Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия. Рабочая программа тифлопедагога
рабочая программа (1 класс) на тему

Назарова Наталья Михайловна
 
Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы. Поэты воспевали его, ораторы восхваляли, философы прославляли его,  как мерило, указывающее на то, к чему способны органические силы, а физики пытались подражать ему как недостижимому образцу оптических приборов. 
Герман Гельмгольц 
 
Зрение у детей играет важную роль в дальнейшем развитии личности. Качественное восприятие окружающего мира оказывает влияние одновременно и на правильное развитие зрения у ребенка, и на формирование гармоничной личности. Поэтому актуальность  проблемы охраны зрения  не вызывает сомнений, поскольку каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. 
Охрана зрения детей относятся к числу важнейших интернациональных медико-социальных проблем современного общества. Это обусловлено не только уникальной ролью зрительного анализатора в восприятии мира, но и высокой распространенностью зрительных нарушений. 
У детей с патологией зрения отмечается специфичность формирования зрительных образов. В этой связи возникает необходимость развития у них способности к наблюдению, специального обучения выделению и узнаванию различных объектов и явлений, их анализу и синтезу. Кроме того, необходимо научить детей пользоваться слуховым, осязательным и другими видами восприятия, дополняющими неполноценное зрение. Только в этом случае возможно формирование у детей данной категории адекватных представлений об окружающем мире.
В классах охраны зрения для школьников с патологией зрения в основе коррекционно-педагогической работы лежит медицинская и педагогическая коррекция имеющихся у детей нарушений зрительных функций. Одним из направлений  этой работы является развитие зрительного восприятия обучающихся, которое осуществляется на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога.
Развитие зрительного восприятия у школьников классов охраны зрения  предусматривает  применение психофизиологических и психолого-педагогических методов, которые направлены на активизацию сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов.
Данная методическая разработка поможет тифлопедагогу в работе по охране зрения и по развитию зрительного восприятия у школьников с нарушениями зрения. Она включает в себя учебно-тематический план работы тифлопедагога  с учащимися  1 класса охраны зрения по развитию зрительного восприятия, требования к организации и  планированию занятий, рекомендации по организации охраны зрения школьников, по профилактике нарушений зрения у школьников, приложения:
Таблица «Данные об учащихся  1 класса охраны зрения для  коррекционно-педагогической работы».
Охранительный зрительный режим. 
Правильная рабочая  поза.
Правила чтения.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз для детей 7-10 лет.
Гигиена просмотра телевизионных передач.
Санитарные правила освещенности. 
Организация рабочего места в школе и дома. 
Правильное питание.
Роль физических упражнений.
При составлении методической разработки были использованы: «Программа для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида» под ред.Л.И.Плаксиной, «Посмотри внимательно на мир» Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. Шевлякова И.Н.,  учебно-методическое пособие «Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения»  Л. П. Григорьева, С. В.Сташевский и др.
Цель работы: охрана зрения и развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом.  
В этом аспекте основные задачи  состоят в следующем: 
формирование навыков полисенсорного восприятия предметов, умения анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять их в единый образ и применять в практической деятельности;
интеллектуализировать познавательные задания с целью обогащения их содержания, повышения уровня осознанности перцептивных действий, фиксации сенсорного опыта обучающихся; 
развивать зрительную память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. 
Данные методические рекомендации знакомят с основными направлениями организации и содержания работы по охране зрения и развитию зрительного восприятия на этапе начального обучения в условиях пребывания в образовательном учреждении общего назначения.
Предлагаемая методическая разработка может быть полезна и интересна учителям общеобразовательных учреждений IV вида, классов охраны зрения, студентам факультетов коррекционной педагогики, родителям детей, имеющих нарушения зрения.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Особенности работы тифлопедагога с детьми с нарушением зрения

Успешному  осуществлению  работы по работе со школьниками с нарушениями  зрения  способствует знание тифлопедагогом зрительного диагноза ребенка и этапа в его лечебно-восстановительном периоде (ортоптика, плеоптика, стереогнозис), индивидуальных зрительных возможностей (VIS) (Приложение 1),  уровня развития зрительного восприятия.  

