ОРКСЭ урок "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Грушина Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 4 класса по "Основам религиозных культур и светской этики". Материал содержит конспект урока, презентацию, фотоотчёт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока58 КБ
Файл Презентация2.27 МБ
Файл Фото9.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 6. Тема "Добро и зло".

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости    определенного поведения,  

           обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи:

  1. формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
  2. развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их

      с общечеловеческими ценностями;

  1. повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий

      в коллективе.

Виды деятельности: беседа,  выборочное чтение, работа с иллюстрацией, обсуждение и анализ  ситуаций, групповая  работа

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Оборудование и наглядность: учебное пособие для учащихся, презентация по теме, ПК и

          проектор, рисунки, соответствующие понятиям отношения человека к себе, людям,  

          природе, книги о добре и зле, чашечные весы, изображение солнца.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Слайд 1.

Учитель:     В жизни по-разному можно жить –  

                     Можно в беде, а можно в радости.

                     Вовремя есть, вовремя пить,

                     Вовремя делать гадости.

                   А можно так:

                   На рассвете встать –

                   И, помышляя о чуде,

                   Рукой обожженною солнце достать    (Слайд 2)

                   И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

  1. Определение темы урока.

- Какова была тема прошлого урока? (Добро и зло) Слайд 3

- Сегодня мы продолжим изучение данной темы. Мы будем учиться отличать добро от зла, анализировать поступки людей и задумаемся над тем, какой дорогой в жизни мы хотим идти. А так же на урок раскроет смысл одной из заповедей божьих: «Помни день субботний. Шесть дней занимайся своими делами, а один день посвящай Господу Богу. Кто может объяснить смысл этих слов? Слайд 4. (Смысл этой заповеди в следующем:

        Чтобы у человека жизнь была счастливой и с достатком, человек должен трудиться. Но один день в недели нужно посвящать молитве, добрым делам, помощи ближним, не ссориться, никого не обижать.)

  1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания:

Учитель:

-    Какое домашнее задание было предложено вам? (1. Подобрать пословицы о добре и зле, объяснить слова однокоренные словам добро и зло.)

-А что такое добро для вас? (Ответы детей.)

- Верно, это всё хорошее, доброе, красивое. Весна, солнце, улыбка, мама, учитель.

Добро – всё положительное, хорошее, полезное, бескорыстное.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

 Чтение подготовленной ученицей стихотворения Ольги Слепенькой "Что такое добро?"

 (слайд 5)

Добро – это ты!

Добро – это я!

Добро – это целая наша Земля!

Добро – это праздник в семье,

Добро – это песня ручья по весне,

Добро -  это радости море и смеха,

Добро – это также прекрасно, как лето!

Когда мама и папа рядом – Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну в общем, добро – это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

- Какие вы нашли пословицы о добре? Слайд 6.

1. Добрые дела красят человека.
2. Сделаешь добро - добро найдешь.
3. Добрый человек - несет мир.
4. Жизнь дана на добрые дела.
5. На добрый привет - добрый ответ.
6. При солнышке тепло - при матушке добро.
7. Доброе дело дороже - богатства.
8. Доброе дело лечит, а злое калечит.
9. Делай людям добро - будешь сам в добре.

10. От добра добра не ищут.

- Как вы думаете, на  земле много добрых людей?

- Легко ли быть добрым? (Учащиеся исполняют песню «Доброта») Слайд 7

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Припев:

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

-  Приведите  примеры неравнодушного поведения людей в разных ситуациях. В этом вам поможет газета, которую мы коллективно оформили к уроку. Слайд 8.

- Как вы понимаете слова: Слайд 9

Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим.

Добросовестный – честно выполняющий свои обязанности, обязательства.

Добросердечный – обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый.

Добропорядочный – достойный одобрения.

Добронравный – отличающий хорошим поведением, хорошим нравом.

Добродетель – положительное нравственное качество, высоконравственный человек.

Добродушный – добрый и мягкий по характеру.

Доброжелатель – тот,  по доброму относится к кому-нибудь.

Добряк – добрый человек.

Будьте добры – просьба.

Доброго здоровья – пожелание благополучия.

В добрый путь! – пожелание успеха.

Добрый день – приветствие.

По доброй воле – без принуждения.

- Назовите добрых сказочных героев. Слайд 10

- Назовите понятие противоположное добру. (Зло)

Объясните слова: Слайд 11.

Зло – нечто дурное, вредное, плохое.

Злоба – чувство злости.

Злобный – исполненный злобы.

Зловещий – предвещающий зло.

Зловредный – очень вредный.

Злодей – человек, который совершает зло.

Злонравный – с дурным нравом, характером.

Злопамятный – долго помнящий зло.

Злорадный – подлый.

Злословие – злые, недоброжелательные слова.

Злюка – тот, кто постоянно злится из-за плохого характера.

