Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа на тему

Титова Татьяна Петровна
Рабочая программа по ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по ИЗО71.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

   Художественное развитие осуществляется в практической,  деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

   Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия         визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;  
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных  искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

   Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

   Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практическоготворчества учащихся и уроков коллективной творческой  деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

    Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

    Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

   Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной  изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает  возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа,  требующая и знаний, и умений.

Тема 8 класса — «Дизайн и архитектура в жизни человека» — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.

Тема 9 класса — «Изобразительное искусство в театре, кино, нателевидении» — является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком.Синтетические искусства — театр, кино, телевидение — непосредственно связанные с  изобразительными и являются сегодня господствующими.

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности  учителя, учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».  

Школьный учебный план предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5—8  классах в объеме 1 час в неделю, всего - 140 учебных часов.

   Настоящая программа предусматривает возможность изучения курса  «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю,  как  наиболее распространенного.

      Данная учебная программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».

Изобразительное искусство имеет большие межпредметные связи с другими науками.

Перечень межпредметных связей в курсе «Изобразительное искусство»

Класс, тема

Предмет

Тема

5 класс

1 четверть

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

История

Возникновение искусства.

Народный праздничный костюм.

Литература

Русская народная сказка «Царевна – Лягушка»

Народные праздничные обряды.

Обществознание

«Семейное хозяйство»

2 четверть

Лепка и роспись собственной модели игрушки.

Технология

Основные технологические операции обработки древесины.

3 четверть

Рисунок на тему «Бал во дворце»

Литература

С.Я.Маршак «12 месяцев»

Эскиз герба своей семьи или класса.

Обществознание

Образование и самообразование.

Декоративное искусство Древней Греции.

История

Религия древних греков.

4 четверть

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства. Панно из бумаги «Весна».

Литература

Описание картины Н.П. Кончаловского «Сирень».

6 класс

1 четверть

Летние впечатления.

Русский язык

Сочинение на тему «Памятный день летних каникул»

2 четверть

Фигура человека в движении.

Физическая культура

Лёгкая атлетика.

Знаменитые архитектурные ансамбли, памятники Москвы, Санкт – Петербурга (урок – беседа)

История

Культура Древней Руси.

3 четверть

Русский быт в прошлые века. Иллюстрации к литературному произведению (урок – беседа)

Литература

«Дубровский». История создания.

Иллюстрации к литературному произведению.

Литература

А.С.Грин «Алые паруса»

4 четверть

Материнство в изобразительном искусстве. Сюжет из Библии.

История

Быт и нравы Древней Руси.

Проекты учащихся 5 класса  по «ИЗО»:

  • Тема: «Гжельское чудо».  Форма проведения: «Урок-проект».
  • Тема: «Символ русской Масленицы». Форма проведения: «Урок-проект».

Проекты учащихся 6 класса  по «ИЗО»:

  • Тема: «Подарок другу». Форма проведения: «Урок-проект».
  • Тема: «Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». Форма проведения: «Урок-проект».

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

   Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

    Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

   При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.

   Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетическогопереживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

   Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса квнутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобрази-тельным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной  форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

   Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий.  Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие  искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как  собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценно-стных критериев жизни.

   Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

   Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися лично-стных, метапредметных и предметных результатов.

   Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

•        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание  своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

•        формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•        развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

•        осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности  эстетического характера.