Важнейшее средство психолого-педагогической коррекции обучающихся с нарушениями зрения и успешного обучения  их в общеобразовательной  школе -  создание щадящего, охранительного режима  в образовательном  процессе в классах охраны зрения  (Приложение 2).

Тифлопедагогу, работающему с детьми с нарушениями зрения, необходимо  помнить, что при определенной остроте зрения рекомендовано предъявлять картинные пособия конкретного размера и определенного цвета  (Приложение 3).        

При миопии и катаракте для восприятия картинок должен использоваться темный фон и даваться контрастное изображение предметов, а для демонстрации пособий при атрофии зрительного нерва рекомендован светлый фон. Учитывая это, тифлопедагог должен иметь в работе двусторонний фланелеграф со светло и темной стороной, а также подставку для соблюдения 45-градусного угла в направлении взора ребенка на картинке.

Для тифлопедагога важным является знание основных терминов: амблиопия, миопия, гиперметропия, афакия и т.д., а также особенностей зрительных нагрузок при предъявлении пособий детям разного возраста с определенной остротой зрения.

Зрение отличается от других органов чувств тем, что зрительная работа может быть представлена на трех уровнях: сенсорном (ощущения), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представление). Такую же трехуровневую систему зрительного включения необходимо представлять при предъявлении детям с нарушениями зрения пособий.

В занятиях тифлопедагога должны  быть использованы методы и приемы  для снятия отрицательного фона в настроении, в привитии ребенку желания заниматься с интересом (Приложение 4).

Большое значение при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, имеет осуществление индивидуального подхода, многократное повторение инструкции (от 2 до 6 раз).

Широкие возможности для развития зрительно-пространственной ориентировки представлены в коррекционной работе тифлопедагога в разделе восприятие пространства. Ведь только при точном понимании и использовании школьников в речи предлогов (из, над, под, на, из-за, с(со), из-под, к) и таких понятий, как «выше — ниже», «дальше — ближе», «слева — справа», «близко — далеко», можно утверждать, что они относительно адекватно отражают окружающее пространство.

В целом можно сказать, что нарушение процесса развития зрительного восприятия при патологическом характере зрения  обучающегося осложняет формирование его чувственно-практического опыта. В тех видах деятельности, где необходимо участие зрения, у детей наблюдается быстрая утомляемость, отвлекаемость. Для снятия утомления, для активизации внимания, работоспособности тифлопедагогу необходимо использовать разгрузочные упражнения с элементами релаксации и глазной гимнастики (Приложение 5), а также предусмотреть смену видов деятельности на коррекционном занятии.

 У школьников с нарушенным зрением отмечается в разной степени общая моторная недостаточность, а также нарушения координации пальцев кисти руки.

Совершенствовать мелкую моторику можно,  выполняя различные задания в тетрадях. Например, рисуя объекты, которые имеют образно-смысловую значимость (обводка по трафаретам и штрихование по образцу и по словесному ориентиру, раскрашивание контурных изображений в заданных параметрах пространственного расположения, рисование по клеточкам различные предметы) (Приложение 6).

Такие задания способствуют развитию координированности движений руки, развивают ориентировочные действия в двухмерном пространстве листа,  развивают зрительное восприятие и внимание.

Тренировке важнейших зрительных функций: выделения, прослеживания, фиксации и локализации способствуют обводки по трафаретам, зрительные диктанты и т.д. Ведь именно развитие кинестетического контроля за движением руки при выполнении практического действия (рисование, проведение различных линий, частичные и полные обводки, заданные штриховки) является важнейшим средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в развитии двигательных навыков и умений.

Задания на развитие зрительно-моторной координации способствуют и активизации зрительных анализирующих действий по фиксации формы объектов, ориентировке в микропространстве (на плоскости листа, стола).

В коррекционной работе тифлопедагогу необходимо решать задачи формирования полисенсорного опыта отражения, познания, уточнения и обогащения представлений и образов окружающей действительности не только при активном включении зрительного, но и других видов восприятий: тактильно-двигательного, зрительно-двигательного, зрительно-осязательного, зрительно-слухового.

 Игровые моменты играют важнейшую роль в коррекционно-развивающей работе на занятиях тифлопедагога, они позволяют повысить работоспособность детей с нарушениями зрения.

