Проект "Дети войны" 1 класс.
проект (1 класс) на тему

Проект в 1 классе "Дети войны".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_deti_voyny.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- проект о Великой Отечественной войне

«Дети войны».

Цель:

Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;

Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны на примерах краеведческого характера.

Задачи:

Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;

Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;

воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.

Материалы: видеопроектор; мультимедийная презентация «Дети войны»; фонограммы «От Советского ИнформБюро», «Журавли», «Священная война», «Бухенвальдский набат», «Ах, война, что ты сделала…», «Ничто не забыто, никто не забыт», «День победы».

К занятию была организована выставка работ учащихся 4 класса «Мы помним» (рисунки, поделки на военную тематику)

О судьбе Звездиновой Е.И. узнали и подготовили выступления учащиеся 4 класса:

Дзконян Ольга

Фальчикова Юлия

Гунин Вадим.

Ход занятия:

Учитель:  Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома.  Ты видишь, как строят новые дома , но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны,  но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.

Ученик: Вспомним безмятежный детский сон счастливый,

Первый солнца луч неторопливый,

Запах яблок, зреющих в саду,

Вспомним самый страшный день в году.

Учитель:  Год 1941, Время отбивало последние минуты мирной жизни страны – двадцать второе июня… четыре часа…

ФОНОГРАММА «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

(А. Александрова, Лебедева-Кумача)

Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро».

Учитель:  вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.

(Фоном звучит спокойная музыка,  учитель  продолжает свой рассказ.)

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.

Что же о них знаем мы?

Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”.

Вдумайтесь в эти цифры:

Каждый день теряли 9168 детей,

Каждый час – 382 ребенка,

Каждую минуту – 6 детей,

Каждые 10 секунд – 1 ребенок.

Ученик:

А мы не будем памяти перечить,

И часто вспоминаем дни, когда

Упала им на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда,

Ученик:

Была земля жестокой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У них и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Ученик:

В годы войны было горя много,

И никто никогда не сочтет,

Сколько раз на своих дорогах

Оставляла война сирот.

Ученик:        

В эти годы порой казалось,

Что мир детства навек опустел,

Что не вернется радость

В город, где дома без стен.

Ученик:

Был серебряным смех девчонок.

Но его заглушила война.

А седины ребячьих челок…

Разве этому есть цена?

Дети войны..Как  же выжили вы?

Дети войны..Устоять как смогли?

Начинается демонстрация слайдов презентации.

Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.

Фабрики и заводы страны остались без рабочих.  В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.

Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.

Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.  

Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые:

На левый флаг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в бою они умели

Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков своей страны.

Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети.

Ведущий 1: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!

Ведущий 2: Вспомним всех поименно,

С горем вспомним своим…

Это нужно не мертвым,

Это нужно живым!

Ведущий 1:        В те рассветы

Осенние ветры свистели, как стрелы

В те рассветы

Горела в обветренных реках вода.

В те рассветы

Мальчишек фашисты вели на расстрелы.

Те рассветы забыть?

Никогда. Никогда!

Ведущий 1: (зажигает свечу)

На экране портреты пионеров героев

Ведущий 1: Леня Голиков!

Ведущий 2: Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.

Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".

Ведущий 1: Зина Портнова!

Ведущий 2: Зина расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке. Зина Портнова - «Герой Советского Союза»,  ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами.

Ведущий 1: Марат Казей!

Ведущий 2:        Марат погиб в мае 1944г в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.

Марат Казей. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".

А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

Валя Котик. Пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве.

Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.

Давно уж бои отгремели,

Но время не вычеркнет нет!

Мальчишку в солдатской шинели

Неполных пятнадцати лет.

Сколько храбрых сердец молодых

Беззаветно служили народу

Пионеры и тысячи их

Кто погиб за страну и свободу.

Их могилы ты всюду найдешь

На дорогах минувших пожарищ.

Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,

То сними свою шляпу, товарищ!

Выступление участника или ветерана войны.

Ведущий 1:  Юные безусые герои!

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль в глазах сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие, стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Ведущий 2:  Сколько вас? Попробуй перечислить-

Не сочтешь, а впрочем, все равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, мягком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Ведущий 1: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.

Ведущий 2:        Пятьдесят четыре тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.

Ведущий 1: Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детского дома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.

Ведущий 2: Гитлеровцы, оккупировавшие тверской край, казнили и замучили 10 тысяч человек.5 тысяч увезли на каторгу в Германию. Изверги не щадили даже детей. Как – то к детскому санаторию  подъехали военные машины. В них погрузили 214 ребят, отвезли за город и живыми закопали в землю.

Ведущий 1:        «Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернется в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне никогда и нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!»

Ведущий 2:        Что может быть страшнее смерти ребенка? Дети на войне… Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попади в войну, расстались  с детством навечно.

Фонограмма «Бухенвальдский набат»

(В. Мурадели, А. Соболева)

Ведущий 2:        В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то  немцы бросали живых детей в раскаленные печи.

Фонограмма «Ах, война, что ты сделала…»

(Б. Окуджава)

Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто.

Минута молчания.

Фонограмма « Никто не забыт»

(Ю. Чичкова. Ю. Разумовского)

Стихи:

1: По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей.

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.

2: По рассказам и книжкам я вижу войну.

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я вижу войну.

3:  По рассказам и книжкам я слышу войну

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, затихших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

4: Я не знаю войны, да зачем она мне?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Знали б лишь о прошедшей войне.

Фонограмма «Нам мир завещали беречь» ( Ю. Чичкова. М. Пляцковского)- танец

Ведущий 1: На планете сейчас неспокойно,

Но мы верим в цветенье весны.

Не нужны нам «звездные войны»

Пусть нам снятся «звездные сны»!

Дети складывают из белой бумаги поделку «Голубь- символ мира» для подарков ветеранам

Песня « Нам нужен мир»- исполняет вокальная группа.

Ведущий 1:

Дети! Им лучше всех на свете!

Дети… за счастье их все в ответе.

Скажите, что было б на свете,

Если б исчезли все дети?

Черные, белые, желтые дети?

Мирно должны жить на нашей планете.

Ведущий 2:        

Да будет светлой жизнь детей!

Как светлый мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей-

Земле достаточно убитых!

Фонограмма «День Победы»

(Д. Тухманова, В. Харитонова)

Ведущий 1: Прошла война, прошла страда.

Ведущий 2:        Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей

И наших внуков внуки!

Ведущий 1: Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы вплетается весть о суровом возмездии убийцам…

Фонограмма «Ничто не забыто, никто не забыт»

(А. Новикова, В. Харитонова)

На экране слова «Памяти павших будем достойны»

Ведущий 2: Знаем мы всех героев бесстрашных.

Преклоняем колено пред памятью павших,

И ложатся цветы на гранитные плиты…

Да, никто не забыт, ничто не забыто.

Ведущий 1:        Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!

Вечную славу поет вам народ.

Доблестно жившие, смерть сокрушившие,

Память о вас никогда не умрет!

Ведущий 2:        Минута молчания…

Склонитесь, и молод, и стар.

В честь тех, кто за счастье,

Кто жизнь ради жизни отдал.

Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на  25 лет.

Дети войны-

И веет холодом,

Дети войны-

И пахнет голодом.

Дети войны-

И дыбом волосы-

На челках детских

Седые полосы.

Земля омыта

Слезами детскими

Детьми советскими

И не советскими.

Их кровь алеет

На плацах маками,

Трава поникла-

Где дети плакали.-

Дети войны-

И боль отчаянна!

О, сколько надо им

Минут молчания.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она, как сила, нам нужна….(Ю. Воронов)

        (май 2013 год)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...