тематическое планирование 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Чивильдеева Татьяна Юрьевна

Планирование по предметам. 1 класс. Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_kl._poyasn_zap.doc269.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Болотня

утверждаю:

 

Директор школы:____________

  Приказ от__________№______

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ  1  КЛАССА

Программы разработаны на основе Примерных программ

начального общего образования на базовом уровне

                                                                                     Учитель

                                                                                                         первой квалификационной

                                                                                   категории

                                                                                         Чивильдеева

                                                                                                Татьяна  Юрьевна

2011-2012учебный год

2011-2012учебный год

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа курса «Обучение грамоте» разработана на основе программы В.Г.Горецкого ( Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2-х частях, ч.1- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2008.-158 с.)

     Программа рассчитана на 213 часов.

     Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

- Горецкий В.Г. Русская азбука. – М.: Просвещение, 2010.

- Федосова Н.А. Прописи к «Русской азбуке» в 4-х ч.- М.: Просвещение, 2010.

     В авторскую программу изменения не внесены.

     

     Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

     Главное назначение начальной школы – воспитательное. оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа обязана научить детей осознанному чтению, письму, правильной и содержательной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе. уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

     Программа по изучению русского языка в начальных классах предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определённой самостоятельностью учебных курса:

  1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
  2. Литературное чтение ( классное и внеклассное) и развитие речи.
  3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

     Одновременно с развитием у детей основных видов речевой деятельности, усвоением ими простейших грамматико-орфографических правил начальный курс русского языка предполагает решение таких основополагающих вопросов, как:

  • формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей;
  • обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке. природе и обществе, развитие логического и образного мышления, освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умения рационально использовать время на уроке;
  • овладение посильными приёмами самостоятельной работы, развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге – источнику знаний.

     При обучении русскому языку реализуются основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности. самостоятельности и учёта индивидуальных особенностей учащихся.

     Уроки русского языка строятся так, чтобы усвоение  детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочеталось с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественно активной, критически и конструктивно мыслящей личности.

Цели обучения

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

 развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

 освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

 овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в Примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др

Тематическое планирование по русскому языку (письмо). 1 класс

  1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России» ч.1.- М.:

Просвещение, 2007.

  1. Горецкий В.Г. Пропись 1,2,3,4 к «Русской азбуке» /В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова.-

М.: Просвещение, 2010.

№п/п

Тема

По плану

Дано

1

Подготовительный этап

20 ч.

2

Буквенный анализ

82 ч.

3

Послебуквенный этап

15 ч.

Итого:

117 ч.

Тематическое планирование по литературному чтению

(обучение грамоте).1 класс

  1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России» ч.1/ - М.:

просвещение, 2007.

  1. Русская азбука: учебник для 1 класса / (В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов) – М.: Просвещение, 2009.

№п/п

Тема

По плану

Дано

1

Подготовительный этап

16 ч.

2

Букварный этап.

66 ч.

3

Послебукварный этап.

12 ч.

Итого:

94 ч.

   

Список научно-методического обеспечения

  1. Русская азбука: учебник для 1 класса/ (В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов).- 10-е изд.-М.: Просвещение, 2007.
  2. В.Г.Горецкий. Пропись 1,2,3,4 к «Русской азбуке» /В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова.- М.: Просвещение, 2008.
  3. Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику В.Г.Горецкого и др. «Русская азбука» - изд. 2-е, перераб./авт.-сост. С.А.Левина, М.М.Тургаева. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. – 4-е изд.,М : ВАКО, 2010.
  5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. (Художники М.В.Душин, В.Н.Куров.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: книга для учителя/ В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова.- 3-е изд. –М.: Просвещение, 2002.

Русский язык

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе  Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой  (Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях, Ч. 1 – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 158с.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования ( Москва, 2004 г.)

Программа рассчитана на 48 часов.

В авторскую программу изменения не внесены.

Язык – духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка, средство становления всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, средство познания окружающего мира и самого себя.

        Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.

        Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе, на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:

      осознание (различение) детьми двух реальностей – окружающего мира и слова, его отражающего,

      поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям,

      дополнение  интуитивного владения языком осознанным отношением к нему,

      развитие фонематического слуха.

        Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами, способность к самооценке и самоконтролю.