        2.  Требования к организации и планированию занятий

Классы охраны зрения комплектуются с учетом возраста обучающихся, остроты зрения и нарушений зрительных функций, а также уровня усвоения образовательной программы.

В классах охраны зрения обучаются школьники с косоглазием и амблиопией, имеющие остроту зрения выше 0,4; слабовидящие дети  с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучшем, видящем, глазу с переносимой коррекцией; дети  с более высокой остротой зрения при прогрессирующих заболеваниях глаз; дети с миопией, гиперметропией, отсутствием одного глаза.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в 1-4  классах охраны зрения. Группы, состоящие из двух-трех обучающихся, комплектуются с учетом характера заболевания органа зрения, состояния основных функций, уровня сформированности зрительного восприятия и общего психического развития.

Занятия, продолжительностью не более 30 минут. Непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5-10 минут. В ходе занятий педагог следит за тем, чтобы у детей не возникало зрительное утомление, строго соблюдались требования гигиены к освещенности, позе и осанке детей. Использование в одном занятии разных методик позволяет предотвратить утомление и поддерживает познавательную постоянную активность детей.

Индивидуально-групповые занятия предполагают выполнение детьми индивидуальных заданий, а также их коллективное сотрудничество в решении общей задачи. Ход и результаты занятий фиксируются в журнале.

Нами разработана программа занятий по охране зрения и развитию зрительного восприятия для  школьников  с нарушениями зрения обучающихся в классах охраны зрения общеобразовательной школы.

Последовательность занятий построена с учетом закономерностей формирования восприятия (освоение сенсорных эталонов, переход внешних перцептивных действий во внутренний план).

Сложность и объем заданий возрастают при переходе учащегося в следующий класс. Развитие зрительного восприятия и представлений оцениваются с помощью контрольных заданий и методик.

Анализ результатов выполнения контрольных заданий может служить основанием для вывода о дальнейших возможностях и перспективах работы с обучающимся.

Если  школьник усвоил программу  коррекционного курса первого класса, то он может приступить к занятиям по программе второго класса, а после его успешного прохождения – к занятиям по программе третьего класса.

Основными задачами занятий по охране и развитию зрения и  зрительного восприятия являются следующие:

  • формирование умений пользоваться нарушенным зрением;
  • расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности с помощью всех сохранных анализаторов;
  • обучение использованию получаемой полисенсорной информации во всех видах деятельности.

Эти задачи должны выступать в качестве основных ориентиров при подготовке материала к занятиям по развитию восприятия, их планированию. При разработке каждой конкретной темы педагог должен предусмотреть систему заданий, исполнение которых будет способствовать реализации названных выше задач.

3. Основные требования к занятиям

Основными принципами организации занятий по развитию зрительного восприятия, наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность преподавания, коррекционно-развивающая направленность обучения.

Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый объект был по возможности воспринят всеми органами чувств ученика: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями (Приложение 7).

Наглядность преподавания предполагает использование на коррекционном занятии различных вариантов изобразительных средств: рисунки, таблицы, схемы  и др. (Приложение 8).

Коррекционно-развивающая направленность на занятиях по развитию зрительного восприятия предусматривает учет следующих факторов: использование каждого метода и приема обучения с целью развития учащихся, формирования у них умения самостоятельно оперировать информацией, коррекции познавательной деятельности.

Занятия тифлопедагога по развитию восприятия у  школьников классов охраны зрения теснейшим образом взаимосвязано с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лечения ребенка на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором (Приложение 9) и т.д.

В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.

На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правильной позы при выполнении графических упражнений (Приложение 10), рассматривание картинок;  умение правильно пользоваться дополнительным освещением и т.д.).

Необходимо отметить роль словесной регуляции тифлопедагогом зрительного восприятия детей. Он направляет рассматривание детьми предмета по определенному плану, последовательно, корригирует и активизирует его.

Непременное условие успешности работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия - активное включение в процесс зрительного обследования речи самих детей.

Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми - подготовить их к восприятию того материала, который преподносят на общеобразовательных уроках, самостоятельному участию в других видах деятельности.

Схема проведения специальных коррекционных занятий тифлопедагога:

1) закрепление материала предыдущих занятий;

2) преподнесение нового материала;

3) физкультминутка;

4) закрепление нового материала;

5) заключительная часть.

