Приложение к рабочей программе по развитию слуха и формированию произношения на 2015 – 2016 учебный год (4 класс)
рабочая программа (4 класс) на тему

Любушкина Людмила Владимировна

4 класс школы слабослышащих

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа - интернат №23»

«Рассмотреноно»

Руководитель МО

________Солошина Н.Н.

Протокол №  

от «     » ____       2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

__________ Беликова Е.Г.

«      »                         2015 г.

«Утверждаю»

Директор  ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа - интернат №23»

__________Годин А.Е.

Приказ № 148

от «     » августа 2015 г.

Приложение

к рабочей программе по развитию слуха и формированию произношения

на 2015 – 2016 учебный год

                                                               4-а класс

                                                                  учитель:  Любушкина                                            

                                                                Людмила  Владимировна                                                                                                           

Пояснительная записка

4класс

Данное приложение к  рабочей программе по «Развитию слуха и формированию произношения» для  слабослышащих учащихся, протезированных  кохлеарным имплантом составлена с учётом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова, а также методических рекомендаций  « Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых». Королева И. В.  (специальная педагогика издательство «КАРО» Санкт- Петербург, 2009г.) Обучение устной речи происходит на слухозрительной и слуховой основе. Навыки произношения совершенствуются в процессе восприятия устной речи.

Предлагаемое приложение к  программе отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов и предназначена для ранооглохших детей, но протезированных кохлеарным имплантом в возрасте шести лет, прошедших начальный и основной этапы развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ и предполагает языковой этап развития  восприятия речи и собственной речи учащихся  с КИ   в третьем классе  начального общего  образовательных (коррекционных) учреждений II вида.

Развитие слуха и формирование устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. Данная программа состоит из двух разделов:

1) развитие слуха;

2) формирование произношения.

Цель программы:

-  развить слуховое восприятие  с КИ до уровня, приближенного к нормальному восприятию, научить их узнавать окружающие звуки,  научить различать и узнавать звуки речи, слова и предложения.

Главные задачи языкового этапа развития в четвертом классе:

- развитие слухоречевой памяти;

- накопление пассивного (импрессивного) словаря;

- накопление активного (экспрессивного) словаря;

          - развитие грамматических представлений;

          - развитие понимания устной речи (на основе накопления словаря и                                  развития грамматических представлений) слухозрительно и на слух;

          - развитие диалогической речи;

           - развитие связной речи;

           - развитие произносительных навыков, управления голосом, речевого дыхания на основе слухового контроля.

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

-Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. Королева И. В.  специальная педагогика,  издательство «КАРО» Санкт- Петербург, 2009г.

 -Дети с нарушениями слуха. И. Королева, П. ЯНН специальная педагогика,  издательство «КАРО» Санкт- Петербург, 2011г

- Королевская Т.К.  Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя : в 2 ч. : 1 /Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н.. – М. : Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004.: ил. – (Коррекционная педагогика);

- Назарова Л.П.  Методика развития слухового восприятия у детей у детей с нарушениями слуха /Под ред. Селиверстова В.И.. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

В программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида внесены изменения в соответствии с программой реабилитации развития слухового восприятия речи и познавательных навыков детей раннего возраста, протезированных кохлеарным имплантом в шестилетнем возрасте,  в соответствии с методическими рекомендациями обучения речи детей с КИ, разработанными в процессе многолетних исследований и  практической работы по реабилитации детей с КИ на базе СПб НИИ уха, горла, носа и речи г. Санкт- Петербурга и учётом результатов индивидуального  обследования обучающихся.

Согласно базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (Приказ Министерства образования Российской Федерации 2002г., №29/2065-п) программа по развитию слухового восприятия  и обучению произношению для учащихся II отделения II и III варианты  рассчитана на 102 часа на каждого учащегося в год (3 часа в неделю).  На работу по восприятию на слух программного речевого материала и формированию произношения отводится  90 часов. 12 часов  используются для проведения обследования:

  • педагогического обследования состояния слуховой функции и произносительной стороны речи          - 6 часов в начале учебного года,

                                                                              - 2,5 часа в конце учебного года;

  • контрольных работ по учету навыков восприятия на слух с индивидуальными  слуховыми аппаратами программного речевого материала                                                    - 2 часа;
  • проверки произносительных навыков (промежуточный учёт)    -  1,5 час.

Основные требования к умениям учащихся

по развитию слуха

Учащиеся к концу IVкласса должны уметь:

  • воспринимать на слух с помощью КИ (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера и относящийся к учебной деятельности учащихся типа: У тебя дома есть телевизор?

Какое время года было? Когда ребята ужинают?