        Курс включает систему понятий, относящихся к фонетике, графике, слову, предложению. Программа строится  в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическим особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать/понимать:

  • виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
  • оформление предложений на письме;
  • смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
  • слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
  • различие между звуками и буквами, гласные и согласные звуки и буквы. их обозначающие;
  • звук [й] и буква й;
  • слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
  • гласные ударные и безударные;
  • согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
  • согласные только твёрдые, только мягкие;
  • согласные, парные по звонкости и глухости;
  • соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;

- соблюдения орфоэпических норм (норм литературного произношения) в наиболее употребительных словах;

- оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знаков препинания в конце предложения; правильного употребления прописной буквы в начале предложения;

- деления слов на слоги и для переноса;

- определения ударного слога в слове;

- использования прописной буквы в именах собственных;

- написания слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу - щу;

- обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;

- правильного написания слов типа пень, яма;

- правописания слов с непроверяемыми орфограммами;

- чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;

- правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;

- письма под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;

- устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему.

Учебно-тематический план по русскому языку. 1 класс

Содержательные линии

Дидактические единицы

Кол-во часов

по примерной программе

Кол-во часов

по рабочей программе

Дано

К. р.

Тесты

1.

2.

3.

Фонетика и графика.

Слово.

Синтаксис и пунктуация.

Звуки и буквы.

Предмет и слово. Действие и слово.

Признак и слово.

Слово – имя собственное.

Предложение.

27 ч.

      2 ч.

2 ч.

2 ч.

5 ч.

10 ч.

27 ч.

      2 ч.

2 ч.

2 ч.

5 ч.

10 ч.

1

3

1

Итого:

48 ч.

48 ч.

1

4

Тематическое планирование по русскому языку. 1 класс

  1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России» ч.1.- М.:

Просвещение, 2007.

  1. Зеленина Л.М. Русский язык. 1 класс: учебник/ Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.-

М.: Просвещение, 2007.

№п/п

Тема

По плану

Дано

К.р.

Тесты

1

Предложение.

10

2

Слово.

11

1

3

Звуки и буквы.

27

1

3

Итого:

48

1

3

Список научно-методического обеспечения

  1. Зеленина Л.М. Русский язык. 1 класс: учебник /Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. - М.: Просвещение, 2007.
  2. Зеленина Л.М. Русский язык в начальной школе. 1 класс.: книга для учителя /Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Николаенкова Е.И. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс: к учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык .1 класс. В 2-х частях»/ Е.И.Николаенкова.- М.: Изд-во «Экзамен», 2008.
  4. Узорова О.В. Поурочное и тематическое планирование по русскому языку: 1-й кл.: к учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык. 1 класс»/О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова.- М.: Астрель:АСТ,2006.

Литературное чтение

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской  программы Л. Ф Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой (Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях, Ч. 1 – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 158с.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)

Программа рассчитана на 36 учебных часов.

В авторскую программу изменения не внесены.

        Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

        Курс литературного чтения для 1-4 класса является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

        Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

           Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые учат видеть и понимать прекрасное в жизни, формируют в ребёнке собственное отношение к действительности.

           Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.  

           Данный принцип выражается в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках).

           Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Параллельно с формированием беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

        При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров. Дети получают первоначальное представление об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства.

        Таким образом, курс литературного чтения в 1 классе нацелен на решение следующих основных задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведения изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству;

-   обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

-  формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

-   расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров и тематики, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи школьников, активно формировать навык чтения и речевые умения;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении, формировать «читательскую самостоятельность».

Основные содержательные линии

В Примерной программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(472 часа)

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, С. А. Есенин, В. В. Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.

Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.*

Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности

Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

к концу 1 класса

Обучающиеся должны знать:

  •  все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия.

Обучающиеся должны уметь:

  •  вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  •  различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  •  правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
  •  знать способы их буквенного обозначения;
  •  обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
  •  определять место ударения в слове;
  •  вычленять слова из предложений;
  • четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
  •  правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
  •  грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
  •  употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
  •  устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;
  •  знать гигиенические правила письма;
  •  правильно писать формы букв и соединения между ними;
  •  уметь правильно прочитать слово орфографически и офроэпически.

 Навыки чтения:

            1 полугодие: плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

        2 полугодие: правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.