4. Информационный банк данных об УМК

Учебный год

Предмет

Программа

год издания

Учебный план

число учебных  часов

в неделю

Школьное обучение

по классам

I

II

III

IV

2009-2010

Охрана и развитие зрения и  зрительного восприятия

Программы

специальных (коррекционных) образовательных  учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад – начальная школа)

Коррекционная работа в начальной школе.

Под редакцией Л.И.Плаксиной


Рекомендовано

Управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации

Москва «Просвещение» 1997


2


2


2


2

        

5.  Учебно-тематический план по охране и развитию зрения и зрительного восприятия в  классе охраны зрения

 Утверждаю

Директор  МОУ «СОШ№ __»

_________________________

«____»_____________2010 г.

Учебно – тематический план

 

  по охране и развитию зрения и зрительного восприятия

Класс охраны зрения – 1

Тифлопедагог  - Ф.И.О.

Всего часов в неделю - 2

Планирование составлено на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад – начальная школа).

Рекомендовано Управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования  Российской Федерации

Раздел

Темы занятий

Кол-во

часов

1.Диагностика

  1. Выявление уровня развития зрительного восприятия детей  на  начало учебного года.

2. В мире  цвета


1. Знакомство с цветом

2. Основные цвета

 3. Узнавание цвета

4. Цветовые ряды

5. Игры на сочетание цветов

1

1

1

1

1  

3. Восприятие формы



1.Знакомство с геометрическими фигурами

2. Чувственное восприятие формы: «Обведи фигуру по контуру», «Узнай на ощупь».

3. Игры на узнавание формы: «Найди похожие фигуры», Из каких фигур рисунок», «Какой

формы предмет».

1

1


1

4. Восприятие  величины




1. Восприятие параметра величины: большой - маленький.

2. Восприятие параметра высоты: высокий – низкий.

3. Восприятие параметра длины:

    а)  сравнение предметов;

    б)  упорядочивание;

    в)  измерение;

    г)  игры на восприятие длины.

4. Восприятие параметра ширины: узкий – широкий:

    а) сравнение;

    б) упорядочивание;

    в) измерение.

5. Восприятие параметра толщины: толстый - тонкий.


1

1


1





1





1

5. Восприятие пространства


1. Я и мое тело.

2. Ориентировка на своем теле.

    а) лево-право, верх-низ.

3. Восприятие направления:

    а) влево-вправо, вверх-вниз;

    б) справа, слева, впереди, позади;

    в) вперди справа, впереди слева;.

    г) вверху справа, вверху слева;

    д) правее, левее, выше, ниже, близко, далеко.

    е) друг за другом, рядом, около.

4. Посередине, между, у, над, под.

1

2


2







1

6. Восприятие  количественных соотношений

1. Один - много, больше - меньше,  равно, столько же.

1

7.  Восприятие  времени


1. Части суток.

2. Времена года.

3. Чувство времени.

4. Определение времени по часам.

1

1

0,5

0,5

8. Восприятие  свойств  предметов

1.Восприятие температуры и тяжести.

2. Восприятие поверхности.

3. Восприятие вкуса и запаха.

4. Восприятие звука

1

1

1

1

9. Восприятие  целостного  предмета

1. Игра на конструирование предметов и изображений.

2. Игра на узнавание предметов и изображений.

1


1

10.Формирование  зрительных представлений по темам


 

1.Фрукты. Яблоко. Груша

2. Овощи. Помидор. Огурец.

3. Продукты питания.  

4. Транспорт

5. Наземный транспорт

6. «Мой дом – моя семья».

