рабочая программа 2 класс доноведение
рабочая программа (2 класс) на тему

составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_donovedenie_2_klass.docx61.08 КБ

Предварительный просмотр:

Заветинский район село Заветное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заветинская средняя общеобразовательная школа №1

                                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                                       

Директор МБОУ ЗСОШ        №1

                                                                                                                    Приказ от 17.08.2015 г№ 47 ОД

___________ Таранин С.Н.

       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по    внеурочной деятельности

кружка «Доноведение»

направление     социальное 

класс(ы)            2 «А», 2 «Б»     

количество часов         68 часов

учитель               Бондаренко Екатерина Михайловна

программа разработана на основе  авторской программы курса «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля,  Е.А.Зыбина,  О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева,  Т.Г.Степанова,  А.Г.Ткаченко),которая обеспечена: Доноведение: рабочая тетрадь (1 класс ) «Времена года на Дону» авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля,  Е.А.Зыбина,  О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева,  Т.Г.Степанова,  А.Г.Ткаченко- Ростов н/Д : «Издательство «Бара», 2014

Программа разработана на  2015-2016  уч. год

                             

2015 г

СОГЛАСОВАНО                                                             СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                            Заместитель директора по ВР

методического совета                                          17 августа  2015  года                                                                                                                    

МБОУ ЗСОШ №1                                                ______________ Е.В. Кутепова

от 17 августа  2015  

__________      В.Г.Бондаренко                            

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «Доноведение» для занятий с учащимися 2«А» и 2 «Б» классов  во второй половине дня,  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с программой внеурочной деятельности начального общего образования МБОУ Заветинской СОШ№1, авторской программой «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля,  Е.А.Зыбина,  О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева,  Т.Г.Степанова,  А.Г.Ткаченко),которая обеспечена: Доноведение: рабочая тетрадь (1 класс ) «Времена года на Дону» авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля,  Е.А.Зыбина,  О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева,  Т.Г.Степанова,  А.Г.Ткаченко- Ростов н/Д «Издательство «Бара», 2015 г  и реализует социальное направление внеурочной деятельности. 

Нормативно-правовая база:

1. Закон « Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ ч 2,3,:, ст.28

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального

 общего  образования.

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011- 2015 годы

4.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12 2012 № 1060 г Москва  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009, №373»;

5. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

6.  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от  29.12.2010 №189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

7. Авторская программа курса «Юный эколог»  Ю.Н.Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В.Николаева, С.В. Машкова. Издание 2-е – Волгоград: «Учитель» 2014.- 331с.

8. Программа внеурочной деятельности МБОУ Заветинской средней общеобразовательной школ №1

Главное назначение данного курса - формирование навыков общения и  культуры   поведения обучающихся, развитие и совершенствование их  нравственных   качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Актуальность программы.    Начальная школа призвана создать условия для формирования личности гражданина и патриота своей Родины с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

В связи с этим необходим поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательной деятельности, одним из которых может стать формирование гражданских и патриотических качеств личности в условиях углубленного изучения и исследования родного края. Поэтому на сегодняшний день актуальны программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.

Предлагаемый материал о  культурном наследии, природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью.

Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.

Возраст детей участвующих в реализации программы

      Программа кружка «Доноведение» для 2 класса рассчитана на учащихся начальной  школы.

       Возраст 7,5 – 8,5   лет.

Сроки реализации программы.

       Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников

       «Доноведение»    реализуется в группе обучающихся младшего школьного возраста 1 год

        и рассчитана на детей 2 класса.

                                                       

Формы и  режим работы.

По авторской программе на изучение курса «Доноведение» во 2 классе отводится 1 час в неделю ( 34 уч. недели :34 часа в год). Рабочая программа составлена  на 2 часа в неделю   - 68 ч для 2 «А» класса ; 64 часа для 2 «Б» класса, так как согласно годового календарного графика 23 февраля, 8 марта и 3 мая выходные дни. Программа будет выполнена за счет объединения занятий в разделе «Жизнь на Дону» , «Человек и природа», «Природа Донского края». Продолжительность занятия 60 мин.

                                                     Цели и задачи

Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и  формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;  

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.  

