КТП "Школа грамотеев" 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Александрова Светлана Юрьевна

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу "Школа грамотеев", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_gramoteev.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

п\п.

Дата

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Решаемые  проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Волшебная страна «Фонетика».

Игра «Подскажи словечко».

Анкетирование.

Что такое фонетика? И что она изучает?

Дар речи. Общение. Слово. Звуки.

Понимание смысла речевого общения, различение устной и письменной речи, выделение речевых действий.

Р. Выполнять учебные действия в громко речевой форме.

П. Строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать аналогии.

К. Задавать вопросы.

Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.

2

Распознавание твёрдых и мягких согласных звуков в словах.

Учись подбирать рифмы.

Игра «Доскажи словечко».

Повторить способы обозначения твёрдых (с помощью гласных) и мягких (с помощью гласных или ь) согласных.

Упражнять в письме под диктовку и свободной записи слов по рисункам, загадкам и пр.

Рифма,звуки.

Умение фиксировать случаи  расхождения произношения и обозначения буквами согласных и гласных звуков. Умение применять изученные правила при письме под диктовку.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П. Строить  рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

К. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения.

3

Удивительные звуки. Тест на развитие слухового внимания.

Интонация. Эмоции. Слова помощники.

Систематизировать сведения о звуковой системе русского языка с помощью таблицы, отдельные разделы которой нужно «заполнить» детям. Упражнять в выявлении смыслоразличительной роли звуков/букв, в отчетливом произношении звуков в словах.

Звуки  буквы

Гласные, согласные звуки и буквы этих звуков.

Знание отличительных особенностей гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков, правописание йотированных гласных

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия

П: наблюдение за единицами речи, анализ , синтез и классификация информации.

К: умение распределять обязанности при работе в паре, координировать  работу в паре

Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.

4

Звонкие и глухие “двойняшки”. Игра “Найди пару”. Составление предложений по картинке. Игра «Закончи предложение».

Повторить пары звонких и глухих согласных.

Провести наблюдение над способностью звонких звуков оглушаться на конце слов и повторить приемы проверки таких звуков

Проверяемое,

проверочное

слово

Уметь наблюдать  сходство и различие звучания парных согласных на конце слов, осуществлять  подбор проверочных слов по выделенным признакам

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков

П:умение формулировать собственное мнение и позицию. произвольное построение высказываний

К: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.

5

Звонкие и глухие “одиночки”.

Почему они так называются.

Игра «Подскажи словечко»

Повторить пары звонких и глухих согласных.

Провести наблюдение над способностью звонких звуков оглушаться на конце слов и повторить приемы проверки таких звуков

Проверяемое,

проверочное

слово

Уметь наблюдать  сходство и различие звучания парных согласных на конце слов, осуществлять  подбор проверочных слов по выделенным признакам

Р: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании деятельности

П: моделировать способ действий, умение анализировать, выделять существенные признаки.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью

Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.

6

Звуки и буквы.

 Звуко - буквенный разбор слов. Викторина “Интересные буквы и звуки”

Организовать орфографический тренинг по различению звуков и букв.

Звуки и буквы

Умение различать звуки и буквы, обозначать звуки буквами, анализировать информацию.

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

П: вносить коррективы

К: формулировать собственное мнение и позицию

Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения

7

« Грамматическое домино”.

Повторить правило о безударных гласных, проверяемых ударением. Упражнять в выборе гласной по данным проверочным словам, подборе проверочных слов с опорой на образец.

Проверяемое,

проверочное

слово

Уметь наблюдать  сходство и различие звучания безударных гласных и их записи буквами, осуществлять  подбор проверочных слов по выделенным признакам

Р:выполнять учебные действия  в материализованной , громкоречевой и умственной форме

П:умение осуществлять  подведение под понятие на основе распознавания объектов, их существенных признаков и синтеза.

К: адекватно использовать речевые средства

 Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.

8

Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)

Провести наблюдение над употреблением гласных е. и после непарных твёрдых шипящих, над употреблением гласных а, у после непарных мягких шипящих.

