Эссе "Моя педагогическая философия"
материал на тему

Орлова Наталья Александровна

"Достаточно долгое время часть российского общества не желала - да и не желает пока - видеть в учителе успешного человека. Какой же учитель отвечает общественным потребностям? Размышления над этими вопросами заставили меня в  какой-то момент взглянуть на дело, которому я отдаю годы"...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx89.03 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Моя педагогическая философия»

                  A38E9FA1

Не тот учитель, кто получает образование и    воспитание учителя,  а у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.

                                         Л.Н. Толстой 

Часто  человек  думает, что это он выбирает свою профессию, на самом деле профессия выбирает нас. А в таких профессиях, как учитель, где суть состоит не просто в выполнении обязанностей, а в служении, вообще всё иначе. Бог, определяя нам профессию педагога, доверяет возможно даже больше, чем мы сами в себе находим сил. Но он видит эти силы, а жизнь доказывает, что случайных людей в нашей профессии быть не должно. Это благородная профессия. И для истинного учителя благодарная. Мысль об этом меня воодушевляет. А потому я верю и знаю, что на земле живу не зря.

В  профессии я  10 лет. Но профессия ли это, если в моей жизни она постепенно стала определять практически всё: интересы и увлечения, круг друзей и манеру общения, образ жизни, систему ценностей, гражданскую позицию?

Достаточно долгое время часть российского общества не желала - да и не желает пока - видеть в учителе успешного человека. Доказательств этому достаточно: высказывания участников телевизионных ток-шоу, материалы Интернет - форумов, образы преподавателей в сериалах последних лет… Очень жаль, если современный ребёнок, описывая «типичного педагога», всё ещё рисует облик мудрой тетёньки с указкой в руке, фанатично преданной своему предмету, склонной к нотациям – и это в лучшем случае... Не обаятельной, энергичной, остроумной! Не молодой или спортивной! Не с ноутбуком! Я всё больше недоумевала: что не так? Ведь вокруг меня - целый ряд талантливых, любимых детьми и их родителями педагогов, истинных энтузиастов! Почему же так немного позитивного в отношении к учительству? Какой же учитель отвечает общественным потребностям? Насколько далека от этого образа я сама?

Размышления над этими вопросами заставили меня в  какой-то момент взглянуть на дело, которому я отдаю годы. В последнее время больше приходится учиться – так быстро всё меняется вокруг нас... И где в этом вихре я со своими намерениями, мои ребята с их жизненными целями и трудностями на пути к их достижению, правила грамматики, мысли великих, и герои детских книг? Легче всего мне было признать, что недостаточно владеть разнообразными методиками преподавания, иметь наработанные приёмы, фирменный стиль общения с учениками... Мало быть грамотной и эрудированной. Сейчас передо мной задача куда сложнее: стать современным учителем современного ученика, помочь детям выйти из школы в жизнь здоровыми, гуманными и компетентными, с помощью инструментария моих учебных предметов научить ребят учиться познавать и изменять мир - и не просто, а к лучшему...

Не умаляя достоинств классического урока, заходя в класс к детям, которые ежеминутно хотят открывать для себя всё новые тайны мира, со свободным воображением, не скованным правилами и запретами, я понимаю, что урок традиционный не устраивает меня уже давно. Никогда не забуду реплику одного неглупого «троечника»: «Зачем Вы меня в самом начале урока спрашиваете, почему этот знак ставится, когда это пригодится? Предположить? Положено же понимать всё в конце, а сначала написать какие-нибудь упражнения?». Исходя из всего сказанного, выстроились со временем мои основные педагогические принципы:

  • совместно «добывать», а не «выдавать» знания;
  • убеждать и советовать, а не «запрещать и требовать»;
  • выяснять, КАК надо делать, а не указывать, ЧТО;
  • развивать способности ребёнка, а не реализовываться самой за счёт детей;
  • позволить ученику быть собой не во вред ему же и окружающим.

А значит, учебная программа в этой связи, - это не инструкция «что дать ученикам», а установка на творческое сотрудничество с ними при решении взаимозначимых задач.

Я убедилась: дети хотят, чтобы педагог не руководил ими, а умело сопровождал их в личном пути. Поэтому и важно для меня показать, какими приёмами и способами, с помощью каких моделей, свойственных современным наукам можно познавать мир, ощущать себя современным и компетентным – вот моя задача.

Дети хотят, чтобы педагог был современным? Значит, педагог обязан быть современным! Значит, педагогу необходимо разбираться в психологических мотивах поступков, знать компьютерные программы и информационную Сеть, находиться в культурном контексте своего времени. Дети хотят, чтобы педагог был компетентен  и интересен, всегда интересен! «А сегодня будет новенькое, интересненькое что-то?» - и как тут обманешь их ожидания?..

Вот таков мой педагогический  путь и таковы выводы. Я оглядываюсь на 2012-ый год. Мне во многом за себя не стыдно. Я учительствую и горжусь этим, входя в 2013-ый! Ведь именно учитель обязан занимать твёрдую нравственную позицию в любых жизненных ситуациях. По мнению многих, образование находится в системном кризисе. Но факт осознания кризиса есть признак начавшегося его преодоления – я знаю это по себе. Школа сейчас имеет обозначенные государством достойные ориентиры. И этот факт также убеждает меня в исключительной важности нашего дела. Профессиональное, осознанное служение будущему гражданину новой России - этому подчинены мои методические принципы, в этом заключается моя человеческая позиция и педагогическая философия.

         C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\lineechka-15.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....


 

Комментарии

Пашинина Алла Леонидовна

УМНИЦА