Учебная деятельность состоит из пяти последовательных элементов, задающих ее целостность: - Учебно-познавательный процесс.
- Целеполагание.
- Учебные действия.
- Действие контроля.
- Действие оценки.
Важным компонентом учебной деятельности ученика является действие самоконтроля, когда получаемые учеником образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются им самим по отношению к индивидуально формулируемым целям. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и получения представления о возможности дальнейшего изучения материала, действия самоконтроля должно осуществляться на протяжении формирования, развития становления учебной деятельности.
Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль.
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся.
Функции самоконтроля:
- диагностирующая;
- корректирующая;
- развивающая;
- воспитательная;
- функция организации и управления учебной деятельностью.
Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность, и самостоятельность мышления во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции.
Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом действия.
Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только сами исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.
Включенные в содержания самоконтроля контрольно-оценочная и регулировочная функции относятся не только к процессу и результату выполняемой работы, но и к ее планированию.
Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он включает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.
Так в 1 классе дети учатся: -сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
-воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;
-выполнять действия по развёрнутой инструкции;
-осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;
-использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.
Во 2 классе ученикам предлагается:
-сравнивать промежуточный результат с эталоном;
-перечислять последовательность действий и операций контроля;
-корректировать памятки:
-выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;
-осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;
-участвовать в коллективно-распределительной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.
В 3 классе ученики тренируются в:
-сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий; -составлении проверочных заданий для самоконтроля; -коллективно-распределительном составлении алгоритмов; -выполнении действий по инструкции с ограничениями; -самопроверке по плану с отсутствующими звеньями; -составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя;
В 4 классе школьники упражняются в:
-сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности; -определении состава действий и операций предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей; -выполнении действий по общим инструкциям; -самопроверке по плану с отсутствующими (неопределёнными) звеньями; -целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога;
Итоговый контроль или контроль по результату. Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка. В процессе проверки дети убеждаются, что ответ удовлетворяет всем исходным условиям, в противном случае решение проведено неверно. Мы сами учим детей именно такому контролю. Так, для того чтобы проконтролировать правильность арифметического действия, ученикам рекомендуется проверить его другим действием: сложение - вычитанием, деление - умножением и т. д. Таким образом, проверяется не правильность проведения отдельных операций и их последовательность, а полученный результат. Взаимный контроль проводится при проверке письменных и графических работ, изделий и т. д., а также при рецензировании устных ответов и сообщений. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищем ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия контроля, представляющая собой средство обучения учащихся самоконтролю. Индивидуальная проверка
К индивидуальному контролю относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы самостоятельно.
Ответственным моментом в обучении учащихся самоконтролю является уяснение цели деятельности и ознакомление с образцами, по которым они будут сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты.
Очень важно с самого начала дать учащимся указания о правильном выполнении предстоящей работы и ознакомить их с образцами для сличения.
В структуре самоконтроля можно выделить следующие звенья: -уяснение учащимися цепи деятельности и первоначальное ознакомление с конечным результатом и способами его получения, с которыми они будут сравнивать применяемые ими приёмы работы и полученный результат. По мере овладения данным видом работы, знание образцов будет углубляться и совершенствоваться; -сличение хода работы и достигнутого результата с образцами; -оценивание состояния выполняемой работы, установление и анализ допущенных ошибок, и выявление их причин; -коррекция работы на основе данных самооценки и уточнение плана ее выполнения, внесение усовершенствований.
Компоненты самоконтроля и самооценки:
1.Умение планировать и конструировать процесс собственной учебно-познавательной деятельности. 2.Умение организовать осуществление своей учебно-познавательной деятельности в соответствии с индивидуальным познавательным маршрутом. 3.Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности. 4.Умение корректировать и совершенствовать свою учебно–познавательную деятельность. 5.Умение оценивать собственную учебно-познавательную деятельность и её результаты с выходом в рефлексивную позицию.
Рефлексия - умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля оказалась более эффективной, надо убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показать им как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный результат не удовлетворяет условию задачи. Нужна систематическая работа в этом направлении.
1.Надо создать потребность в самоконтроле. Учащиеся должны чаще встречаться с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность ответа. 2.Изредка целесообразно предлагать учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки. 3.Надо сообщать учащимся способ проверки решенной задачи, уравнения, неравенства. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты. 4.Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда полезно сначала рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путём проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение. 5.Иногда учитель преднамеренно допускает ошибки на доске. 6.В тех темах, в которых возможно, проводить наблюдения и практические работы по математике. Самоконтроль при выполнении лабораторных работ осуществляется обычно повторным измерением и вычислениями (при возможности – другим способом), иногда непосредственным измерением искомой величины. 7.Полезно иногда предлагать самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля. 8.Полезно иногда предлагать учащимся проверить и оценить работу товарища
Модель действия контроля в учебной деятельности младших школьников.
1. Потребность в контроле; 2.Осознание назначение контроля; 3.Умение обнаруживать ошибку (свою, своих товарищей, учителя; самостоятельно, в хорошо знакомых действиях, в новых условиях); 4.Умение объяснить ошибку; 5.Умение критически относиться к контролю со стороны других детей, учителя; 6.Умение исправлять ошибку на основе соотнесения хода и результата действия с заданной схемой действия; 7.Умение осуществлять содержательный контроль, обнаружить ошибки по причине несоответствия способа действия и условий задачи; 8.Умение осуществлять межличностный рефлексивный контроль (реконструировать способ действий товарища); 9.Умение осуществлять проверку; 10.Умение составлять план проверки
Приёмы формирования самоконтроля на уроках. Русский язык.
1.Орфографическое проговаривание. 2.Специально организованное списывание. 3.Приём «Буратино 4.Комментированное письмо с указанием орфограмм. 5.Поиск орфограмм в «чистом» тексте 6.Работа с «Орфографическим словариком». 7.Индивидульная карта самоконтроля.
8.Дидактическая игра -«Третий лишний» -«Назови ошибку» -«Молчанка» -«Орфографический мячик»
9.Диктант -предупредительный -объяснительный -диктант с обоснованием -диктант с постукиванием -диктант «Проверяю себя» -диктант «Найди слова» -выборочный диктант -самодиктант
-взаимодиктант -диктант-игра «Кто больше запомнит» -зрительный диктант
Математика
1.Сверка с образцом. 2.Повторное решение задачи. 3.Решение обратной задачи. 4.Проверка полученных результатов по условию смыслу задачи. 5.Решение задачи различными способами. 6.Моделирование. 7.Примерная оценка искомых результатов. 8.Проверка на частном случае. 9.Испытание получаемых результатов по косвенным параметрам. 10.Математические диктанты. 11.Неправильное готовое решение какой- то математической задачи. 12.Завершить неполное решение задачи. 13.Решение задач с недостающими или лишними данными.
Приёмы самоконтроля при работе над ошибками. -неправильная буква зачёркнута; -подчёркнуто слово с ошибкой; -подчёркнуто слово с ошибкой, в нём выделена часть слова с ошибкой; -подчёркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку; -на полях поставлен знак ошибки, а рядом - указание на часть слова или часть речи; -на полях поставлен знак ошибки.
|