доклад :Введение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»»
статья на тему

«Основы религиозных культур

и светской этики»»

(Выступление на педагогическом совете)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_orkse.docx60.78 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: »Введение учебного курса

«Основы религиозных культур

и светской этики»»

(Выступление на педагогическом совете)

Учитель:  Халилова Л.Х.

2012-2013 учебный год

Введение

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 —11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному, нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур  и  мировоззрений.

Курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе.

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Работа с родителями.

В 3 четверти 2011-2012 учебного года администрация школы провела родительское собрание, на котором родители были ознакомлены с задачами нового курса, его структурой, основным содержанием, с тем, как будет организовано его изучение. Т.к. образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса может самостоятельно определять перечень модулей учебного курса, то  родителям были предложены модули «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Решением родителей был выбран модуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Этот выбор очевиден. Большинство родителей с опаской и настороженностью относятся к предмету, связанному с религией, не смотря на то, что много семей верующих. Родители не против веры . Их мнение  - вера это глубоко интимное чувство, не на показ другим.

На уроках  «Основы религиозных культур и светской этики» школьники  получают домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволят учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями  семейной  жизни.

У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким   и  в  конечном счёте продуктивным.

Включение «ОРКСЭ» в учебный план начальной школы

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе .

В целом по новому учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, «нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.

Содержание курса

   Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей. Каждый из модулей включает четыре тематических раздела.

1. Россия — наша Родина.

2. Основы религиозных культур и светской этики.

3. Основы религиозных культур и светской этики.

4. Духовные традиции  многонационального  народа России.

   Такая конструкция даёт возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими разделами, обеспечивая педагогическое единство курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Первый раздел «Россия — наша Родина» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем  остальным. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества.

Изучение второго раздела «Основы религиозных культур и светской этики» будет продолжаться до конца  первой четверти. Второй урок — вводный для каждого модуля. Его тема — «Культура и религия», «Культура и мораль» (для модуля «Основы светской этики»). Культура —- важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры.

На последующих уроках второго раздела учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия, культура ислама, культура буддизма, культура иудаизма, других мировых религий, что такое светская этика. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности. В единственном модуле, где не будет вестись речь о равных религиозных традициях, — «Основы светской этики» — учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека.

Третий раздел «Основы религиозных культур и светской этики». Если задачей предыдущего раздела было знакомство учащихся с общими основами религий и этики, то в этом разделе содержание образования по каждому модулю будет в большей мере выстраиваться с учётом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося.

Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяет направленность большинства тем третьего раздела как в историческом, так и в современном контексте. Их содержание объединено ключевыми понятиями, базовыми ценностями: Отечество (Россия, малая родина), семья, человек, общество, традиция, нравственные ценности, жизнь и её идеалы. Эти традиционные ценности лежат в основе учебно-воспитательного процесса и объединяют школьников, изучающих разные модули, в единый по духу классный коллектив, а содержание разных модулей — в один учебный курс.

Наличие общих базовых ценностей в первом, втором и третьем разделах позволяет плавно перейти к изучению заключительного, четвёртого раздела «Духовные традиции многонационального народа России». Здесь происходит подготовка и презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов учащихся.

Особо следует подчеркнуть, что в четвёртом разделе учебно-воспитательный процесс переходит в активную, творчески-продуктивную фазу. В процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, уже в активной, деятельностной, творческой форме. Обучающиеся получают, таким образом, возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей, узнать о других духовных традициях, сравнить, проанализировать содержание сходных тем по всем модулям. Такая аналитическая, творческая учебная работа помогает каждому школьнику составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

Используемая литература

  1. Данилюк А.Я.  Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. – Просвещение. 2010.
  2. Данилюк А.Я.  Основы религиозных культур и светской этики.

      Книга для родителей.  – Просвещение. 2010

С 1 сентября 2012 года все 4-классники в Российской Федерации начали изучать новый предмет - основы религиозных культур и светской этики

Первоначально планировалось начать преподавание этого курса с IV-й четверти текущего учебного года, а затем продолжить его изучение в V-м классе. Однако в Министерстве образования и науки Российской Федерации сочли целесообразным продлить подготовительный период, необходимый регионам для подготовки учителей к преподаванию нового предмета, приобрести необходимое количество учебных пособий и решить многочисленные организационные вопросы.

