"Нравственные качества"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Урок по курсу ОРКСЭ (модуль - Основы светской этики) по учебнику "Основы светско этики" А. А. Шемшурина  Москва: Дрофа, 2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_nravstvennye_kachestva.rar355.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету ОРКСЭ (модуль – Основы светской этики)

Тема: «Нравственные качества»

Учитель: Шемякина О. Н.

МОУ «Савостинская СОШ»

Октябрь, 2013

Поступай с людьми так,

Как ты бы хотел,

Чтобы они поступали с тобой.

(«Золотое правило нравственности»)

Этический заряд

- В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так: на рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожжённою, солнце достать

И подарить его людям!

- Из глубокого колодца (руки в форме буквы «О»)

  Солнце медленно встаёт (руки поднимаются над головой)

  Свет его на нас прольётся (руки перед собой ладошками вверх)

  Луч его нам улыбнётся (руки параллельно вниз)

  Новый день оно начнёт (руки вниз широко)

- Улыбнитесь друг другу. Пусть каждый день будет радостным и солнечным, как ваши улыбки.  

Повторение

- Ребята, каждый из вас с детства получает представления о добре и зле. В сказках, которые читают вам родители, добро всегда побеждает, а зло остаётся наказанным. Вы всегда хотите быть похожими на положительных героев. Взрослея, вы всё больше сталкиваетесь с этими понятиями в вашей жизни. И всё чаще перед вами стоит выбор. Мы можем помочь попавшему в беду или, испугавшись, убежать; накормить голодного, подать милостыню или же равнодушно пройти мимо.

- От чего зависит выбор?

(от самого человека, от его характера, воспитанности, нравственности, от настроения, от ситуации тоже…)

- Легко ли быть добрым?

(да, нет…)

- Что помогает преодолеть зло?

(доброта, искренность, отзывчивость…)

Введение в тему урока

- Мы с вами часто стоим перед выбором как поступить, а вот одна героиня известной сказки тоже стояла перед выбором. Давайте узнаем, как она поступила.

Отгадайте, о ком я говорю, назовите автора и произведение: «Жила  девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя  семь  баранок:  две  баранки  с тмином для папы, две баранки с маком для мамы,  две  баранки  с  сахаром  для себя и одну маленькую розовую баранку для братика  Павлика.»  (В. Катаев «Цветик- Семицветик.»)

 (для того, чтобы вспомнить произведение, задаю детям вопросы по содержанию)

-Как Женя оказалась в саду старушки?

-Как старушка ей помогла вернуться домой?

-Какие слова надо было говорить перед тем, как оторвать лепесток, чтобы желание исполнилось?

-Какие желания девочки исполнились? (Вспомнить, куда потратила Женя 6 лепестков)

-Сейчас я зачитаю конец сказки. Перед каким выбором оказалась девочка? ( учитель зачитывает отрывок.)

«…..Пошла она на улицу, идет и думает:

    "Чего  бы  мне  еще  все-таки  велеть?  Велю-ка  я себе, пожалуй, два кило

"мишек".  Нет,  лучше два кило "прозрачных". Или нет... Лучше сделаю так: велю

полкило "мишек", полкило "прозрачных", сто граммов халвы, сто граммов орехов и

еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим,

все  это  я  велю  и  съем.  И  ничего  не  останется.  Нет, велю я себе лучше

трехколесный  велосипед.  Хотя  зачем?  Ну,  покатаюсь, а потом что? Еще, чего

доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет

в  кино  или  в  цирк.  Там  все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые

сандалеты?  Тоже  не  хуже  цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых

сандалетах?  Можно  велеть  чего-нибудь  еще  гораздо  лучше. Главное, не надо

торопиться".

    Рассуждая  таким  образом,  Женя  вдруг  увидела  превосходного  мальчика,

который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но

смирные.  Мальчик  был  очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене

захотелось  с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так

близко,  что  в  каждом  его  зрачке  очень  ясно  увидела  свое  лицо с двумя

косичками, разложенными по плечам.

    - Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

    - Витя. А тебя как?

    - Женя. Давай играть в салки?

    - Не могу. Я хромой.

    И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

    - Как  жалко!  - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим

удовольствием побегала с тобой.

    - Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал

с  тобой,  но,  к  сожалению,  это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю

жизнь.

    - Ах,  какие  пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из

кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!

    С  этими  словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на

минутку  прижала  его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском,

дрожащим от счастья:

    Лети, лети, лепесток,

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

    Возвращайся, сделав круг.

    Лишь коснешься ты земли -

    Быть по-моему вели.(эти строчки можно предложить детям произнести хором)

    Вели, чтобы Витя был здоров!

    И  в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и

бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.»

- Какой выбор был у Жени?

(потратить лепесток на сладости, игрушки и развлечения для себя и брата или помочь выздороветь мальчику…)

-Как она поступила?

