Внеклассное мероприятие
классный час (3 класс) по теме

Внеклассное мероприятие на тему "Хлеб драгоценность, им не сори"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon stsenariy_khleb_-_dragotsennost.doc.zip9.87 КБ
PDF icon khleb.pdf2.37 МБ

Предварительный просмотр:

ХЛЕБ - ДРАГОЦЕННОСТЬ, ИМ НЕ СОРИ.

Текст рассказывает  воспитатель, дети читают стихи.

Слайд 1. Хлеб драгоценность, им не сори…

Слайд 2-3. Звучит песня Н. Кудрина. В.Гундарева в исполнении Ольги Воронец «Хлеб –всему голова». Девочки в русских народных  костюмах исполняют танец. У одной их них в руках каравай.

Нужны нам мясо и фрукты…
Однако коль строго судить,
Жить можно без многих продуктов –
Без хлеба вовек не прожить.
Всему голова и основа,
В нём труд хлеборобов и пот

И хлебушком – ласковым словом –
Зовёт его часто народ.
Какое без хлеба застолье?
Ещё с незапамятных дней
Не зря на Руси хлебом – солью
Встречают желанных гостей.

На Руси к хлебу всегда относились с благоговением. Традиция русского народа встречать гостей хлебом-солью,  это символ гостеприимства и доброго расположения.

А сколько пословиц и поговорок есть о хлебе. Давайте попробуем восстановить потерянные пословицы.

Слайд 4.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Худ обед, коли хлеба нет

Земля матушка, хлеб батюшка.

Хлеб в закромах, счастье в домах.

Без печки холодно, без хлеба голодно.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

  Ребята, сегодня мы поговорим о хлебе. Мы каждый день едим хлеб, но никому в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете.

Слайд 5.

  Когда и где родился хлеб? Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле более 15 000 лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой было достать еду. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии.

   У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса. И, чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.

 Слайд 6.

  Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

Слайд 7.

   Вот так хлеб стал главенствовать на нашем столе.

Да, дается хлеб человеку ценой больших усилий. 

Он не падает нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.

Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд.

Слайд 8.

Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.

И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.

 Итак, хлебный каравай начинается с зернышка. А чтобы испечь одну булку нужно…

10.000 зёрен.

Слайд 9.

   Путь хлеба начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, тракториста, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян.

За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.

Слайд 10.

  Но прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Селекционеры и агрономы  выбирают лучшие, сильные зёрна и принимают решение – когда и где их посадить.

Слайд 11.

Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.

На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.

Слайд 12.

Через некоторое время появляются всходы.

Слайд 13.

Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты. На поля вылетают авиаторы.

Слайд 14.

Летом все поле в колосьях.

Слайд 15.

Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай.

Слайд 16.

И снова в поле вышли машины. Это комбайны, за рулём комбайнёры.

Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал золотистой стеною
И слышит страна: за уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Слайд 17.

Из машин рекой струится
На колхозное гумно
Наше золото – пшеница,
Золотистое зерно.

А потом на машинах везут зерно на элеватор.

Слайд 18.

Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы к мукомолам.

И зерно в амбарах
Потечёт рекою,
И его машины
Сделают мукою.

Стал ветряк уже не годен –
Староват и маловат.
Заменил его сегодня
Мукомольный комбинат.

Слайд 19.

По цехам пройдешь - порядок:
Закрома полны муки,
Зерна мелют автоматы -
Очень умные станки.

Слайд 20-21.

   А оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. И пекари пекут хлеб.

На заводе пекарь
Хлеб печёт с любовью,
Скажет он ребятам:
“Ешьте на здоровье”.

Слайд 22-23.

Из пекарни на специальных машинах водители везут хлеб в магазины. В магазинах продавцы предлагают нам на выбор разнообразные  хлебобулочные изделия.

Слайд 24.

Почему хлеб бывает белым и черным?

Оказывается все дело в муке, есть мука пшеничная и ржаная. Из пшеничной муки пекут белый хлеб, а из ржаной – черный.

Слайд 25.

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он хлебушко душистый,
Вот он теплый, золотистый!
В каждый дом на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила
В нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки!
Вырастай богатырем!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!

Слайды 26-30.

Дети поют песню-переделку на мотив «Песенки про Лето» (из м/ф «Дед Мороз и лето»):

Вот она какая, хлеба корка,
С хрустом аппетитным, с вкусом тонким...
И поджариста, и ароматна,
Нету ничего приятней...
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Ничего вкуснее нет!!!

