Формирование метапредметных навыков как способ реализации требований нового ФГОС
статья на тему

Литовченко Марина Владимировна

Метапредметные навыки – это надпредметные навыки, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов.

  Стандарты второго поколения нацеливают учителя на достижение метапредметных результатов.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных навыков

как способ реализации требований нового ФГОС

 «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению» 

                                                                         Виссарио́н Григо́рьевич Белинский 

    Метапредметные навыки – это надпредметные навыки, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов.

  Стандарты второго поколения нацеливают учителя на достижения не только личностных, но и метапредметных результатов.  

  Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

  В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает не только системное усвоение предметных знаний и умений, но и развитие УУД посредством включения учащегося в разнообразные виды деятельности, в том числе учебные.

  Федеральный государственный стандарт общего начального образования ориентирует учителя на организацию учебной деятельности, где ученик является активным участником образовательного процесса, стремящийся самостоятельно ставить перед собой образовательные задачи, открывающий новые знания и способы действия, знающий, где, когда и в какой сфере полученные знания он может применить.

  Причем, открытие нового знания или нового способа действия осуществляется по формуле: от действия – к мысли.

    Ребенок сначала наблюдает или манипулирует с какими-либо материалами:

  •  с предметами материального мира (природный материал - ножницы, бумага, ручка, прописи, учебник)
  •  знаками-символами, заменяющими эти предметы (глобус, модель предложения, звуковая модель, задача, представленная в виде модели)
  • явлениями более высокого уровня – духовными, нравственными, ценностно-смысловыми, социальными ( например – толерантность, совесть, событийный ряд, нравственный выбор)

  Ребенок анализирует этот материал, классифицирует, обобщает, пробует различные способы преобразования. И в результате приходит к каким-то выводам, которые обязательно должны быть сформулированы самостоятельно, и приняты для себя как руководство к действию.

  Таким образом, деятельность, в которую включается школьник, должна побуждать решать проблемные задачи, а способы решения, найденные ребенком, дают возможность расти личностно и интеллектуально. Если уже в начальной школе ребенок системно решает различного рода проблемные задачи, его мозг постепенно привыкнет к ситуации интеллектуального затруднения. Такая ситуация всегда для ребенка будет предсказуемой.

   Процесс формирования УУД уже в начальной школе создает фундамент для развития личности ребенка, приобретения им умений, необходимых для решения различного рода проблемных задач в любой сфере жизнедеятельности – сначала учебной, затем профессиональной и личной. Благодаря такой организации обучения формируется умение учиться.

   Метапредметные (надпредметные) универсальные действия составляют особую группу учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), поскольку благодаря им ребенок получает возможность совершенствовать себя во всех отношениях.

   Надпредметность и универсальность метапредметных действий заключается в том, что овладев ими, школьник получает возможность использовать эти умения в любой сфере человеческой деятельности. Главное, чтобы метапредметные умения формировались на духовно-нравственной основе. Школьник должен понимать, что любое действие, совершенное им, должно быть во благо Родине, человечеству, природе, себе и другим людям.

   Метапредметные результаты – это такие образовательные результаты, которые формируются в разных учебных предметах, при реализации разных видов деятельности школьников.

   В начальной школе младшие школьники в рамках метапредметных результатов в условиях ФГОС должны будут овладеть следующими базовыми умениями:
– способность к инициативному поиску средств выполнения предлагаемых учителем заданий и к пробе их применения;
– сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений;
– освоенность самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания;
– способность содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной независимости от учителя (групповая работа);
– желание и умение учиться как способность человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.
   В основной школе 5–6-е классы  являются  переходным этапом. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста и изменения в школьном обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования. Для достижения этой цели решается ряд основных педагогических задач. Важно:
– создать педагогические условия, при которых обучающиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные ими в начальной школе, индивидуализировать инструментарий учебной деятельности (действия контроля и оценки, учебную инициативу и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к содержательной рефлексии, планированию и анализу) в разных, не только учебных, ситуациях;
– помочь каждому учащемуся определить границы своей «взрослости»;
– создать в совместной деятельности учащихся и учителя возможные образовательные пространства для решения задач развития младших подростков;
– не разрушить учебную мотивацию в критический возрастной период.