Таким образом, первыми к изучению  основ религиозных культур и светской этики приступили нынешние четвероклассники и будут изучать его в течение всего года, по одному часу в неделю.

Напомним, что в августе 2009 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев дал поручение Правительству Российской Федерации обеспечить введение с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета – основы религиозных культур и светской этики (сокращённо – ОРКСЭ). В течение двух лет прошла апробация этого предмета в 21 регионе Российской Федерации, признанная успешной.

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента во всех регионах с 2012 года. Предмет включает 6 модулей:

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»        

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы светской этики»

Основы религиозных культур и светской этики – это такой же обязательный предмет, как русский язык, литературное чтение или математика.

Особенность  этого предмета – в насыщенном духовно-нравственном наполнении, он является культурологическим, а не религиозным. Его цель - развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Возраст обучающихся выбран неслучайно, ведь именно в этом возрасте у детей обостряется интерес к извечным вопросам: что такое хорошо и что такое плохо?

Активное участие родителей в изучении детьми этого предмета является очень важным, ведь речь идёт об общечеловеческих ценностях, таких как Добро, Любовь, Труд, Семья. Недаром в учебно-методический комплект по этому предмету входит не только книга для учителя, но и книга для родителей.

На сайте Министерства образования РТ вы можете ознакомиться с аннотацией учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также с другими информационными материалами.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Цель и задачи курса

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место курса в программе обучения

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»        

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.

Основные особенности:

Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги;

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;

Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;

Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся 4  класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля;

Работа с семьями обучающихся – важный компонент в изучении курса ОРКСЭ. Особая роль в изучении курса отводится родителям. Именно поэтому в комплект входит «Книга для родителей». Только совместными усилиями школы и семьи можно обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие ребенка. Апробация показала, что этот метод действительно работает. Дети начали говорить с родителями о традициях, нравственных ценностях и это большое достижение данного курса. Ребёнок всегда будет внимательно и деликатно относиться к своему однокласснику, изучающему другой модуль, если его родители, другие значимые для него взрослые с уважением относятся к представителям иного мировоззрения.

Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. 
Предусматривается, что на нескольких заключительных уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.

     

  МОУ «Байглычевская ООШ» Яльчикского р-на ЧР

Доклад учительницы начальных классов Григорьевой Е.Е.на родительском собрании на тему:

       

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

                                                                                       

             

                                                 Байглычево – 2010 год

 «В апреле 2010 г. В 19 регионах  страны по поручению Президента РФ  в российских школах начнется преподавание нового  учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Этот курс носит комплексный характер, т к включает 6 модулей:

-основы православной культуры;

-основы исламской культуры;

-основы буддийской культуры;

-основы иудейской культуры;

-основы мировых религиозных культур;

-основы светской этики.

Все модули нового курса будут носить светский, культурологический характер.

Учебно – воспитательный процесс в рамках нового курса направлен на знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России. Все это должно способствовать достижению  очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию российских школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей,  развитию их интереса к окружающему миру, формированию уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей большой страны, укреплению взаимопонимания и, как следствие, оздоровлению морально – нравственной атмосферы в обществе.

Семья, педагоги и воспитатели всегда были и остаются основой нравственного становления ребенка. Поэтому введение курса ОРКСЭ призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников, оказанию необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.

Главное наше достояние – это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жит. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми. Мы можем помочь им стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких , своего народа, своей страны. И курс ОРКСЭ призван содействовать этому, т к знакомство с основами религиозных и светских традиций, культурой народов России и общечеловеческими ценностями призвано сыграть важную роль не только в расширении кругозора школьника, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам страны».

Министр образования и науки РФ                               А.А.Фурсенко            

Глава 1. Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»

По отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их.

- В школу придут священнослужители.

