Животные моей местности.
план-конспект урока (2 класс) по теме

Хицунова Людмила Николаевна

Конспект урока по кубановедению. 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanovedenie_2_klass.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по кубановедению во 2 классе.

Тема: Животные моей местности.

Цели урока: познакомить учащихся с животными, которые обитают в нашей местности; научить находить новую информацию  о животных в дополнительной литературе;  развивать  связную речь.

Задачи: воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к животным.

Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации с изображением животных, слайды, карточки с заданием.

                          Ход урока:

1.Организационный момент: Ну- ка, дети, встаньте ряд.

                                                      Готов работать мой отряд?

                                                 

2.Актуализация знаний: Охраняются Красною книгой

                                             Столько редких животных и птиц,

                                             Чтобы выжил простор многоликий

                                             Ради света грядущих зарниц.

                                             Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

                                             Чтобы души не стали пусты,

                                             Охраняются звери,

                                             Охраняются птицы,

                                             Охраняются даже цветы.

3.Сообщение темы и цели урока: Ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки . Что вы видите? О ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

- Кто сможет  озвучить тему нашего урока?

-Правильно, сегодня мы будем говорить о животных  нашей местности, но сначала выполним несколько упражнений:

1).Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, прибегаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки  должны стать тёплыми.

2). Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону и в другую сторону. Массировать нужно одновременно оба уха.

3).Начинаем дёргать себя за ушки: сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем вверх тоже 20 раз.

4.Беседа о животных Кубани:

        В давние – давние времена, когда почти вся земля  была покрыта густыми лесами, жили здесь и огромные буйволы, и важные жирафы, мирно паслись верблюды, у воды можно было встретить носорога, сотрясалась земля под могучей поступью слона, а в горных пещерах устраивали свои логова саблезубые тигры. Одни из этих животных вымерли, другие перебрались в далёкие тёплые края. Но и сейчас множество животных летает, плавает, бегает и ползает в степях, реках, морях, горах и лесах. И все они очень интересны – от маленьких мышей до огромных зубров.

  1. Мыши – это грызуны. Они бывают разные – домовые, полевые, лесные. Кроме мышей к грызунам относятся крысы, хомяки, тушканчики, сони. Соня – небольшое животное размером 12-20 см, которое получило своё название за то, что большую часть жизни проводит во сне. К грызунам также относятся ондатра и водяная крыса. Пищей  им служат водные растения, рыбы, моллюски. В степной части встречаются кроты. Заяц тоже относится к грызунам.
  2. А вот волк и лиса – это хищники. Среди хищников, обитающих на Кубани, самый маленький – это ласка. Она уничтожает огромное количество мышей. К хищникам относятся и дикие кошки. Самые крупные из них – это барс и рысь. Барс, или леопард, живёт в самых глухих и недоступных местах. Это очень красивое животное. Рысь, как и барс, всегда охотится из засады. Кабаны всеядные животные, живут в наших лесах ещё со времён первобытных людей.
  3.  Самое красивое животное – это олень. Главное его украшение – конечно, ветвистые рога. Олени очень быстры и осторожны. Так же, как олени, травоядными животными являются туры, которые живут высоко в горах.
  4. Многие животные встречаются очень редко, поэтому их охраняет государство. Для этого в 1924 году был создан  Кавказский заповедник. Это место, где не только нельзя  охотиться или ловить рыбу. Там запрещается жечь костры, собирать грибы, ягоды и даже травы. В заповеднике учёные изучают природу, пытаются восстановить число тех животных, которых осталось очень мало. Именно труду учёных мы обязаны тем, что можем видеть в лесах зубров. Это самое крупное  животное в нашей стране. Зубр – мощное и на вид тяжёлое животное, покрытое бурой шерстью, легко лазает по горам, ощипывая траву, или забираются в самые  глухие места чащи,  объедая кору деревьев.

5. – А сейчас мы немножко разомнёмся.

Физкультминутка:

Скачет  шустрая  синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг – скок, прыг – скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки – на плетень,

Тири – тири, тень – тень – тень!

 Дыхательная медитация: «Шарик».

- Представьте, что вы воздушные шарики. На счёт: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

7. Викторина «Сохранить природу – сохранить жизнь».

1.Какой  страшный  зверь  любит  малину? (медведь)

2.Что  ест  жаба  зимой? (ничего, она спит)

3.Слепыми  или  зрячими  родятся  зайчата? (зрячие)

4.Куда  зайцу  бежать  удобнее – с горы  или  в  гору? (в гору)

5.Какие звери и птицы любят есть ягоды рябины? (медведь, лось, белка, снегирь).

6. Какие птицы зимуют в наших краях? (ворона, воробей, сорока, дятел, клёст, сова).

7.Сколько  крыльев  у  жука? (две пары)

8. След  какого  хищного  зверя  похож  на  след  человека? (медведя)

9.Где у кузнечика уши? (на передних ногах)

10.Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (майские жуки)

11.Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)

12.Кто круглый год серый? (волк)

13. Чем питаются журавли, цапли? (лягушками)

14.Какие птицы улетают зимовать в тёплые края?  (журавль, лебедь, утка, кукушка, соловей, скворец).

