Рабочая программа по ПК
рабочая программа (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Православная культура 3 класс (второй год обучения)
1.Пояснительная записка
Программа по предмету «Православная культура» составлена на основе учебного плана МОУ «Ракитянская средняя школа №1» на 2013 -2014 учебный год и авторской программы «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 2 года обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 144с.).
Цели предмета «Православная культура» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на:
- приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
- обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации;
- воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.
Программа учебного курса, являясь продолжением изучения православной культуры во 2 классе, позволяет решить следующие задачи:
- Научить ребёнка видеть красоту внешнюю (в окружающем мире, в природе, в быту), так как от внешнего мира красоты возвышается душа.
- Дать знаний о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной и нерукотворной и её источника в Боге Красоте.
- Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека. Раскрыть смысл христианского благодарения Творцу и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни и т.д.).
- Дать знания о христианской антропологии: о том, в чём христиане видели (созерцали) красоту (образ Божий) человека (совесть).
- Дать знания и показать на примерах житий святых как строилась система отношений христиан к ближним (по Евангелию: 1 этап – любовь к ним), отношения к Богу (заповеди: так Бог повелел).
Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием (отношение к себе: а какой я?) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.
Для реализации программного обеспечения используются:
1. Учебное пособие для учащихся (в двух книгах – на каждое полугодие): Шевченко Л.Л. Православная культура: Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2-й год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
2. Методическое пособие для учителя (программа, тематическое планирование, планы и конспекты уроков): Шевченко Л.Л. Православная культура: Методической пособие для учителя: 2 годы обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. – Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
3. Наглядное пособие «Иллюстрации»
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Под систематическим историко-культурным изучением православной традиции понимается знакомство школьников с основными понятиями христианской культуры, разъяснение им основ православного миропонимания, основных христианских нравственных ценностей и их преломления в важнейших сферах традиционной отечественной культуры: искусстве, семейно-бытовых отношениях, письменности.
Уроки носят культурологический характер, раскрывают духовные основы отечественной культуры, показывают культуро-образующую роль Православия для России и обеспечивают необходимый минимум содержания духовно-нравственного историко-культурологического образования.
Содержание изучения предмета «Православная культура» в начальной школе носит ознакомительный характер и направлено на то, чтобы познакомить детей с основными сведениями из истории христианской культуры, миром нравственных ценностей (послушание, трудолюбие, любовь к Родине, к людям, к семье, вера, надежда, милосердие, кротость, терпение) и их отражением в памятниках православного искусства (икона, храм, письменность).
3.Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1», учебный предмет «Православная культура » представлен в части, формируемой участниками образовательного процесса. Количество часов, отводимое на изучение предмета «Православная культура » в 3 классе, составляет 34 часа в год, т.е.34 рабочие недели (1час в неделю).
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
С учетом культурологической направленности предмета, а также его высоких воспитательных возможностей ведущими общепедагогическими принципами при решении учебно-воспитательных задач в младших классах определены принцип опоры на положительное в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.
В процессе преподавания православной культуры необходимо использовать аксиологический, системно-деятельностный, развивающий подходы; необходимо учитывать возможности интеграции православной культуры и других предметов, особенно гуманитарного, художественно-эстетического цикла.
Содержательно-методические основы программы заложены с учётом отечественной психолого-педагогической школы, сформировавшейся на традициях христианской кульуры (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский, В.В. Зеньковский, А.А. Ухтомский).
Особое место в дидактической системе отводится наглядности и привлечению технических средств для обеспечения разнообразия видов восприятия на уроке. Обязательными средствами дидактического обеспечения уроков являются иллюстрации к урокам (наглядное пособие «Иллюстрации»). Кроме того, используются аудиозаписи, мультимедиа презентации с изображением икон, фотографиями храмов, видеоролики и фрагменты фильмов и т.д.