Метапредметные  результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

•        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

   Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания  жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
  • ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ -        ЧЕЛОВЕКА
  • Древние корни народного искусства
  • Древние образы в народном искусстве.
  • Убранство русской избы.
  • Внутренний мир русской избы.
  • Конструкция и декор предметов народного быта.
  • Русская народная вышивка.
  • Народный праздничный костюм.
  • Народные праздничные обряды.
  • Связь времен в народном искусстве
  • Древние образы в современных народных игрушках.
  • Искусство Гжели.
  • Городецкая роспись.
  • Хохлома.
  • Жостово. Роспись по металлу.
  • Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
  • Декор — человек, общество, время
  • Зачем людям украшения.
  • Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
  • Одежда «говорит» о человеке.
  • О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
  • Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
  • Декоративное искусство в современном мире
  • Современное выставочное искусство.
  • Ты сам — мастер.
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

  • Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
  • Художественные материалы.
  • Рисунок — основа изобразительного творчества.
  • Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
  • Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
  • Цвет. Основы цветоведения.
  • Цвет в произведениях живописи.
  • Объемные изображения в скульптуре.
  • Основы языка изображения.
  • Мир наших вещей. Натюрморт
  • Реальность и фантазия в творчестве художника.
  • Изображение предметного мира — натюрморт.
  • Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
  • Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
  • Освещение. Свет и тень.
  • Натюрморт в графике.
  • Цвет в натюрморте.
  • Выразительные возможности натюрморта.
  • Вглядываясь в человека. Портрет
  • Образ человека — главная тема в искусстве.
  • Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
  • Изображение головы человека в пространстве.
  • Портрет в скульптуре.
  • Графический портретный рисунок.
  • Сатирические образы человека.
  • Образные возможности освещения в портрете.
  • Роль цвета в портрете.
  • Великие портретисты прошлого.
  • Портрет в изобразительном искусстве XX века.
  • Человек и пространство. Пейзаж
  • Жанры в изобразительном искусстве.
  • Изображение пространства.
  • Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
  • Пейзаж — большой мир.
  • Пейзаж настроения. Природа и художник.
  • Пейзаж в русской живописи..
  • Пейзаж в графике.
  • Городской пейзаж.
  • Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Изображение фигуры человека и образ человека
  • Изображение фигуры человека в истории искусства.
  • Пропорции и строение фигуры человека.
  • Лепка фигуры человека.
  • Набросок фигуры человека с натуры.
  • Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
  • Поэзия повседневности
  • Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
  •  Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
  • Сюжет и содержание в картине.
  •  Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.
  •    Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
       Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
  • Великие темы жизни
  • Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
  • Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
  • Процесс работы над тематической картиной.
  •  Библейские темы в изобразительном искусстве.
  • Монументальная скульптура и образ истории народа.
  •  Место и роль картины в искусстве XX века.
  • Реальность жизни и художественный образ
  • Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
  • Зрительские умения и их значение для современного человека.
  •  История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
  • Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
  • Художественно-творческие проекты.
  • ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду прост-ранственных искусств. Мир, который создает человек
  • Художник — дизайн — архитектура.
  • Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры
  • Основы композиции в конструктивных искусствах
  • Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!»
  • Прямые линии и организация пространства.
  • Цвет — элемент композиционного творчества.
  •  Свободные формы: линии и тоновые пятна.
  • Буква — строка — текст
  •  Искусство шрифта.
  • Когда текст и изображение вместе
  • Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
  • В бескрайнем море книг и журналов
  •  Многообразие форм графического дизайна.
  • В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
  • Объект и пространство
  • От плоскостного изображения к объемному макету.
  • Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
  • Конструкция: часть и целое
  • Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
  • Важнейшие архитектурные элементы здания.
  • Красота и целесообразность
  • Вещь как сочетание объемов и образ времени.
  • Форма и материал.
  • Цвет в архитектуре и дизайне
  • Роль цвета в формотворчестве.
  • Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
  • Город сквозь времена и страны
  • Образы материальной культуры прошлого.
  • Город сегодня и завтра
  • Пути развития современной архитектуры и дизайна.
  • Живое пространство города
  • Город, микрорайон, улица.
  • Вещь в городе и дома
  • Городской дизайн.
  • Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
  • Природа и архитектура
  • Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
  •  Ты — архитектор!
  • Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
  •  Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование
  • Мой дом — мой образ жизни
  • Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
  • Интерьер, который мы создаем.
  • Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй.
  • Мода, культура и ты
  • Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
  •  Встречают по одежке.
  • Автопортрет на каждый день.
  • Моделируя себя — моделируешь мир
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
  • Художник и искусство театра. Роль изображения в синтети¬ческих искусствах
  • Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.
  • Театральное искусство и художник. Правда и магия театра.
  •  Сценография — особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.
  • Сценография — искусство и производство.
  • Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения
  • Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса!
  •  Спектакль — от замысла к воплощению. Третий звонок.
  • Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий
  •     Фотография — взгляд, сохраненный навсегда. Фотография — новое изображение реальности.
  • Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фото-мастерства: умение видеть PI выбирать.
  • Фотография — искусство «светописи». Вещь: свет и фактура.
  • «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
  • Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
  • Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
  • Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
  • Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
  • Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
  • Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.
  • От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.
  • Бесконечный мир кинематографа.
  • Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель
  • Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
  • Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.
  • Киноглаз,  или Жизнь врасплох.
  • Телевидение, Интернет... Что дальше? Современные формы экранного языка.
  • В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.

Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.

Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.

Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.

Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.

Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека.

Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.

Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.

Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.

Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.

Средства художественной выразительности

Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.

Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.

Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.

Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.

Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.

Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера.

Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.

Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.

Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.

Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн, арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.

Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

урока

Тема

Кол-во часов

1.Древние образы народного искусства.

9 ч.

1

Вводный урок, урок-знакомство

1

2

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

1

3

Убранство русской избы

1

4

Внутренний мир русской избы

1

5

Конструкция, декор предметов народного быта.

1

6

Русская народная вышивка

1

7

Народный праздничный костюм

1

8

Народные праздничные обряды.

1

9

Обобщение темы четверти «Древние образы народного искусства»

1

2. Связь времён в народном искусстве.

7 ч.

10

Древние образы в современных народных игрушках. Урок-беседа.

1

11

Лепка и роспись собственной модели игрушки.

1

12

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

1

13

Городецкая роспись

1

14

Хохлома

1

15

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

1

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Обобщение темы четверти «Связь времён в народном искусстве».

1

3. Декор – человек, общество, время.

10 ч.

17

Зачем людям украшения? Урок-беседа.

1

18

Выполнение эскиза украшения древних славян.

1

19

Одежда «говорит» о человеке.

1

20

Рисунок на тему «Бал во дворце»

1

21

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

1

22

Эскиз герба своей семьи или класса

1

23

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

1

24

Эскиз древнеегипетского украшения.

1

25

Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.

1

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Обобщение темы четверти «Декор - человек, общество, время»

1

4.Декоративное искусство в современном мире.

8

27

Современное выставочное искусство. Урок – беседа.

1

28

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства.

Панно из бумаги «Весна»

1

29

Урок – практикум. Создание панно «Весна»

1

30

Изготовление игрушки – берегини.

1

31

Урок – практикум. Изготовление игрушки Изготовление игрушки – берегини.

1

32

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства. Изготовление декоративной вазы.

1

33

Урок – практикум. Изготовление декоративной вазы.

1

34-35

Обобщающий урок по теме четверти «Декоративное искусство в современном мире».

2

Итого

35 ч.

6 КЛАСС

урока

Тема

Кол-во часов

I раздел "Язык изобразительного искусства и художественный образ"

1

Что нужно знать для грамотного рисования.

1

2

Летние впечатления.

1

3

Полный цветовой круг.

1

4

Живописные и графические упражнения.

1

5

Осенний лист бабочка и фрукты

1

II раздел «Жанры изобразительного искусства».

6

Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблоко.

1

7

Натюрморт: комнатный цветок и яблоко. Светотень.

1

8

В осеннем лесу, парке.

1

9

Наброски домашних животных

1

10

На морском дне

1

11

Невиданный зверь. Рисунок-фантазия.

1

III раздел «Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов и человека».

12

Наброски с куклы-игрушки. Рисование с натуры.

