Приложение к рабочей программе по развитию слуха и формированию произношения на 2014 – 2015 учебный год(3 класс)
рабочая программа (3 класс) по теме

Любушкина Людмила Владимировна

3 класс школы слабослышащих

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

3класс

Данная рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения для учащихся с кохлеарным имплантом составлена с учётом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова, а также методических рекомендаций  « Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых». Королева И. В.  (специальная педагогика издательство «КАРО» Санкт- Петербург, 2009г.) Обучение устной речи происходит на слухозрительной и слуховой основе. Навыки произношения совершенствуются в процессе восприятия устной речи.

В программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида внесены изменения в соответствии с программой реабилитации развития слухового восприятия речи и познавательных навыков детей раннего возраста, протезированных кохлеарным имплантом в шестилетнем возрасте,  в соответствии с методическими рекомендациями обучения речи детей с КИ, разработанными в процессе многолетних исследований и  практической работы по реабилитации детей с КИ на базе СПб НИИ уха, горла, носа и речи г. Санкт- Петербурга и учётом результатов индивидуальных обследований обучающихся.

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов и предназначена для ранооглохших детей, но протезированных кохлеарным имплантом в возрасте шести лет, прошедших начальный и основной этапы развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ и предполагает языковой этап развития  восприятия речи и собственной речи учащихся  с КИ   во втором классе  первой ступени образовательных (коррекционных) учреждений II вида.

Развитие слуха и формирование устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. Данная программа состоит из двух разделов:

1) развитие слуха;

2) формирование произношения.

Цель программы:

-  развить слуховое восприятие  с КИ до уровня, приближенного к нормальному восприятию, научить их узнавать окружающие звуки,  научить различать и узнавать звуки речи, слова и предложения.

Главные задачи языкового этапа развития во втором классе:

- развитие слухоречевой памяти;

- накопление пассивного (импрессивного) словаря;

- накопление активного (экспрессивного) словаря;

          - развитие грамматических представлений;

          - развитие понимания устной речи (на основе накопления словаря и                                  развития грамматических представлений) слухозрительно и на слух;

          - развитие диалогической речи;

           - развитие связной речи;

           - развитие произносительных навыков, управления голосом, речевого дыхания на основе слухового контроля.

I. Развитие   слуха  

Работа по развитию слуха детей с КИ проводится на индивидуальных занятиях во II классе  в соответствии с программой школы для слабослышащих детей.

Система работы по развитию слуха детей с КИ направлена на  дальнейшее развитие процессов слухового анализа речевых сигналов, на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти, на накопление в памяти слуховых образов разных слов и параллельно усвоение значений этих слов, на развитие слухового контроля собственной речи.

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

-Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. Королева И. В.  специальная педагогика,  издательство «КАРО» Санкт- Петербург, 2009г.

 -Дети с нарушениями слуха. И. Королева, П. ЯНН специальная педагогика,  издательство «КАРО» Санкт- Петербург, 2011г

- Королевская Т.К.  Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя : в 2 ч. : 1 /Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н.. – М. : Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004.: ил. – (Коррекционная педагогика);

- Назарова Л.П.  Методика развития слухового восприятия у детей у детей с нарушениями слуха /Под ред. Селиверстова В.И.. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

Содержание программы по развитию слуха направлено на обучение учащихся умению слушать с КИ, понимать простые слова, фразы, произносить их и использовать в своей речи. 

        Рекомендуемый для занятий речевой материал отвечает задачам формирования устной речи, служит средством развития речевого слуха и содержит осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это  наиболее употребительный словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию учащихся, знакомый им по значению. Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые учащимся, значение которых объясняется контекстом.

        Программный речевой материал условно разбит на разделы:

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности.

II. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.

III.Тексты.

Одним из обязательных этапов каждого занятия является обучение восприятию на слух слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера и относящихся к организации учебной деятельности, а также связанных с изучением учебных предметов. Обучение восприятию речи на слух на индивидуальных занятиях предполагает как в условиях ситуации,  так и вне её.