                                              Формы и методы работы

При  подготовке  к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание  младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:

парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;

групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);

командные игры, когда класс делится на две команды.

       Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.

           Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся  не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата. Учащиеся под руководством учителя  могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.

    При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.

 В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий. 

Исследовательские, проектные и практические работы

Проект  «Улица моего детства».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края».

Проект «Растительный мир Донского края».Изготовление справочника лекарственных трав.

Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье».

Проекты «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение    «Любимый семейный праздник».

Изготовление новогодних игрушек, куклы - Масленички. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др. Итоговое занятие проводится в форме праздника с презентацией.

Структура курса «Доноведение»

( 2 ч в неделю: 68 часов в год 2 «А»;   64 часа 2 «Б» )

Содержание курса

Кол-во час.

Сроки прохождения

Перечень универсальных действий обучающихся

Аудиторных

Неаудиторных

1

Я и  окружаю-щий мир

7   7

2

03.09.15 17.09.15-01.10.15        03.12-10.12.15

01.09.15       15.09.15-29.09.15           01.12- 08.12.15

Коммуникативные УД 

Обучающиеся могут научиться:

слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

2

Природа Донского края

22  20

6

01.10-19.11.15      28.01-17.03.16

29.09-17.11.15  26.01 – 22.03.16

Личностные УД

Обучающиеся могут научиться: анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края. 

РегулятивныеУД обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности.

 Обучающиеся могут научиться:

ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно).

 Познавательные УД включающие общеучебные действия постановки и решения проблем. 

 Обучающиеся могут научиться:

формулировать проблемы, создавать алгоритмы своей деятельности.

Коммуникативные УД обеспечивающие социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности.

Обучающиеся могут научиться:

слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

3

Человек и природа

9   8

1

19.11-26.11.15 24.03-21.04.16

17.11-24.11.15 05.04-19.04.16

Личностные УД

 Обучающиеся могут научиться: анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; объяснять правила поведения в различных ситуациях; оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

Регулятивные УД 

Обучающиеся могут научиться:

ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); оценивать собственные знания и умения;  доводить дело до конца.

Познавательные УД 

 Обучающиеся могут научиться:

находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УД.

 Обучающиеся могут научиться:

-слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в селе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

4

Жизнь на Дону

15 14

3

10.09-17.09.15   10.12-21.01.16 21.04-12.05.16

08.09-15.09.15 08.12-19.01.16  26.04-17.05.16

Повторение

 3    3

12.05 – 19.05. 16 17.05 – 24 05. 16

Итого: 68 ч

               64 ч

56ч/

52ч

12

12

Тематическое планирование курса «Доноведение»

2 «А» - 68 ч;  2 «Б»класс – 64 ч;     (даты прописаны курсивом )  

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

№ задания

в тетради

Дата проведения по

плану

факту

Я и окружающий мир (2 ч.)

1

1

С чего начинается Родина…

1

1

С 5- 6

03.09.2015

01.09.2015

2

2

Школа – светлая гавань детства

1

1

С 11- 13

03.09.2015

01.09.2015

Жизнь на Дону – 3ч.

3

3

С днём рождения, родной посёлок

(экскурсия ).

1

1

С 8-10

10.09.2015

08.09.2015

4

4

Местоположение, символика РО

1

1

С 7

10.09.2015

08.09.2015

5

5

Заочное путешествие по городам области

1

1

презентация

17.09.2015

15.09.2015

Я и окружающий мир – 4ч.

6

6

Дорога от дома до школы (экскурсия)

1

1

С 14-15

17.09.2015

15.09.2015

7

7

История школы в которой я учусь

1

1

Экскурсия в школьный музей

24.09.2015

22.09.2015

8

8

Школьные традиции

1

1

С 16- 17

24.09.2015

22.09.2015

9

9

Конкурс рисунков о школе

1

1

Рисунки детей

01.10.2015

29.09.2015

Природа Донского края –    12ч.