(помогла больному мальчику, приобрела нового друга…)

-Каким можно назвать этот поступок?

-А если бы у вас остался последний лепесток, как бы вы им распорядились?

(детям выдаются «лепестки», на которых они пишут свои желания, затем эти желания озвучиваются, а лепестки приклеиваются к доске. Появляется «цветик-многоцветик»)

- Посмотрите на этот цветок. Что вы заметили? У него нет стебля, листьев, он неживой, зачарованный. И оживёт он только тогда, когда вы совершите хотя бы один из тех поступков, которые записаны вами на лепестках.

Вывод: Живя вместе, люди должны помогать друг другу, даже иногда в ущерб собственным интересам.

Раскрытие темы

- Хорошие качества человека, список которых велик, позволяют ему находить новых друзей. Конечно же, к положительным качествам относится открытость, преданность, дружелюбность. Каждому нужен кто-то такой, на кого можно было бы положиться в трудную минуту. Кто-то, кто мог бы не оставить, а поддержать в беде. Дружелюбные люди готовы воспринимать всех окружающих как своих братьев и сестер, за своих друзей они всегда стоят горой. Смелость, отвага, храбрость – это тоже положительные качества человека. Список без них был бы неполным. Разве трус может называть себя достойным человеком? Только смелые люди способны добиться высот и, главное, удержаться на них при любых обстоятельствах. Трусы не запоминаются, а вот герои живут в наших сердцах вечно. Хороший человек должен быть вежливым. Элементарные правила этикета просты, а знаем мы их с самых ранних лет жизни. Соблюдение их делает нас людьми. К положительным качествам стоит также отнести опрятность и аккуратность. Каждый должен следить за собой. Чистый, бритый, причесанный человек всегда оставляет приятное впечатление, а неряхи могут вызвать только лишь отвращение. Современные люди должны иметь хорошие организаторские способности. Это поможет не только в жизни, но и на любой работе. Сегодня высоко ценятся те, кто способен заразить своей идеей окружающих. Человек, способный вдохновить кого-то, далеко пойдет. Сегодня мы должны быть очень организованными и пунктуальными. Точность тоже высоко ценится. Нельзя допускать отклонений не только от значимых, но и от мелких целей. Пунктуальность помогает достичь многого. Действуя по намеченному плану, человек становится организованным, ему с легкостью удается решать все свои дела. К положительным качествам, которыми могут обладать люди, так же следует отнести: способность к обучению; уверенность; самостоятельность; целеустремленность; нацеленность на результат; самоотверженность; самоконтроль; любознательность; чувство такта; профессионализм; справедливость; стремление к самосовершенствованию и так далее.

- Лучшие положительные качества человека, основанные на добродетелях, Аристотель считал нравственными качествами человека.

Закрепление

Давайте ещё раз вспомним эти качества. Предлагаю сыграть в игру «самый внимательный»: запишите нравственные качества человека с заданной первой буквы:

Н – нацеленность на результат

Р - ровность

А - активность

В - великолепие

С - справедливость

Т - твёрдость

В - великодушие

Е - естественность

Н – напористость

Н - небезучастность

О - отзывчивость

С – самоотверженность

Т - трудолюбие

Ь – мягкость

- Как вы думаете, ребята, этот список нравственных качеств может быть только таким?

- Почему?

- Можно ли  продолжить этот список?

- Домашним заданием будет – продолжить список или поиграть в эту игру с родителями, друзьями, близкими.

Составление синквейна с одним из слов, называющих нравственное качество по выбору учащихся

Например:

  1. Сострадание
  2. Любящий, отзывчивый
  3. Сочувствовать, переживать, помогать
  4. Мы должны проявлять сострадание
  5. Необходимость

- Прочитайте рассказ «Отзывчивость» в учебнике «Основы светской этики» А. А. Шемшурина  Москва «Дрофа», 2012г. О каком нравственном качестве этот рассказ? Смогли бы вы поступить так же?

Итог

- Что было интересным? Что нового для себя открыли? Чем поделитесь с родными? Спасибо за внимание!

Рефлексия

Хочу подарить вам на память цветок. Может, он и не цветик-семицветик, и не исполняет желания, но пусть он напоминает вам о том, что каждый из вас должен уметь делать правильный выбор, быть нравственным человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.

Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...

Родительское собрание в 4 классе. Тема " Поговорим о нравственности" ( Добро, милосердие и другие нравственные качества )

Данный материал раскрывает вопрос воспитания в детях таких нравственных качест, как добро,милосердие, честность и др. Основа воспитания по данному вопросу начинается в семье и только совместная работа...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

Рабочая программа по курсу «Воспитание нравственных качеств» Уроки нравственности или «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Программа по курсу "Воспитание нравственных качеств" поможет воспитывать у младших школьников нравственные чувства и знание этики....