        В зависимости от речевого развития учащегося учитель при необходимости может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, не изменяя при этом типа фраз, объема предлагаемого речевого материала.

        Учащиеся воспринимают знакомые по значению слова, фразы, тексты, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников, а также фразы, словосочетания, тексты с незнакомыми по значению словами, разъясняемыми контекстом.

Знакомый по значению речевой материал большинству учащихся дается сразу на слух. При работе по восприятию текстов используются темы, актуальные и интересные для детей. Эта работа состоит из четырех этапов:

1-й этап – чтение текста вместе с ребенком и уточнение понимания им сюжета (слухозрительное восприятие);

2-этап – тренировка узнавания изолированных слов из текста при закрытом выборе;

3- этап – узнавание предложений из текста (точное повторение);

4-й этап – ответы на вопросы при их восприятии только на слух, с  последующим пересказом.

 Учащиеся воспринимают новый текст на слух с помощью КИ.

Различение на слух слов с разным количеством слогов, с одинаковым количеством слогов и разным положением ударного слога; различение и опознавание на слух изолированных фонем, односложных слов, коротких фраз. Различение и опознавание на слух слов, фраз,  произносимых шепотом, с разной интонацией. Развитие слуховой памяти и внимания с использованием неречевых и речевых звуков.  Дифференциация слов, отличающихся 1 звуком.

Материал должен предъявляться для восприятия с различными изменениями  шёпотом, громким голосом, с разной интонацией и высотой голоса, быстром темпе, на фоне помех, на расстоянии 2-3 м.

Восприятие речевого материала на слух должно проходить по-разному: в условиях ситуации (подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка,  иллюстрирующая текст, фразы или слова, – в начале обучения); в изолированных от шума условиях; в условиях, близких к естественным. 

II. Формирование произношения

Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.

Произносительные навыки учащихся формируются в ходе всего учебно-воспитательного процесса как при непосредственном общении с учителем (воспитателем), так и во время индивидуальных занятий. Обучение произношению в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе, с использованием КИ. При этом на специальных занятиях широко используется такой методический прием, как фонетическая ритмика. Речь учителя должна быть эмоционально окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм орфоэпии, правильным членением фраз на смысловые синтагмы.

Программа по обучению произношению во 2-м классе  2-го  отделения состоит из следующих разделов: речевое дыхание, голос, звуки речи и их сочетания, слово, фраза. В программу включены требования к орфоэпии и интонации. Работа над словом, фразой является важнейшим разделом программы. Также ведется целенаправленная работа по формированию умений пользоваться голосом, речевым дыханием, воспроизводить звуки речи и их сочетания. Эти умения закрепляются при произнесении слов и фраз.

В связи с особенностями речевого развития учащихся 2-го класса обучение их произношению проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы. Обучение произношению происходит на речевом материале, который знаком, учащимся по значению.

Знакомство с правилами орфоэпии происходит по подражанию речи учителя с последующим подключением правильного произношения слова по надстрочному знаку.

Формирование интонационной стороны речи начинается с обучения учащихся выделять ритмическую структуру слова, фразы, а затем с воспроизведения повествовательной и вопросительной интонации, с передачи эмоциональной окрашенности речи.

Значительная часть звуков и их сочетаний усваивается учащимися на основе слухо-зрительного и слухового подражания речи учителя. Допускается приближенное произношение с использованием допустимых замен.

 Коррекция недостатков воспроизведения звуков их постановка и автоматизация проводится на индивидуальных занятиях логопеда и составляет их основное содержание.

Формирование у учащихся умений произносить слова слитно на одном выдохе, определять количество слогов в слове, фразе, изменять силу голоса в связи со словесным ударением, с повествовательной и вопросительной интонацией служит предпосылкой к выработке выразительности устной речи.

От учащихся, помимо сопряженного и отраженного проговаривания, требуется и самостоятельное проговаривание.