10

10

Природа (экскурсия) «Учимся наблюдать»

1

1

экскурсия

01.10.2015

29.09.2015

11

11

Флора и фауна поселка

1

1

С 23-24

08.10.2015

06.10.2015

12

12

Лиственные деревья родного края

1

1

С 23 – 24

08.10.2015

06.10.2015

13

13

Почему хвойные деревья не сбрасывают листву

1

1

презентация

15.10.2015

13.10.2015

14

14

Викторина «Живая и неживая природа родного края»

1

1

викторина

15.10.2015

13.10.2015

15

15

Растительный мир РО

1

1

презентация

22.10.2015

20.10.2015

16

16

Город и природа

( экскурсия)

1

1

С 19-20

22.10.2015

20.10.2015

17,18

17,18

Что за дерево такое? Презентация

2

2

С 21 -22

29.10.2015

29. 10.2015

27.10.2015

27.10.2015

19

19

Кустарники

(экскурсия

1

1

С 25-26

12.11.2015

10.11.2015

20.21

20,21

Травушка-муравушка

2

2

С 27-29

12.11.2015

19.11. 2015

10.11.2015

17.11.2015

Человек и природа 3 ч

22,23

22,23

Растения и мы.

2

2

С 30- 32

19.11.2015

26.11.2015

17.11.2015

24.11.2015

24

24

Краски Тихого Дона

1

1

С 33 – 35

26.11.2015

24.11.2015

Я и окружающий мир -3ч.

25,26

25,26

Мои имя, фамилия, отчество…

2

2

С 36 – 37

03.12.2015

03.12.2015

01.12.2015

01.12.2015

27

27

Что ты знаешь о роде своём

1

1

С 37 – 39

10.12.2015

08.12.2015

Жизнь на Дону – 9ч

28

28

История нашего села

1

1

Экскурсия в краеведческий музей села

10.12.2015

08.12.2015

29,30

29,30

В краю степном под звон ковыльный…

2

2

Знакомство с интересными людьми родного края

17.12.2015

 17.12.2015  

15.12.2015

15.12.2015

31,32

31,32

Чудесный праздник Новый год

2

2

С 39- 42

24.12.2015  

24.12.2015

 22.12.2015

22.12.2015

33,34

33,34

Обряды на Дону. Презентация

2

2

 С43 – 45

14.01.2016

14.01.2016

29.12.2015

29.12.2015

35,36

35,36

Зимние обряды

(праздничное мероприятие)

2

2

 С 45 – 48

21.01.2016

21.01.2016

19.01.2016

19.01.2016

Природа Донского края – 16 ч – 2 «А» класс; 14 ч.- 2 «Б» класс

37, 38

37,38

Животный мир Ростовской области (экскурсия)

2

2

С49 – 50

28.01.2016

28.01.2016

26.01.2016

26.01.2016

39, 40

39,40

Домашняя мохнатая азбука

2

2

С 50 – 52

04.02.2016

04.02.2016

02.02.2016

02.02.2016

41

41

Мой домашний милый друг

1

1

С 53 – 55

11.02.2016

09.02.2016

42

42

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы».

1

1

11.02.2016

09.02.2016

43, 44

43,44

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

2

2

 С56 – 57

18.02.2016

18.02.2016

16.02.2016

16.02.2016

45

45

Родные просторы (экскурсия

1

1

С57 – 590000

25.02.2016

01.03.2016

46, 47

46

Чем богаты наши недра?

2

1

С60 – 61

25.02.2016

03.03.2016

01.03.2016

48

47

Что такое почва?

1

1

С 62 – 64

03.03.2016

15.03.2016

49

48

Почва нам и стол и дом (экскурсия)

1

1

С65 – 66

10.03.2016

15.03.2016

50,51,52

49,50

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия)

3

2

С66 – 68

10.03.2016

17.03.2016

17.03.2016

22.03.2016

22.03.2016

Человек и природа  2 «А» класс 7 ч. ; 2 «Б» -  6 ч

53

51

Экологические памятки для взрослых и детей

1

1

памятка

24.03.2016

05.04.2016

54,55

52,53

В гостях у матушки природы экскурсия

2

2

экскурсия

24.03.2016

07.04.2016

05.04.2016

12.04.2016

56, 57

54,55

Человек – хозяин природы?

