Рабочая программа по доноведению 3 класс.
рабочая программа (3 класс)

Маврина Анна Дмитриевна

Рабочая программа по доноведению 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon donovedenie.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Доноведение» для 3  класса разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями).

- Примерной программы. Доноведение, рекомендованной Министерством образования РФ  в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения.  Авторы: Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля,  Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова,  А.Г.Ткаченко. БАРО-ПРЕСС,2014 г.

- Учебника «Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе». Авторы: Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю.  БАРО – ПРЕСС, 2014 г.

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 10» (ФГОС НОО 1-4 классы).

Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине -Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

- пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, их традициях, историко-культурном наследии; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;

- воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма;

- формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.

В соответствии с образовательной программой школы, рабочая программа по доноведению рассчитана на 35 часов в год (1час в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком и особенностями расписания учебных занятий на 2019-2020 учебный год количество часов по программе фактически составляет 35 часов.

                 

Планируемые результаты освоения учебного  курса

Личностные результаты

У обучающихся  будут сформированы:

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);

- представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу;

- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

- ценностные представления о своей семье и своей малой родине;

- представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины — как духовной ценности разных народов)*;

- представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным*;

- первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;

- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.

                                  Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся  научатся:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

-сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

-выделять из темы урока известные знания и умения;

- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике

для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом,

оформление в рамки и пр.); 

- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;

- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; 

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

- располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Коммуникативные УУД

Обучающиеся  научатся:

- включаться в диалог с учителем;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД).

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

- различать материальную и духовную культуру донского казачества, понимать их специфику;  

- понимать значение искусства в жизни человека и общества родного края;

- воспринимать и характеризовать художественные образы, представленные в произведениях искусства Дона;

- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

- эмоционально-ценностно относиться к культуре Донского края; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка; 

- навыкам коллективного творчества, умением взаимодействовать в процессе совместной художественной-творческой деятельности;

- называть ведущие музеи Ростовской области.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- выполнять основные правила бережного отношения к культуре Дона;

- анализировать, сравнивать, группировать и устанавливать причинно- следственные связи (на доступном уровне);

- извлекать из различных источников необходимую информацию.

                              Содержание  учебного предмета

Я и окружающий мир.

Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.

Моя семья. Родословная.

Природа Донского края.

Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы,  ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.

Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.

Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.

Жизнь на Дону.

Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.

Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.

Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.

Природа Донского края.

         Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.

Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области.

Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).

Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).

Человек и природа.

Профессия – метеоролог.

Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).

№ п/п

Изучаемый материал

Количество часов

1

Я и окружающий мир

4

2

Природа Донского края

6

3

Жизнь на Дону

13

4

Природа Донского края

6

5

Человек и природа

6

Итого фактически

35

                                       Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Раздел

Кол-во часов

Я и окружающий  мир

4

1.

 05.09

Край, в котором я живу.

1

2.

12.09

О городах и станицах родного края.

1

3.

19.09

С днём рождения, родной город!

1

4.

26.09

С днём рождения, родной город!

1

Природа Донского края

6

5.

 03.10

У природы нет плохой погоды.

1

6.

 10.10

У природы нет плохой погоды.

1

7.

 17.10

У природы нет плохой погоды.

1

8.

 24.10

Живая вода.

1

9.

 07.11

Разнообразие  водоемов  родного  края. Главная река нашего края.

1

10.

 14.11

Растения и животные водоёмов.

1

Жизнь на Дону

13

11.

 21.11

Тайны Донской земли.

1

12.

 28.11

Танаис – древний город.

1

13.

 05.12

Дикое поле.

1

14.

 12.12

Донской  край – казачий  край.

1

15.

 19.12

Первые казачьи городки. Казачья семья.

1

16.

 26.12

Жилище казака.

1

17.

 09.01

История вещей. Одежда.

1

18.

 16.01

История вещей. Посуда.

1

1

23.01

Славен Дон!

1

20.

 30.01

Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону.

1

21.

                06.02

Сретение. Сороки.

1

22.

 13.02

Встреча птиц.

1

23.

 20.02

Пасха. Вербное воскресенье.

1

Природа Донского края

6

24.

27.02

Природная поверхность нашего края.

1

25.

 05.03

Из  недр  Донской  земли.

1

26.

 12.03

Почвы  родного  края.

1

27.

 02.04

Цвети, мой  край  родной! Природная экосистема степи.

1

28.

 09.04

Природные экосистемы луга.

1

29.

16.04

Природные экосистемы леса.

1

Человек и природа

5

30.

23.04

Донская  земля – житница  России.

1

31.

30.04

Сельское хозяйство на Дону: земледелие.

1

32.

 07.05

Казачьи посиделки.

1

33.

 14.05

Сельское хозяйство на Дону: животноводство.  

1

34.

21.05

 Сельское хозяйство на Дону: полеводство.

1

35.

28.05

Славься наш край!

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по доноведению

В предлагаемой программе отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом целей и задач изучения предмета «Доноведение».Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Рос...

Пояснительная записка к рабочей программе по доноведению для 3 класса.

Рабочая программа по доноведению  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития...

Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса

Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса...

Рабочая программа по доноведению 1 класс.

Рабочая программа  по доноведению 1 класс....

Рабочая программа по доноведению 2 класс.

Рабочая программа  по доноведению 2 класс....

Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса

Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса...

рабочие программы по Доноведению 1 класс

Рабочая программа "Доноведение" 1класс...