Сопряженное проговаривание способствует формированию речевого дыхания и слитного произнесения слов и фраз учащимися в соответствующем темпе. При отраженном проговаривании слова, фразы воспроизводятся после прослушивания речи учителя.

На материале слогов, слов, фраз формируется умение изменять силу голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину.

Одновременно с работой над членением фразы формируются умения изменять силу голоса, необходимую для выделения логического ударения (сначала сопряженно с учителем и по подражанию, а затем и самостоятельно), соблюдать повествовательную и вопросительную интонацию при чтении текста, воспроизводить побудительную (повелительную) и восклицательную интонации, уметь самостоятельно пользоваться основными правилами орфоэпии в речи.

Дефекты голоса, требующие специальной работы, исправляются на индивидуальных занятиях логопеда, сурдопедагог держит под контролем сформированный навык.

Согласно базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (Приказ Министерства образования Российской Федерации 2002г., №29/2065-п) программа по развитию слухового восприятия  и обучению произношению для учащихся II отделения II и III варианты  рассчитана на 102 часа на каждого учащегося в год (3 часа в неделю).  На работу по восприятию на слух программного речевого материала и формированию произношения отводится  90 часов. 12 часов  используются для проведения:

  • педагогического обследования состояния слуховой функции и произносительной стороны речи          - 6 часов в начале учебного года,

                                                                              - 3 часа в конце учебного года;

  • контрольных работ по учету навыков восприятия на слух с индивидуальными  слуховыми аппаратами программного речевого материала                                                    - 2 часа;
  • проверки произносительных навыков (промежуточный учёт)    -  1 час.


Содержание учебного курса

Развитие слуха

Первое полугодие

Восприятие на слух знакомого по значению речевого материала (слов, словосочетаний, фраз) с помощью звукоусиливающей аппаратуры и без нее:

- обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности, типа: На какой улице ты живёшь? Какое время года будет после осени? Какую отметку ты получил(-а) сегодня? 

- материала, связанного с изучением общеобразовательных предметов по темам: «Лиственные деревья», «Кто, где живёт?», «Школьный медпункт».

Восприятие на слух текстов (из 5-7 предложений) по темам: «Лето», «В парке», «Осенняя природа», «Наступление зимы».

Второе полугодие

Восприятие на слух знакомого по значению речевого материала, а также речевого материала, включающего отдельные слова, значение которых объясняется контекстом:

- обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности, типа: Назови зимние месяцы. Какой урок был первым? Что вы делали на уроке рисования?

- материала, связанного с изучением общеобразовательных предметов по темам: «Комнатные растения», «Мебель», «Женские профессии», «Аптека».

Восприятие на слух текстов (из 7-8 предложений) по темам: «Зима», «Труд детей», «Подарок маме», «Хороший товарищ», «Весна».

Формирование  произношения

I. Речевое дыхание

Произношение слитно, на одном выдохе, рядов слогов со структурой согласный гласный; согласный, гласный, согласный.

Тренировать в произнесении и повторении многосложных слов и слов со стечением согласных.

 II. Голос

Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряженно и отраженно).

III. Звуки и их сочетания

Закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний по подражанию и самостоятельно.

IV. Слово

        Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно), с использованием допустимых звуковых замен, а также слов со стечением согласных, с соблюдением словесного ударения в двух-, трехсложных словах (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку, в знакомых словах самостоятельно, I – IV четверть);

Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно и отраженно, по надстрочному знаку):

- звонкие согласные перед глухими и в конце слов становятся глухими

 (варешка, фкусно, зуп, глас);

- безударный о произносится в словах как а; 

- произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными  (ф саду, в лесу, ис сада, из леса, пот стулом, под деревом).

V. Фраза

Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).

Основные требования к умениям учащихся

по развитию слуха

Учащиеся к концу II класса должны уметь:

  • воспринимать на слух с помощью КИ (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера и относящийся к учебной деятельности учащихся типа: У тебя дома есть телевизор?

Какое время года было? Когда ребята ужинают?

