Пропедевтический и интегрированный подход к нравственному воспитанию на уроках ОПК.»
материал (4 класс) по теме

Евгеньева Светлана Ивановна

Актуальность проблемы воспитания

Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или

последствиях

данного поступка для окружающих людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические приёмы воспитания нравственности младших школьников на уроках ОПК .

С.И.Евгеньева, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 им. А.К.Просоедова г.Георгиевска Ставропольского края

На своих уроках использую нетрадиционные формы обучения: соревнования, экскурсии, путешествия,  разные средства искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ.

Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – главная задача которого – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Выразительное чтение взрослого. Чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.

Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность сравнивать себя с героем произведения.

Художественная литература – не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает сравнивать себя с героем произведения.

Так, нашей русской национальной гордостью являются былины. Я не буду подробно останавливаться на работе с ними, поделюсь лишь опытом духовного воспитания учащихся на их примере. Так, после знакомства с былиной об Илье Муромце, беседы с учащимися о впечатлении от прочитанного и после работы по картине Васнецова «Богатыри», начинаем работу над образом Ильи Муромца. И здесь рассказываю, что такой человек, как Илья Муромец, действительно жил более восьми веков назад. Его святые мощи покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Обращаю внимание, что левая рука у него пробита копьём, а правая изображает крестное знамение. Это не случайно, так  как левая рука свидетельствует о служении воина, а правая, пальцы которой сложены в троеперстие, - о молитвенном служении монаха. Илья Муромец, говорю я учащимся, стал монахом, уже увенчанный славой народа и победителя врагов. Сам он славы не искал. Его монашеские подвиги скрыты от нас, но они были – и нетленные мощи Ильи доказательство тому. Дальше, продолжая работу над образом, говорю, что от рождения Илья был немощен, подчёркивая, что именно в эти годы воспитывались в нём великое терпение и смирение, великая кротость. А, получив силу, не возгордился ею, а пронёс через всю жизнь, как великий дар.

Именно знакомство с литературой Древней Руси приближает к постижению красоты истинно народной речи, глубины её философского смысла. Произведения Древней Руси несут особое воспитательное значение, дает возможность окунуться в быт Древней Руси, познать нравы и обычаи наших предков, приобщиться к духовному миру древнерусского человека.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской направленностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию правильного поведения в тех или иных ситуациях. Сказки «Иван – царевич и серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Христианский смысл русского фольклора находит своё продолжение в сказках литературных Сказки учат следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздаётся тем, ко живёт, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Предлагаю вот такую таблицу:

                                      СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА

Произведения

Христианские заповеди

Возмездие за нарушение

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Героиня «старуха» нарушила заповедь: «Не пожелай ничего чужого», «Не завидуй».

«На пороге сидит его старуха,

Перед нею разбитое корыто».

«Сказка о царе Салтане»

Нарушены заповеди:

«Не желай зла ближнему»,

«Не завидуй», «Не убий»,

«Не лжесвидетельствуй».

Ткачиха и Повариха - окривели, у Бабарихи на носу вскочил волдырь.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Грех гордыни, нарушение заповедей: «Не желай зла ближнему», «Не завидуй»,

«Не убий».

Царица за своё зло наказана, умирает с тоски:

«Тут её тоска взяла,

И царица умерла».

Ребята ещё раз убеждаются, что надо следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и с миром. Также, в этих произведениях даны примеры христианской любви, а образы сказочных героинь, вобравших лучшие человеческие качества, вызывают самые светлые чувства даже через много лет после прочтения пушкинских шедевров.