Тематическое планирование по литературному чтению . 1 класс

  1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России» ч.1/ - М.:

Просвещение, 2007.

  1. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Родная речь 1 кл.: учебник/ Л.Ф.Климанова.– М.: Просвещение, 2010.

№п/п

Тема

По плану

Дано

1

Жили-были буквы.

6

2

Сказки, загадки. небылицы.

5

3

«Апрель, апрель! Звенит капель…»

4

4

И в шутку, и всерьёз.

5

5

Я и мои друзья.

7

6

О братьях наших меньших.

9

Итого:

36

Список научно- методического обеспечения:

  1. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Родная речь. 1 класс: учебник/

Л.Ф. Климанова.- М.: Просвещение, 2010.

  1. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения /Л.Ф Климанова.- М.: Просвещение, 2004.
  2. Клюхина И.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс /

И.В. Клюхина.- М.: ВАКО, 2004.

4.  Литературное чтение. 1 класс: поурочные планы по учебнику под редакцией

Л.Ф Климановой /авт.-сост. Н.В.Лободина.- Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010.

Математика

Пояснительная записка

    Рабочая программа по математике для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантовой «Математика», утверждённой МО РФ (Москва, 2007) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).

     Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Цель данной программы:

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи программы обучения:

- развить умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок;

- развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать различные языки математики ( словесный, символический, графический) для иллюстрации и доказательства;

- овладеть алгоритмами устных и письменных вычислений, решением текстовых задач;

- сформировать у учащихся математические представления о числах как результате счёта и измерения. о принципе записи чисел. умений и навыков;

- сформировать осознанные и прочные навыки вычислений;

- сформировать пространственные и геометрические представления, осознанные способы математической деятельности.

     В ходе усвоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладеть основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, записи и выполнения алгоритмов;
  • приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • уметь выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

     С учётом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы ожидаемые результаты и планируемые действия каждого ученика.

    Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  Моро М.И., Бантова М.А. Математика: учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.

  Моро М.И., Бантова М.А. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2010

      Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений. При этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

     Количество часов в год – 132.

     Количество часов в неделю – 4.

     Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный опрос (самостоятельные и контрольные работы), в меньшей степени – устный опрос.

Требования  к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

к концу 1 класса

 Обучающиеся должны знать:

  • названия и последовательность чисел от 0 до 20;
  • названия и обозначение действий сложения и вычитания;
  • таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.

Обучающиеся должны уметь:

 

  • считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
  • находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 10 (без скобок);
  • решать задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного.

Учебно-тематический план по математике. 1 класс

Содержательные линии

Дидактические единицы

Кол-во часов

по примерной программе

Кол-во часов

по рабочей программе

Дано

К.

р.

Дано

1.

2.

3.

4.

Сравнение предметов и групп предметов.

Пространственные и временные представления.

Числа от 1 до 10 и число 0.

Числа от 1 до 20.

Итоговое повторение.

Сравнение предметов по размеру и форме, «больше», «меньше», «столько же», «больше (меньше) на…» Взаимное расположение предметов, направление движения, временные представления.

Нумерация.

Сложение и вычитание.

Нумерация.

Табличное сложение и вычитание.

8 ч.

28 ч.

44 ч.

16 ч.

26 ч.

     10 ч.

8 ч.

28 ч.

44 ч.

16 ч.

26 ч.

   10 ч.

1

1

1

Итого:

132 ч.

132 ч.

3

Тематическое планирование по математике. 1 класс

  1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России» ч.1/ - М.:

Просвещение, 2007.

2. Моро М.И. и др. Математика. Учебник для 1 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.

№п/п

Тема

По плану

Дано

К.р.

1

Сравнение предметов и групп предметов.

Пространственные и временные представления.

8

2

Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация.

28

3

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.

44

1

4

Числа от 11 до 20. Нумерация.

16

5

Табличное сложение и вычитание.

26

1

6

Закрепление и обобщение  знаний.

10

1

Итого:

132 ч.

3

Список научно-методического обеспечения

  1. Моро М.И. и др. Математика: учебник для 1 класса начальной школы. В 2 ч.

- М.: Просвещение, 2007.

  1. Моро М.И. и др. Тетрадь по математике для 1 класса. В 2 ч.

 – М.: Просвещение, 2008.