2

2

С68 – 70

07.04.2016

14.04.2016

12.04.2016

19.04.2016

58, 59

 56

Спасём и сохраним! (мероприятие, посвящённое

защите природы)

2

1

Подготовка и проведение мероприятия

14.04.2016

21.04.2016

19.04.2016

Жизнь на Дону –  2 «А» - 6ч.; 2 «Б» -   5 ч

 60, 61

57

День освобождения!

(экскурсия в исторический музей)

2

1

С71 – 72

21.04.2016

28.04.2016

26.04.2016

62,63

58,59

Вместе дружная семья

(Города Ростовской области)

2

2

С 73 – 74

28.04.2016

05.05.2016

26.04. 2016

10.05.2016

64

60

Международный день защиты детей

1

1

С75 – 77

05.05.2016

10.05.2016

65

61

Викторина «Что? Где? Когда?»

1

1

12.05.2016

17. 05.2016

Повторение 3 ч

66

62

Проект «Растительный мир Донского края».

1

1

12.05.2016

17. 05.2016

67

63

Изготовление справочника лекарственных трав.

1

1

19.05.2016

24. 05.2016

68

64

Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»

1

1

19.05.2016

24. 05.2016

Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект курса «Доноведение»:

1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.

2.Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

3. Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г.  Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014.

Видео- аудиаматериалы:

 СD –диск «Доноведение» (фильмы ,презентации)

Оборудование

1.Персональный компьютер .

2.Проектор.

Цифровые ресурсы

1.Социальная сеть работников образования ;

2.Сайт прошколу.ру.

3.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : http://sc collection.edu.r

 Планируемые результаты освоения программы:

В процессе проведения внеурочных занятий по программе «Доноведение»

Обучающиеся  должны:                                                                                                                                     иметь представления:                                                                                                                                       - о связях между живой и неживой природой родного края;                                                                                - о связях между деятельностью человека  в крае и состоянием природы Ростовской области;                                      - об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;                                           - об истории родного края;                                                                                                                    знать:                                                                                                                                                     - объекты неживой и живой природы Ростовской области;                                                                          - особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;                        - водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;                                                              - правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;                                      -  важнейшие события в истории родного края;                                                                                                                 - народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);                                                                      - родственные связи в семье;                                                                                                                          - правила поведения в общественных местах и на улице;                                                                   уметь:

- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

- описывать наиболее важные события истории родного края;

- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного села;

- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области

1. личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

-    анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

-   объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

-  ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

-  составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; -  оценивать собственные знания и умения;                       -  доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

-   находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

-  проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

-  ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

-  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителям

Предполагаемые результаты курса.

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа.

Содержание

Способ достижения

Возможные        формы   деят-сти

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний):  овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии;

понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Предполагает приобретение детьми новых знаний  будет развит кругозор детей, обогащён словарный запас. Итогом первого уровня можно считать умение ребенка делать сообщение, которое выполняется с помощью учителя.

 познавательные беседы, ролевые игры,

Второй уровень результатов

Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (Отечество, природа,  знания, труд, культура)..

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Итогом второго уровня можно считать умение детей делать сообщение, которое выполняется с помощью учителя,  с использованием дополнительной литературы.

 игра с деловым акцентом, познавательные беседы

Третий уровень результатов

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия за пределами дружественной среды школы

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде. Ученик может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Итогом третьего уровня можно считать участие в организации  и проведении творческого отчета .

социально моделирующая игра, , заочные путешествия

Система оценки планируемых результатов

Формы подведения итогов:

- анкетирование на тему «Мой край родной»;

- участие в тематических проектах  и праздничных мероприятиях;

- выставки творческих работ ( рисунки, поделки, макеты)

                   

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по доноведению

В предлагаемой программе отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом целей и задач изучения предмета «Доноведение».Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Рос...

Пояснительная записка к рабочей программе по доноведению для 3 класса.

Рабочая программа по доноведению  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития...

Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса

Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса...

Рабочая программа по доноведению 3 класс.

Рабочая программа по доноведению 3 класс....

Рабочая программа по доноведению 1 класс.

Рабочая программа  по доноведению 1 класс....

Рабочая программа по доноведению 2 класс.

Рабочая программа  по доноведению 2 класс....

Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса

Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса...