Рабочая программа "Бумага, ткань и фантазия"
рабочая программа (1 класс) на тему

Филиппова Ирина Николаевна

Рабочая программа дополнительного объединения "Бумага, ткань и фантазия" для 1 -4 классов, расчитана на 2 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_bumaga_tkan_i._fantaziya.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Староюрьевского района Тамбовской области

филиал в селе Спасское

РЕКОМЕНДОВАНО                                                                                                                                УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом школы                                                                                                                Приказ № _

протокол № _____ от ___________                                                                                                          от________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ХУДОЖЕСТВЕНО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  

КРУЖКА

 

(обучение элементам народных ремёсел)

      НА 2012 -2014 г.

                                                          Возраст детей 6 – 8 лет       Срок реализации - 2 года 1-2классы

Пояснительная записка

      Направленность: Проблема создания программы по обучению детей элементам народных ремёсел современна и актуальна.

     Актуальность: В младшем возрасте закладываются основы духовности личности ребёнка, когда благодаря подвижности, непосредственности, эмоциональности восприятие ребёнком окружающего мира происходит постоянно, изо дня в день, легко и непринужденно. Реализация такого направления в образовании, требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интеграционного типа.

     Цель:    основной целью программы является формирование художественно-творческих способностей у младших школьников посредством декоративно-прикладного искусства. Программа строится на идеях личностно-ориентированного подхода и развивающего обучения. В процессе занятий происходит формирование всех психических процессов, связанных с обучением, развитием художественно-творческих способностей и положительно-эмоционального восприятия окружающего мира.

     Формирование навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с народным творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

     Форма проведения занятий позволяет не только создавать интересные поделки и использовать их в играх, оформлении образовательного учреждения или дома, но и продлить жизнь вышедших из употребления вещей.

     Данная программа является основой для дальнейшего знакомства детей среднего школьного возраста с элементами дизайна. Она опирается на искусствоведческую концепцию художественного образа. Художественный образ рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, национально-художественными традициями народа.

     Занятия по прикладному искусству помогают детям, знакомится с лучшими традициями народного искусства. Вышивка, вязание, кружевоплетение, лепка, аппликация – всё это приобщает ребят к культуре народа, открывает детям прекрасный мир народного искусства, многовековые представления о красоте и гармонии.

    Задачи:

     - развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребёнка;

     - знакомство с видами материалов и их свойствами;

     - формирование умений выполнения заданий на воспроизведение образа;

     - формирование умений выстраивать последовательность создания поделки;

     - знакомство с народными ремёслами, видами декоративно-прикладного творчества.

   Продолжительность программы:

     Программа рассчитана на2 года обучения. Курс строится по определённому плану, состоящему из четырёх модулей.

  1. «Я учусь работать». Приобретение начальных навыков и умений в различных видах художественной обработки материалов. Составление первых работ из готовых элементов.
  2. «Я уже что-то умею». Использование различных техник, позволяющих выполнять работы различной тематики, посвящённые праздникам: Новый год, Рождество, святки, Пасха и др.
  3. «Я знакомлюсь с рукоделием». Знакомство с различными материалами, умение художественно их обрабатывать, то есть плести, вышивать, вязать, шить, лепить. Рукоделие включает в себя все виды творчества, которые называются народными ремёслами.
  4. «Сам придумаю из…». Создание творческих комплексных работ. В этот период дети комбинируют ранее выполненные работы, развивая фантазию и получая в результате новые, более объёмные и сложные.

Режим обучения: объём программы 144 часа, которые распределяются следующим образом: первый год обучения – 72 часа (один раз в неделю по 2 часа) и второй год обучения 72 часа (один раз в неделю по 2 часа).

 Организация занятий с детьми базируется на принципах:  

    ● личностно ориентированного подхода (обращение к субъективному опыту обучающихся, признание самобытности и уникальности каждого ученика);

   ●  природосообразности  (учитывается возраст обучающихся, а также уровень их интеллектуально подготовки, предполагающий выполнение заданий различной сложности);

   ● культуросообразности  (приобщение обучающихся к современной культуре, ориентация на общечеловеческие культурные ценности);  

   ●   свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации; 

   ●   сотрудничества и ответственности; 

   ●   сознательного освоения обучающими материала; 

   ●    систематичности, последовательности и наглядности обучения

   Занятия членов студии организованы по принципу «от простого к сложному», от ознакомления детей с простейшими аппликациями до самостоятельного изготовления  сложных творческих работ.

         В процессе работы с детьми используются  методы:

- объяснительно-иллюстративный,

- репродуктивный,

- деятельностный,

- эвристический,

- поисковый,

- исследовательский.

         Программа предусматривает использование следующих форм учебной работы:

●  фронтальная (предусматривает подачу материала всем обучающимся);

индивидуальная (предполагает самостоятельную работу детей и оказание им такой помощи педагога, которая позволяет, не уменьшая активности обучающегося, содействовать выработке навыков самостоятельной работы);

●  групповая (предоставляется возможность самостоятельно строить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, получать помощь   от друзей, учитывая возможности каждого на конкретном этапе совместной деятельности).

         В процессе работы используются следующие формы занятий:

- типовое (сочетающее объяснение с практическими упражнениями),

- собеседование,

- консультация,

- практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков,

- самостоятельная творческая деятельность.

  Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

вводный (проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам);

●  текущий (осуществляется в процессе занятия и закрепляющий знания по данной теме, позволяет усвоить последовательность работы);

●  рубежный (проводится после изучения каждого блока и закрепляет полученные знания, умения и навыки);

●  итоговый (проводится после завершения всей программы).

Для закрепления полученных знаний и умений важное значение имеют выставки творческих работ обучающихся, позволяющие выявить наиболее удачные решения и разобрать характерные ошибки. Контроль может осуществляться и в формах участия в конкурсах, защиты проекта (творческой работы).

Наполняемость групп – 10-15 человек

 обусловлена с одной стороны, спецификой школы, с другой стороны, тем, что занятия носят как индивидуальный,  так и групповой характер. При этом неизбежными становятся занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки детей. В ходе таких занятий обучающиеся изучают общую тему, но выполняют разные по сложности и объёму задания.

Ожидаемые результаты

К концу обучения воспитанники

Научатся:

● видам декоративно-прикладного искусства народов России;

● узнают общие сведения по плетению из бисера;

● условные знаки для схем плетения из бисера;

● условные знаки для вышивки;

● технологии изготовления аппликаций, плетения из бисера, ручной вышивки;

● требования ТБ, правила личной гигиены и правила пользования медицинской аптечкой.

Получат возможность научиться:

● самостоятельно составлять аппликации с использованием различных орнаментов;

● использовать различные формы народных орнаментов для украшения интерьера и одежды, делать эскизы к работам;

● составлять схемы для плетения из бисера, плести по схеме цветы и украшения;

● вышивать по  схеме узоры.

Формы подведения итогов реализации программы:

● выставки творческих работ обучающихся;

● оформление школьных помещений, создание композиций;

● творческие проекты, отчёты и рефераты.

 Учебно-тематический план I года обучения.

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Декоративно-прикладное искусство России

1

1

-

3

Рисование

12

2

10

4

Аппликация и мозаика

24

6

18

5

Лепка

10

2

8

6

Плетение

20

4

16

7

Экскурсии

2

-

2

8

Итоговое занятие

2

1

1

Всего

72

17

55

Содержание занятий.

Тема 1. Вводное занятие (1 ч)

Цели и задачи программы обучения. Инструменты и материалы для работы. Правила ТБ и личной гигиены. Входной контроль «Что я знаю о народном искусстве»

Тема 2. Декоративно-прикладное искусство России (1 ч)

Народные промыслы и ремёсла. Декоративно-прикладное искусство, его влияние на современную культуру.

Тема 3. Рисование (12 ч)

История народного искусства мастеров Гжели, Городца, Полхов-Майдана, Жостова, Хохломы. Практические работы (рисование в разной технике на альбомных листах).

Тема 4 . Аппликация (24 ч)

Понятие об аппликации. История возникновения аппликации как одного из приёмов декоративного оформления. Инструменты и материалы, необходимые для изготовления аппликаций. Виды аппликаций. Практические работы (аппликации: предметная, сюжетная, декоративная, рельефная, объёмная, коллаж; творческий проект «Роспись деревянной доски»).

