Моя педагогическая философия
материал по теме

Гусакова Юлия Александровна

В данном выступлении постаралась кратко отразить свой взгляд на роль учителя в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

МОЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ

«Нам кажется недостаточным оставить тело и душу   детей  в таком состоянии, в каком они даны природой, — мы заботимся об их воспитании и о6учении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим»    

                                                                Лукиан

Все мы родом из детства, и сейчас я предлагаю попробовать вернуться в это замечательное время. Давайте вспомним свой первый класс. Как нам интересно абсолютно всё, что нас окружает! Главная эмоция – это восторг и удивление от всего нового. А учитель – самый главный, умный и любимый после мамы человек! А любимая игра с одноклассниками и друзьями – это игра в школу (естественно, ты – учитель, который пишет на доске и ставит оценки). И какая девочка не мечтала при этом стать настоящей учительницей, когда вырастет?!  Мне эту мечту удалось не только пронести через все школьные годы, но и суметь воплотить её в жизнь. Я – учитель начальных классов уже 22 года. За плечами 6 выпускных классов. Некоторые выпускники уже воспитывают своих малышей, а кто-то и сам стал обучать ребятишек. Слова благодарности, которые слышишь от ребят и их родителей, дают силы радоваться, развиваться, чувствовать удовлетворение и работать дальше.  Теперь я могу подвести некоторые итоги и выделить то, что стало важным для меня в любимой профессии.

Пожалуй, нет больше такой профессии, которая связывала бы человека с таким огромным количеством очень разных людей: это и дети, которые приходят в школу, их мамы, папы, бабушки и дедушки. Поэтому с  нашей профессией связано не только  распространение знаний, но ещё и образование и укрепление связей между поколениями.  Родители, которые приводят в школу своих детей,  да и сами дети ждут от учителя далеко не только знаний.   Каждый надеется, что их учитель будет самым умным, самым добрым, самым порядочным человеком, который и должен на своём примере показать ребёнку, как прекрасен и интересен мир вокруг нас. И святая обязанность учителя – оправдать эти надежды. А для этого необходимо не только обладать  высоким уровнем способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских),  но и постоянно повышать его. Учитель обязан обладать обстоятельной профессиональной подготовкой, а также всё время работать над своими  личностными  качествами, располагающими к этой очень тяжелой и в то же время очень благородной работе. Нужно  не только хорошо знать преподаваемые дисциплины, владеть современными методиками обучения и воспитания, но и уметь и желать общаться с детьми и подростками, иметь высокую мотивацию к такой работе. Ведь не зря говорят, что Учитель с большой буквы — это не просто профессия, а призвание человека.

Учитель – это даже не профессия, а образ жизни. Я уверена, что главное в работе учителя – это постоянное  развитие душевных качеств, формирование характера, воспитание  в себе настоящего человека. Ведь с самого начала люди идут к учителю с открытой душей, а значит, и учитель должен для всех этих людей открыться настежь  и каждому отдать хотя бы маленькую частичку своей  души. Вот как говорил  один из лучших педагогов современности Шалва Александрович Амонашвили: "Возьмите чашу  терпения, бросьте туда сердце, полное любви, две пригоршни щедрости, плесните юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем встретившимся на вашем пути".  И при этом самой большой благодарностью и наградой для учителя будут его ученики, ставшие настоящими, воспитанными, порядочными,  хорошими людьми.

         Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь наш труд – это великолепный источник для безграничного творчества. Только творческий и заинтересованный человек  своим примером может повести  за собой. Основной ареной действий здесь выступает «его величество» УРОК. Умение и желание сделать каждый урок творческим и запоминающимся – один из секретов успешности. Если ты берёшь в руки гитару, то потом обнаруживаешь, что именно этот инструмент оказывается в руках твоих повзрослевших детей. Если придумываешь и приносишь в класс свои необычные поделки, то скоро и твои ученики начинают радовать творческим подходом в выполнении простых, на первый взгляд, работ. Настоящий учитель должен  быть оригинальным, находчивым, разносторонним. «Люди могут забыть, что вы сказали. Могут забыть, что вы сделали, но никогда не забудут, что вы заставили их почувствовать». Очень важно постоянно делиться радостью… хотя бы самой маленькой… будь то новая прочитанная интересная книга или первые зелёные листочки на деревьях, добрая улыбка или первый снег… Как настоящий волшебник, учитель должен уметь удивить и рассмешить. В его арсенале всегда должен «прятаться» какой-нибудь фокус. Не факт, что большой профессионал-учёный сможет учить детей, особенно в школе, а тем более в начальной. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя.  Лет через 20 многие современные знания устареют, им на смену придут более новые, но основы воспитания, заложенные в детстве, сначала в семье, а потом в школе, останутся с человеком на всю жизнь. Без уважения к  ребёнку невозможно вырастить полноценную ЛИЧНОСТЬ. «Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику» (Эмерсон).

Общеизвестно, что не только учитель воспитывает и учит детей, ученики тоже влияют на него, обучая и воспитывая педагога в свою очередь. Обмен знаниями между поколениями в школе идёт постоянно, как бы превращаясь в единую сбалансированную систему круговорота. Готовность учиться у ребёнка могут продемонстрировать далеко не все взрослые, а без неё стать полноценным педагогом вряд ли получится. Каждый новый класс – это новая неизведанная планета, где ты можешь совершить массу самых разных открытий, иногда заставляющих тебя менять взгляд на весь окружающий мир.

Самое страшное в профессии учителя – это равнодушие к детям. Учитель просто обязан обладать высочайшей степенью личной ответственности,  проявлять интерес и уважение к другому человеку,  так как обмануть ребёнка не получится, ведь он воспринимает мир более тонко. На равнодушие учителя он ответит равнодушием к его предмету, на фальшь в его словах – своим обманом, на невнимание – неусидчивостью и плохой успеваемостью.  Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками. Он должен уметь находить с ними общий язык, понимать детские проблемы и по мере возможности решать их, должен одинаково любить каждого своего ученика, никому не оказывая предпочтения…

Современный педагог должен уметь выявить все самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей, не просто учить их предмету,  а подготовить к вступлению в новую, загадочную, самостоятельную взрослую жизнь. Как важно здесь вовремя заметить, поддержать и показать появляющиеся возможности. «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить» (Сократ)

Будут ли школьные годы запоминающимися или они равнодушно протекут мимо ребёнка – во многом, если не во всём, зависит от учителя. Тут не спасёт тебя только отличное знание своего предмета, умение заинтересовать, ясно и интересно объяснять.  Ребят притягивают такие человеческие качества, как доброта,  жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству, толерантность, тактичность, честность, чувство юмора, справедливость, последовательность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность.  

Учитель  должен быть   терпимым, тактичным и целеустремлённым, требовательным  к себе и другим, уравновешенным и наблюдательным,  отличным психологом. Учитель – это и замечательный поэт, учитель – это и великолепный  актёр. Но самое главное,  учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг. В русском языке есть старое доброе слово – подвижник. В нём слышится сочетание двух важных понятий: «движение» и «подвиг». Эти значения, как мне кажется, точно и полно выражают истинную суть учительского труда. Хотя последние годы эти начинания «тонут» под непосильной ношей всевозможных бумаг.

На мой взгляд, это лучшая в мире профессия и самая главная.  Лично я очень благодарна своим учителям. Это  они воспитали во мне те качества, которые порой не могут воспитать даже самые близкие  люди. На моём пути всегда встречались не просто учителя, а настоящие люди, которые всегда помогут в трудную минуту, поймут и ,самое главное, поверят. Во многом благодаря им, я  тоже стала, надеюсь, настоящим учителем.

В заключение я хочу сказать, что каждый человек за свою жизнь встречает много людей, большинство из которых просто может забыть. Но только не первого учителя! Поэтому так важно, чтобы этот образ остался в памяти светлым и добрым. Всем своим коллегам я  пожелаю, чтобы каждый человек, которого вы учили, вспоминал  вас всю жизнь с теплотой, любовью и уважением. А для себя важным жизненным принципом существования в профессии и в жизни оставляю чуть скорректированную формулу Льва Кассиля о том, что  «СЧАСТЬЕ ОБУЧАТЬ = ОТДАВАТЬ + ПОМОГАТЬ ДРУГИМ + ДЕЛИТЬСЯ С НИМИ РАДОСТЬЮ». А планета Земля – круглая, и всё когда-нибудь возвращается…

                        С уважением, Ю.А.Гусакова

Р.S. Когда я перечитывала написанное, невольно обратила внимание, что чаще всего в тексте встречается формулировка «учитель должен»… Так дай же Бог всем нам, людям, объединённым этой замечательной профессией, чтобы исполнение этого долга было в радость. И не только нам самим, но и всем людям, большим и маленьким, с которыми нас сталкивает судьба!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....