В преподавании важно использовать различные типы (формы) уроков. Преобладающими типами уроков являются: комбинированный урок, урок с дидактической игрой. Кроме того, традиционно проводятся театрализованные представления и уроки-концерты во время изучения православных праздников: Рождество Христово, Пасха.
Основными видами деятельности учителя и учащихся на уроке являются чтение, сочинение рассказов, рисование, рассматривание иллюстраций, слушание рассказа учителя, аудиозаписей, видеозаписей, обсуждения-размышления, игры на темы нравственного выбора, проведение праздников.
Формами контроля знаний, умений, навыков учащихся являются устный, письменный анализ продуктов деятельности. Особенностями контроля учебных достижений учащихся начальных классов по православной культуре является проведение его в рамках обычного урока, т.е. отдельного урока по контролю знаний, умений и навыков в программе курса нет. С помощью текущего контроля осуществляется диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, осуществляется на одном из последних уроков каждой четверти. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса на итоговом уроке (проверка и корректировка также проводятся на этом уроке). Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся.
5.Результаты изучения учебного предмета.
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыка анализа духовно-нравственных явлений и категорий как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии нравственными нормами российского общества.
В результате изучения предмета «Православная культура» учащиеся 3 класса должны:
- иметь элементарные представления об основных нравственных ценностях православной культуры в рамках библейских и евангельских Заповедей доброй жизни (понятия благочестия, добра, зла, чести, совести, послушания, любви к Богу, к родителям, Родине, ответственности) и о последствиях нарушения Заповедей Божиих;
- иметь первичные сведения из истории христианства, знать главные евангельские события, основные вехи ветхозаветной истории и их отражение в произведениях искусства (устном народном творчестве, литературе, музыке, иконописи, памятниках архитектуры, живописи), календарных праздниках;
- уметь применять христианские духовно-нравственные правила в общении с ближними (в семье, в школе) на эмоциональном и оценочном уровнях.
6. Содержание программы.
«Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православныйхрам -православная икона- православный праздник)»
Красота и радость в жизни людей |
Буквица славянская. История славянской азбуки |
Праздники –радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы |
Православный храм-дом Божий |
О чём рассказывают иконы |
Радостный мир православной иконы |
Скорби и торжество в православной иконе |
Повторение |
«Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл
жизни христианина»
Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы |
Радостные гимны Романа Сладкопевца |
Какими законами Бог сохранял красоту мира |
Синайское законодательство |
История царя Давида. Псалтырь |
Введение во храм Пресвятой Богородицы |
Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? Что мы видим в православном храме |
«Радость православной веры».
Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово. |
Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона? |
Радость встречи. Праздник сретенья Господня в православном Храме |
Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются» |
Для чего Бог пришёл к людям? Христос Спаситель |
Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека |
Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь |
Радость послушания. Дети и родители |
«Небесное веселье». Христианские мученики |
Радости православной веры |
«О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий,
поэт, певчий)?»
О чём рассказывают создатели православной культуры |
Благовестие спасения |
Воля Божия и воля человеческая |
Радость праведных |
Праздник праздников. Торжество торжеств |
Защита веры. Святые люди |
Доброта и милосердие христианина |
Какой он, христианин? |
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Часы учебного времени |
1 | «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм -православная икона- православный праздник)» | 8 |
2 | «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни христианина» | 8 |
3 | «Радость православной веры». | 10 |
4 | «О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?» | 8 |
| ИТОГО | 34 |
Формы и средства контроля
Текущий контроль по православной культуре проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и проходит как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа проводится в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль проводится в виде контрольных работ тестового характера
Текущая аттестация учащихся ведется в классных журналах в виде отметок по пятибальной шкале.
№ п\п | № урока | Материалы для организации контроля |
1. | 8 | Тест по итогам 1 четверти. «Радостный мир православной культуры» |
2. | 15 | Тест по итогам 2 четверти. «Православная культура в жизни людей» |
3. | 26 | Тест по итогам 3 четверти. «Радость православной веры» |
4. | 34 | Тест по итогам 4 четверти. «Какой он, христианин?» |
7.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Характеристика основной деятельности учащихся | Сроки прохождения | ||
По плану | Фактически | Примечание | ||||
Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм -православная икона православный праздник)» | ||||||
1 | Красота и радость в жизни людей | 1 | Толковать понятия «Красота нерукотворная» Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения Слушание музыки, Рассматривание иллюстраций, Чтение. Творческая работа | |||
2 | Буквица славянская. История славянской азбуки | 1 | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения .Творческая работа: рисование. Знакомство с репродукциями некоторых икон | |||
3 | Праздники – радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения о Рождестве Пресвятой Богородицы. Беседа, Слушание музыки, Творческая работа: сочинить рассказ на тему «Доброе дело» | |||
4 | Православный храм-дом Божий | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного Рассматривание иллюстраций Проект: возведение храма из цветной бумаги | |||
5 | О чём рассказывают иконы | 1 | Слушание объяснений учителя, Рассматривание иллюстраций, чтение Творческая работа: рисунок на тему «Доброта» | |||
6 | Радостный мир православной иконы | 1 | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Познакомить с понятием АКАФИСТЫ, КИВОТ. Слушание музыки Творческая работа: рисование буквы «В» в стиле русского орнамента | |||
7 | Скорби и торжество в православной иконе | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного Рассматривание иллюстраций, чтение Творческая работа: Рисование буквы «Г» в стиле русского орнамента | |||
8 | Повторение Контрольная работа по теме: «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях» | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного . Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них; формулировать вопрос, дополнять высказывания других, делать замечания. Проверить знания уч-ся по пройденным темам. |
| ||
«Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни христианина» | ||||||
9 | Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы | 1 | Познакомить с историей появления праздника «Покров Пресвятой Богородицы» Познакомить с понятием ОМОФОР.Слушание объяснений учителя, Рассматривание иллюстраций, чтение .Слушание музыки | |||
10 | Радостные гимны Романа Сладкопевца | 1 | Слушание объяснений учителя, Рассматривание иллюстраций, Чтение. Анализировать прочитанное произведение. Анализировать поступки героев, различать добро и зло | |||
11 | Какими законами Бог сохранял красоту мира | 1 | Знакомятся с историей построения Вавилонской башни. Выясняют, что повелел Бог Моисею. Слушание музыки | |||
12 | Синайское законодательство | 1 | Анализировать произведения, сформулировать вывод о превосходстве духовных богатств над материальными. Выяснить о чём говориться в заповедях. Составление словаря терминов и понятий, Беседа | |||
13 | История царя Давида. Псалтырь | 1 | Кратко характеризуют героев произведения и их поступки, анализируют свои поступки. | |||
14 | Введение во храм Пресвятой Богородицы | 1 | Кратко характеризовать героев произведения и их поступки, анализировать свои поступки Слушание музыки |
| ||
15 | Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? Что мы видим в православном храме | 1 | Составление словаря терминов и понятий, Сформулировать вывод о поведении человека в храме, об ответственности за свои за его поступки.Беседа | |||
16 | Контрольная работа по теме: «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни христианина» | 1 | Познакомиться с историей изгнания торгующих из храма Выяснить, что означает СКИНИЕЙ. Проверить знания уч-ся по пройденным темам. | |||
«Радость православной веры». | ||||||
17 | Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово. | 1 | Обсуждение одной из главных христианских заповедей - проявление любви к людям .Творческая работа: рисование на тему «Рождество Христово» | |||
18 | Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона? | 1 | Работа с книгой Беседа, Слушание музыки Творческая работа: Рисование букв «РХ» в стиле русского орнамента | |||
