Статья "Активные формы и методы обучения и воспитания"
статья на тему

Юскина Лидия Николаевна

Статья "Активные формы и методы обучения и воспитания" предназначена для самообразования учителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.Н.Юскина

Россия, п.Остроленский

 Активные формы и методы обучения и воспитания как элементы модернизации в системе образования.

На современном этапе модернизации российской системы образования, неотъемлемыми элементами как залога успешной реализации программ модернизации являются активные формы и методы обучения и воспитания, используемые, прежде всего, на уроках в начальной школе.

Россия, стремящаяся войти в мировое пространство, проводит ряд реформ, касающихся всех сфер жизни человека и, конечно же, образования. Модернизация процесса обучения неизбежно приводит каждого учителя к поиску различных педагогических технологий, которые заинтересуют и мотивируют учащихся на изучение предмета.  Так новые стандарты второго поколения были внедрены в образовательный процесс, первой ступенью которого является начальная школа. Федеральный государственный стандарт второго поколения в корне меняет российскую систему образования. Теперь, идя на урок к младшим школьникам, учитель должен не только передать знания ученикам, но и научить учиться, а также активизировать работу учащихся на уроке, дать им возможность ощутить радость открытий и воспитать потребность узнавать всё больше и больше, быть готовым к условиям быстро меняющегося мира.

Для достижения быстрого и качественного обучения необходимо сформировать у обучающихся общеучебные умения. Умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию, можно назвать универсальными учебными действиями (УУД), которые выступают существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и навыков. Для формирования и развития универсальных учебных действий необходимо использование на уроках активных форм и методов обучения и воспитания. Чтобы достичь успехов в образовании, получить намеченные результаты обучения, воспитания и развития обучающихся, нужно организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Для этого, к примеру, можно сформировать группы, в которых будет происходить обмен информации между всеми участниками. Через информацию учащиеся получат новые знания. И от способа организации всего процесса во многом зависит качество приобретённых знаний и умений. Изменение способов организации и содержания образования естественным образом влечет к изменению форм и методов, используемых для обучения, воспитания и развития.

Существуют различные классификации активных методов обучения, так как пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как тренинг, интерактивный семинар, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока.

Существует мнение, что активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

 Так в глоссарии Федерального образовательного портала дано определение АМО.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.[1]

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний, повышения своей профессиональной компетентности.[2]

К активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Строятся они в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи активных методов обучения не ограничиваются. Возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже.

Особенности активных методов обучения:

  • групповая форма организации работы участников учебного процесса;
  • использование системно - деятельностного подхода к обучению;
  • практическая направленность деятельности участников учебного процесса;
  • игровой и творческий характер обучения;
  • интерактивность учебного процесса;
  • включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
  • использование знаний и опыта обучающихся;
  • задействование в процессе обучения всех органов чувств;

рефлексия процесса обучения его участниками.

Классификация активных методов обучения

Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися. [3.С.212]

Характеристика основных активных методов обучения

На уроках в начальной школе наиболее эффективными активными методами обучения являются:

  1.  Необычное начало урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
  2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Ряд  проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
  3. Организации релаксации и подведения итогов.

4. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

7. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).

8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

9. Нетрадиционные виды уроков: уроки-сказки, уроки-конференции, лекции, уроки-исследования, экскурсии, проектная деятельность  и др.  Яркой и интересной работой является проектная деятельность - форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость.

10. Игровые моменты, игры (ролевые, дидактические, имитационные). Обучение с помощью игры становится важным делом, ибо игра является частью детской жизни. Игра – средство, снимающее неприятные или запретные для личности младшего школьника переживания. Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, - мышление, внимание, память. Они должны приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу, дать новые знания, заставить мыслить. Игры должны обеспечить формирование учебной деятельности.    

  Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

 обобщение ранее изученного материала (групповая дискуссия, мозговой штурм);

эффектное предъявление большого по объему теоретического материала (мозговой штурм, деловая игра);

развитие способностей к самообучению (деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций);

повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра);

отработка изучаемого материала (тренинги);

применение знаний, умений и навыков (баскет – метод);

 использование опыта учащихся при предъявлении нового материала (групповая дискуссия);

 обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра);

 эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов);

 развитие навыков работы в группе (метод проектов);

выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет – метод);

 развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций, баскет-метод);

 развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия).