Приход в государственные  и муниципальные школы священнослужителей исключен положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально – педагогической деятельности. В своем  вступительном слове на встрече с лидерами религиозных организаций России 21 июля 2009 года Президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что преподавать знания о религии в школе будут светские педагоги.

- Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер.

Сложно представить, что педагоги за две четверти, отведенные на изучение нового курса, будут стремиться обратить своих учеников в ту или иную религию. Тем не менее если это и будет иметь место в отдельных школах, родители могут обратиться к руководству школы с требованием о замене учителя.

Религиозные сюжеты лежат в основе многих выдающихся произведений мировой культуры. Ваши дети знакомятся с ними на уроках истории, литературы, во время экскурсий в музеи – это знакомство с религией  через культуру. Один пример: русское слово «спасибо» - это сокращение фразы «Спаси (тебя) Бог». Откажемся ли мы от повседневного выражения благодарности с помощью привычного нам слова? А если нет, то не обращаем ли в веру другого, говоря ему «спасибо»? Это наличие изначально религиозного смысла в повседневности, которой мы даже не замечаем.

Глава 2.Зачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?

Воспитание детей было и остается самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?

Самая большая ошибка родителей – их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся еще больше.

Вы наверняка не раз обращали внимание и удивлялись, как легко дети обращаются с компьютером, что даже уследить за их действиями взрослому бывает трудно. И мы учимся у них. Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нем, жить в новом мире по-новому.

Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь – диалог отцов и детей, их желание слышать и понимать друг друга.

Одна из важнейших задач курса ОРКСЭ – это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребенка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.

Большинство родителей в той или иной мире ощущают недостаток живого общения с детьми. К сожалению, на разговоры о главном – о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остается слишком мало времени, хотя семья психологически и физически защищает ребенка, создает необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование.

Слишком часто наши дети слышат от нас и от других о плохих людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, об ухудшении экологической обстановки и т. д. Но помогаем ли мы своим детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, - великий и бесценный дар. Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, и не доказываем это на своем примере как мы сможем объяснить это детям?

Содержание курса ОРКСЭ имеет воспитательный, нравственно развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнерство учителей и родителей.

Мы не имеем права забывать, что для ребенка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения – это его родители.

Глава3. Как будет организовано преподавание нового курса и взаимодействие школы с семьей?

Значение родительского участия в изучении курса ОРКСЭ трудно переоценить. На уроках школьники будут получать домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока. Другая имеет творческий характер. Система творческих вопросов-заданий построено так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнает их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.

Здесь могут быть организованы:

-презентации творческих работ школьников, выполненные ими при поддержке родителей

-номера детской художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические, духовно-нравственный традиции, конфессий (вероисповедание)и народов России

-выставка детских художественный работ, представляющих особенности религиозного искусства России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенных общей духовно-нравственной проблематикой

-дегустация блюд национальной кухни народов России

Для того чтобы сделать более продуктивным взаимодействие семьи и школы, вовремя реагировать на тревоги и сомнения родителей, занятия по курсу ОРКСЭ будут открыты для посещения родителями .Успешность учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от продуктивности сотрудничества школы и семьи, педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников.

Глава 4. Что будут изучать ваши дети.

Первый раздел «Россия – наша Родина» занимает всего один урок. Но это важный урок, который задает тон всем остальным. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют  в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить и эта мысль будет определять все последующее изучение курса, что при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство и главное – единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

Изучение второго раздела будет продолжаться до конца учебного года. На уроках второго раздела учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православная, культура ислама , культура буддизма, культура иудаизма, других мировых религий, что такое светская этика. Школьники познакомятся с жизнью и деятельностью основателей мировых религий – Христа, Мухаммада, Будды, патриархов еврейского народа. Будет показан образ жизни людей их нравственные, семейные и общественные обязанности.

Первая четверть пятого класса начинается с изучения третьего раздела ОРКСЭ. В этом разделе содержание образования будет выстраиваться с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. Школьники начнут изучать темы: « Как христианство пришло на Русь», «История ислама в России», «История религий в России», «Нравственный поступок» и т. д. Здесь происходит подготовка и презентация индивидуальных и творческих проектов учащихся. Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей, узнать о других духовных традициях, сравнить, проанализировать содержание сходных тем по всем модулям. Такая аналитическая, творческая учебная работа помогает каждому школьнику составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России.