Тема 5. Лепка (пластилин, глина, солёное тесто, снег) (10 ч)

История возникновения гончарного искусства. Практические работы (сюжетная, плоскостная лепка; комбинирование в работе пластилина и семян; лепка по прозрачному материалу; лепка матрёшки, с дальнейшей росписью; лепка из снега, лепка посуды из глины с росписью в Городецком стиле; творческий проект).

Тема 6. Плетение (20 ч)

История возникновения плетения. Плетение изделий из различных материалов. Разновидности плетения. Практические работы (плетение из бисера по схеме простейших цепочек-фенечек, цветов; принципы сборки одного изделия из отдельных деталей; творческий проект «Цветы из бисера»).

Тема 7. Экскурсии (по сбору природных материалов) (2 ч)

Экскурсия на природу (сбор семян, плодов, листьев и других природных материалов), экскурсия в музей (знакомство с экспонатами)

Тема 8. Итоговое занятие (2 ч)

Итоговая диагностика. Выставка работ обучающихся.

Учебно-тематический план II года обучения.

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Материаловедение

4

1

3

3

Ручная вышивка

16

3

13

4

Комплект чайных салфеток

16

2

14

5

Декоративное панно

32

6

26

6

Итоговое занятие

2

-

2

72

14

58

Содержание занятий.

Тема 1. Вводное занятие (2 ч)

Цель, задачи и содержание программы обучения. Инструктаж по ТБ. Входная диагностика.

Тема 2. Материаловедение  (4 ч)

Инструменты и материалы для вышивки.

Тема 3. Ручная вышивка  (16 ч)

История возникновения вышивки. Современная вышивка. Швы. Строчевые вышивки. Счётные вышивки.  Гладьевые швы. Практическая работа: Составление альбома со швами.

Тема 4. Комплект чайных салфеток  (16 ч)

Построение орнаментов. Узоры для салфетки. Практические работы (раскрой салфеток; перевод рисунка на ткань; запяливание ткани; вышивка швами «вперёд иголку», «роспись», «стебельчатый», «тамбурный», «крестик», «болгарский крест»; оформление края изделия; отделка)

Тема 5. Декоративное панно  (32 ч)

История владимирской вышивки. Узоры для панно. Практические работы (перевод рисунка на ткань; вышивка владимирскими верхошвами в сочетании с аппликацией; оформление панно; отделка и утюжка).

Тема 6. Итоговое занятие (2 ч)  Итоговая диагностика. Выставка работ обучающихся.

Литература для обучающихся:

  1. Кагакова И.И., Романина В.И., Щеблыкин И.К. «Аппликационные работы в начальных классах», М. «Просвещение» ,1993 год
  2. Петрова М.Е. «Узоры для вышивания», Санкт-Петербург,1990 год
  3. Журналы мод.

Литература для учителя:

  1. Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», М.«Просвещение»,1992 год
  2. Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах», М.«Просвещение»,1985 год
  3. Куликова Л.Г. «Цветы из бисера», М.: Изд-во «Дом МСП», 2004 год
  4. Молотобарова О.С., Сафонова Н.С. «Кружки художественной вышивки», М.«Просвещение»,1982 год
  5. Перевертень Г.И, «Самоделки из текстильных материалов», М.«Просвещение»,1990 год
  6. Перевертень Г.И, «Самоделки из разных материалов», М.«Просвещение», 1985 год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Природа и фантазия"

Программа предусматривает обучение детей 7-10 лет основам декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства через практическое применение знаний и навыков....

Рабочая программа курса "Мир фантазии"(1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  – кружок «Мир фантазии» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовате...

Ткань. Виды ткани.

Презентация поможет подготовиться к уроку технологии в 1 классе. В ней имеется материал о происхождении и видах натуральных и искусственных  тканей. Также презентация познакомит учащихся с разнов...

Рабочая программа танцевального кружка "Фантазия".

Рабочая программа расчитана на 34 часа....

Рабочая программа кружка "Бумажные фантазии" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Бумажные фантазии» составлена на основе и в соответствиями  с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования ...

Проектная задача по технологии «Декоративный набор «Льняная фантазия» в технике художественной обработки джутовой ткани»

Данная методическая разработка по теме «Декоративный набор «Льняная фантазия» в технике художественной обработки джутовой ткани» создана для обучающихся 3 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФАНТАЗИЯ» (

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФАНТАЗИЯ»...