  • воспринимать на слух с КИ тексты (из 5-7 простых предложений), содержание которых близко опыту детей; 
  • воспринимать слоговую структуру слова;
  • узнавать односложные слова при зарытом выборе;
  • узнавать слова в слитной речи;
  • узнавать односложные слова при открытом выборе;
  • воспринимать простые вопросы;
  • воспринимать незнакомые предложения;

Основные требования к умениям учащихся

по формированию произношении

Учащиеся к концу II класса должны уметь:

правильно произносить звуки и их сочетания, определённые программой 2 класса;

произносить слитно, на одном выдохе слова, словосочетания и фразы в 9-10 слогов, делая паузы, выделяя синтагмы по подражанию, затем самостоятельно;

определять количество слогов в слове, находить ударный и безударный слоги;

изменять силу голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину;

изменять силу голоса, необходимую для выделения логического ударения;

соблюдать повествовательную и вопросительную интонации при чтении текста, воспроизводить побудительную (повелительную) и восклицательную интонации;

уметь самостоятельно пользоваться основными правилами орфоэпии в речи.

Календарно-тематический план по РСВ

Наименование раздела (блока) темы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Развитие слуха

408 час

В течение всего учебного года

1-я четверть

I

Обследование произносительной стороны речи

3 часа

1 час

02.09

03.09

Обследование слуха с ЗУА

2 часа

2 часа

03.09

04.09

Обследование слуха справа без ЗУА

2 часа

2 часа

04.09

05.09

Обследование слуха слева без ЗУА

3 часа

1 час

09.09

10.09

Обследование восприятия слоговой структуры слова

2 часа

6 часов

10.09

11.09, 12.09

II

Речевой материал обиходно-разговорного характера и материал,  связанный с учебной деятельностью

Тема: Как вести себя на улице?

16.09-19.09

Тема: Профессии

23.09-26.09

Тема: Береги свои книги

30.09- 03.10

Тема: Осень

07.10-10.10

III

Материал связанный с изучением общеобразовательных дисциплин

Тема: Домашние животные

14.10-17.10

Тема: Зоопарк

21.10-23.10

24.10

IV

Тексты.

7

«Школьный огород».

8

«Молочная ферма».

2 –я четверть

II

Речевой материал обиходно-разговорного характера и материал,  связанный с учебной деятельностью

1

Тема: В магазине

05.11-07.11

2

Тема: Осень

11.11-13.11

III

Материал связанный с изучением общеобразовательных дисциплин

Пестрый материал

IV

Тексты. 

3

«Готовятся к зиме»

18.11-21.11

4

Товарищи помогли

25.11- 28.11

5

«Журка»

02.12- 05.12

6

«Москва столица».

09.12- 12.12

7

«Отважный поступок».

16.12-19.12

8

Контрольный учет программного речевого материала и произносительной стороны речи.

«Товарищи помогли».

23.12- 26.12

3-я четверть

1

Текст «Школьный праздник».

Тема: «Зима»

Пестрый материал

13.01-15.01

15.01

16.01

2

Текст «Хорошо зимой».

Тема: «Школьная елка»

Пестрый материал

20.01-22.01

22.01

23.01

3

Текст «На экскурсии в парке».

Тема: «На вокзале»

Пестрый материал

27.01-29.01

29.01

30.01

4

Текст «Синицы зимой»

03.02-05.02

05.02

06.02

5

Текст «Случай в разведке».

Тема: «На вокзале»

Пестрый материал

10.02-13.02

13.02

14.12

6

«Русский солдат».

Тема: «Школьная библиотека»

Пестрый материал

17. 02-19.02

19.02

20.02

7

«Урок физкультуры»

Тема: «Школьная библиотека»

Пестрый материал

24.02-26.02

26.02

27.02

8

Текст«8 Марта».

Тема: «Школьная библиотека»

Пестрый материал

03.03-06.03

9

«Школа интернат».