На уроках русского языка часто провожу работу по обогащению словарного запаса учащихся. Работая над фонетическим разбором, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на нравоучительную сторону того или иного текста. При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать над понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызения совести. Стараюсь научить ребят не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов – готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Поле усвоения новой лексики предлагаю выполнить творческую работу, например: вставить в текст пропущенные по смыслу слова или написать сочинение – миниатюру с использованием новых слов. Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

На уроках математики тоже возможно поводить работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Поэтому я обязательно обращаю внимание на сюжетные задачи. Текстовые задачи, включённые в учебники для начальной школы, содержат богатый материал для нравственного воспитания. В процессе решения задач обязательно провожу краткую целенаправленную беседу. По воспитательной направленности задачи можно сгруппировать следующим образом:

• задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность;

• задачи, отражающие достижения науки, техники, трудовую жизнь людей;

• задачи, направленные на формирование духовных интересов, воспитывающие чувство прекрасного;

• задачи по охране окружающей среды, воспитывающие чувство любви к животным, бережное отношение к природе, понимание её красоты.

        Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний.                                                                                                                                                                 Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

Подходя к концу урока, итог предлагаю подвести самим учащимся, отвечая на вопрос учителя. Это позволяет педагогу избежать лишней назидательности, а младшим школьникам – проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение которого требует использование полученных на уроке знаний. Там, где это целесообразно и вытекает из хода урока, следует предложить детям организовать практические дела, помочь их реализовать. В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться. Можно провести интересную проектную (исследовательскую) деятельность или полезную общественную работу (в виде акций, проектов)        

Непременным условием формирования способностей воспринимать объекты православной культуры в структуре процесса учебного познания, является применение на уроках методов работы, вызывающих творческую активность. Дети очень любят мастерить, раскрашивать, лепить, вырезать и т.д. Эту способность и использую на занятиях, чтобы дети лучше запомнили изучаемый материал. 

По данным учёной М.М. Кольцовой, когда работает рука, то «включается» активно большая часть коры головного мозга.

Приведу несколько вариантов творческих работ.

  • Раскрашивание иллюстраций.
  • Когда читаем о ковчеге Ноя, вырезаем голубя, который принёс веточку оливкового дерева. Лепим голубя слепить из солёного теста и раскрасить.
  • Узнав о том, как ангел принёс благую весть деве Марии, делаем ангелочков из ткани, вырезаем из бумаги, мастерим аппликацию.
  •  Делаем из солёного теста колокольчики и расписываем их.
  • Готовим сувениры в подарок родителям к празднику.
  • Расписываем  яйца гуашевыми красками  яйца, выполненные из солённого текста.
  • Конечно же в пасхальную неделю празднуем: читаем стихи, играем в пасхальные игры.
  • Готовим сообщения на разные темы.
  • Ездили на экскурсию в женский монастырь. Беседы с батюшками часто заканчиваются вопросами детей на сокровенные темы. Родители  положительно относятся к посещению храма, к беседам со священнослужителями.

Дети 4 – ых классов стали участниками рождественского действа( проходимое в ДК по ул.Луначарского) , в котором органично сплелись рождественские колядки и выступление народного фольклорного ансамбля казачьей песни «Благовест» со старинными и современными играми. Четвероклассники принимали активное участие в рождественских играх, колядках и получили массу удовольствия от этого мероприятия.

Одной из основных формой учебной деятельности по курсу ОРКСЭ должна стать этическая игра.  Она позволяет педагогу диагностировать нравственный выбор ребенка и выбрать эффективные пути решения нравственных проблем. Педагог может придать этический характер любой игре, поскольку  игра является средством самовыражения ребёнка, делает его активным, способствует личностному росту и развитию. У робких игра детей развивает уверенность в своих силах.  В то же время, существуют специальные этические игры, разработанные психологами и педагогами.

Игра "История из шапки": учитель заранее должен написать на трёх отдельных листочках  пройденные понятия. Листочки сворачиваются и перемешиваются в шапке. С каждого ряда один из учеников берёт по очереди из шапки по одному листочку и читает его вслух. Суть игры состоит в том, чтобы рассказать по цепочке, друг за другом, связную историю, используя данное понятие. Первый игрок начинает со слова: "Однажды…" и придумывает предложение со словом, которое он вытащил.