  1. Рудницкая В.Н. Контрольные работы по математике. 1 класс. К учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс». Рекомендовано РАО /В.Н.Рудницкая (серия «Учебно-методический комплект»)
  2. Бантова М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс» /

Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.  – М.: Просвещение, 2006.

  1. Фефилова Е.П., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике. 1 класс:

 3-е изд.; перераб. и доп.- М.:ВАКО, 2006.

  1. Математика. 1 класс: Поурочные планы по учебнику М.И.Моро и др./ авт.-сост. С.В.Савинова.- Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Поурочное и тематическое планирование по математике: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс»/ О.В.Узорова, К.А.Нефёдова. – М.: АСТ, Астрель, 2008.- (Мастерская начальных классов)
  3. Белошистая А.В. Математика в 1 классе. Поурочное планирование и развивающие задания к учебнику М.И.Моро и др. – М.: АРКТИ, 2004.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Пояснительная записка.

    Рабочая программа по курсу « Окружающий мир ( Человек. Природа. Общество)» для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2007 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 66 часов; 6  часов резервного времени отводится для  проведения экскурсий.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.  

Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту  и логичность построения учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых материал распределен по темам. Из блоков-модулей формируется учебный курс по предмету.

Учебный курс «Окружающий мир» состоит из 5 блоков-модулей, каждый из которых способствует систематизации и расширению представлений   детей о предметах и явлениях природы, общественной жизни, развитие интереса к их познанию, формированию бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологического и нравственного поведения в природной и социальной среде.

В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Человек, природа  и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Ребенок  в этом возрасте -  первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? откуда? куда? где? когда? почему? зачем?...

Блок – модуль № 1, вводный, учит ребят задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них.

Блок- модуль № 2 группирует вопросы по теме «Что и кто?» и обеспечивает формирование у детей представления об объектах окружающего   мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому,  что доступно непосредственному чувственному  опыту людей.

Блок- модуль № 3 содержит вопросы по теме «Как, откуда и куда?» и учит детей познавать различные процессы  и явления окружающего мира, как естественные, так и связанные с деятельностью людей.

Блок- модуль № 4 отвечает на вопросы темы «Где и когда?» и развивает представления школьников о пространстве и времени.

Блок – модуль № 5  дает ответы на вопросы по теме «Почему и зачем?», обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определяет цели и смысл той или иной человеческой деятельности.

Модульная рабочая программа «Окружающий мир» позволяет использовать разнообразные формы, методы и средства для изучения материала. Учащиеся могут вести наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя и самостоятельно. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее, на предприятии … Встречи с людьми разных профессий, экскурсии, беседы, дидактические игры, рисование, практические работы, работы с природным материалом – все это позволит сделать занятия увлекательными и интересными для детей. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.

Требования к знаниям,  умениям    и  навыкам обучающихся

к концу 1 класса

К концу учебного года учащиеся должны знать:

  •   Солнце, его форма; Луна и звезды;
  •   камни и их разнообразие;
  •   дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;
  •   части растений;
  •  животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;
  •   признаки живой и неживой природы;
  •   основные сведения о своей стране,  (селе), городе; планете;
  •   виды транспорта; правила безопасного поведения  в быту и на улице, в воде;
  •   разнообразие водоемов, части реки; правила поведения на воде,
  •   правила безопасного обращения с электроприборами;
  •   свойства снега и льда;
  •   признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;
  •   правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;
  •   как охранять окружающую среду от загрязнения;
  •   времена    года, растения и животные ближайшего природного окружения;
  •  правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные   знаки;
  •   различные виды профессий;
  •  связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их  особенностями;
  •   правила поведения на природе;
  •   разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;
  •   правила личной гигиены;
  •   значение сна в жизни человека;
  •   назначение устройств автомобилей, поездов и железных дорог, кораблей и самолетов;
  •   о роли космоса в жизни человека;
  •   о роли экологии в жизни людей.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  •   различать объекты живой и неживой природы;
  •  различать изученные группы растений и животных (по нескольку  представителей     каждой группы);
  •   вести наблюдения в природе под руководством  учителя;
  •   объяснять какое значение имеет природа для жизни людей;
  •   различать водоемы; части реки;
  •   выполнять  правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе;
  •   различать время и времена года; изученные растения и животные;
  •  применять правила дорожного движения; различать  основные дорожные знаки;  различать виды профессий;
  •   объяснять причину возникновения дождя и ветра;
  •   различать цвета радуги, звук и свет;
  •   различать изученные группы растений и животных;
  •   различать  изученные виды транспорта;
  •   выполнять правила личной гигиены;
  •   соблюдать правила поведения в природе;

  устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.

