Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур", 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Мордовская Галина Зиновьевна

Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур", 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Рысайкино муниципального района Похвистневский Самарской области

«РАССМОТРЕНА»

На заседании МО

Протокол заседания №1

Руководитель МО

_________________

_________________

«_  _»    сентября    2013 г.

«СОГЛАСОВАНА»

Заместитель директора школы

по УВР

___________________

Тихонова И.А.

«_  _» __сентября__  2013 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_______________

Андреева Л.В.

«_  _» _сентября_ 2013 г.

Рабочая программа

по курсу «Основы религиозных

     культур и светской этики».

Учебный модуль

«Основы мировых религиозных культур»

4 класс

Учитель: Мордовская Г.З.

с. Султангулово

2013


Рабочая программа

«Основы религиозных культур и светской этики».

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур».

4 класс

Пояснительная записка

        Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

        Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

        В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

        В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Общая характеристика учебного курса

        Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

        Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

        Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

        Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Основные задачи комплексного учебного модуля «Основы мировых религиозных культур»:

•    знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;

•    развитие представлений  младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

•   обобщение знаний,  понятий  и  представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

• развитие способностей  младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

        

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

        Требования к личностным результатам:

—  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

—  развитие самостоятельности  и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

—  развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

—   воспитание  доброжелательности   и  эмоционально-нравственной отзывчивости,  понимания  и  сопереживания чувствам других людей;  развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

—  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками  в различных социальных ситуациях,  умений  не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

—  наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

        Требования к метапредметным результатам:

—  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

—  формирование умений планировать,  контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

—  адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для  решения  различных коммуникативных и познавательных задач;

—  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

—  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

—  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

—  готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

—  определение общей  цели  и  путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;  адекватно оценивать собственное поведение  и  поведение окружающих.

        Требования к предметным результатам:

—  знание,  понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,  нравственность, долг,  милосердие,  миролюбие,  как основы культурных традиций многонационального народа России;

—  знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

—  формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

—  осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

        Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

        Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

        Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

        Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия — наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе.

Программа

Учебник

Методическое пособие для учителя

Пособие для учащихся

Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. А.Я. Данилюк -  М.: Просвещение, 2010

А.Л. Беглов, Е.В. Саплина и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2010

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2010

Электронное приложение к учебному пособию. Основы мировых религиозных культур.– М.: Просвещение, 2010

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

№ темы

Тема

Кол-во часов

I

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

II

Основы мировых религиозных культур

28

III

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

5

Всего

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 ч в неделю (34 ч)

Дата

№ урока

Тема

Примечание

1

Россия — наша Родина.

Презентация 1

2-3

Культура и религия.

Презентация 2

4-5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Презентация 3

6-7

Священные книги религий мира.

Презентация 4

8

Хранители предания в религиях мира.

Презентация 5

9

Человек в религиозных традициях мира.

10-11

Священные сооружения.

Презентация 6

12-13

Искусство в религиозной культуре.

14-15

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Презентация 7

16

Выбор тем для творческих работ.

17-18

История религий в России.

19-20

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Презентация 8

21-22

Паломничества и святыни.

23-24

Праздники и календари.

Презентация 9

25-26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

27

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

28

Семья.

29

Долг, свобода, ответственность, труд.

Презент. 10

30

Любовь и уважение к Отечеству.

Презент.  11

31

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

32-34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Адреса электронных ресурсов:

http://experiment-opk.pravolimp.ru/

http://fcior.edu.ru.

 http://www.vestnik.edu.ru

http://svetoch-opk.ru

http://www.pravoslavie.ru

http://pedsovet.su

http://www.prosv.ru

http://www.tamby.info/

http://www.proshkolu.ru

Презентации к урокам «Основы мировых религиозных культур»

1. Россия - наша Родина

2. Культура и религия

3. Религии мира и их основатели

4. Священные книги религий мира

5. Хранители предания в религиях мира

6. Священные сооружения

7. Добро и зло. Возникновение зла в мире

8. Обряды. Свадебные обряды

9. Покров. Три спаса

10. Христианская семья

11. Защитники земли русской


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы мировых религиозных культур".

Рабочая программа к  учебнику Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....

Рабочая программа по предмету"Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур"

Ø  Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;Ø  Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивн...

Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс

Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса  в соответствии ...