Шипящие согласные

Обнаруживать ориентировочные признаки, обеспечивающие припоминание и обобщение изученных правил об обозначении звуков на письме. Умение записывать гласные после шипящих с опорой на правило.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

П:строить рассуждения в форме связи  простых суждений об объекте

К:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения

9

Алфавит.

Углубить представления о практической значимости знания алфавита.

Дать историческую справку о рождении алфавита, о создании письменности на Руси, об исторических изменениях в русской азбуке, о важности овладения грамотностью

Письменность

Азбука

алфавúт

Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Составлять списки, располагая в алфавитном порядке названия (слова, фамилии, названия книг, их авторов).

Р: умение применять знания алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Осознание богатства выразительных средств русского языка. Восприятие русского языка как явления национальной культуры.

10

Роль предложения в общении. Предлоги. Употребление в речи предлогов. Составление предложений по картинке.

Углубить представление о словах-связках как служебных частях речи. Организовать наблюдение над смысловыми оттенками предлогов и союзов. Упражнения в выборе предлогов, установлении синонимичности значений предлогов, составлении предложений и текстов по рисункам с указанием пространственных отношений между предметами (лицами)

Предлоги и союзы — слова-связки

Осознавать роль в предложении слов-связок.

Синтезировать: составлять предложения с использованием слов-связок

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение

Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека

11

Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Шарады.

Что такое головоломки и шарады?

Головоломка, шарада.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям.

К. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

12

Слог.

Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса.

Углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога).

Повторить основное правиле переноса слов по слогам.  

Ударный слог.

Гласный

под ударением.

Перенос слов.

Умение соотносить слоговое строение слова и варианты переноса

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия

П: учитывать причинно – следственные связи

К: формулировать собственное мнение

Осознание богатства выразительных средств русского языка. Восприятие русского языка как явления национальной культуры.

13

Ребусы.

Что такое ребус?

Ребус.

Научаться самостоятельно и при помощи учителя составлять ребусы.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям.

К. формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание.

 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

14

Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения

Организовать наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения в словах (пéрепел-перепéл, зáмки-замкú), ударными слогами с буквой ё

Ударный слог.

Гласный

под ударением.

Безударный.

Наблюдать за ролью словесного ударения, правильно произносить слова (в соответствии с акцентологическими нормами).

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: умение руководствоваться правилами при создании речевого высказывания

К: проявление уважения к собеседнику через орфоэпически правильное произношение слов при общении

Осознание богатства выразительных средств русского языка. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.

15

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.

Наблюдение над фактами письма, когда после непарных твёрдых шипящих и ц употребляются гласные и, е, ё, ю, я и наоборот. Повторить написание жи-ши.

Повторить употребление гласных после мягких согласных (ча-ща, чу-щу)

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы

Выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова

Устанавливать  причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия

П: наблюдение за единицами речи, анализ , синтез и классификация информации.

К: умение распределять обязанности при работе в паре

Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения

16

Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова)

Повторить и проверить уровень сформированности умения решать орфографические задачи.

орфограммы

Закрепление умений обнаруживать орфограммы, проверять их, строить и оформлять предложения и тексты.

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение

Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека

17

Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник.

Способы проверки безударных гласных в корне слова.

Повторить и проверить уровень сформированности умения решать орфографические задачи.

орфограммы

умение применять полученные знания  в самостоятельной работе

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение

Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека

18

Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.

Повторить употребление мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком. Упражнять в использовании мягкого знака после л (перед твёрдыми и перед мягкими согласными)

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы

Выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова

Устанавливать  причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение

Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения

19

Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

Повторить употребление твёрдого  знака в середине слова. Перенос слов с твёрдым знаком.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы

Знакомство с ролью твёрдого знака. Правила написания слов с твёрдым знаком.

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение

Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения

20

Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране «Имя существительное».

Упражнять в определении имен существительных среди других частей речи

Имя существительное

Определять грамматические признаки имени существительного.

Систематизировать признаки имени существительного как части речи.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия

П: наблюдение за единицами речи, анализ , синтез и классификация информации.

