгоритма (коллективно):

- Что необходимо сделать сначала?

(Выделить корень)

- Всегда ли нужно проверять написание суффиксов -ец и –иц?
- Что мы слышим в безударном положении?

Следующий шаг…

- Кто повторит алгоритм?

Проверка первичного усвоения знаний:

- Откройте учебник на стр. 21, упр. 1
- Поставьте ударение в словах и подчеркните буквы слабых позиций.
- Во всех ли словах нужно проверять написание суффиксов -ец и –иц?
- Проверять нужно только, когда гласная в суффиксе стоит в слабой позиции.
-Назовите эти слова (красавица, лужица, курица, умница)
- Применяем алгоритм.
- Какие слова можно было бы дописать в первый столбик?

Упражнение для закрепления нового материала:

- Это упражнение мы будем выполнять в парах.
- Что значит работать в паре?

* думаю сам
* обсуждаю с товарищем
* говорю классу

- Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в этом упражнении?
- Обратите внимание на 2 столбик. Что интересного вы заметили?
- Помните, что после суффикса –иц нужно писать окончание -а.
- Какие слова вы написали с суффиксом -ец и какие с суффиксом –иц?

Проверка усвоения нового материала:

- Настал важный момент нашего урока: проверим себя.
- Прочитайте пословицы.
- Как вы понимаете их значение?

Выпишите пословицы, в которых встретились слова с суффиксами -ец и –иц (по вариантам).

- Выполните дополнительные задания на карточках.
- Прочитайте пословицу. Назовите слова с суффиксами -ец и -иц
- Почему написали этот суффикс?
- Назовите слова с ударением на втором слоге
- Какой частью речи являются эти слова?
- Кто не смог справиться с заданием?

Тест 

  1. Старец (-иц) –
  2. Медведица (-иц) +
  3. Колодец (-ец) +
  4. Улица (-ец) –
  5. Мельница (-иц) +

Домашнее задание: записать 10 слов на правописание суффиксов -ец и -иц

*Итог.

- Подумайте, каждый очень серьёзно, что было для вас самым трудным?
- Что на уроке было интересным?

- Что нового вы узнали на уроке? Для чего вам это нужно? (чтобы уметь составлять правильно разные тексты)

- Расскажите друг другу, что вы запомнили сегодня с урока.

Рефлексия:

- Перед вами лежат лепестки ромашки.

-Возьмите только один лепесток:

  1. Если я могу определить суффикс, беру жёлтый лепесток;
  2. Если затрудняюсь – беру белый лепесток

Слайд №1 

 

Психологический настрой на урок, направленный на установку контакта учащихся друг с другом.

 

 

Развитие каллиграфических навыков.

 

 


Актуализация опорных знаний

 

 

 

Проблемная ситуация

 

Слайд (цели урока)

Включение детей в ситуацию выбора, метода решения проблемы

 

 

 

 

 

Слайд(об открытии)

 

 

 

 

 

 

 

 


Слайд (алгоритм)

 

 

 

(На доске схематично изображён алгоритм)

 

 

 

Слайд для проверки упр. 1

Вывод

 


Тетрадь №2, упр.1, стр.5

Повторение правил работы в паре

 

 

 

Взаимопроверка тетрадей

 

Слайд (пословицы)

 

Дифференцированная работа

Проверка выполненной работы

 

 

Проверка дифференцированной работы

 

Оценивание знаний(ответы–на доске)

 

 

 

 

 

 

На доске - ромашка



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...