   При правильной организации образовательного процесса по окончании первого этапа (5–6-й классы) младшие подростки смогут продемонстрировать:
– контрольно-оценочную самостоятельность как основу учебной компетентности (индивидуализацию контрольно-оценочных действий);
– способность действовать в «позиции взрослого» через умение организовывать работу в разновозрастной группе с младшими школьниками;
– использование действия моделирования для опробования культурных предметных средств и способов действий в новых, нестандартных ситуациях;
– владение основами учебного проектирования через решение проектных задач как прообраз будущей проектной деятельности старших подростков;
– ведение письменной дискуссии с одноклассниками как формы индивидуального участия в совместном поиске новых способов решения учебных задач и как средство работы с собственной точкой зрения;
– способы работы с культурными текстами, излагающими разные позиции по вопросам в той или иной области знания.
Общий результат: у обучающихся должны быть сформированы предпосылки для индивидуализации учебной деятельности (умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»).

  Как известно, ФГОС нового поколения вступил в силу с сентября 2011 года, и самые первые ученики на сегодня, котрые обучаются по ФГОС – это третьеклассники. В 5 класс они придут в сентябре 2015 года. Но несмотря на это, средняя школа готовится к введению ФГОС ООО. В начале этого учебного года учащимся 5-х классов была предложена стартовая диагностическая работа на выявление уровня сформированности метапредметных навыков. 
    По результатам диагностики видно, что у учащихся 5- классов уровень сформированности метапредметных образовательных результатов на данном этапе очень низкий.

      Все мы находимся в начале пути, ФГОС только вводятся в массовую практику, и ждать сиюминутных новых результатов бессмысленно. Но увидеть тенденции, возможности для корректировки программ, совершенствования содержания, способов и форм работы с учащимися мы должны.

     Итак, наиболее важными из метапредметных образовательных результатов для обучения в основной школе являются:

- работа с инструкциями и по инструкциям;

- работа с знаково – символическими средствами (моделями);

- работа с таблицами, графиками и диаграммами;

- все, что связано с экспериментами (выдвижение гипотез и их опытная проверка);

- позиционность (работа с разными точками зрения, их сопоставление и выдвижение собственных);

- умение учиться: определение границы знания/незнания и поиск необходимой информации;

- контрольно-оценочные действия учащихся;

- сравнение, классификация, анализ и обобщение данных.

   

      Учителя-предметники ориентируются в основном на усвоение учениками предметного содержания.

Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование.  Просто грядет переорганизация  предметного  материала,  усиление  всего  того, что хранит предметная форма образования. Здесь как раз и возникает вопрос, связанный с интеграцией, но не по типу ассоциативного наталкивания материала и соединения пения с чтением, а за счет того, что осваиваются универсальные принципы и общие универсальные стратегии познания.          

Всем педагогам нужно осваивать метапредметные технологии, в этом нет никакого сомнения. Метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Каждый  педагог-предметник должен  стремиться   стать полипредметником, метапредметником, т.е. при реализации новых образовательных стандартов  нужно, чтобы изменился  сам учитель, его менталитет. 

Метапредметы нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех обучающихся. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование и реализация урока с точки зрения требований новых ФГОС

Раскрываются особенности современного урока, определяется цель системно-деятельностного подхода. Дается алгоритм проектирования современного урока....

Окружной семинар "Пути и способы формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС"

Введение.               1.1. Запрос современного общества.Основная часть....

Тема Великой Отечественной войны как основа формирования патриотических идеалов в процессе реализации требований ФГОС

Проблему патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день следует считать особо значимой. Построить в России гражданское общество, обеспечить динамичное развитие страны можно тол...

Социализация личности школьников средствами театрального искусства как способ реализации требований ФГОС

Театральная деятельность в начальной школе помогает учителю в быстрой и успешной адаптации первоклассников,сплочении детского коллектива,психологически помочь замкнутым детям,развивать память,речь,воо...

Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

ФГОС  определяют в требованиях к результатам освоения знаний  помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов.   Знания, умения и навыки...

Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

ФГОС  определяют в требованиях к результатам освоения знаний  помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов.   Знания, умения и навыки...