1

13

Наброски с фигуры человека.

1

14

Наброски с фигуры человека. Работа в карандаше.

1

15

Фигура человека в движении.

1

16

Две контрастные фигуры.

1

IV раздел «Современная графика и её разновидности»

17

Новогодняя открытка.

1

18

Зимние забавы

1

V раздел «Изобразительное искусство, его виды и жанры. Архитектура»  

19

Знаменитые архитектурные ансамбли, памятники Москвы, Санкт-Петербурга (урок-беседа).

1

20

Перспектива.

1

21

Наши новостройки.

1

VI раздел «Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства»

22

Красота русского народного костюма 

1

23

Русский быт в прошлые века. Иллюстрации к литературному произведению (урок-беседа).

1

24

Иллюстрации к литературному произведению.

1

VII раздел «Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве»

25

Материнство в изобразительном искусстве. Сюжет из Библии

1

VIII раздел «Орнамент как основа декоративного украшения»

26

Красота орнамента

1

 раздел «Создание иллюстраций к литературным произведениям»

27

Иллюстрирование литературного произведения.

1

28

Иллюстрирование литературного произведения. Выбор цветового решения.

1

Х раздел «Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства»

29

Космические дали.

1

30

Плакат и его виды. Афиша цирка.

1

ХI раздел  «Символический язык в произведениях декоративно-прикладного искусства»

31

Геральдика, её история. Разработка герба.

1

ХII раздел «Жанры изобразительного искусства»

32

Человек и профессия. Поясной портрет

1

33

Портрет - шутка

1

34-35

Весенний букет.

2

Итого

35

7 КЛАСС

№ урока

Тема

Кол-во часов

I раздел «Многонациональное отечественное искусство»

1

Красота вокруг нас.

1

2

Народ - творец прекрасного.

1

3

Праздничный натюрморт. Рисование с натуры.

1

4

Праздничный натюрморт. Выбор цветового решения.

1

5

Мы - юные краеведы и этнографы.

1

6

Национальный натюрморт.

1

7

Национальные традиции в культуре народа.

1

8

Народные праздники.

1

9

Иллюстрация сказок народов России.

1

10

Красота родного  края.

1

II раздел «Изобразительное искусство зарубежных стран - сокровище мировой культуры»

11

Изобразительное искусство эпохи Возрождения.

1

12

Мир Леонардо.

1

13

Красота классической архитектуры.

1

14

Ордер и его виды.

1

15

Изобразительное искусство Западной Европы XVII века.

1

16

Творчество Рембрандта.

1

17

Искусство натюрморта. Рисование с натуры

1

18

Натюрморт. Светотень.

1

19

Скульптура как вид изобразительного искусства.

1

20

Изображение человека в движении.

1

21

Изобразительное искусство западноевропейских стран XVIII-XX вв.

1

22

Античная расписная керамика.

1

23

Зарубежный друг.

1

24

В мире литературных героев

1

25

В мире литературных героев. Выбор цветового решения.

1

III раздел  «Труд в изобразительном искусстве».

26

Тема труда в изобразительном искусстве.

1

27

Трудовые будни.

1

28

Трудовые будни. Выбор цветового решения.

1

29

Мы юные дизайнеры. Эскиз фирменного знака.

1

30

Изображение животных в движении.

1

31

Мы охраняем памятники нашей Родины.

1

32

Мы охраняем памятники нашей Родины. Выбор цветового решения.

1

33

Весенний пейзаж.

1

34-35

Обобщающий урок. Закрепление изученного материала по разделам:

I раздел «Многонациональное отечественное искусство»

II раздел «Изобразительное искусство зарубежных стран - сокровище мировой культуры»

III раздел  «Труд в изобразительном искусстве».

2

Итого

35ч.

8 КЛАСС

№ урока

Тема

Кол-во часов

I раздел: «Искусство моего народа».