Пестрый материал

10.03-12.03

12.03

13.03

10

«Весна идет»

Пестрый материал

17.03- 19.03

19.03

20.03

4-я четверть

II

Речевой материал обиходно-разговорного характера и материал,  связанный с учебной деятельностью

1

Тема: «Игрушки»

Пестрый материал

31.03-02.04

02.04

03.04

2

Тема: «Универмаг»

Пестрый материал

07.04-09.04

09.04

10.04

III

Материал связанный с изучением общеобразовательных дисциплин

3

Тема: « Весна»

Пестрый материал

14.04-16.04

16.04

17.04

4

Тема» «1 Мая»

Пестрый материал

21.04-23.04

23.04

24.04

IV

Тексты. 

5

«На льдине».

Пестрый материал

28.04-30.04

30.04

01.05

6

«Кто больше любит»

Пестрый материал

05.05- 07.05

07.05

08.05

7

Контрольный учет программного речевого материала, тренируемого на слух и произносительных навыков учеников  по итогам второго полугодия

12.05

13.05

13.05

14.05

           15.05

8

Текст: «Зоопарк»

Пестрый материал

19.05-22.05


 

Календарно-тематический план по произношению

*

Голованева Татьяна

Сроки

1.

Работа над голосом;

а) изменение силы голоса в связи со словесным ударением;

б) изменение громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно).

в) изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряженно и отраженно).

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

2.

Работа над дыханием: 

Произношение слитно, на одном выдохе, рядов слогов со структурой согласный гласный;

согласный, гласный, согласный.

Тренировать в произнесении и повторении многосложных слов и слов со стечением согласных

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

4.    

Работа над орфоэпией:

 Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно), а также слов со стечением согласных;

Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно и отраженно, по надстрочному знаку):

В течение года

5.

Работа над фразой:

Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).

В течение года

3-я,4-я четверть

Гонин Данил

1.

Работа над голосом;

а) изменение силы голоса в связи со словесным ударением;

б) изменение громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно).

в) изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряженно и отраженно).

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

2

Работа над дыханием:

Произношение слитно, на одном выдохе, рядов слогов со структурой согласный гласный;

согласный, гласный, согласный.

Тренировать в произнесении и повторении многосложных слов и слов со стечением согласных

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

Работа над орфоэпией:

Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно), а также слов со стечением согласных;

Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно и отраженно, по надстрочному знаку):

В течение года

4

Работа над фразой:

 Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).

В течение года

3-я,4-я четверть

*

Оглы Изабель

1.

Работа над голосом;

а) изменение силы голоса в связи со словесным ударением;

б) изменение громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно).

в) изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряженно и отраженно).

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

Работа над дыханием:

Произношение слитно, на одном выдохе, рядов слогов со структурой согласный гласный;

согласный, гласный, согласный.

Тренировать в произнесении и повторении многосложных слов и слов со стечением согласных

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

Работа над орфоэпией:

Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно), а также слов со стечением согласных;

Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно и отраженно, по надстрочному знаку):

В течение года

Работа над фразой:

 Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).

В течение года

3-я,4-я четверть

Рудоманенко Кристина

3

Работа над голосом;

а) изменение силы голоса в связи со словесным ударением;

б) изменение громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно).

в) изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряженно и отраженно).

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

Работа над дыханием:

Произношение слитно, на одном выдохе, рядов слогов со структурой согласный гласный;

согласный, гласный, согласный.

Тренировать в произнесении и повторении многосложных слов и слов со стечением согласных

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

6

Работа над орфоэпией:

Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно), а также слов со стечением согласных;

Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно и отраженно, по надстрочному знаку):

В течение года

Работа над фразой: 

Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).

В течение года

3-я,4-я четверть

 


Формы и средства учёта и контроля

Обучение учащихся может быть успешным в том случае, если ведётся систематический учёт состояния их знаний. Данные учёта составляют основу для планирования работы, на их основе можно оптимальным образом учесть индивидуальные особенности каждого ученика.