Тематическое планирование по курсу «Окружающий мир»

 (Человек. Природа. Общество). 1 класс

1.  Концепция и программы для начальных классов «Школа России» ч.1/ - М.:

Просвещение, 2007.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас: учебник для 1 кл.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.

п/п

Наименование раздела

По плану

Дано

Пр. р.

Экск.

1

Введение

9

3

2

Кто и что?

18

5

2

3

Как, откуда и куда?

12

4

4

Где и когда?

9

5

Почему и зачем?

17

1

6

Заключение

1

1

Итого:

66

10

6

Список научно-методического обеспечения

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса.

 В 2 ч.  /А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2008.

  1. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас.  1 класс»/ А.А.Плешаков.- М.: Просвещение, 2008.
  3. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир. 1 класс» -3-е изд. – М.: ВАКО, 2007.

                                                 

Физическая  культура

Пояснительная записка

       Рабочая программа по физической культуре для 1 класса общеобразовательной школы

разработана на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» ( В. И. Лях, А. А. Зданевич.-) и является частью Федерального учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

       Согласно федеральному учебному плану для образовательных учреждений в РФ на изучение физической культуры на ступени начального общего образования в 1 классах отводится 99 учебных часов из расчёта 3 часа в неделю.

              В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части- базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент( лыжная подготовка).Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура».Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.

       Отличительной особенностью преподавания физической культуры в 1 классе является игровой метод. Большинство заданий учащимся 1 класса рекомендуется планировать и давать в форме игры.

        Задачи уроков физической культуры:

- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

-овладение школой движений;

-развитие координационных и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;  

-выработка представлений  об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

-приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;

-воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений.

       В результате освоения содержания программного материала учебного предмета     «Физическая культура» учащиеся 1 класса должны достигнуть предусмотренного образовательным минимумом уровня развития физической культуры.

       Учащиеся должны знать:

-правила безопасного поведения на уроках физической культуры, при занятиях легкоатлетическими упражнениями, во время занятий по гимнастике, при подвижных играх;

-признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, метания мяча;

- правила личной гигиены, режим дня;

-понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость;

-названия снарядов, гимнастических элементов;

-названия гимнастического оборудования, инвентаря;

-названия и правила игр.

      Учащиеся должны уметь:

-правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках, метании малого мяча и бросках набивного мяча;

-бегать с максимальной скоростью 30 м;

-бегать в равномерном беге до 3 минут, с ускорением от 10 до 15 м, в чередовании с ходьбой до 150 м;

-стартовать с произвольного старта;

-выполнять прыжок в длину с места, с разбега;

-выполнять строевые упражнения;

-принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища с предметами и без предметов, с музыкальным сопровождением;

-ходить, лазать по гимнастической скамейке, бревну, стенке, канату;

-играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями;

-владеть мячом: держание, передача, ловля, ведение мяча индивидуально и в паре, стоя на месте, в шаге;

-выполнять броски мяча в цель;

-выполнять танцевальные шаги движения;

-преодолевать с помощью бега и прыжков полосу препятствий.

        Учащиеся должны понимать:

-значение и роль легкоатлетических упражнений для развитие выносливости, скоростных и силовых качеств;

-значение закаливающих процедур;

-влияние подвижных игр на развитие скоростно-силовых качеств, на воспитание коллективистских и нравственных качеств личности, на воспитание волевых качеств личности;

-значение гимнастических и танцевальных упражнений для развития гибкости, координации движений, чувства ритма, музыкальности.

        Распределение учебного времени прохождения программного          

                 материала  по физической культуре в 1 классе               

№п/п

Вид программного материала

По плану

Дано

   1

Легкоатлетические упражнения

      20 ч.

   2

Гимнастика с элементами акробатики

      14 ч.

   3

Подвижные игры

      18 ч.

   4

Лыжная подготовка

      14 ч.

Итого

      66 ч.