19 | Радость встречи. Праздник сретенья Господня в православном Храме | 1 | Слушание объяснений учителя, Рассматривание иллюстраций, чтение Творческая работа: Рисование буквы «Е» в стиле русского орнамента | |||
20 | Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются» | 1 | Анализировать жизнь и деятельность Иоанна Крестителя. Выяснить, к чему Иоанн призывал людей. Работа с книгой. Рассматривание иллюстраций. Слушание музыки Творческая работа: Рисование буквы «Омега» в стиле русского орнамента | |||
21 | Для чего Бог пришёл к людям? Христос Спаситель | 1 | Составление словаря терминов и понятий, Беседа Проект: Рисование древа добродетелей | |||
22 | Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека | 1 | Просмотр учебных фильмов, устный рассказ на тему Творческая работа: рисование на тему «Чудесная дружба» | |||
23 | Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь | 1 | Анализируют прочитанное. Формулируют вывод об ответственности человека за красоту мира, в котором мы живем. Слушание музыки. Творческая работа: рисование на тему «Счастье» | |||
24 | Радость послушания. Дети и родители | 1 | Анализируют поступки Авраама, описывают его характер, поступки детей Ноя. Формулируют вывод о послушании детей, о почитании родителей. Составление словаря терминов и понятий, Проект: сочиняем сказку «О послушании» | |||
25 | «Небесное веселье». Христианские мученики | 1 | Просмотр учебных фильмов, беседа Творческая работа: Рисование буквы «М (мыслете)» в стиле русского орнамента. Анализировать поступок воинов-мучеников | |||
26 | Контрольная работа по теме: «Радости православной веры» | 1 | Игра, чтение, устный рассказ на тему Творческая работа: Рисование буквы «П (покой)» в стиле русского орнамента | |||
«О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?» | ||||||
27 | О чём рассказывают создатели православной культуры | 1 | Слушание объяснений учителя, Рассматривание иллюстраций, чтение . Творческая работа: раскрашивание буквиц | |||
28 | Благовестие спасения | 1 | Составление словаря терминов и понятий, Творческая работа: рисование буквы «И» в стиле русского орнамента | |||
29 | Воля Божия и воля человеческая | 1 | Работа с книгой Беседа, Слушание музыки Проект: сочиняем сказку «О любви счастье» | |||
30 | Радость праведных | 1 | Составление словаря терминов и понятий, Беседа Творческая работа: Рисование буквы «К» и «Ж» в стиле русского орнамента | |||
31 | Праздник праздников. Торжество торжеств | 1 | Игра, чтение, устный рассказ на тему «Вместе Пасху мы встречаем!» Анализировать произведения, сформулировать вывод о превосходстве духовных богатств над материальными | |||
32 | Защита веры. Святые люди | 1 | Слушание объяснений учителя, Рассматривание иллюстраций, чтение Творческая работа: раскрашивание буквиц заставных | |||
33 | Доброта и милосердие христианина | 1 | Проект: сочиняем сказку «О милосердии». Анализировать прочитанное произведение. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них; формулировать вопрос, дополнять высказывания других, делать замечания. | |||
34 | Контрольная работа по теме: «Какой он, христианин?» | 1 | Вспомнить имена и рассказать о христианских святых и героях, прославлявших наше Отечество. Проверить знания уч-ся по пройденным темам. |
|
8.Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
№ | Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд | ||
Фонд школьной и районной библиотек Интернет-ресурсы | ||
Печатные пособия | ||
1. | Наглядное пособие «Иллюстрации» | 1 |
Технические средства | ||
2 | Компьютер | 1 |
3 | Проектор | 1 |
4 | Принтер | 1 |
5 | Фотоаппарат | 1 |
Экранно – звуковые пособия | ||
Презентации | ||
Оборудование класса | ||
1 | Магнитная доска | 1 |
2 | Переносной стенд для выставок | 1 |
Литература
Авторская программа: «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 2 года обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
Учебник: Шевченко Л.Л. Православная культура: Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2-й год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
Приложение
Контрольная работа по теме «Радостный мир православной культуры»
1. Первые люди на Земле: ___________________________________________________
2.Какой грех сотворили Адам и Ева? _______________________________________________________________________
3.Что такое дом Божий?__________________
4.Как называются слова, с которыми человек обращается к Богу, святым? _________________
3. Соедини пояснения:
Бог Всеведущий прощает, милует раскаявшихся
Бог Всеблагой знает все о людях
Бог Милостивый любящий Отец Небесный
Подчеркни верный ответ:
5. Изображение Бога, святых, перед которым молятся - рисунок, икона, картинка.
