программа занятий театрального кружка
рабочая программа (1 класс) по теме

Белова Елена Геннадьевна

программа занятий театрального кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_teatralnogo_kruzhka_na_2013-2014.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 90          ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Программа                                                     Утверждаю                  

рассмотрена на                                              Директор ГОУ  СОШ № 90

педагогическом совете                                  Богданова Е.Л.

протокол № ….. от……..                              «       » …………………….2013 год

Образовательная программа

Театральной студии

для учащихся 1-4 классов

рассчитана на 3  года

Автор-составитель:

Учитель начальных классов

Белова Елена Геннадьевна

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка.

   Образовательная программа театральной студии имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает общекультурный уровень освоения на первом году занятий, углублённый уровень освоения на втором и третьем году занятий.

   Театр, как вид искусства, является не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания.

    Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

Новизна.

   Новизна данной образовательной программы заключается в использовании игр и заданий сказкотерапевтического характера, направленных на раскрытие творческого потенциала подростка, решения личностных проблем.

   Занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

   Занятия проводятся в занимательной, интересной форме, основываясь на сюжетном построении, преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих активных поисков.

    В основе театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.

    Помимо систематических занятий, основанных на играх и упражнениях, проводятся итоговые занятия, объединённые общим сюжетом.

Актуальность.

    Актуальность программы заключается в том, что она не только даёт учащимся практические умения и навыки общения, формирует начальный опыт творческой деятельности, но так же формирует интерес к народным традициям, стимулирует желание проявлять свою индивидуальность.

Педагогическая целесообразность.

    Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят сострадание, соучастие, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться, тревожиться вместе с ним.

   Работа со сказкой помогает справиться с нерешёнными или решёнными неконструктивным способом проблемами детей, такими как:

-неприятие себя,

-неконтролируемые  вспышки агрессии,

-неумение общаться и неприятие социальных норм,

-неумение справиться с детскими страхами, с чувствами обиды, вины,

-неспособность оценивать свои поступки,

-конфликты с родителями,

-безответственность, инфантилизм, слабоволие.

Цели:

- формирование базовой культуры, привитие обучаемым эстетических и нравственных форм поведения;

- развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами театрального искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать начальные навыки актёрского мастерства;
  • Научить правильному речевому дыханию;
  • Познакомить с историей появления и развития театра.

Развивающие:

  • Способствовать развитию внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через упражнения, этюды;
  • Способствовать развитию артистических способностей;

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственные качества (доброжелательность, отзывчивость и т.д.);
  • Содействовать социальной адаптации ребёнка;
  • Воспитывать художественный вкус и уважение к литературе, чтению, музыке;
  • Воспитать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию;

Условия реализации

  Данная программа адресована детям 7-10 лет. Программа рассчитана на три года. В театральную студию принимаются все желающие. Занятия в студии проводятся 1 раз в неделю. (34 учебных часа в год)  

Формы и методы проведения

Форма организации деятельности учащихся на занятии – групповая.

Формы проведения занятий:

  • занятие-игра;
  • репетиция;
  • культпоход в театр;
  • концерт;
  • тренинг;
  • этюды;

На занятиях используются:

  • словесные методы (рассказ, беседа), направленные на формирование теоретических и практических знаний.
  • наглядные методы (просмотр спектакля), направленные на развитие наблюдательности, яркое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка
  • игровые методы (ролевые игры), направленные на углубление чувственного восприятия ;
  • творческие методы (театрализация, игры, фантазия, воображение), необходимые для развития воображения, эмоций, творческого подхода к делу.

К концу 1  года занятий ребёнок:

  • будет знать историю возникновения театра;
  • овладеет правильным речевым дыханием;
  • получит навыки сценического движения;
  • получит опыт партнёрской работы, работы в коллективе;
  • научится делать этюды на заданную тему;

К концу 2 года занятий ребёнок:

  • познакомится с поэтическим театром;
  • получит навыки пластической работы тела;
  • получит опыт отражения чувств и физического состояния партнёра;
  • получит навыки работы с голосом, дикцией.

К концу 3-го года занятий ребёнок:

  • расширит представление о своём амплуа;
  • будет иметь представление о мировой драматургии;
  • будет способен представлять этюды на басни, песни, эпизоды из пьес;

Формой подведения итогов в конце каждого курса является театральная постановка в соответствии с возрастом и развитием навыков детей.

Учебно-тематический план. 1 год обучения

Наименование раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

История возникновения театра. Формы театрального действа. Основа сценической грамоты.

1

1

3

Понятие о сценическом действе. Коллективность – основа театрального искусства.

3

3

4

Основы техники речи и выразительного чтения. Виды артикуляционного массажа.

3

1

2

5

Дыхание. Работа с голосом. Дикция.

3

3

6

Понятие об этюде. Пластические этюды. Этюды на заданную тему.

4

1

3

7

Развитие внимания, наблюдательности, остроты восприятия «я» в предлагаемых обстоятельствах.

4

1

3

8

Умение фантазировать, развитие чуткости.

3

1

2

9

Партнёрство – основа существования на сцене.

3

1

2

10

  Репетиция музыкально – драматического спектакля в стихах по сказке Ш.Перро «Золушка»

8

1

7

11

Итоговое занятие – спектакль.