7. Занятия людей

8. Мой город

9. Мебель

10. Одежда. Части одежды

11. Обувь

12. Посуда. Уход за посудой  

13. Домашние животные. Кошка и собака

14. Дикие животные

15. Птицы

16. Посуда. Виды посуды

17. Посуда. Уход за посудой  

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11. Диагностика

Выявление уровня развития зрительного восприятия детей на конец учебного года

Итого:

46

  1. Организация охраны зрения в школе

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего зрения - это прежде всего процесс воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

Для этого могут использоваться следующие рекомендации по внедрению оздоровительной технологии в процесс занятий по охране и  развитию зрения и зрительного восприятия:

  1. Преодоление воздействия комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств:
  • проведение занятий в режиме открытого пространства: на улице, в библиотеке, у окна и т.д.;
  • привлечение в учебный процесс наибольшего числа анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных;
  • работа в режиме дальнего и ближнего расстояния;
  • специальные зрительные тренажеры.
  1. Преодоление воздействия информационно-психогенных факторов:
  • использование элементов релаксации;
  • щадящий режим подачи информации;
  • проведение психологических тренингов;
  • использование элементов музыкальной терапии;
  • проведение социально-психологических тренингов.
  1. Преодоление комплекса факторов доминантно моторно-закрепощенной и статичной позы:
  • работа в режиме использования динамических поз – стоя, сидя, работа за конторкой (Приложение 11);
  • проведение динамических физкультурных минуток.
  1. Использование методики ученого врача-офтальмолога В.Ф. Базарного,  который дает рекомендации в создании коррекционной среды. Это зрительные траектории в виде цветных линий-стрел в форме восьмерки на тренажере (Приложение 12). Для восприятия дидактического материала в режиме движения используется тренажер со зрительными метками. Создание такой специальной коррекционной среды не требует больших материальных затрат.
  2. Осуществление комплексного подбора диагностических методик, которые помогают выстраивать работу в инновационном режиме, подбирать оптимальное содержание, средства и приемы педагогического воздействия.

  1. Профилактика нарушений зрения у школьников

Проведением профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и развития нарушений зрения у школьников должны заниматься не только врачи – офтальмологи, но и медицинский персонал, администрация, педагоги образовательных учреждений и родители.

Дети должны знать, как сохранить хорошее зрение,  для этого родители и учителя должны проводить целенаправленную воспитательную работу по охране зрения.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование функциональных нарушений зрения, следует относить:

  • использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;
  • применение  правил чтения (Приложение 13);
  • соблюдение санитарно – гигиенических условий обучения;
  • чередование занятий учащихся с отдыхом;
  • проведение гимнастики для глаз в образовательном учреждении и дома (Приложение 14);
  • соблюдение ритм зрительной работы, гигиену просмотра телевизионных передач (Приложение 15);
  • контроль за правильной позой учащихся во время занятий и уроков (Приложение 10);
  • соблюдение санитарных правил освещенности в классах (Приложение  16);
  • использование удобной мебели, соответствующей росту школьника (Приложение 8, 17);
  • организацию  рационального  питания  и  витаминизации   (Приложение 18);
  • посещение уроков физкультуры, спортивных секций, участие в соревнованиях, занятия плаванием (Приложение 19).         

Заключение

В настоящее время вопрос охраны и развития зрения и зрительного восприятия остается предметом интереса тифлопедагогов, психологов, педагогов и медиков.

В методическом пособии предлагается  материал по анализу особенностей работы тифлопедагога с младшими школьниками с нарушениями зрения,  требования к организации и планированию занятий по развитию зрительного восприятия,  информационный банк данных об учебно-методическом комплексе, учебно - тематическое планирование  по теме “Охрана и развитие  зрения и зрительного восприятия”.

Организация обучения  детей с патологией зрения по предложенной нами методике положительно влияет на  повышение успешности обучения школьников с нарушениями зрения вследствие активизации мышления, развития восприятия, улучшения памяти и внимания.  Эффект воздействия проводимых мероприятий по охране и развитию зрения и зрительного восприятия определяются диагностическими методиками.

Очень важно то, что дети начинают понимать важность и роль зрения в их жизни, осознавать, что с помощью зрения они могут многое узнать об окружающем мире.

В заключение следует отметить, что только совместная работа тифлопедагогов, психологов,  медицинских работников при активной помощи родителей будет определять эффективность охраны зрения и развития зрения и зрительного восприятия, а также  профилактики нарушений зрения у  школьников классов охраны зрения.