6. Изображение, выполненное на сырой штукатурке прямо на стене - рисунок, живопись, фреска
7. Составили славянскую азбуку и стали святыми: Павел и Петр, Кирилл и Мефодий, Минин и Пожарский
8. Вставь нужные слова. На иконе «Святая троица» изображены Бог ___________, Бог ____________, Бог _____________ _____________.
9. Когда отмечается праздник «Рождество Пресвятой Богородицы»? _________________________________________________________________________
10. Что означает Благовещение? ________________________________________________
11. Что значит ХЛЕБОСОЛЬНЫЙ ? _____________________________________________
12. Назовите имена русских былинных богатырей, изображённых на картине В.М. Васнецова «Богатыри» _______________________________________________________
____________________________________________________________________________
13. Что такое КЕЛЬЯ? ________________________________________________________
14. Что означает для христиан крест? __________________________________________
15* Назови имя русского Патриарха, который возглавляет Русскую Православную Церковь. _______________________________________________.
Контрольная работа по теме «Православная культура в жизни людей»
1. Священное изображение это - ____________________________.
2.Когда празднуется праздник Покров Пресвятой Богородицы? _________________________________
3. Что на Руси было принято делать в домашнем хозяйстве до наступления праздника Покров?
_____________________________________________________________________________
4. Что означает Вавилон; «_________________________»
5. Что означает имя Моисей? «________________________________________»
6. Как называются правила, которые Господь дал людям? ______________________________.
7. Как называлась гора к которой Моисей привёл свой народ? ____________________________.
8. Что называют СКИНИЕЙ? ____________________________________________.
9. В храме стена (перегородка) на которой расположены иконы, называется ___________________, за ним расположен ______________________.
10. Выбери (подчеркни) понятия и названия, которые относятся только к христианской православной традиции:
храм Христа Спасителя, собор Святой Софии в Константинополе, собор Парижской Богоматери, икона, Патриарх, митрополит, Папа Римский.
11. Подчеркни слова, с которыми связано слово «послушание»:
своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять.
12. Подчеркни, что явилось непобедимым оружием христиан в борьбе с силами зла:
Деньги, братолюбие, честность, физическая сила, смирение, пост, оружие, молитва, пули, святые иконы, Таинства Церкви, шпионаж, Слово Божие, доброта, вера в Бога, пост.
13 * Золотое правило жизни:
Не судите других, и не будете ____________________.
Как хотите, чтобы с вами ___________________ люди, так и вы _______________ с ними.
14 * Восстанови высказывания:
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…. и ближнего твоего, как _________ _______. Жизнь дана на ___________ дела. Побеждай ______ добром.
Контрольная работа «Радость православной веры»
1. Священная история до пришествия в мир Христа описана в книгах, которые вместе называются книгами __________ __________.
Эти книги писались Божьими людьми - _____________________.
2. Мать Спасителя мира - ________ _____________.
3. В каком городе родился Иисус Христос? ___________________________________.
4. Когда мы отмечаем Рождество Христово? _________________________________.
5. При каком князе было крещение Руси? _________________________________,
6. На какой реке проходило крещение русских людей? _______________________.
7. Напишите четырёх учеников Христа: апостолы ______________, _____________,
_____________ и _______________.
8. Ученики Христа записали его слова в четырёх книгах - ______________________.
9. Слово «Евангелие» переводится как «____________________________________».
10. Подбери правильные окончания предложений (подчеркни):
А) Счастлив человек, если…
- он не любит ценить себя выше, чем других людей.