 

Глава 5. Практические советы, как вы можете помочь своему ребенку в изучении курса ОРКСЭ.

 Совет 1.

Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как дополнительному средству нравственного развития вашего ребенка; вы и есть главный для ребенка воспитатель.

 Новый курс открывает перед родителями возможности для укрепления и развития отношений. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые  по-взрослому начинает смотреть на окружающий мир и оценивать свое место в нем, он особенно нуждается в духовной связи со взрослым, родным для него человеком. Диалоги взрослого и ребенка об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное значение для подростка.

Совет 2.

Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – ещё меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей,  - недостаточно общих тем. Разговор между родителями и детьми занимает считанные минуты в день, но при этом они вместе проводят у телевизора по нескольку часов. Это тоже общение, но опосредованное, бессловесное.

Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общение заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком непросто. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого – позиция «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью – ребенок физически слаб, неопытен, зависим, подвержен негативному влиянию. Но родителям необходимо постоянно стремиться к тому, чтобы ребенок играл активную роль в процессе воспитания. Мы привыкли руководствоваться здравым смыслом, раз и навсегда найденными методами. Но времена изменились, изменилась наша жизнь, должны меняться и мы сами.

Совет 3.

Воспитывайте у ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес верующих людей или атеистов. Насторожитесь, если это делает ребенок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нем самом. Человек начинает терять моральную устойчивость, склоняется к злу. Если это происходит с вашим ребенком, задумайтесь, поговорите с ним.

Совет 4.

Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.

Если ваш ребенок изучал основу культуры определенной религии, попросите его провести для вас экскурсию в православный храм. Там пусть он расскажет и покажет все что знает об изучаемой религиозной культуре.

Совет 5.

Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитывает вашего ребенка; главное что он может приобрести , изучая курс ОРКСЭ – понимание того, на сколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

Своего ребенка, если он еще мал, вы учите простым правилом безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т. д. Потому что такие действия будут иметь плохие последствия для физического здоровья. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Правильно говорят, что доброе слово

способно лечить, а злое убивать. Но как укрепить духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

Совет 6.

Создавайте в общении и взаимодействии с ребенком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.

Воспитание может быть только деятельным. Ребенок не научится прощать, если ему прощать некого; не научится сотрудничать, если все всегда проходит так, как хочется ему; не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу; не разовьет в себе отвагу и оптимизм, если ему не придется столкнуться лицом к лицу с неприятностями. Постарайтесь, чтобы ваши дети почаще задумывались о последствиях своих действий и цене своих заблуждений. Новый школьный курс – это только начало большого и трудного пути. Главную поддержку на этом пути ребенку должны оказывать вы – самые близкие для него люди, тогда дорога не покажется сложной, тогда соблюдение нравственных норм станет естественным и радостным.  

Особенности введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (обобщение опыта)

  В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно-значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом  шести учебных модулей:  «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Главной целью является:         формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Вопросы о введении учебного курса Основы религиозных культур и светской этики были рассмотрены  на педагогическом совете школы, где была обсуждена Инициатива Президента РФ о введении в школах апробации комплексного учебного курса, знакомящего школьников с основами религиозных культур и светской этики.

Наша школа не является экспериментальной площадкой по введению курса «ОРКСЭ». Но решением педагогического совета и приказом директора по школе с 1 января 2012 года в учебном плане были внесены изменения в компоненте образовательного учреждения. В 4-х классах был введен модуль «Светская этика» учебного курса «ОРКСЭ».

Почему введен данный модуль? Введению предшествовала большая подготовительная работа, которая состояла из следующих мероприятий:

  1. Учебно-методическая работа с педагогами (работа школьного методического объединения учителей начальных классов);
  2. Просветительская работа с родителями (родительские собрания о необходимости введения курса «ОРКСЭ», психолого-педагогическое анкетирование родителей);
  3. Информационная работа (выпуск информационных бюллетеней, страничка на школьном сайте).