Литература

  1. Аветисов Э. С. Охрана зрения у детей - М., 1975.
  2. Глушкова Е. К.  Береги зрение   М., 1987.
  3. Григорьева Л. П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Учебно-методическое пособие. – М. 1990.
  4. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000.
  5. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение.- СПб., 2002.
  6. Никулина Г. В., Фомичева Л. В., Замашнюк Е. В. Развитие зрительного восприятия – СПб., 2003.
  7. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. - М., 1985.
  8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида  под ред. Плаксиной Л.И. - М., 1997.
  9. Литвак А. Г. Тифлопсихология. — М., 1985.
  10. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. — М., 2003.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Данные об учащихся  1 класса охраны зрения

для коррекционно-педагогической работы на  учебный год

Ф.И.О.

Диагноз заболевания органа зрения

Острота зрения в начале года

Возраст, в котором нарушено зрение

Режим очковой коррекции

Педагоги

ческая

коррекция

Рекомен

дованные

приборы,

улучшаю

щие

зрение

Номер

парты, ее место в классе

Режим

зритель

ной

работы

Режим

физич.

нагрузок

Сроки лечения

за учебный

год

Без очков

В очках

1




2




3




 


Приложение 2

Охранительный зрительный режим

«Охранительный режим – порядок и условия

 содержания больных детей, предусматривающие

максимальное устранение фактов, действующих

 отрицательно на психику детей»

В целях охраны и  укрепления здоровья детей с патологией зрения  режим жизни школьников должен иметь  щадящий, охранительный характер:

  • Наполняемость класса –  12 детей.
  • Тщательный подбор специалистов, работающих с учащимися  классов охраны зрения (медсестра-ортоптистка, тифлопедагог, логопед,  педагог-психолог и др.).
  • Создание особого психологического климата в классах охраны зрения, построенного на знании особенностей детей с  патологией зрения.
  • Наличие соответствующим образом оснащенных помещений, кабинетов, необходимых для организации лечебно-оздоровительной и коррекционно-педагогической работы.
  • Соблюдение режима непрерывной зрительной нагрузки.
  • Организация правильного двигательного режима: систематическое проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, прогулок, подвижных игр.
  • Организация правильного питания детей.  
  • Проведение  оздоровительных мероприятий.
  • Освещенность помещений и кабинетов, где учатся, занимаются и  лечатся школьники в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
  • Использование во время чтения подставок для книг с наклоном 30-40º к горизонтальной поверхности.
  • Наличие развивающей среды в классах охраны зрения образовательного учреждения общего назначения.

Приложение 3

Таблица 1

Плоскость рабочей поверхности для зрительной работы вблизи

Плоскость рабочей поверхности

Диагноз по зрению

Вертикальная

Сходящееся косоглазие, афакия, близорукость, глаукома

Горизонтальная

Расходящееся косоглазие, дальнозоркость

Таблица 2

Требования к подбору пособий

Острота зрения

Размер пособия

Форма пособия

Цвет

0,01 – 0,04

4-5 см.

Разнообразная

Оранжевый, красный и их оттенки

0,2 – 0,3

2-3 см

Разнообразная, преимущественно объемная

Желтый, зеленый, красный и их оттенки

0,4 и выше

2 см

Объемные

Разнообразный

Правильная рабочая поза

Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки (сутулая, круглая спина, выпяченный вперед живот и т. д.), а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, вы увеличиваете нагрузку на зрение и тем самым способствуете развитию близорукости.

Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении.  Голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола.  Руки свободно лежат на столе.  Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.

При письме менее утомительна поза с малым наклоном корпуса вперед. При такой посадке мышцы спины не так напряжены, как при большом наклоне корпуса. Кроме того, обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения (не сдавливаются столом органы грудной и брюшной полости), создаются благоприятные условия для зрительного восприятия.

Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30—35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).

Приложение 13

Правила чтения

 Чтобы избежать зрительного утомления при чтении, очень важно соблюдать следующие правила:

  • освещенность рабочего места должна быть хорошей (не менее 150 лк);
  • длительность непрерывной зрительной работы должна быть ограничена 45 минут для детей 12—14 лет и 60 минут для 15—17 летних, после чего необходим перерыв для расслабления мышц глаза  и общей физической активности;
  • необходимо следить за правильной позой при чтении, исключающей значительное зрительное напряжение;
  • школьники, имеющие близорукость, должны обязательно пользоваться очками при зрительной работе и делать более частые перерывы.