9

1

Культура - зеркало русской души.

1

2

Историческое прошлое русского народа

1

3

Русь деревянная

1

4

Рисование на тему "День Учителя"

1

5

Неувядающая ветвь. Жостовский поднос

1

6

Родные просторы в произведениях русских художников и поэта  А.С. Пушкина.

1

7

Русский народный костюм.

1

8

Традиции русской реалистической художественной школы.

1

9

Древние образы в народном искусстве. Символы цвета и формы.

1

II раздел: «Труд и искусство».

7

10

В мастерской художника.

1

11

В мастерской художника. Выполнение работы красками

1

12

Человек - мера всех вещей. Рисование с натуры.

1

13

Предметы быта - результат творчества человека.

1

14

Натюрморт.

1

15

Мир профессий.

1

16

Волшебный мир театра.

1

III раздел: «В мире декоративно - прикладного искусства».

10

17

Гжельская роспись.

1

18

Дымковская роспись.

1

19

Хохломская роспись.

1

20

Орнамент в архитектуре.

1

21

Виды ордеров.

1

22

Искусство оформления книги 

1

23

Искусство оформления книги. Выбор цветового решения.

1

24

Знакомство с различными гарнитурами шрифтов

1

25

Прикладное искусство и дизайн.

1

26

В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна

1

IV раздел «Изобразительное искусство в жизни людей».

8

27

Портрет моего друга.

1

28

Течения и направления в изобразительном искусстве XX века.

1

29

Фантастический город.

1

30

Искусство зарубежных художников конца ХIХ– начало ХХ века

1

31

Авангардизм в натюрморте настроения.

1

32  

Воздушная перспектива.

1

33  

Природа в изобразительном искусстве.

1

34-35

"Я поведу тебя в музей".

2

Итого:

35

Этнокультурное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Класс

Тема

Этнокультурное содержание

5 класс

Внутренний мир русской избы.

Жилище  хакасского народа

Русская народная вышивка.

Символика, орнаменты, цвет в хакасской национальной вышивке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Символика Хакасии.

Зачем людям украшения? (Урок – беседа)

Украшения хакасского народа.

6 класс

Зимние забавы.

Игры хакасского народа.

Красота русского народного костюма.

Хакасский народный костюм.

Красота орнамента.

Хакасские орнаменты.

Учебно - методический комплекс и материально – техническое обеспечение:

 5 класс

Учебник: Горяева Н.А., Островская О.В.  «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского

Рабочая тетрадь: «Твоя мастерская»

Издательство, год издания: Москва «Просвещение»,2008 г

6 класс

Учебник: «Изобразительное искусство» 6 класс.  «Искусство в жизни человека»

Автор: Л.А. Неменская   Под редакцией Б.М.Неменского

Издательство, год издания: Москва «Просвещение»,2008 г.

7 класс

Учебник: «Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека»

Автор: А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Под  редакцией Б.М.Неменского

Издательство, год издания: Москва «Просвещение»,2008 г.

8 класс

Учебник:   Искусство 8-9  класс

Автор:   Г.П. Сергеева,  И.Э. Кашекова,  Е.Д. Критская,  

Издательство, год издания: «Просвещение», Москва, 2011 год

9 класс

Учебник:   Искусство 8-9  класс

Автор:   Г.П. Сергеева,  И.Э. Кашекова,  Е.Д. Критская,  

Издательство, год издания: «Просвещение», Москва, 2011 год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Выпускник научится:

• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:

• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

• различать произведения разных эпох, художественных стилей;

• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

 передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:        

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

•  анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится:

• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

Изобразительная природа фотографии, театра, кино

Выпускник научится:

• определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии;

• понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;

• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма);

• применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;

• применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;

• понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;

• понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Характеристика видов контроля качества знаний

по изобразительному искусству.

  Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

4.Заключительный контроль. Методы диагностики -  конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...