Организация проектной деятельности в начальной школе
методическая разработка (4 класс) по теме

Мостовая Людмила Николаевна

Организация проектной деятельности в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Каждая личность проходит в своём развитии тот же путь, что и всё человечество в целом, но только в предельно сжатые сроки. Человеку  отпущено катастрофически мало времени для того, чтобы пройти  свой собственный  путь познания. А если учесть, что нужно постараться внести свой, пусть небольшой, вклад в этот процесс развития человечества (что останется после меня), то начинать заниматься исследовательской деятельностью  следует  с самого раннего возраста. Тем более, что и современная ситуация в обществе и образовании заставляет педагогов искать новые подходы к обучению детей, а основной задачей на сегодня становится формирование у учащихся и их родителей потребности в саморазвитии, необходимом для адаптации к реальностям  сегодняшнего мира.

Главная цель работы учителя сегодня – обучать, развивая каждого ребёнка.

        Стандарты второго поколения определили приоритеты начального общего образования: формирование метапредметных умений, навыков и способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения.

Главная задача начального образования – заложить основу формирования учебной деятельности ребенка .

Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через проектную деятельность. 

Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, некая  творческая работа, для выполнения которой требуется пройти определённые этапы.

Проект – это «пять П»:

  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются все группы умений.  

Раньше мы считали, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью. Пройдя в 2009 г. курсы в АППО «Проектная деятельность в начальной школе» начали работу в групповых проектах, предложенных на курсах. Это оказалось очень увлекательно!

На родительском собрании мы познакомили родителей с технологией проектной деятельности, а дети представили образцы проектов. Мы поняли, что учащиеся начальных классов могут и должны заниматься этим видом интеллектуальной деятельности.

Дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по – настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить сам учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что самостоятельно добытые учениками знания усвоятся надёжнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив  их изыскательский энтузиазм в нужное русло, ведь то, что интересно ребёнку, то, что он делает с удовольствием, во что он хочет вкладывать свои силы и ум, получается у него гораздо лучше.

        Продолжая изучать проектную деятельность в начальной школе, мы нашли много интересного и на сайтах своих коллег, что еще раз убедило нас в  правильности выбранного пути.

При выполнении обучающимися проектов качественно меняется роль учителя в образовательном процессе. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта.  

При организации  исследовательской  деятельности учителю необходимо учитывать и степень самостоятельности учащихся, которая зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта исследовательской деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в классе или группе. Необходимо учитывать и тот факт, что у учащихся младших классов ещё недостаточно знаний, умений и навыков для правильного оформления продукта своих исследований. У них ещё не очень хорошо развиты навыки письменной речи: они не умеют грамотно составлять тексты (особенно научные), допускают орфографические и стилистические ошибки. Поэтому учителю нужно организовать не только исследовательскую деятельность ребят, но и помощь взрослых (учителя, родителей, старших братьев и сестёр, старшеклассников) в этой деятельности. На ряду с этими недостатками младшие школьники обладают рядом особенностей, которые способствуют успешному проведению исследовательской деятельности. Одна из самых главных особенностей – наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание «замыленный» вгляд взрослого человека. Другая особенность – это аккуратность и исполнительность. И наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое  трудолюбие, настойчивость и терпение.

Мы поощряем любые творческие находки детей, всегда рады помочь советом, направить в нужное русло, чтобы итог проектной деятельности был успешен. Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей.

Таким образом, при использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение),  мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление последствий выбора и результатов собственной деятельности. Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность, учатся информационным технологиям.  

Авторы статьи  учителя ГБОУ школы №569

 высшей категории  Вершинина Н.В. и Мостовая Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...