Приложение 14

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

для детей 7-10 лет (1-4 классы)

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 – 5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считая до3), открыть их и посмотреть вдаль, (считая до 5). Повторить 4 – 5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Приложение 15

Гигиена просмотра телевизионных передач

      Как всякая зрительная работа, просмотр телепередач может привести к утомлению, особенно если проводится в неблагоприятных условиях. Напряжение зрения объясняется не какой - то особой спецификой телевидения, а скорее тем, что в течение дня к органу зрения предъявляются большие требования, и ежедневный просмотр телепередач может стать дополнительной нагрузкой на зрение.

Продолжительность зрительной работы детей школьного возраста в течение недели достаточно велика. Причем наибольшее время отводится просмотру телепередач, что, по мнению врачей, является одним из факторов, способствующих развитию или прогрессированию расстройств зрения.

Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате, качество изображения на экране.

         Наибольшее утомление и напряжение зрения у людей возникает при слишком близком расположении к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах.

В семье каждый имеет свое излюбленное место перед телевизором. Вот лучше всего и расположиться удобно в кресле, на стуле (обратите внимание, они не должны быть слишком мягкими), на расстоянии не ближе 1—2 м от черно-белого телевизора и 2—3 м от цветного. Сидеть дальше 5—5,2 м от телевизора не рекомендуется.

Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже. Если школьник носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть, чтобы излишне не напрягалось зрение.

Если смотреть телепередачи в темноте, глаза приспосабливаются к ней, чувствительность их возрастает, и мы видим на экране больше деталей и оттенков, но через некоторое время сказывается большая разница между ярким свечением экрана телевизора и темным фоном комнаты — глаза быстро устают.

Лучше всего, если комната освещена верхним светом или настольной лампой, торшером и т. п., не находящимся в поле зрения и не отражающимися на экране телевизора. Днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни следует закрывать окна легкими шторами, так как яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, ухудшает видимость, что создает дополнительное зрительное напряжение. С позиций профилактики зрительного утомления очень важно не концентрировать внимания в течение длительного периода на экране телевизора. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам.

Приложение 16

Санитарные правила освещенности.

Врачами гигиенистами доказано, что все зрительные функции (острота зрения, контрастная чувствительность и др.) резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк (люкс — единица измерения освещенности). Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избы ток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В осенне-зимний период как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 ч. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

Искусственными источниками света могут служить лампы накаливания и люминесцентные лампы. Согласно утвержденным нормам освещенность рабочих поверхностей лампами накаливания не должна быть меньше 150 лк, люминесцентными лампами — 300 лк.

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20% световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50%.Освещенность комнаты снижается на 10—40%, если на подоконниках стоят высокие цветы или окна занавешены тюлевыми занавесями.

Окно, возле которого стоит рабочий стол, лучше не загромождать цветами. Их можно расположить вблизи окна на полочках. На уровень освещенности помещения влияют степень отражения света от потолка, стен, пола, окраска мебели. Светлые тона повышают освещенность, например белый цвет отражает до 90% световых лучей, желтый — около 80%, голубой — 70%, зеленый — 60%, темно-зеленый — 22%. Поверхность, окрашенная в черный цвет, поглощает почти все лучи.

При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате.

Итак, освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.

Приложение 17

Организация рабочего места в школе и дома.

Каждый школьник должен иметь правильно организованное место для занятий: письменный стол, стул, книжный шкаф или полку дома и подходящую его росту парту в классе.

Необходимо создать такие условия, которые не заставляли бы орган зрения перенапрягаться. К ним относятся, прежде всего, достаточная освещенность рабочего места, как днем, так и в вечернее время; соответствие мебели (стол, парта) росту школьника; чередование зрительной работы с отдыхом для глаз.

Приложение 18

Правильное питание.

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов, особенно:  А, С, В.

Витамин А является компонентом зрительного пурпура (родопсин), который входит в состав палочек и обеспечивает сумеречное зрение, участвует в биохимических процессах глаза. При его недостатке замедляется рост организма, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Витамин А содержится в сливочном масле, молоке, сельди, яичном желтке, печени. Он может также образовываться в организме из провитамина А — каротина, который входит в состав растительных продуктов (морковь, томат, хурма, шиповник, салат и др.).

