Методическая разработка урока по биологии в 5 классе "Живая и неживая природа"
методическая разработка на тему

Алесюк Ольга Сергеевна

Обобщающий урок -путешествие ,игровые технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по биологии  в 5 классе по теме : « Живая и неживая природа».

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний

 

Цели:  Создать условия для обобщения и закрепления знаний по теме ( царства живой природы , отличие живой и неживой природы , явления в окружающей природе, значение этих явлений в живых организмах), для воспитания бережного отношения к природе .

Оборудование: экран, компьютер, проектор, листы А-4, карточки-жетоны , печатные тетради , карточки с заданиями , синии и красные карточки , 3 подноса и оборудование для опытов : 1. магнит , скрепки , карандаш , бумага; 2. сода , уксусная кислота , стакан

3. расческа , бумажки , пленка

                                    Ход урока  

             1 часть                    

Организация урока. Вступление.

 

     Фрагмент фильма о природе , на его фоне стихотворение :

«Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает

Поле, речка и трава,

Горы , воздух и листва,,

Птицы , звери и леса ,

Гром , туманы и роса .

Человек и время года-

Это все кругом природа.

Сегодня , ребята , мы с вами совершим виртуальное путешествие на природу.

Мы вспомним     1. Чем отличается живая и неживая природа?

                             2. Какие существуют Царства живой природы ?

                             3. Какие явления происходят в окружающей нас природе?

                                 И чем они        отличаются друг от друга?

                             4. Значение этих явлений в живых организмах.

Наше сегодняшнее путешествие  - это подведение итогов , что мы знаем и что мы умеем.

В путешествие мы отправимся 3 командами ( 3 колонки).

В пути каждую команду ждут испытания – это разнообразные задания, конкурсы .

Задача каждой команды – успешно выполнить задание и набрать максимальное количество баллов.

Успех команды будет зависеть от каждого из вас. Оценка будет общая у всей команды.

( 1 место -5 , 2 место- 4 )

Кроме этого , каждый , работая индивидуально , будет зарабатывать собственную оценку.

 Итак , в путь !!!

            2 часть

Обобщение и закрепление

1 испытание БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»

  1. Что такое природа?

( все естественное , что нас окружает)

  1. Природа бывает живая и неживая. А чем живое отличается от неживого?

( питание , дыхание , рост , развитие , размножение , смерть , клеточное строение )

  1. Приведите примеры живой природы.
  2. Примеры неживой природы.
  3. Могут ли тела неживой природы обладать свойствами живого? ( Да. Сосулька растет и т.д.)
  4. Как называется оболочка Земли , заселенная и преобразованная живыми организмами ? ( биосфера)
  5. Кто разработал учение о биосфере? ( В.И. Вернадский )
  6. Какие еще вы знаете оболочки Земли ? (гидросфера , литосфера , атмосфера )
  7. Факторы , ограничивающие жизнь в литосфере (температура земных недр )
  8. Факторы , ограничивающие жизнь в гидросфере (давление , проникновение света )
  9. Факторы , ограничивающие жизнь в атмосфере (озоновый слой )

ПРИВАЛ       Работа в печатных тетрадях   стр. 5 задание № 2, 3

Продолжим путь.

12. Все живые организмы объединяются в 4 царства .Какие? ( растения , животные , грибы , бактерии )

Давайте узнаем ,какие организмы населяют эти царства .

2 испытание КОНКУРС ЗАГАДОК

Представители команд называют по очереди № и получают загадку.

Царство Животные.

1.Возле елок из иголок

   Летним днем построен дом.

   За травой не виден он.

   А жильцов в нем- миллион!     ( муравьи)

2.Всю жизнь ношу я 2 горба ,

   Имею 2 желудка!

   Но каждый горб – не горб , амбар !

   Еды в них на семь суток !         ( верблюд)

3.Маленькая ,легкая , а за хвост не поднимешь.    (ящерица)

4. Черен ,да не ворон, рогат , да не бык ;

    Шесть ног без копыт;

    Летит- воет;

    Сядет – землю роет.       (жук)

5. Выпуча глаза сидит

    По французски говорит ,

    По блошачьи прыгает ,  

    По человечьи плавает.     ( лягушка0

6. Не мышь , не птица ,

    В лесу резвится ,

    На деревьях живет

    И орешки грызет.             ( белка)

7. Без ног – бежит, все ее боятся,

    Рубаху меняет , но не человек .

    Яйца несет , но не курица .        ( змея)

8. Во фраке зеленом маэстро

    Взлетает над лугом в цвету.

    Он гордость лесного оркестра

    И лучший прыгун в высоту.        ( кузнечик )

БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»

13. Все это представители какого царства ? По каким признакам их выделили в отдельное царство?

