СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОАТЕСТАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА (методика Р. С. Немова)
материал по теме

Гревцова Светлана Анатольевна

Методика помогает определить эталонность общности в восприятии ее членов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-psikhologicheskaya_samoattestatsiya_kollektiva.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ 
САМОАТТЕСТАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА

(методика  Р. С. Немова)

Цель: определить эталонность общности в восприятии ее членов.

Необходимо для проведения следующее.

Каждый учащийся должен иметь бланк с текстом:

«Давай поразмышляем о твоем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоего класса обладают перечисленными качествами».

Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи кружком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения. Буквы означают:

     н – никто;

     м – меньшинство;

     п – половина;

     б – большинство;

     в – все.

н м п б в  1. Свои слова подтверждают делом.

н м п б в  2. Все вопросы решают сообща.

н м п б в  3. Правильно понимают трудности, стоящие перед группой.

н м п б в  4. Радуются успехам товарищей.

н м п б в  5. Помогают новичкам.

н м п б в  б. Не ссорятся, когда распределяют обязанности.

н м п б в  7. Знают задачи, стоящие перед классом.

н м п б в  8. Требовательны к себе и другим.

н м п б в  9. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.

н м п б в  10. Принципиально оценивают успехи коллектива.

н м п б в  11. Искренне огорчаются при неудаче товарища.

н м п б в  12. К своим ребятам и новичкам предъявляют одинаковые требования.

н м п б в  13. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.

н м п б в  14. Знают итоги работы коллектива.

н м п б в  15. Сознательно подчиняются дисциплине.

н м п б в  16. Не остаются равнодушными, если задеты интересы группы.

н м п б в  17. Одинаково оценивают общие неудачи.

н м п б в  18. Уважают друг друга.

н м п б в  19. Радуются успеху новичков.

н м п б в  20. Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива.

н м п б в  21. Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов.

н м п б в  22. По-хозяйски относятся к общественному добру.

н м п б в  23. Поддерживают принятые в классе традиции.

н м п б в  24. Одинаково оценивают справедливость наказаний.

н м п б в  25. Поддерживают друг друга в трудные минуты.

н м п б в  26. Не хвастаются перед ребятами из других учебных заведений, школ и классов.

н м п б в  27. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.

н м п б в  28. Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга.

На доске изображается шкала возможных ответов.

Ход опроса

После тщательного объяснения исследователем задания испытуемые заполняют бланк. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, то исследователь помогает ему ответить на первые два-три вопроса. Важно, чтобы испытуемые ответили на все вопросы, тогда повышается достоверность и облегчается обработка получаемых результатов.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:

в – 4 балла;

б – 3 балла;

п – 2 балла;

м – 1 балл;

н – 0 баллов.

Затем составляется матрица, куда заносятся ответы в баллах всех участников эксперимента.

 

Матрица для определения эталонности общности

 

Фамилия,

имя

Ответы

Сумма

баллов

Кол-во

ответов

 

1

2

3

4

27

28

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показателем эталонности общности в восприятии ее членов (М) является частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный вопросник.

Принято считать, если М составляет не менее 75 % от максимально возможной оценки (в нашем случае М > 3), то можно констатировать высокий уровень эталонности общности; если же М составляет 50–74 % (2 < М < 3) или менее 50 % (М < 2l.), то это, соответственно, свидетельствует о среднем и низком уровнях  эталонности общности в воспр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с коллективом класса

Сообщение "Работа с коллективом класса " по линии мо классных руководителей. В сообщении рассматриваются формы работы с классным коллективом....

Тренинговые упражнения для работы с родителями (формирование коллектива)

В данной работе содержится теоретический материал, который можно использовать при работе с родителями учащихся, начиная с первого класса. Это различные тренинговые упражнения позволяющие начать знаком...

Поручения в классном коллективе.

Материал для оформления классного уголка....

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание под...

Методика Р.С.Немова "Вербальная фантазия"

Методика для выявления креативности...

Методика Р.С.Немова "Вербальная фантазия"- для выявления креативности

Эта методика определяет на сколько учащийся креативен в своем выборе и действии....