Во втором классе контроль и учёт навыков слухового восприятия и произношения учащихся проводится в форме:

  • педагогического обследования состояния слуховой функции и произносительной стороны речи - проводятся в начале учебного года (результаты проверок фиксируются в протоколах) и в конце учебного года (результаты проверок фиксируются в речевой карте учащегося);
  • контрольных работ по учёту навыков восприятия на слух с индивидуальными  слуховыми аппаратами программного речевого материала – проводятся в конце полугодия;
  •  учет восприятия слоговой структуры слова;
  • учет узнавания односложных слов при зарытом выборе;
  • учет узнавания слов в слитной речи;
  •  учет узнавания односложных слов при закрытом выборе;
  • учет восприятия простых вопросов;
  • учет восприятия незнакомых предложений;
  • учет произносительных навыков обучающихся;
  • учет программного речевого материала, тренируемого на слух;
  • проверки произносительных навыков (промежуточный учёт) – проводится по окончании четверти.
  • проверки уровня восприятия 50 контрольных слов на стабильном  расстояния - проводятся в конце учебного года (результаты проверок фиксируются в протоколах и хранятся в личном деле учащихся).

Учебно-методические средства обучения

Основная литература

1. Пфафенродт А.Н., Кочанова М.Е. Произношение: Учебное пособие для второго класса школы слабослышаших -М.: Просвещение – 1994.

Слезина Н. Ф. Пособие по формированию произношения в 1-2 классах школ слабослышащих. М., 1983.

2. Королевская Т.К.  Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя : в 2 ч. : 1 /Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н.. – М. : Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004.: ил. – (Коррекционная педагогика);

3. Назарова Л.П.  Методика развития слухового восприятия у детей у детей с нарушениями слуха /Под ред. Селиверстова В.И.. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

4. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. -М.: Просвещение – 1981.

Дополнительная литература

    1.Филичева Т. Б., Каше Г. А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М. 1989.

    2. Гаркунова И. Л., Канакина В. П. Картинный словарь для 2 класса. – М. 1989.

    3.Турган Е. П. Играйте все. – М. 1988.

    4. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. 2 часть. -  М. 2004.

    5.Соколенко Н. И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М. 1978.

    6. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. Говори правильно. – М. 2000.

    7.Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ч, Щ. – Ярославль. 1996.

         8. Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж..  

    Ярославль. 1996.

         9. Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Л, ЛЬ. - Ярославль. 1996.

        10. Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р, РЬ. - Ярославль. 1996.

     11.Остапенко В. И. В помощь школьнику. – М. 1988.

     12. Карганова Е. К. Лото на четырёх языках. – М. 1986.

     13. Майорова М. А. Сложи картинку. – М. 1985.

     14. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Логопедическое лото. Подбери и назови. – М. 1982.

     15. Крещановская А.С. Ботаническое лото. Зелёный друг. – М. 1985.

     16. Воронина Е. В. Игра-самоделка. Необычные  цветы. – М. 1983.

          17. Крещановская А.С. Зоологическое лото. – М. 1986.

          18. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в МПК. – М. 1985.

Компьютерные программы

  1. «Видимая речь – 3»
  2. «Игры для Тигры»                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения в 4 классе II отделения

Данный конспект содержит материал по формированию произношения тема "автоматизация звука С в словах" и развитию слухового восприятия по теме  "Правильное питание". Рекомендован для логопедов и су...

Рабочая программа коррекционно - логопедической работы начального общего образования на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа  коррекционно - логопедической работы начального общего образования  на 2014 – 2015 учебный год...

Рабочая программа по обучению грамоте на 2014-2015 учебный год 1 класс по системе РО Занкова Л.В.

Настоящая рабочая программа по обучению грамоте разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с основными положениями Федерального государственного обра...

Рабочая программа по окружающему миру на 2014-2015 учебный год, 1 класс по системе РОЗанкова Л.В.

             Настоящая рабочая программа по окружающему миру разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с о...

Рабочая программа по обучению грамоте, УМК Л.В.Занкова. 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа составлена учителем начальных классов МБОУ СОШ № «Гармония» Борисковской Е.В....