ЦарствоРастения

  1. В белом сарафане стала на поляне

     Летели синицы ,сели на косицы .       ( береза )

  1. Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила ,

А о чем она грустит –

Никому не говорит.            ( ива )        

       

  3. За тонкий запах легких лепестков

      Зовут меня царицею цветов.     ( роза)

  1. Злая , как волчица ,

Жжется , как горчица,.

Ай . не трогайте меня !

Обожгу и без огня .         ( крапива )

  1. Есть один такой цветок ,

Не вместить его в венок ,

На него подуй слегка –

Был цветок и нет цветка.     ( одуванчик )

  1. Тонкий стебель у дорожки ,

На конце его – сережки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит раны ног и рук.            ( подорожник )

  1. На шнурочке – стебелечке

Сладких ягод- груда

На большое блюдо.           ( виноград )

Видеофрагмент  « Росянка»

БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»

14.Все это представители какого царства ?  Признаки этого царства .

           

Царство Грибы

  1. Из-под травки прошлогодней  

Вылезают на свободу

Неразлучные сестрички –

Рыжеватые      ……              ( лисички)

  1. Будто смазанные маслом ,

Мы блестим на солнце красном

Как лесные дошколята ,

Под сосной растут ….          ( опята )

БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»

15. Все это представители какого царства ? Признаки этого царства.

16. Почему бактерии выделили в отдельное царство ?

ПРИВАЛ       Работа в печатных тетрадях   стр. 5 задание № 4

Продолжим путь.

РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПАУЗА  ( под музыку ЗВУКИ ПРИРОДЫ )

  1. Давайте все встанем. Представим себе , что мы в лесу .

Поют птички , журчит ручеек , а рядом с нами различные деревья .

Давайте их изобразим.

  1. Встанем на носочки и поднимем руки вверх.

Это тополь тянет свои веточки к солнцу.

  1. Опустим ручки , голову набок и вниз.

Это плакучая ива.

  1. Двигаемся из стороны в сторону .

Березка качается на ветру.

  1. А теперь представим , что подул сильный ветер .

Что будет с нашими деревьями?

Покажите мне , как они будут двигаться на ветру .

  1. Выходим на лесную опушку. Садимся .

А происходят ли в окружающей нас среде изменения ? Назовите 3 группы

явлений , происходящих в окружающей среде.  ( физические , химические и биологические )

3 испытание ИГРА «ОБЪЯСНЯЛКИ»  

1 человек от команды тянет карточку , про себя читает термин и пытается объяснить его своей команде  ( 1 балл за правильное объяснение , 1 балл  , если команда угадала о чем идет речь )

  1. БИОФИЗИКА  (наука , изучающая физические явления в живых организмах )
  2. ИСПАРЕНИЕ  ( переход воды из жидкого состояния в пар )
  3. МЕХАНИЧЕСКИЕ явления ( Явления , связанные с перемещением тел или их частей относительно друг друга  в пространстве )
  4. МОЛНИЯ ( Электрический искровой разряд между облаками или облаками и землей )
  5. ТЕПЛОВЫЕ явления  ( явления ,связанные с нагреванием и охлаждением воздуха )
  6. ИСТОЧНИК СВЕТА  ( тела , которые сами светятся , испускают свет )
  7. МАГНИТНЫЕ явления  ( явления , связанные с действием магнита на другие тела )
  8. СВЕТОВЫЕ явления  (явления , связанные со светом )
  9. СОЛНЦЕ   ( природный источник света )

В это время  по 1 человеку от каждой команды   подходят к столу , получают карточку с заданием , находят на столе все необходимое для проведения  опыта ,демонстрирующего  доставшееся им явление . Готовят опыты , демонстрируют их классу и делают выводы .

4 испытание КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ  

ОПЫТ № 1       Физическое явление .     (  магнит + скрепки   , магнит + карандаш  )

   

 Вывод : К магниту притягиваются железные предметы .

 

ОПЫТ № 2      Химическое явление .    ( в стакан – воду + сода + уксусная кислота  =  газ  )      

     Вывод: Это химическая реакция . Признак – выделение газа .

ОПЫТ № 3     Электрические явления   ( расческа , кусочки бумаги , пленка )

     

           Вывод: электростатическое напряжение .

               

БЛИЦ_ОПРОС «Охота за 5»

17. Отличие физических и химических явлений . ( при химических явлениях образуются     новые вещества )

18.Признаки химических реакций (  осадок , газ , изменение цвета , световые явления , тепловые явления , изменение вкуса )

19. Перечислите группы физических явлений ( магнитные , световые , тепловые , механические , Электрические , звуковые )

Вывод: Физические и химические явления происходят и в живой и в неживой природе .

ИГРА С КАРТОЧКАМИ .

Учитель называет явления , учащиеся поднимают синюю карточку , если это физическое явление и красную  , если это химическое явление .