Игра "Шарада": на доске написаны  части слов, обозначающих пройденные понятия. Причём, в некоторых словах есть одна лишняя буква. Надо догадаться, какая буква лишняя, и не учитывать её при ответе, а главное – сложить из двух слов одно слово –  понятие: тура,  куль, меч, есть, рок, век, про, чело, пас, порт, принц, тип. Кто наберет больше слов-понятий, тот и победитель. (Ответ: культура, мечеть, пророк, человек, паспорт, принцип)

Игра "Повторяю и своё добавляю!". Участники договариваются называть понятия на определенную тему, например, "Христианское искусство". Первый играющий называет: "икона". Второй повторяет: "икона" – и добавляет: "фреска". Третий говорит уже три слова: "икона", "фреска", "храм". Наконец, кто-то не может повторить без ошибки весь ряд понятий (икона, фреска, храм, церковное пение, колокол…). Этот игрок выбывает, а попытку повторяет следующий по очереди. Побеждает тот, кто назвал самый длинный ряд понятий.

Игра "Икона, храм, праздник". Ведущий проходит мимо играющих повторяя три слова: "Икона, храм, праздник". Внезапно останавливаясь перед кем-нибудь, он произносит громко одно из слов, например, "праздник". Играющий должен  сразу назвать православный праздник, например, Троица. Нельзя медлить и называть то,  что уже было названо раньше. Тот, кто зазевается или ответит неверно, выходит из игры.

Игра "За продуктами". Игроки делятся на "покупателей" и "продавцов". Задание "покупателям" даётся так, чтобы его не знали "продавцы".  Начался православный пост, бабушка попросила вас  купить  продукты для приготовления постной пищи. Но есть одно условие: вы покупаете только те продукты, которые начинаются на букву "К". Задача "покупателей" – составить набор таких продуктов  (ответ: капуста, картофель, кабачки, креветки, кисель, курага, квас и т. д.). "Продавцы" не знают об этом уговоре. Их задача заключается в том, чтобы, догадаться, какие товары вам нужны, исправить допущенные вами ошибки, если вы назвали скоромную (непостную пищу) и  предложитьвам  другие постные продукты на букву "К". (ответ: кофе, какао, кальмары, крупы и т. д.)

Одним из эффективных способов изучения состояния сформированности духовно-нравственных чувств школьников является анкетирование.

Анкета «Отношение учащихся к культуре родного края»

1.  Знаешь ли ты историю своего города?

2.  Какие традиции ты знаешь своего города?

3.  Назови религиозные народные праздники.

4.  Назови местные народные песни, колядки.

5.  Знаешь ли ты частушки своего города?

6.  Каких местных поэтов ты знаешь?

Проанализировав анкету, я получила следующие результаты:

В начале исследования

http://www.pandia.ru/text/77/364/images/image004_101.gif

В конце исследования

http://www.pandia.ru/text/77/364/images/image005_84.gif

Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.

Я желаю всем успехов в изучении курса ОРКСЭ и надеюсь, что данный курс успешно останется в школьной программе.

Спасибо за внимания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание на уроках родного языка

Нравственное воспитание  одно из важнейших моментов урока родного языка. Учебник по родному языку составлен таким образом, что учителю предоставлены широкие возможности в этой области. В материал...

Особенности нравственного воспитания на уроках чтения

Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках чтения, здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных суждений, ...

Духовно нравственное воспитание на уроках "Литературного чтения"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:"Духовно нравственное воспитание на примере творчества Л.Н.Толстого"....

нравственное воспитание на уроках литературы

  Литература-это богатый источник по формированию нравственных знаний. Она способствует не только созданию и обогащению нравственного мира ребенка, но и помогает найти выход из разных нрав...

Духовно – нравственное воспитание на уроках ОРКСЭ

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы православной культуры». Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках математики в начальной школе

В данном материале рассказывается о том, как уроки математики в начальной школе влияют на развитие личности ребенка....

Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста через учебный процесс.

В статье "Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании" рассматриваются наиболее актуальные вопросы  воспитания младших школьников....