1

1

Итого:

34

7

26

2 год обучения

Наименование раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Тренинги на развитие техники речи. Работа с голосом, дикцией.

2

2

3

Понятие о психотренинге актёра.

1

1

4

Знакомство с поэтическим театром.

2

2

5

Знакомство с мировой драматургией. Просмотр спектаклей

4

4

6

Попытка выявления амплуа юных актёров.

5

1

4

7

Выбор ребятами близкой им по духу поэтической линии. Подбор и подготовка каждого студийца к выступлению с поэтическим произведением.

7

1

6

8

Повтор пластических тренингов. Нахождение нужного физического самочувствия каждого студийца на сцене.

3

3

9

Репетиция музыкально – драматического спектакля по сказке С.Я Маршака «Кошкин Дом».

8

1

7

10

Итоговое занятие – спектакль.

1

1

Итого:

34

11

23

3 год обучения

Наименование раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1

2

Тренинги на развитие техники речи. Работа с голосом, дикцией.

5

5

3

Знакомство с мировой драматургией. Просмотр спектаклей

4

4

4

Этюды на эпизоды из пьес. Этюды на басни, песни.

8

8

5

Репетиции пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица».

15

     1

14

6

Итоговое занятие - спектакль

1

1

Итого:

34

6

28

Содержание программы

1. История появления и развития театра

Теория: беседа о формировании театрального искусства, его формах и видах.

Практика: просмотр видеозаписей спектаклей, посещение театров.

2. Сценическая грамота

Теория – беседа о сценическом действии, как об основном выразительном средстве драматического искусства. Мимы.

Практика: практическое ознакомление студийцев со сценическим действием.

3. Речь

Теория: основы техники речи и выразительного чтения. Прослушивание аудиозаписей спектаклей.

Практика: упражнения для тренировки дыхания, постановки голоса, дикции.

4. Этюд

Теория: понятие о сценическом этюде, о сценическом пространстве.

Практика: упражнения на развитие внимания, наблюдательности, остроты восприятия. Действие в предлагаемых обстоятельствах.

 

5. Постановка спектакля

Теория: чтение текста

Практика: репетиции, представление.

Методическое обеспечение

Традиционные и заимствованные методики

  • «Творческие методы и художественные системы» И. Волков, М., 1978
  • «Взаимодействие и синтез искусств» сборник статей СПб., 1997

           Педагогические разработки

  • Эскизы костюмов
  • Тексты пьес
  • Портреты
  • Беседы

           Информационные материалы

  • Видеозаписи;
  • Аудиозаписи;

           Материально-техническое обеспечение

  • Хорошо проветриваемое помещение;
  • Декорации;
  • Костюмы;
  • Микрофоны;
  • Грим;
  • Зеркала;
  • Аудио и видео средства;

Кадровое обеспечение

   Успешность и результативность занятий зависят от сотрудничества с музыкальным руководителем, с преподавателем изодеятельности.

Литература.

1. Детская энциклопедия «Искусство», М.; 2002.

2. Детская энциклопедия «Словарь юного зрителя», М.; 2003.

3. журнал «Театр круглый год», 2004.

4. Литвин А. «Мы идём в театр», М.; 1988.

5. Маршак С.Я «Кошкин дом».

6. Метерлинк М. «Синяя птица». М.; 1972.

6. Мочалов Ю. «Первые уроки театра», М.; 1986.

7. Руденская М., Руденская С. «С лицейского порога», Ленинград, 1984.

8. Станиславский К. «Собрание сочинений» 8 томов, М.; 1961.

9. Тынянов Ю. «Спутники Пушкина», М.; 1962.

10. Шарль Перро «Золушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Программа работы театрального кружка "Звёздочки"

Презентация. Программа работы театрального  кружка   "Звёздочки" в начальной школе. Эта программа адаптирована для ведения внеурочной деятельности....

Рабочая программа занятий театрального кружка

Программа написана для занятий с детьми 6,5 - 8 лет. Первый год бучения. Включает в себя тесты, описание деятельности, методические формы работы....

Занятие театрального кружка "В гостях у королевы Фантазии"

Тема: « В гостях у королевы Фантазии».Цели: 1. Побуждать детей к импровизации на заданную тему;            2. Совершенствовать исполнительское ум...

Занятие театрального кружка "Кукольный театр . Русская народная сказка "Теремок"

Цель:- создать условия дяля формирования личностных УУД: активного творческого отношения к окружающему миру; побуждению к активному участию в театральной деятельности. Задачи:Ø развития  тво...

Открытое занятие театрального кружка Тема: «Казачьи сказки».

Создание условий для формирования личностных УУД; Формирование у школьников начального представления о казачестве, Пробуждение у них чувств патриотизма и гордостиразвитие интереса и уважения к истории...

Занятие театрального кружка «Кукольный театр. Русская народная сказка «Теремок»

Занятие театрального кружка«Кукольный театр. Русская народная сказка «Теремок»...

Конспект открытого внеурочного занятия театрального кружка на тему «Мимика и жесты» Первый год обучения

Занятие театрального кружка проведёно в рамках Декады начальных классов...