После этой подготовительной работы в декабре 2011 года состоялось совещание при директоре, где классные руководители 4-х классов предоставили результаты обработки анкет родителей о выборе одного из модулей курса «ОРКСЭ». Выбором родителей стал модуль «Светская этика».

Параллельно этой работе велась подготовка педагогов по преподаванию данного модуля. Педагоги посетили серию семинаров в КРИПКиПРО, в школе методическим советом был организован лекторий «Нормативно-правовые и методические основы преподавания курса «ОРКСЭ».

На заключительном заседании педагоги представили рабочие программы модуля «Светская этика».

Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.

Многие виды деятельности подразумевали обращение ребёнка к членам своей семьи с целью получения информации. При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала. Включение родителей и членов семей обучающихся в школьную жизнь предполагает нахождение общих интересов и общего поля деятельности, где всё происходит в интересах развития ребёнка.

   В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, можно  выделить следующие методы:

  1. Метод моральных дилемм и дискуссий;
  2. Исследовательский метод;
  3. Проектирование.

 В конце учебного года еще раз был проведен опрос родителей. По их мнению  данный курс необходим и не должен ограничиваться двумя четвертями, а иметь продолжение в старших классах.

В наших 4-х классах 71 человек, с первых дней у детей сложилось положительное отношение к курсу. Ребята с нетерпением ждали урока ОРКСЭ, с удовольствием готовились к нему, выполняли рисунки, подбирали примеры, сочиняли рассказы, брали интервью у своих родственников (эта форма работы вызывала у детей неподдельный интерес) : записывали их на диктофон или в тетрадь. По истечении двух месяцев мы отметили, что отношения между детьми стали ровнее, доброжелательнее.

Результатом проведённых уроков в 4 классе стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

Полученные результаты свидетельствуют о значимости данного курса для решения задач начального образования, его концептуальном единстве со стандартом второго поколения (ФГОС) и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Аналогичная подготовительная работа была проведена с родителями и педагогами 3-их классов. Мы думаем, что результаты совместной работы педагогов, обучающихся и родителей 4-х классов оказали определенное влияние на родителей обучающихся 3-их классов, поэтому ими был выбран модуль «ОРКСЭ» «Основы светской этики».

Родительское собрание

Выбор модуля комплексного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Задачи собрания:

  1. Ознакомить родителей с целями и задачами экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики»
  2. Проведение процедуры уточнения выбора модуля данного курса родителями учащихся.

Ход собрания

     Собрание проводится с родителями 3 класса во втором полугодии. В кабинете стоит компьютер с интерактивной доской для показа презентации.

I. Вступительное слово завуча по УВР. Ознакомление с общим положением курса комплексного курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

     Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»(далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.     Основы православной культуры;

2.     Основы исламской культуры;

3.     Основы буддийской культуры;

4.     Основы иудейской культуры;

5.     Основы мировых религиозных культур;

6.     Основы светской этики.

      Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса.

     Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

     Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

     Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

II. Выступление завуча по ВР. Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

     Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

     Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1.     знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2.     развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.     обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4.     развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

Место комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

в программе обучения

 

     Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

III. Выступление учителя.  Структура комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Структура комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

4 класс, четвертая четверть (17 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

5 класс, первая четверть (17 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

 

     Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

     Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Учебные пособия для комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

      Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

     Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

IV. Выбор модуля родителями. Дискуссия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики"

Рабочая программа по модулям " Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"...

Беседа с родителями учащихся 3 класса о введении курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Беседа с родителями учащихся 3 классов о значении курса ОРКСЭ в нравственном воспитании учащихся...

Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

В работе представлен опыт работы по предмету ОРКСЭ  по программе "Основы мировых религиозных культур и светской этики" Данилюк А.Я. Использование форм, технологии и приёмов работы с учащимис...

Разработка урока по учебному курсу «Основы мировых религиозных культур» Модуль «Основы светской этики». Тема "Нравственный поступок"

Урок  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей программой «Сборник рабочих программ. ...

Презентация к уроку по учебному курсу «Основы мировых религиозных культур» Модуль «Основы светской этики». Тема "Нравственный поступок"

Урок  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей программой «Сборник рабочих программ. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...