  • воспринимать на слух с КИ тексты (из 10 простых предложений), содержание которых близко опыту детей; 
  • - различение трехсложных слов с одинаковым положением ударного слога при парном сравнении и для их узнавания при закрытом выборе;
  • различение трехсложных слов при парном сравнении и их узнавание при закрытом выборе;
  • различение бытовых фраз при парном сравнении и их узнавание при закрытом выборе;
  • воспринимать простые вопросы;
  • воспринимать незнакомые предложения;

Основные требования к умениям учащихся

по формированию произношении

Учащиеся к концу IV класса должны уметь:

  • Правильное воспроизведение дыхательных пауз при выделении синтагм в процессе чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть.
  • Соблюдение  логического ударения в текстах  заучиваемых наизусть.
  • Соблюдение  подвижности ударения при изменении формы слова (рука – руки).
  • Соблюдение в речи правил орфоэпии (по подражанию учителю и по надстрочному знаку):

          -сочетания сч, зч, жч произносятся как щ (щитать);

          - окончания –тся, -ться произносятся как цца;

-свистящие с, з уподобляются следующим за ним шипящим (шшил,   ижжарил).

  • Соблюдение темпа разговорной речи при произношении фраз. Воспроизведение  всех видов интонации при ведении диалога.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела и тем

Ча-сы учеб-ного вре-мени

Сроки прохождения программы

Приме-

чание

Плани-руемая дата

Факти-ческая дата

Обследование слуха и произношения

1

Обследование произносительной стороны речи

3

3

01.09

02.09

Обследование  употребления правил  орфоэпии в речи

3

1

03.09

04.09

 Обследование темпа речи и интонационной окраски речи

2

04.09

2

Обследование слуха с ЗУА

3

3

08.09

09.09

Обследование слуха  без ЗУА

3

3

10.09

11.09

3

Летние каникулы

3

3

2

15.09

16.09

17.09

Пестрый материал

1

3

17.09

18.09

4

Осень

3

3

2

22.09

23.09

24.09

Пестрый материал

1

    3

24.09

25.09

5

В гости

3

3

2

29.09

30.09

01.10

Пестрый материал

1

3

01.10

02.10

6

Дикие животные

3

3

2

06.10

07.10

08.10

Пестрый материал

1

3

08.10

09.10

7

День рождения

3

3

2

13.10

14.10

15.10

Пестрый материал

1

3

15.10

16.10

8

Оказываем помощь

3

3

2

20.10

21.10

22.10

Обследование произносительной стороны речи по итогам I четверти

1

3

22.10

23.10

II четверть

1

Смелость

3

3

03.11

05.11

Пестрый материал

3

06.11

2

Родина

3

3

2

10.11

11.11

12.11

Пестрый материал

1

    3

12.11

13.11

3

Зимующие птицы

3

3

2

17.11

18.11

19.11

Пестрый материал

1

3

19.11

20.11

4

Забота о птицах

3

3

2

24.11

25.11 26.11

Пестрый материал

1

3

26.11

27.11

5

Зима

3

3

2

01.12

02.12 03.12

Пестрый материал

1

3

03.12

04.12

6

Школьная жизнь

3

3

2

08.12

09.12

10.12

Пестрый материал.

1

3

10.12

11.12

7

Новый год

3

3

2

15.12

16.12

17.12

Пестрый материал

1

3

17.12

18.12

8

Контрольный учет программного речевого материала

3

1  

22.12

23.12

Учет произносительной стороны речи.

2

23.12

Пестрый материал

3

3

24.12

25.12

8,5

Пестрый материал

Праздники (Новый год)

3

3

29.12

30.12

II полугодие (III четверть)

1

Праздники (Рождество Христово

3

14.01

Пестрый материал

   3

15.01

2

Зимние каникулы

3

3

2

19.01

20.01

21.01

Пестрый материал

1

3

21.01

22.01

3

Помощь больным

3

3

2

26.01

27.01

28.01

Пестрый материал

1

3

28.01

29.01

4

Забота о ближних

3

3

2

02.02

03.02

04.02

Пестрый материал

1

3

04.02

05.02

5

Добрые дела

3

3

2

09.02

10.02

11.02

Пестрый материал

1

3

11.02

12.02

6

Забота о животных

3

3

2

16. 02

17.02

18.02

Пестрый материал

1

3

18.02

19.02

7

Защитники Отечества

3

2

24.02

25.02

Пестрый материал

1

3

25.02

26.02

8

Честность

3

3

2

01.03

02.03

03.03

Пестрый материал

1

2

03.03

04.3

9

Профессии

3

3

2

09.03

10.03

11.03

Пестрый материал

1

11.03

10

Дружба

3

3

2

15.03

16.03

17.03

Пестрый материал

1

3

17.03

18.03

Промежуточный  учет произносительных навыков по итогам III четверти

2

22.03

Пестрый материал

1

3

3

3

22.03

23.03

24.03

25.03

IV четверть

1

Весенние каникулы

3

3

2

05.04

06.04

07.04

Пестрый материал

1

3

07.04

08.04

2

Библиотека

3

3

2

12.04

13.04

14.04

Пестрый материал

1

3

14.04

15.04

3

Космос

3

3

2

19.04

20.04

21.04

Пестрый материал

1

3

21.04

22.04

4

Весенние первоцветы

3

3

2

26.04

27.04

28.04

Пестрый материал

1

3

28.04

29.04

5

Перелётные птицы

3

3

2

04.05

05.05

   06.05

Пестрый материал

2

   06.05

6

Великая Победа

3

3

2

10.05

11.05

12.05

Пестрый материал

1

3

12.05

13.05

7

Контрольный учет программного речевого материала, тренируемого на слух .