      По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

Этапы:

  • инициация (приветствие, знакомство)                                  Методы («Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена») эффективно и динамично помогают начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.                                                                                               Пример АМ начала образовательного мероприятия.  Метод «Самолётик пожеланий».                                                             Цель: Создание творческой атмосферы, позитивного настроя класса, формирование команды, пожелания добра.

Проводится со всем классом в течение 7 минут. Проведение: Из чистых листов учащиеся складывают самолётики и на крыльях записывают пожелания классу. По команде учителя (и учитель) запускают самолётики в полёт. Каждый поднимает находящийся рядом самолётик и зачитывает доставшееся пожелание.

  • вхождение или погружение в тему (определение целей урока ) 
  • определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды)                                                            Такие методы, как «Список покупок», «Фруктовый сад», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Фаза 2. Работа над темой

Этапы:

  • подача нового материала                                                                                   Такие методы, как «Золотой ключик», «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
  • закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания). Для работы над темой урока можно использовать методы «Визитные карточки», «Ульи», «Светофор», «Экспертиза», «На линии огня», «Карта группового сознания».
  • интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)
  • проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока)                                                                            Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Автобусная остановка», «Инфо-карусель», «Ярмарка».

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

Этапы:

  • эмоциональная разрядка (разминки)
  • подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)           Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Цветное настроение", метод «Земля, воздух, огонь и вода», «Узелок на память», «Лестница успеха», «Инсерт»», «Метод визуализации»      Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока.

Использование  системы активных методов способствует достижению комплекса образовательных эффектов:

создание свободной творческой обстановки, наполнение  каждого действия обучающегося смыслом, пониманием  и мотивацией, вовлечение  в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, придание процессу обучения  личностной значимости для каждого его участника, обеспечение самостоятельности обучающихся в постановке целей и определении путей их достижения, организация  командной работы и построение истинных субъект-субъектных отношений.

Изучив научную  и методическую литературу по данной проблеме, можно прийти к такому выводу, что технология активного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой неизбежно участие в познавательном процессе: каждый обучающийся либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен открыто отчитаться, либо от его деятельности зависит качество  выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

Данная технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность младших школьников, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное  принятие имеющегося знания каждым учеником.

Достоинства  всех рассмотренных мной методов технологии активного обучения очевидны. Мудрое и целесообразное применение этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у  учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Учитель должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию. По словам выдающегося педагога  А.С. Макаренко, педагог должен всегда иметь цель в каждом своём действии, хорошо представлять результат своей работы и создавать все условия для достижения этого результата.

В настоящее время отличительной особенностью развития образования в мире является повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Образование один из важнейших национальных проектов, который поставил президент В.В. Путин перед правительством и учителями.

Литература:

  1. http://www.edu.ru/index.php?page_id=50&op=word&wid=11
  2. http://moi-universitet.ru/ru/freedk/8547.html
  3.  Сластенин, В.А.  Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
  4. https://sites.google.com/site/prakticeskoeposobiedlaucitela/tehnologia-aktivnyh-metodov-obucenia/cto-takoe-tehnologia-amo
  5. http://www.vevivi.ru/best/Aktivnye-metody-obucheniya-ref156876.html
  6. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения.
  7. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Технология АМО.  1часть
  8. Коростелева Н.М. Активные методы обучения – www.nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы духовно-нравственного воспитания в реализации ФГОС

Формымы и методы духовно-нравственного воспитания в реализации ФГОС из опыта работы. ...

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...

«Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС ».

Актуальность темыСистема экологического образования и воспитания  сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса....

Статья на тему «Формы и методы гражданско – патриотического воспитания школьников»

Статья на тему "Формы и методы гражданско-патриотического воспитания школьников"...

Формы и методы обучения ПДД в рамках дистанционного обучения

В настоящее время в связи с ограничительными мерами, связанными с профилактикой распространения коронавирусной инфекции, большинство детей не посещают образовательные организации, находятся дома и про...