Тематическое планирование доп. часа физкультуры

п/п

Наименование раздела

По плану

Дано

1

Лёгкая атлетика

9 ч.

2

Гимнастика

7 ч.

3

Баскетбол

9 ч.

4

Футбол

8 ч.

Итого:

33 ч.

Список научно-методического обеспечения:

  1. Лях В.И. Мой друг физкультура: 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Физическая культура. 1-11 классы: развёрнутое тематическое планирование по комплексной программе под редакцией В.И.Ляха, Л.Б.Кофмана, Г.Б.Мейксона / авт.-сост. М.И.Васильева и др. – 2-е изд.- Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Физическая культура в 1 классе: поурочные планы. В 2 частях./ Сост. И.Ф.Ахмерова.- Волгоград: Учитель, 2004.

ТРУД

Пояснительная записка

Статус документ..

    Рабочая программа учебного предмета «Труд» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т.М.Геронимус « Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой МО РФ (Москва, 2007 г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования ( Москва, 2004 г.) Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа даёт распределение часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ.

 

Общая характеристика учебного предмета:

    Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

    Обучение школьников строится с учётом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий. Практическую часть урока предваряет тематическая

 беседа, вводный инструктаж.

    При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета  являются:

- практико-ориентированная направленность содержания обучения;

- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для расширения технических и технологических задач;

- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

   Программой предусматривается обязательное изучение обще трудовых знаний, овладение соответствующими умениями  и  способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов.

Основные содержательные линии:

   С учетом спецификации данного учебного предмета в программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал.

Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащегося по осознанию практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы.    

Второй раздел программы «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, отбору нужного количества материала.

Третий раздел «Учимся выполнять новые операции» и четвертый «У нас получаются красивые изделия» определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.

Пятый раздел «За год мы узнали новые слова» является своеобразным справочником – контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисляемые слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу.

-  Как называется этот инструмент?

-  Не можешь ли сказать, почему?

-  Что им делают?

-  Какие у него есть родственники?

Цели обучения:

В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:

-  развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения.        технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

 -освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;

-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и  коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Задачи обучения:

  -учить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при организации рабочего места, при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;

  - учить размышлять по осознанию предстоящей практической деятельности, анализировать конструкцию изделия, технологию его изготовления, давать названия используемых материалов и ряда их свойств;

  - учить распознавать способы соединения деталей и их размеров;

  - учить самостоятельно составлять технологическую цепочку при изготовлении изделий;

  - учить пользоваться приёмами разметки, понимать простейшие технические эскизы и рисунки.

Место предмета в базисном учебном плане:

   В Федеральном базисном учебном плане на учебный предмет «Труд» отводится 1 час в неделю, всего на изучение программного материала отводится 33 часа. Каждый час – это час обучения технологии какого-либо изделия или какой-либо поделки на основе тех технологических операций, которые составляют определённый вид деятельности (оригами, конструирование, моделирование из бумаги и т.д.)

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

   В 1 классе дети под руководством учителя рассматривают образец в сборе и деталях, определяя количество деталей и их форму. При обсуждении технологии изготовления изделия составляют словесный план, различая только понятия «материал» и «инструмент», поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.  

   В части теоретического рассмотрения вопросов материаловедения в каждом классе предусмотрены наблюдения и опытное исследование некоторых физических и механических свойств бумаги, ткани, полиэтилена в сравнении друг с другом и изменения этих свойств в зависимости от разного вида воздействия на материал сминание, смачивание, растяжение, нагревание, покрытие защитной оболочкой из разного материала.

Подходы: личностно-ориентированный подход к воспитанию и образованию ребёнка.  Образовательные технологии: соответствуют государственным стандартам.

Форма занятий: классно-урочная.

Уровни результативности: репродуктивный- уметь повторить работу по шаблону или за учителем поэтапно; с элементами творчества- выполнить работу на данную тему;

творческий- выполнить работу на свободную тему.

Результаты обучения:

К концу 1 класса учащиеся должны знать (понимать):

♦ названия и назначения материалов (бумага, ткань):

♦ приемы черчения эскиза, правила написания цифр на эскизе;

♦ названия и назначения ручных инструментов;

♦ правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;

♦ алгоритм изготовления изделий из бумаги, ниток, ткани и различных материалов;

♦ порядок подготовки к работе и последовательность заданной работы.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

♦ рассматривать и анализировать изделие (определять его назначение, материал, способ соединения деталей, последовательность изготовления);

♦ правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

♦ соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

♦ экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы в несколько раз, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали с помощью клея, вышивать, работать с разными материалами.

