самоанализ педагогической деятельности за 2012-2013 учебный год
материал по теме

Малютина Галина Анатольевна

самоанализ учителя начальных классов за период работы в 1 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Войсковая Казинка Долгоруковского района Липецкой области

САМОАНАЛИЗ

педагогической деятельности

Малютиной Галины Анатольевны,

учителя начальных классов

за 2012-2013 уч. год

             Мой педагогический стаж 20 лет. По итогам предыдущей аттестации 2009 года имею первую квалификационную категорию.      

       Цели моей профессиональной деятельности плавно вытекают и согласуются с целями деятельности образовательного учреждения, в котором я работаю.

       В межаттестационный период работаю над темой «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников».

   Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь.

Инновационный поиск новых средств привёл меня к пониманию того ,что мне нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит, как я считаю, сегодня проектно-исследовательской деятельности.

     Данную технологию я использую, в первую очередь, для повышения качества обучения. Таким образом, целью моей работы является обобщение имеющегося опыта работы по использованию методов проектов на уроках и внеурочной деятельности.

            Мои ученики работали над  творческими проектами и исследованиями из различных областей знаний.  В течение работы над проектами мы вместе с ребятами и родителями делали открытия, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Мы учились и учили друг друга. Работая над проектом «Зимующие птицы», ребята с  большим интересом  делали кормушки для пернатых друзей, наблюдали за ними, кормили их. Исследовали, какие птицы живут в окрестностях села. Нашли много интересного  материала об этих птицах.                                                                    

     Очень нравится ребятам проводить различные опыты и эксперименты. Проект «Вода в природе» помог не только узнать о свойствах и превращениях воды, но и научил бережному отношению к воде. На уроках окружающего мира исследовали свойства воды. Также им понравилось проводить опыты по выращиванию некоторых растений, например, лука, фасоли, веточек некоторых деревьев, комнатных цветов.

   Благодаря использованию метода проектов в образовательной и воспитательной области повышается вероятность творческого развития обучающихся, что делает теорию более интересной, развивает активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности, укрепляет чувство социальной ответственности, а на занятиях дети испытывают истинную радость.

Основными задачами в своей работе считаю формирование знаний, умений и навыков, которые формируют сознательную мотивацию к обучению,   самоорганизацию, саморазвитие,  саморегуляцию, самозащиту, самовоспитание и другие необходимые качества для становления личностного образа и взаимодействия с людьми, природой и культурой.  

Уверена, что обучающиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю, необходимо: поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.

Считаю, главное качество  современного учителя – это любовь к своему делу, нераздельно связанная с любовью к ученикам.  Значимыми  качествами  учителя считаю: ум, знание, дисциплинированность, коммуникативность, эрудиция, интеллигентность, умение слушать, порядочность, тактичность, справедливость, доброта,  трудолюбие, увлеченность, креативность, любовь к детям, профессионализм.

        Учебные программы реализуются мной на основе базисного учебного плана с учётом регионального и школьного компонентов. Обучение ведётся в объёме, зафиксированном в государственном образовательном стандарте основного (среднего) образования по учебным предметам начальных классов УМК «Начальная школа 21 века»

По УМК «Начальная школа 21 века» работаю первый год, основная идея которого - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.

В УМК «Начальная школа 21 века» проектно-исследовательская деятельность выступает как основная форма организации деятельности школьников.

 Исходя из этого, стараюсь организовать  педагогическую поддержку развития индивидуальности ребенка, с учётом индивидуальных особенностей и создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.  

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель на уроках  – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Поэтому, использую различные типы уроков. Это - уроки-семинары, лекции, конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, диспуты, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Так же регулярно  использую на своих уроках развивающее обучение. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное  мышление. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Стараюсь совершенствовать методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

В своей деятельности создаю проблемные, поисковые  и исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Считаю, что учение должно быть увлекательным, а не мучительным. Для эффективности урока использую разные формы обучения:  фронтальную, индивидуальную, работу в парах и группах, а также различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, использую разные виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки, провожу деловые игры, применяю проектную методику. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (использование познавательной литературы, энциклопедий, словарей, выступление с сообщениями по изучаемой теме). У них  развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.

При этом отдаю предпочтение использованию ИКТ, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

• как средство наглядности учебного процесса;

• для организации коллективной и групповой работы (проекты);
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и другие виды работ).
     

Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word  . С помощью программы Word дети готовят сообщения к урокам русского языка и окружающего мира.

Наработанный материал учу применять не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт применения данной технологии позволил: повысить эффективность обучения; дать возможность организовать проектную деятельность учащихся, учу их создавать презентации, совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся; вырабатывать навык работы с различными источниками информации.

ИКТ на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, готовлю  вместе с детьми  презентации, исследовательские работы, проекты.

 Считаю, что использование проектной деятельности способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие способности, а не даёт готовые знания. Ценность метода заключается в развитии познавательных и творческих способностей. Использование проектной деятельности предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Считаю, что работа над проектом способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, привлекая родителей к совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе. 