Злость – враждебное чувство, настроение.

Злоумышленник – преступник.. или человек замышляющий зло.

- Назовите злых сказочных героев. Слайд 12.

3. Продолжение работы на понятиями «добро» и «зло». Чтение о обсуждение статьи учебника.

  - В ходе исторического развития общества и культуры, менялись и представления о добре и зле.

1)Работа по учебнику с.14-15. Слайд 13.

- Почему знания о добре и зле важно для людей?

- О чём мы узнали из статьи учебника? (Как менялись представления о добре и зле в разные эпохи истории.)

2) Беседа по картине Ф.Савицкого «Пригон рабочих на уральский завод».

4. Релаксация.

- Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

- Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

- На одну чашу весов мы положим «зло». (Кладут карточки со словами: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь).

- А что нужно сделать, чтобы победить зло? (чаша весов с «добром» должна перевесить).

- Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Подходят по одному и кладут на чашу свою «капельку»).

- Видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.

- Давайте, все злое, о котором мы знаем, сейчас отрежем, скомкаем, передавая друг другу, выбросим и постараемся никогда не совершать злые поступки. (Дети сжимают символический комок, сделанный из бумаги, и передают друг другу)

5. Повторение золотого правила морали.

«Не  поступай по отношению к  другим  так,  как  ты  не хотел   бы, чтобы   они поступали  по  отношению  к тебе»

- Какую же мы с вами выберем дорогу в жизни? (Дорогу добра)

Дети исполняют песню «Дорога добра» Музыка В. Шаинского, слова М. Танича. Слайд 14


1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Припев:
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Припев повторяют все еще 1 раз.

     2. Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба,
Ведет себя, не как сестра.

Припев:
Но, если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему всегда иди,
Дорогою добра.
Припев повторяют все еще 1 раз.

5. Подготовка к выполнению домашнего задания:

- О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям, которые не изучают новый предмет?

- Какой ответ вы дадите на главный вопрос нашего урока, что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее? Слайд 15.

6. Домашнее задание:

1. Прочитать и обсудить с членами семьи и друзьями текст в пособии (с. 14-15).

2. Ответить на вопросы (с. 15)

7. Рефлексия:

Дети читают стихи:
1. То жара на планете , то вьюга
Только вместе нас не испугать.
Мы поближе узнаем друг друга
И друг друга начнем уважать.

       2. Сердце бьется то громче, то тише,
Но любому всегда и везде
Так приятно "спасибо" услышать
И "пожалуйста" молвить в ответ.

       3. Всякой встрече грозит расставанье,
Но увидимся с вами опять.
Так приятно сказать "до свиданья!",
Чтобы " здравствуйте" завтра сказать.

       4. Как бы ни было в жизни нам туго,
Нужно вежливость не растерять,
Мы окажем вниманье друг другу
И друг друга сумеем понять.


Читает учитель или дети.
- Здоровайся при встрече.
- Не груби, даже если сердит.
- Проявляй доброжелательность.
- Будь вежлив и воспитан.
- Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.
- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!

Групповая работа: пока одни дети читают стихи, другие слушают и коллективно читают правила поведения, группа ребят собирает символическое солнышко, лучи которого состоят из вырезанных из цветной бумаги ладошек учеников.

- Пусть наше солнышко сохраняет тепло ваших сердец, согревает нас и напоминает  об уроке.

8. Итог урока:

 - Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя?

- Какую же дорогу в жизни мы выберем?

- Всем спасибо за урок. Слайд 16.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28»

Открытый урок по светской этики

Тема: «Добро и зло»

4 класс

Учитель: Грушина Наталья Евгеньевна

2012 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Светская этика 4 класс У рок №6

Слайд 3

ДОБРО и ЗЛО

Слайд 4

Помни день субботний. Шесть дней занимайся своими делами, а один день посвящай Господу Богу.

Слайд 9

Объясните слова Доброта Добросовестный Добросердечный Добропорядочный Добронравный Добродетель Добродушный Доброжелатель Добряк Будьте добры. Доброго здоровья. В добрый путь! Добрый день По доброй воле.

Слайд 10

Назовите добрых сказочных героев

Слайд 11

Объясните слова Зло Злоба Злобный Зловещий Зловредный Злодей Злонравный Злопамятный Злорадный Злословие Злюка Злость Злоумышленник

Слайд 12

Назовите злых сказочных героев

Слайд 13

Работа по учебнику с.14-15

Слайд 14

Здоровайся при встрече. Не груби, даже если сердит. Проявляй доброжелательность. Будь вежлив и воспитан. Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.



Предварительный просмотр:

Фото отчёт с  открытого урока «Основы светской этики» 4А класс по теме «Добро и зло»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

Урок дружбы по курсу ОРКСЭ

Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе.  модуль «Основы светской этики»...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...