- он живёт в красивом доме.
Б) Такой человек, когда замечает свои плохие поступки,…
- старается исправиться, стать лучше.
- не хочет в них признаваться.
- продолжает их совершать.
В) Правдивый человек…
- всегда послушен родителям.
- стремиться поступать назло словам старших.
- поступает, как самому хочется.
Г) Он…
- старается не лукавить.
- наговаривает напраслину на товарища.
- обманывает людей.
Д) Он любит
- быть в мире со всеми.
- мирить людей.
- прощать обиды.
- быть во вражде с людьми.
- ссорить друзей.
- помнить обиды.
Е) Он дружит с теми
- кто хочет с ними дружить.
- кто сильнее его.
- с кем дружат все.
11. Продолжи пословицу: Кто родителей почитает, тот вовек _____________________.
12. * Угадай слово с пропущенными буквами: У __ __ __ __ __ __ __ __ __ Ь – это разумное ограничение своих желаний и потребностей.
13. * Страсть – стремление к злым делам. Добродетель – доброе качество человека или дело. Зачеркни страсти, оставь добродетели:
Гордость- смирение, жадность - щедрость, милосердие – зависть, любовь – ненависть, гнев – кротость, чревоугодие (обжорство) – пост, доброта – злость, лень – трудолюбие.
14. * Вставь нужные слова:
Не зло победит зло, а только _______________.
Уклонись от __________ и сотвори благо.
Почитай ________ твоего и _________ твою, чтобы было тебе хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.
Контрольная работа по теме «Какой он, христианин?»
1. Что называют произведениями религиозного искусства? __________________________
_____________________________________________________________________________
2. По христианскому обычаю, на праздник Входа Господня в Иерусалим люди стоят в храмах со свечками и зеленеющими веточками. В России используют веточки дерева _______________. Поэтому этот праздник ещё называется « ____________________
____________________________»
3. Кто такие АПОСТОЛЫ? _______________________________________________.
4. Спаситель учил апостолов самому главному: любить Бога всем сердцем и ближнего – как ________________________.
5. Кого распяли со Христом? ________________________________________.
6. О чём молился Христос во время казни? ____________________________________
________________________________________________________________________.
7. Какой праздник называют праздником праздников и торжеством торжеств?
________________________________________________________________.
8. Как готовятся к этому Великому празднику? ________________________________________________________________________,
9. В течении скольких дней являлся Христос ученикам после Своего Воскресения?
_______________.
10. Что произошло на горе Елеонской? ________________________________________
________________________________________________________________,
11. В каких поступках дети – христиане выражали свою любовь ко Христу (подчеркни):
В непослушании родителям,
в добрых делах милосердия нуждающимся,
в терпеливом перенесении неприятностей,
в лености в школьных занятиях,
в прилежности при выполнении требований учителя,
в хвастовстве своими успехами,
в терпеливой настойчивости при решении трудной задачи,
в требованиях родителям о покупке новых вещей,
в радовании чужим неудачам,
в стойкости исповедания христианской веры.
12. Подчеркни, как поступил бы христианин, обладающий добродетелью «умеренность»
Смотрел по телевизору все подряд передачи. Съедал одну конфету. Съедал коробку конфет. Гулял до позднего вечера. Смотрел передачи о природе, или о науке, или об истории. Гулял после школы час для отдыха. Ежедневно ходил в гости
13 * Назови полные, принятые Церковью, имена святых:
- святой великомученик ................................. Победоносец;
- святитель .............................. Чудотворец;
- святые благоверные князья ........................... Донской,................................ Невский;
- преподобный ................................... Радонежский;
- святая блаженная .............................. Петербургская.
14* Вставьте пропущенные слова:
- «собор Василия .......................................»,
- «Троице-Сергиева и Киево-Печерская ……………………………..»,
- «Владимирская................................ Божией Матери»,
«русский иконописец преподобный Андрей ...................................».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...