          У каждого ребенка должна быть своя ситуация успеха. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ученика. Помогает мне в этом использование важного метода саморефлексии – создание портфолио. Считаю, что эта работа способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Ведение портфолио повышает образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио позволяет мне проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём без сравнения с достижениями других учеников. Поэтому я считаю заполнение портфолио каждым учеником актуально и важно.

   Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать.

  Во вновь набранном классе уровень сформированности  общеучебных умений и навыков, мыслительных процессов у учащихся невысок, познавательная активность низкая, одарённых детей нет. Многие дети испытывают трудности в обучении. Способных, мотивированных на учёбу детей немного.         Я учитываю образовательные потребности детей.        Дети, идущие в школу плохо ориентируются в окружающем мире, имеют слабое здоровье и ряд хронических заболеваний, задержку речевого и психического развития.

        Только дифференцированный подход – обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся, осуществление индивидуального подхода на уроках к обучающимся, имеющим повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и своевременное проведение индивидуальных занятий приводит к росту качества знаний по предметам.

 На первом году обучения использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, не сравнивая с другими. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех творческой   деятельности ребёнка.

Я умею разнообразить учебные материалы в зависимости от конкретной учебной ситуации. Умею адаптировать материал учебника к психолого-педагогическим особенностям учащихся своего класса.

        Использую в учебном процессе современные достижения в преподаваемой области знаний.

        Результаты анкетирования показывают, что детям нравится учиться в нашей школе. Чаще всего у ребят преобладает радостное и спокойное настроение.

           

Поддержкой, опорой и первыми помощниками являются для меня родители моих учеников. В их лице я нашла единомышленников. Вся работа и жизнь класса планируется и проводится в тесном контакте с родителями, их мнение, запросы, пожелания и замечания учитываются как в плане воспитания, так и в вопросах успеваемости детей. Информация об учебных успехах и трудностях детей доводится до родителей через личную беседу и дневник ученика.

        Формы работы использую самые разнообразные: родительские собрания, беседы и консультации, лекции, совместные воспитательные мероприятия, тематические классные часы, экскурсии, спортивные соревнования, содействие родителей в материально-техническом оснащении учебного кабинета.

        Наиболее активных родителей администрация поощряет грамотами и благодарственными письмами.

        Большая часть родителей считает, что пока ребёнок в школе, они спокойны за него. Отношение родителей к школе позитивное.

        С помощью интернета осваиваю новые программы, повышаю образовательный уровень, участвую в сетевых сообществах.

В 2012 году создала свой сайт  в Социальной сети работников образования nsportal. ru.

Создавать в коллективе атмосферу жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению помогают конкурсы, в которых участвуют мои ученики. За последний период моей работы ученики приняли участие в таких конкурсах как: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Совенок», «Калейдоскоп знаний» ,проект одарённых детей «Алые паруса»

     Здоровьесберегающие технологии, применяемые в виде валеологических, динамических пауз, физкультминуток  для глаз   позволяют, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование.

   В 2012- 13 учебном году я приняла участие в муниципальном этапе конкурса «Самый классный классный».

Мой учебный класс постоянно пополняется наглядными пособиями, обучающими дисками по предметам. Часть раздаточного материала оформила сама. Пополняю кабинет методической литературой. Веду внеклассную работу по предметам, провожу предметные олимпиады, являюсь руководителем внеурочной проектной деятельности «Я - исследователь» и музыкального кружка «Капельки» .

 Взаимодействие с учениками пытаюсь выстроить на принципах педагогики сотрудничества, на принципах уважения, взаимного доверия. Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Считаю, что у моих учащихся 1 класса сформировано умение работать в коллективе.

С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Ищу в методической литературе, газетах, журналах, интернете новые формы, методы, приемы обучения и воспитания, использую опыт передовых учителей и собственное творчество - всё это помогает мне повысить мотивацию обучения учащихся и решать поставленные задачи.

Заниматься развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умное руководство со стороны взрослых.

В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение  инновационных технологий, способствующих развитию детского творчества, расширение круга моего участия и моих учеников в различных конкурсах. А также наблюдать, фиксировать наблюдения, изучать факты, жизненные события, всячески поощрять и поддерживать самостоятельные творческие задумки и начинания учеников.

Автор самоанализа:  учитель начальных классов__________ Малютина Г.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Материал к предстоящей аттестации...

самоанализ педагогической деятельности 2012-2013

Самоанализ педагогической деятельности за 2012-2013 год...

Анализ воспитательной деятельности за 2012-2013 учебный год в 1-а классе.

Представлен анализ воспитательной работы в 1 классе   по следующим направлениям:  нравственно-эстетическое,    гражданско- патриотическое ,физкультурно-оздоровительное, эколог...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2012-2013 УЧ.ГОД

Программа содержит цели, задачи, направления ВД. Краткую характеристику модулей ВД....

самоанализ педагогической деятельности на высшую квалификационную категорию " Проектная деятельность в начальной школе"

В самоанализе раскрыта тема реализации  методотов и форм работы по проектной деятельности в начальной школе. Использованы эффективные средства для достижения высоких результатов....

Самоанализ педагогической деятельности за 2014-2015 учебный год

Самоанализ работы , успехи. проведенные мероприятия....