Витамин С  связывает клетки, при его недостатке мускулы (глазные в том числе) теряют свой тонус. Плохое зрение в старости обусловлено, главным образом, недостатком витамина С, который является уникальным среди всех витаминов. Его следует потреблять ежедневно, так как наш организм не способен его вырабатывать. Недостаток витамина С приводит к слепоте, разрушению тканей, пиорее, аллергии и даже бесплодию. Основные источники витамина С: капуста, сладкий (зеленый и красный) перец, цитрусовые, все ягоды, листовые овощи, лук, помидоры, шпинат, яблоки, ананасы. Минимальное потребление витамина С – 100 мг, при особой необходимости – 150 до 250 мг.

Витамины  В – комплекс питает нервную ткань глаза. 

Витамин В1 (тиамин). Глаз – твердая масса нервной ткани, и поэтому должен получать достаточное количество витамина В1. Его нехватка вызывает у человека нервные расстройства. Пища, богатая этим витамином орехи, цельное зерно (кукурузы, ржи, пшеницы), пивные дрожжи, шлифованный рис и мед. Минимальный ежедневный прием – 15 мг, при большой недостаточности – 25 -35 мг.

Витамин В 2 (рибофлавин) помогает клеткам тела потреблять кислород, с помощью которого крахмал и сахар превращаются в мышечную энергию. Если в организме не хватает этого витамина, вы можете чувствовать жжение в глазах и веках. В тканях глаза лопаются мелкие кровяные сосуды. Лучшие источники В2: зеленые листовые овощи, яблоки, пивные дрожжи, шлифованный рис и пшеничные зерна. Минимальное ежедневное потребление – 5 мг. При недостатке – 15-20 мг.

Витамин В6. При его недостатке глаза испытывают сильное напряжение. Он природный транквилизатор. Пища, богатая этим витамином: капуста, пшеничные зерна, цельные рожь и кукуруза, яичный желток, и рыба всех сортов. Минимальное ежедневное потребление – 2 мг. При большой нехватке витамина В6 – 3 – 10 мг.

Витамин В12. Недостаток его в организме обедняет кровь, что соответственно ослабляет зрение. Лучшие источники: виноград и чистый виноградный сок, яичный желток, салат, черника и ее сок, финики, петрушка, чернослив, абрикосы. Минимальное потребление – 5 мкг, при недостатке витамина в организме – 10-25 мкг.

Калий для мягких тканей – то же самое, что кальций для костей. Плохое зрение часто – прямое следствие недостатка калия в организме. В больших количествах калий содержится в меде и яблочном уксусе. Ежедневную порцию калия можно получить следующим образом. Каждое утро необходимо выпить стакан воды с добавлением ложки меда и ложки яблочного уксуса. Кроме того, в течение дня необходимо съесть два салата из сырых овощей приправленного яблочным уксусом и растительным нерафинированным маслом. На десерт должны быть свежие, пареные или печеные овощи.

Приложение 19

Роль физических упражнений.

При чтении, письме, рисовании, конструировании, помимо достаточной освещенности, соответствия мебели росту, правильной посадки за столом, очень важно соблюдать чередование этого вида деятельности с активным отдыхом, т. е. переключением на физические упражнения. Упражнения следует проводить через каждый час напряженной зрительной работы в течение 10—15 мин, лучше на свежем воздухе вне зависимости от времени года и погоды. Физическая нагрузка улучшает вентиляцию легких, кровоснабжение сердечной мышцы, вовлекает в динамическую работу различные группы мышц, уставшие от статической (сохранение неподвижности) позы, и в то же время расслабляются мышцы глаз, особенно при взгляде вдаль. Если выбежать на улицу на 10— 15 мин не удается, то при открытой форточке, фрамуге можно сделать несколько физических упражнений, постоять у окна, глядя вдаль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.

Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска  приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...

Рабочая программа для тифлопедагога по чтению, 1 класс.

Разработана на основе:   Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...

Рабочая программа для тифлопедагога по русскому языку, 1 класс

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по ИЗО, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по математике, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по музыке, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа для тифлопедагога по окружающему миру, 1 класс.

Разработана на основе:1.      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (инт...