8. Практическая работа (карточки).

 – А ну-ка попробуй разобраться, кому что по вкусу (поставь стрелочки, раскрась птиц). Выполнение работы учащимися.

-А теперь посмотрим, что же у вас получилось. Я рада, что все справились с заданием.

9. Закрепление.

- А теперь мы послушаем сообщение Анастасии Шевченко, которое она нам подготовила: Животный мир Краснодарского края.

Животный мир Краснодарского края весьма разнообразен, благодаря мягкому климату и щедрому растительному миру. Среди животных можно встретить как хищников большого размера, так и мелких грызунов и паукообразных.

Самый грозный и опасный хищник Краснодарского края - бурый медведь. Его масса достигает трехсот килограмм, а длина тела около двух метров. Бурый медведь может доживать до сорока лет.

В лесах ведут благополучную жизнь рыси, которые достигают в длину ста десяти сантиметров. У рыси зрение и слух развиты на самом высоком уровне, что позволяет хищнику вести хорошую охоту и регулярно питаться. Рысь часто проживает в Северском, Абинском, Горячеключевском и Мостовском районах Краснодарского края.

Самым мелким хищником данной территории является ласка. Длина ее туловища не более двадцати сантиметров. Она охотится на грызунов более мелкого размера.

Еноты в Краснодарском крае активно размножаются и признаются зверьками с ценным мехом.

 Очень редко можно встретить леопарда. Это грациозное животное практически исчезло, однако в диких районах, не тронутых человеком, леопарды все же встречаются.

Особое внимание отдается пятнистым оленям. Из рогов этого животного получают медицинские препараты, которые помогают вылечить многие болезни человека.

В Причерноморье можно встретить белок -темноокрашенных чернохвосток и бурохвосток. Обитают на деревьях. Гибкое тело длиной до двадцати пяти сантиметров, длинные сильные конечности, пушистый хвост, уши большие, прямостоячие с кисточками на кончиках. Питаются семенами деревьев, плодами, ягодами, орехами, грибами.

Заяц-русак живет в Причерноморье. На зиму не белеет, длина тела около шестидесяти сантиметров, масса до пяти килограмм. Летом питается различными травами, а зимой корой лиственных деревьев, всходами озимых культур.

Два вида куниц водятся в Краснодарском крае в предгорной и горной зонах. "Желтодушка" предпочитает жить в лесах, а "белодушка" обитает в более каменистых местностях, в кустарниках. Длина туловища до шестидесяти сантиметров. У "желтодушки" мех буро-коричневый. Цвет пятна на горле от светлого до темно-рыжего. У "белодушки" горловое пятно чисто-белого цвета в форме подковы.

Выдра обитает возле рек. У нее длинное гибкое тело, мускулистый длинный хвост, короткие конечности с плавательными перепонками между пальцами, плотный мех. Она приспособлена к полуводному образу жизни.

Кабан наиболее обычный вид фауны Кавказа, водится в низовьях рек от обширной полосы лесов до альпийских лугов. Это крупное животное. Тело покрыто жесткой щетиной. Клыки верхней челюсти направлены концами в сторону или вверх. Вес достигает двухсот пятидесяти килограмм.

Кавказский зубр живет в лесах. Это самое крупное млекопитающее животное России. Вес зубра до одной тысячи  двухсот килограмм, высота до двух метров. В Кавказском заповеднике обитают чистопородные горные зубры.

В прибрежной, мелководной зоне Черного моря обитает черноморская афалина – дельфин. Окраска сверху темно-серая, переходит в серую на боках, а затем в белую на брюхе. Длина туловища достигает двух метров тридцати сантиметров. Ведет водный образ жизни, питается в основном рыбой, живет до двадцати пяти лет.

Многие из перечисленных животных занесены в Красную книгу как редкие или исчезающие виды. И мы должны бережно относиться к животным, сохранять чистоту лесов и рек.

        

9. Итог урока: Молодцы! Вы отлично сегодня потрудились.  

- Какие мероприятия по охране животного мира проводятся в крае?

        

- Спасибо за урок.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зелёная аптека" рядом с нами (о лекарственных растениях моей местности)

Очень часто мы проходим мимо тех растений,которые помогут от многих болезней. Расширить кругозор детей,усвоить народную мудрость помогут знания, усвоенные на этом уроке....

Конспект урока кубановедение в 1 классе по теме: "Красота природы моей местности".

Урок проводился в коррекционной школе для детей с нарушением зрительного восприятия....

Животные моей местности

Представляю вам презентацию для урока кубановедения по теме Животные моей местности. Если она поможет кому-то прекрасно!...

План-конспект урока для 2 класса по кубановедению на тему : "Водоемы моей местности"

План-конспект урока для 2 класса по кубановедению на тему : "Водоемы моей местности"...

Лекарственные растения моей местности

Презентация для уроков окружаещего мира и кубановедения...

Животный мир моей местности

Окружающий мир 3 класс. УМК "Школа России"...