"Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика." Тема урока: "Свобода и ответственность"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Михайлова Елена Геннадьевна

Данный урок был проведён в 4 классе. Мне очень нравится модуль "Светская этика" в рамках курса ОРКСЭ. На этих уроках дети не только учатся, как себя правильно вести, как поступать в различных жизненных ситуациях, но и анализируют своё собственное поведение, делают выводы, исправляют ошибки. Я считаю, что материалы этих уроков можно использовать и на классных часах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoboda_i_otvetstvennost.doc58 КБ
Office presentation icon otnosheniya_otvetstvennosti.ppt56 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Трудиловская СОШ»

Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика.

Урок №10

 «Свобода и ответственность»

Учитель: Михайлова Е.Г.

15.11.2012.


Цели: дать понятие «ответственность»,

          развивать умение отличать ответственное поведение от          

         безответственного,

        воспитывать нравственную личность

Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, электронное приложение к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика. 4 класс»

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке мы изучили с вами тему «Свобода и моральный выбор». Кому вы рассказали о том, что узнали на уроке? С кем обсуждали эту тему?

- Давайте вспомним, что такое «свобода», «моральный выбор»

Ответы детей

- Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Приведите свои примеры

Ответы детей

Вывод: Из ваших жизненных ситуаций видно, что каждый из вас часто оказывается в ситуации морального выбора, и чтобы поступить правильно, добродетельно, обязательно нужно всё взвесить, подумать, потом принять решение

  1. Изучение нового материала

  • Сообщение темы урока

- Сегодня мы как раз и будем учиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами

- Прочитайте, пожалуйста, тему урока

«Свобода и ответственность»

  • Целевая установка

- Какие цели мы перед собой поставим?

Чтение в учебнике с.24

- Мы продолжим разговор о свободе, узнаем, какую ответственность несут люди, за что нужно нести ответственность

  • Работа с высказываниями

- Давайте обратимся к «Мудрым мыслям»

Учебник с.25

СВОБОДА – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ВОТ ПОЧЕМУ ЕЁ ТАК БОЯТСЯ. Б.ШОУ

- Как понимаете данное высказывание?

Нести ответственность – дело не простое,

трудное, этому нужно учиться

ЧЕЛОВЕК ПО НАСТОЯЩЕМУ СТАНОВИТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ ТОЛЬКО В МОМЕНТ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ. П.ТИЛЛИХ

Каждый человек должен принимать такие решения,

которые не приносят вреда другим людям

  • Работа с учебником

- Прочитайте 1 абзац статьи.

- Найдите, пожалуйста, что такое ответственность

Ответственность – это черта характера личности

 и её действий, которая говорит о том, что человек 

отвечает за собственный свободный выбор 

- Как вы думаете, какие главные, ключевые слова в этом понятии?

Презентация (электронное приложение к учебнику) слайд №1

- Другими словами можно сказать, что ответственность – это необходимость давать отчёт в своих действиях, поступках, а также обязанность отвечать за их возможные последствия

(запись понятия в тетрадь)

- Достигли ли мы нашей первой поставленной цели?

  • Физкультминутка

  • Работа в группах

- Прочитайте и найдите, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры к каждому условию.

1 группа: Ответственность только за те поступки,

которые являются результатом его свободного выбора;

2 группа: Преднамеренность (заранее обдуманный,

умышленный поступок);

3 группа: Отдавать себе отчёт в последствиях

совершаемых действий 

  • Презентация 2-3 слайды

- Ребята, достигли ли мы с вами второй поставленной перед нами цели?

  • Внутренняя обязанность человека

- Прежде, чем сделать что-то, человек должен подумать: «А к каким последствиям приведёт мой поступок?», «Не нанесу ли я кому-то вред?»

- Как вы думаете, зачем каждый из нас должен уметь задавать себе эти вопросы?

Чтобы не совершать порочных поступков 

- Способность задавать себе такие вопросы – внутренняя обязанность человека. Она свидетельствует о его ответственности перед собой и другими людьми.

  • Отношения ответственности

- Говоря об ответственности, важно уяснить, кто, перед кем и за кого или за что несёт ответственность.

- Конечно, ответственность у всех разная. Она зависит и от возраста, и от того, какое место человек занимает в обществе

  • Презентация.  Слайды 4-6

- Определите отношения ответственности и заполните таблицу (самостоятельная работа)

Кто?

За что или за кого?

Родители

Учителя

Дети

Ученики

Друг

Человек

- Проверка заполнения при помощи презентации (Приложение 1)

  • Вопросы и задания с.25

  1. Тестирование на компьютере (4 вопроса из раздела «Контроль»)
  2. Итог урока

- Легко ли быть свободным?

- Ответственный человек – какой он?

  • Домашнее задание

- Прочитайте отрывок из рассказа В.А.Сухомлинского «Как воспитать в себе настоящего человека» и попробуйте ответить на вопрос: каким надо быть, чтобы родители были по-настоящему счастливы, гордились тобой?

Самое большое счастье для отца и матери - твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы - усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи.

Если люди считают тебя плохим человеком - это большое горе для твоей матери и твоего отца.

По-настоящему любить отца и мать - это значит приносить в дом мир и покой.

Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья - это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки. Со всеми людьми надо быть правдивыми, но для матери и отца малейшая капелька лжи, если только они дорожат своей честью, - это большое несчастье.

Спрашивай у отца и матери разрешения и позволения на то, что без их воли делать нельзя. Настоящая свобода сына и дочери - быть послушными детьми. Подчинение воли родителей - первая школа гражданского воспитания, твоей совести. Если ты не научился подчиняться воле родителей и в этом подчинении видеть настоящую свою свободу - ты не сможешь стать верным отцом своих детей, любящей матерью, настоящим человеком.

ВОПРОСЫ:

1. Каким надо быть, чтобы родители были по-настоящему счастливы, гордились тобой?

2. В чем заключается настоящая свобода сына и дочери?

3. Что нужно для того, чтобы стать настоящим человеком?


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто За что или за кого? За своих детей Родители Учителя Дети Ученики Друг Человек Кто За что или за кого? Родители Кто За что или за кого? За своих детей Учителя Родители Кто За что или за кого? За своих детей Учителя Родители Кто За что или за кого? Дети За своих детей Учителя Родители Кто За что или за кого? Дети За своих детей Учителя Родители Кто За что или за кого? Ученики Дети За своих детей Учителя Кто За что или за кого? Ученики Дети Учителя Кто За что или за кого? Друг Ученики Дети Учителя Кто За что или за кого? Человек Друг Ученики Дети Учителя Кто За что или за кого? За других людей и за всё, что его окружает Человек Друг За своих друзей За то, как они учатся Ученики За порученные дела Дети За то, чтобы школьники учились За своих детей Учителя Родители Кто За что или за кого? Кто За что или за кого? Кто

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕСТКОЙ ЭТИКИ Модуль «Основы светской этики»

  В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и сп...

Урок в 4 классе по изучению курса " Основы религиозных культур и советской этики".

Тема: «Добродетели и пороки»   Цель урока: формирование мотивации младших школьников к осмыслению сущности нравственных понятий. Задачи: -формирование представлений у младших школьников о ...