В магазине вкусно пахнет хлебом,
Хлеба пекарь нам печет к обеду,
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной каше
За столом дается корка наша,
К чаю булки, бублики, ватрушки
И еще, конечно, сушки...
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Бублики, ватрушки, сушки... 

Слайд 31. (Звучит муыка из к/ф «Список Шиндлера»)

  Ребята, мы живём во времена, когда нет  хлебных карточек, бессонных очередей за хлебом. Нам, к счастью,  неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. Всё это добавляли в хлеб во время войны.

Слайд 32.

В истории нашей страны было  время, когда людям  не хватало хлеба. Его приходилось отбирать для народа у ее врагов с оружием в руках.

Был хлеб всегда в почете на Руси -
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать? Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.

Слайд 33.

  Осенью 1941 года Ленинград был взят немцами в кольцо блокады. Блокада длилась 900 дней и ночей. Запасы муки в городе истекали, а потому нормы выдачи хлеба снижали .

Слайд 34-35.

В осаждённом немцами Ленинграде дневная норма хлеба одного человека была равна 125 граммам, рабочие получали по 250 г хлеба в день При этом «блокадный» хлеб состоял на 2/3 из примесей (в него добавляли целлюлозу и опилки), был сырой. За этим жалким кусочком нужно было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали еще затемно. Бывали дни, когда бомбежки срывали работу хлебозаводов, булочные так и не открывались. И матери возвращались домой с пустыми руками, где их ждали голодные дети. В такие дни люди не ели ничего.

В дыму Ленинградское  небо,
Но  горше смертельных  ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм!

Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм.
С огнём и кровью пополам.

Слайд 36.

В  годы  тягот  и  лишений
Новый  мир  мужал  и  креп,
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны  слова:
«Хлеб - всей жизни голова!»

Слайд 37.

Чёрный хлеб.

Я помню хлеб. Он чёрен был и липок
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб. Он к щам годился постным
Раскошенный, он был не плох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам,
Его мы отдирали языком.
Он кислый был, ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.

Слайд 38.

   Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что они в день получали небольшой кусочек хлеба. И эти крохи помогали им выжить в суровое время войны и испытаний. Мы с Вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя! Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

 Слайд 39.

Хлеб – это дар Земли! Зная сколько труда стоит за буханкой хлеба,  нужно  беречь его, относится к нему с уважением.

Говорят в народе метко:
От зари и до зари хлеб
Растет не для объедков,
Съесть не можешь – не бери.

Но, к сожалению, мы часто можем увидеть и такую картину.

Слайд 40.

Сценка по произведению С.Михалкова “Булка”.

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

- Вы кто такой?- спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я пекарь!- человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Слайд 41.

Говорила бабушка,
Мама говорила: -
Хлеб — наше богатство,
В хлебе - наша сила.
Но мальчишки  в школе
С этим не считаются
И в столовой корками

Хлебными  бросаются.
А я корку хлеба
Ни за что не брошу,
Потому что хлеб наш
Вкусный  и  хороший,
Потому что много
Стоило труда,
Чтобы хлеб наш  вкусный
Был у нас всегда!

Слайд 42.

Ребята, давайте запомним правила, которым мы должны следовать неукоснительно:
1. Береги хлеб, он дорого достается
2. Не оставляй недоеденных кусков
3. Никогда не бросай хлеб.
4. Продли жизнь хлебу.
5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в  грязь человеческий труд.

Слайд 43.

Давайте ещё раз вспомним, как хлеб попадает нам на стол и сколько людей участвует в этом процессе. Селекционеры и агрономы отбирают лучшие зёрна. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Авиаторы обрабатывают поля. Затем выходят на уборку комбайнёры. Рабочие проверяют и ремонтируют тракторы, комбайны. Собранный урожай едет на мельницу к мукомолам. Готовую муку везут в пекарню к пекарям. Водители развезут хлеб в магазин. Продавцы продадут свежий горячий хлеб нам.

Слайд 44.

Ребята, я надеюсь, что вы будете помнить, как тяжело даётся хлеб.  Никогда не забывайте,  сколько труда вложено в каждый кусочек хлеба. Берегите хлеб, ведь ХЛЕБ – это жизнь!

Хлеб – драгоценность!
Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....