Особенности нравственного воспитания на уроках чтения
статья по чтению по теме

 

Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках чтения, здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osob.nravst.vospit._na_urokah_chteniya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности нравственного воспитания на уроках чтения.

Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся. Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с другими людьми. Исходя из этого, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие, с одной стороны, убедительно показать детям непреходящий характер « вечных» ценностей и идеалов человека, а с другой - целенаправленно формировать опыт и личностные качества, которые обеспечат успешность деятельности в современной жизни.

Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих  отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства - товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей-то несправедливости. Они стремятся поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют им взрослые. Нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни, когда дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать перед учащимися начальной школы сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость. Мастерство и искусство воспитания заключаются в том, чтобы мир нравственных богатств увлекал детей.

Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках чтения, здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках классно- урочной системы, так и во внеурочное время. Особенное значение в духовно- нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру имеют произведения литературы.

В процессе освоения младшими школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений, при характеристике положительных и отрицательных героев формируется гуманистическое мировоззрение детей, способность к межличностному диалогу.

Одной из форм работы по нравственному воспитанию младших школьников является проигрывание литературных произведений на уроках чтения с последующим обсуждением. Учитель выбирает произведения, которые соответствуют ситуации взаимоотношений между детьми в классе. Например, он может выбрать сказку « Петушок и бобовое зернышко», если считает, что ученики в классе не понимают преимуществ коллективного преодоления трудностей, не отзывчивы к чужому горю, к просьбе о помощи.

Обозначим последовательность этапов, обеспечивающих усвоение новых нравственных понятий.

Первый этап работы - выявление в классе проблемы нравственного характера. Учитель продумывает, какие случаи и ситуации из жизни детей он может отразить, работая над сказкой. Также на этом этапе нужно продумать, как распределить роли и кто будет зрителем.

Работу необходимо начать с прослушивания литературного произведения. Далее предполагается пересказ сказки. Затем детям задают вопросы: о чем сказка, кто главные герои, какие симпатичны, а какие нет и почему.

При обсуждении сказки важно обратить внимание учащихся на характер героев, выделить характеристики персонажей.

На следующем этапе предлагаем школьникам разделиться на группы для проигрывания литературного произведения: одна группа - зрители, две - действующие лица.

Детям можно предложить подумать, как бы они поступили, окажись на месте литературного произведения, как бы они вели себя в аналогичной жизненной ситуации, как бы они действительно поступили, если такая ситуация с ними случалась. Постепенно подводим учеников к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как они действуют на самом деле.

После проигрывания произведения обсуждаем характеры героев. Важно обратить внимание на то, что, инсценируя сказку, доброту героя необходимо показать своими действиями, и попросить детей-зрителей назвать, какие именно действия можно назвать добрыми. Необходимо, чтобы дети поняли: то, что названо словом, должно быть подтверждено действием, и наоборот,  то, что показано в действии, должно быть названо. Так, доброту ребенок часто воспринимает как «делать приятное и легкое». Однако добрые дела часто требуют определенных усилий, и к такому выводу надо школьников подвести. Со временем доброе, приятное и легкое в сознании детей начинают различаться.

Результат такой работы – школьники сами начинают искать соответствие между словами и действиями, сами пробуют характеризовать действия героев литературных произведений и свои.

Для закрепления полученных знаний о характерах героев ученикам можно предложить нарисовать понравившийся персонаж.

Итогом работы можно считать умение ребенка применять полученные знания в реальной или воображаемой ситуации.

В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций (в том числе и на основе литературных произведений) активизируется воображение ребенка. Это имеет важное значение для положительных изменений в нем самом благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам. Систематическая и целенаправленная работа в этом направлении дает возможность ученикам к 4 классу самостоятельно искать новые способы разрешения нравственно этических ситуаций. Они могут самостоятельно описать ситуацию и предложить разные варианты действий людей в этой ситуации ( например, разрешить конфликт в детском коллективе, в семье с родителями).

Результаты работы оцениваются исходя из ответов учащихся на вопросы: «Как ты поступишь, если…». Предлагается ответить на такие вопросы:

Как ты поступишь, если узнаешь, что:

  1. друг попал в беду;
  2. вещь, нужная самому, срочно потребовалась другу;
  3. твой друг совершил обман;
  4. отправляясь на дачу, друг просит тебя сказать в школе, что заболел.

Анализ ответов показал, что систематическая работа по нравственному воспитанию на основе литературных произведений позволяет повышать уровень нравственного развития младших школьников «относительно самого себя». Ответы учащихся  4 класса отражают накопленный ими опыт, способность давать оценку ситуаций, умение выражать свои мысли, обосновывать их, т.е. защищать свою нравственную позицию.

                Логвинова И.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно нравственное воспитание на уроках "Литературного чтения"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:"Духовно нравственное воспитание на примере творчества Л.Н.Толстого"....

Особенности нравственного воспитания на уроках чтения

Особенности нравственного воспитания на уроках чтения...

Духовно-нравственное воспитание на уроках лит. чтения (из опыта работы). Внеклассное мероприятие по экологии.

Во все века люди высоко ценили духовность и нравственность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её...

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения...

Особенности нравственного воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Перед педагогической наукой и практикой в настоящее время стоит задача создания наиболее эффективных условий для нравственного формирования детей. Эта статья посвящена моему опыту в реализации данной ...

Нравственное воспитание на уроках чтения

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением п...