К: умение распределять обязанности при работе в паре, координировать  работу в паре

Осознание богатства выразительных средств русского языка

21

Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Повторить правило употребления большой буквы в кличках животных, именах, отчествах, фамилиях людей. Дать представление об именах собственных как наименованиях единичных предметов (лиц).

Родословное

дерево

Район

Имя существительное

Переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг, газет и пр.

Р: различать способ деятельности и результат

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

К: обращаться за помощью, адекватно оценивать

Осознание богатства выразительных средств русского языка

22-23

Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.

Анаграммы. Составляем схемы.

Проверить сформированность знаний, умений и навыков

диктант

Использовать правила написания слов при записи по слуху Умение применять полученные знания в самостоятельной работе, навык грамотного письма с соблюдением изученных правил при письме под диктовку

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки,  квалифицировать и обобщать

К: адекватно использовать речевые средства

Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека

24-25

Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное.

Совершенствование знаний об имени прилагательном. Провести наблюдение над употреблением в речи полных и кратких форм имен прилагательных, сопоставление вопросов какой?,  каков? и т. п. Упражнять в правильном написании окончаний имен прилагательных

Определять грамматические признаки имени прилагательного.

Систематизировать признаки имени прилагательного как части речи

Р: различать способ деятельности и результат

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

К: обращаться за помощью, адекватно оценивать свою деятельность

Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека

26-27

Дружба имени существительного с прилагательным. Фокусы.

Проверка уровня усвоения знаний по изученным темам

Части речи

Части речи

Р: различать способ деятельности и результат

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

К: обращаться за помощью, адекватно оценивать

Осознание богатства выразительных средств русского языка

28

Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

Словарный запас. Предметы, действия, признак.

Повторить признаки отличия глаголов от других частей речи. Формировать умение вычленять глаголы в речи.

Части речи

Определять грамматические признаки глагола.

Систематизировать признаки глагола как части речи

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение

Осознание богатства выразительных средств русского языка

29

Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”

«Замени букву».

Проверить сформированность знаний, умений и навыков по изученным темам, умение применять их в самостоятельной работе.

орфограммы

умение применять полученные знания  в самостоятельной работе.

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение

Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека

30

Знаете ли вы значения слов? Игры со словами. «Вывески  улетели».

.Определение значения слова с помощью толкового словаря.

Дать общее понятие о лексическом значе-нии слова и его особенностях посредством анализа вводной (презентативной) таблицы. Познакомить с толковыми словарями, в которых разъясняется лексическое значение слова, в частности, со словарём В.И. Даля.

Толковый

словарь

(толк — «смысл»)

Понимание сути понятий «лексическое значение»,

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение

Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека

31

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. «Прочитай записку».

Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Ввести термины «корень», «однокоренные слова».

Формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам — общая часть (внешняя) и общность смысла.

Корень

Однокоренные слова

Исторический

корень

Умение квалифицировать объект (корень слова) с позиций совокупности его отличительных признаков

Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы.

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение

Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения

32

Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская “Учусь составлять кроссворд” Технология составления кроссвордов

Что такое кроссворд?

Кроссворд

Уметь составлять кроссворды

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение

Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения

33

Крылатые слова и выражения.

Какие слова и выражения называются крылатыми?

Крылатые слова, выражения.

Знать о роли крылатых выражений и слов.

Р: различать способ деятельности и результат

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

К: обращаться за помощью, адекватно оценивать

Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения

34

Итоговое занятие.

Сочини пословицу, шутку, прибаутку.

Совершенствовать знания об отличительных признаках основных средств языка, об образности русского слова, богатстве русского языка

Предложение. Текст

Обобщать и систематизировать изученные языковые явления.

 «Читать» дидактический рисунок о роли языка и речи.

Наблюдать над особенностями высказывания типа рассуждения.

Выбирать тему и участвовать в  проектной деятельности

Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

П: умение анализировать языковые средства, выделять существенные признаки, квалифицировать и обобщать

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, учитывать и уважать чужое мнение

Осознание богатства выразительных средств русского языка. Осознание языка как основного средства мышления и общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...