Тематическое планирование по труду. 1 класс.

п/п

Наименование раздела

По плану

Дано

1

Вводные уроки

2

2

Комплексные работы

3

3

Изделия из бумаги и картона

11

4

Комплексные работы

2

5

Работа с текстильными материалами

4

6

Изделия из бумаги и картона

5

7

Комплексные работы

6

Итого:

33

Список научно-методического обеспечения

  1. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием. Уроки труда 1-4 кл. Методические рекомендации для учителя. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002.-144 с.
  2. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах: методические рекомендации к планированию занятий. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.
  3. Геронимус Т.М. Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: методические рекомендации. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.
  4. Лебедева Т.Г. Трудовое обучение. 1 класс: поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М.Геронимус/ Авт.-сост. Е.Г.Лебедева.- Волгоград, 2008.-126 с.
  5. Программа по трудовому обучению «Школа мастеров», автор Т.М.Геронимус. – М.: Просвещение, 2001.

МУЗЫКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по музыке для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 г., Примерной программы начального общего образования по музыке с учётом авторской программы «Музыка. Начальная школа» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагина ( М.: Просвещение, 2010.)

     В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчёта 1 час в неделю).

     Предмет «Музыка» в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

    Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

     Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отражённые, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Всё это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

    Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребёнка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, инсценирование песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера, освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях, в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

     Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

    В рабочей программе учтён национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство первоклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов Севера о составляет 10 % учебного времени.

Тематическое планирование по музыке. 1 класс.

п/п

Наименование раздела

По плану

Дано

1

Музыка вокруг нас

16

2

Музыка и ты

17

Итого:

33

Список научно-методического обеспечения

Учебно- методический комплект «Музыка. 1-4 классы» авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. На основе «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы.» (  М.: Просвещение)

  1. Методика работы с учебниками «Музыка. 1-4 классы». Методическое пособие для учителя . - М: Просвещение, 2004.
  2. Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Учебник-тетрадь «Музыка. 1 класс» - М.: Просвещение, 2010.
  4. Фонохрестоматия для 1 класса. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 1 класс»                                                                 - М.: Просвещение, 2001.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой. В программу Т.Я.Шпикаловой были внесены некоторые изменения.

   

Общая характеристика учебного предмета

    Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка.

     Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчленённости и препарирования явлений, фактов, событий. Это даёт возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

     Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик- зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик- художник). Это даёт возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

      Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

    Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром, математикой, трудом.

Основные содержательные линии

      В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом  конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных искусств», «Художественный язык изобразительного искусства», «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

     

Цели обучения

     В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи, реализуемые в 1 классе:

  • познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства, как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, их особенностями, художественными материалами, с некоторыми техниками и приёмами создания произведений в этих видах искусства;
  • познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах;
  • познакомить с хохломской росписью и каргопольской игрушкой;
  • познакомить с тёплыми и холодными цветами и научить их различать;
  • познакомить с одним из выдающихся музеев России – Третьяковской галереей, и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее;
  • способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

Общеучебные  умения. навыки и способы деятельности

     На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам, работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах.

Требования к уровню подготовки

   В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе ученик должен

знать/ понимать

  • некоторые жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  • отдельные центры народных художественных ремёсел России;
  • ведущие художественные музеи России;

уметь

  • различать тёплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства;
  • использовать художественные материалы;
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства при посещении выставок, музеев.

Тематическое планирование по изобразительному искусству. 1 класс.

п/п

Наименование раздела

По плану

Дано

1

Мир изобразительных (пластических) искусств

8

2

Художественный язык изобразительного искусства

8

3

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

14

Итого:

30

Список научно-методического обеспечения

 1.  Концепция и программы для начальных классов «Школа России» ч.1/ - М.:

Просвещение, 2007.

  1. Сборник нормативных документов. Начальная школа – М.: Дрофа, 2007.
  2. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство.   1 класс».- М.: Просвещение, 2009.
  4. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2009.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...