  1. кипит чайник  ( синяя )
  2. молния ( синяя )
  3. почернело серебро ( красная )
  4. светит Солнце ( синяя )
  5. поржавело железо ( красная )
  6. фотосинтез ( красная )
  7. распространение запаха духов в воздухе ( синяя )
  8. выделение газа из открытой бутылки лимонада (синяя )
  9. пищеварение в желудке ( красная )
  10. плавление металла (синяя )
  11. испарение пота (синяя )
  12. скисание молока ( красная )
  13. растворение сахара в чае (синяя )
  14. выделение газа при взаимодействии картофеля с перекисью водорода ( красная )

ПРИВАЛ       Работа в печатных тетрадях   стр. 15 задание № 2

5 испытание БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА .

В нашей теме мы встречали много сложных терминов . Их надо не только знать , но и уметь грамотно писать. Каждая команда получает лист с терминами , в терминах пропущены буквы . Каждая пара в команде вставляет пропущенные буквы в один термин и быстро передает лист следующей паре .  ( 1 балл за каждый правильно записанный термин + 1 балл за 1 место , если нет ошибок )

  1. ПР.ДУЦ.НТЫ
  2. К.НСУМЕНТЫ
  3. Р.ДУЦ.НТЫ
  4. БИОФИЗ.КА
  5. ИСП.РЕН.Е
  6. М.ГНИТНЫЕ
  7. Х.МИЧ.СКАЯ
  8. Ф.ЗИЧ.СКОЕ
  9. М.Х.НИЧЕСКОЕ  
  10. В.Щ.СТВО

Взаимопроверка ( 1 колонка – 2 колонка, 2 колонка- 3 колонка , 3 колонка – 1 колонка)

            3 часть

Подведение итогов урока

1.Учащиеся делают выводы  , опираясь на предложенную схему

  1. Окружающая нас природа делится на живую и неживую .

Тела живой и неживой природы характеризуются по одинаковым признакам.

  1. Живая природа объединяется в 4 Царства : Растения , Животные , Грибы , Бактерии .
  2. В живой и неживой природе происходят физические и химические явления.
  3. Живые организмы регулируют происходящие в них химические и физические процессы , приспосабливаясь к изменяющимся условиям среды .
  4. Физические и химические явления , происходящие в живых организмах , обеспечивают нормальную жизнедеятельность живых систем .
  5. Живая и неживая природа – единое целое .

Данную схему учащиеся вклеивают в тетрадь.

2. Подсчитываем баллы , выставляем оценки за урок  командам и отдельным участникам.( за демонстрацию и объяснение опытов , за блиц-опрос , за самостоятельную работу в печатных тетрадях – учащиеся их сдают )

3. Заключение

Давайте вспомним слова астронавта  Уильяма Андерса , который увидев нашу планету из космоса сказал: «Мы ,может быть , не сознавая этого считаем Землю плоской и бесконечно большой . Уверяю Вас , что Земля не массивный гигант , а скорее хрупкий елочный шарик , с которым нужно обращаться очень бережно…»

Кроме того надо помнить , что человек –это тоже часть природы  и его существование зависит напрямую от существования нашей планеты .

            4 часть

Домашнее задание

1.Печатная тетрадь  : Параграф 13 ( все задания )  Параграф 20 ( зад. 2 , 3 )

2. доп. задание  -  биологическая задача

    (В храмах Древнего Египта жрецы демонстрировали «прижевление» головы гуся .

     Вначале в полутьме храма гусю отрубали голову , лилась кровь ….

     После пассов , заклинаний жреца гусь , радостно гогоча , поднимался с прижевлен-

     ной  головой  , и никаких швов видно не было …. Как делали этот трюк? )

3. Памятка «Правила поведения на природе» или плакат «Последствия отрицательного влияя ния человека на природу».  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Живая и неживая природа"

Нет человека, который не слышал или не произносил такую фразу: «Какая природа, красота» или « Я был на природе».  А что такое природа? Сегодня на уроке мы и будем искать ответ на этот вопро...

разработка урока по окружающему миру 2 класс. Неживая природа весной.

Выявить признаки весны в неживой природе.  Помогать будут стихи известных авторов, которые читали на уроках чтения, внеклассного чтения и русского языка. Через красоту стихов будем учиться ...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Учебно-методический комплект по теме "Как связаны живая и неживая природа?" (конспект+презентация)

Тема: «Как связаны живая и неживая природа?»Цели деятельности учителя:  дать представление о взаимосвязи живой и неживой природыПланируемые результаты:Предметные: осознание целостности окружающег...

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" по теме: "Природа. Разнообразие природы"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиКак устроен мирТема: Природа. Разнообразие природы.Значение природы для людейЦели:Образовательные: создать ...