3

1

17.05

18.05      

Учет уровня восприятия на слух 50-ти контрольных слов

2

2

18.05      

19.05

Учет произносительных навыков учеников  по итогам второго полугодия

1

1

19.05

20.05

Пестрый материал

2

20.05

Календарно-тематический план по произношению

*

Голованева Татьяна

Сроки

1.

Работа над голосом;

- соблюдение логического ударения в текстах, заучиваемых наизусть;

- соблюдение подвижности ударения при изменении формы слова (рука-руки)

В течение года

2-я четверть

2.

Работа над дыханием: 

- правильное воспроизведение дыхательных пауз при выделении синтагм в процессе чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть;

В течение года

4.    

Работа над орфоэпией:

 Соблюдение в речи правил орфоэпии (по подражанию учителю и по надстрочному знаку):

-сочетания сч, зч, жч произносятся как щ (щитать);

- окончания –тся, -ться произносятся как цца;

-свистящие с, з уподобляются следующим за ним шипящим (шшил, ижжарил).

В течение года

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

5.

Работа над фразой:

Соблюдение темпа разговорной речи при произношении фраз.

Воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога.

В течение года

Формы и средства учёта и контроля

Обучение учащихся может быть успешным в том случае, если ведётся систематический учёт состояния их знаний. Данные учёта составляют основу для планирования работы, на их основе можно оптимальным образом учесть индивидуальные особенности каждого ученика.

Во втором классе контроль и учёт навыков слухового восприятия и произношения учащихся проводится в форме:

  • педагогического обследования состояния слуховой функции и произносительной стороны речи - проводятся в начале учебного года (результаты проверок фиксируются в протоколах) и в конце учебного года (результаты проверок фиксируются в речевой карте учащегося);
  • контрольных работ по учёту навыков восприятия на слух с индивидуальными  слуховыми аппаратами программного речевого материала – проводятся в конце полугодия;
  •  учет восприятия слоговой структуры слова;
  • учет узнавания односложных слов при зарытом выборе;
  • учет узнавания слов в слитной речи;
  •  учет узнавания односложных слов при закрытом выборе;
  • учет восприятия простых вопросов;
  • учет восприятия незнакомых предложений;
  • учет произносительных навыков обучающихся;
  • учет программного речевого материала, тренируемого на слух;
  • проверки произносительных навыков (промежуточный учёт) – проводится по окончании четверти.
  • проверки уровня восприятия 50 контрольных слов на стабильном  расстояния - проводятся в конце учебного года (результаты проверок фиксируются в протоколах и хранятся в личном деле учащихся).

Учебно-методические средства обучения

Основная литература

1. Пфафенродт А.Н., Кочанова М.Е. Произношение: Учебное пособие для второго класса школы слабослышаших -М.: Просвещение – 1994.

Слезина Н. Ф. Пособие по формированию произношения в 1-2 классах школ слабослышащих. М., 1983.

2. Королевская Т.К.  Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя : в 2 ч. : 1 /Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н.. – М. : Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004.: ил. – (Коррекционная педагогика);

3. Назарова Л.П.  Методика развития слухового восприятия у детей у детей с нарушениями слуха /Под ред. Селиверстова В.И.. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

4. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. -М.: Просвещение – 1981.

Дополнительная литература

    1.Филичева Т. Б., Каше Г. А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М. 1989.

    2. Гаркунова И. Л., Канакина В. П. Картинный словарь для 2 класса. – М. 1989.

    3.Турган Е. П. Играйте все. – М. 1988.

    4. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. 2 часть. -  М. 2004.

    5.Соколенко Н. И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М. 1978.

    6. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. Говори правильно. – М. 2000.

    7.Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ч, Щ. – Ярославль. 1996.

         8. Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж..  

    Ярославль. 1996.

         9. Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Л, ЛЬ. - Ярославль. 1996.

        10. Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р, РЬ. - Ярославль. 1996.

     11.Остапенко В. И. В помощь школьнику. – М. 1988.

     12. Карганова Е. К. Лото на четырёх языках. – М. 1986.

     13. Майорова М. А. Сложи картинку. – М. 1985.

     14. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Логопедическое лото. Подбери и назови. – М. 1982.

     15. Крещановская А.С. Ботаническое лото. Зелёный друг. – М. 1985.

     16. Воронина Е. В. Игра-самоделка. Необычные  цветы. – М. 1983.

          17. Крещановская А.С. Зоологическое лото. – М. 1986.

          18. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в МПК. – М. 1985.

Компьютерные программы

  1. «Видимая речь – 3»
  2. «Игры для Тигры»                                                                                    

       3.   Мир звуков «Otto»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения в 4 классе II отделения

Данный конспект содержит материал по формированию произношения тема "автоматизация звука С в словах" и развитию слухового восприятия по теме  "Правильное питание". Рекомендован для логопедов и су...

Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год 4 класс

Авторская программа курса "Русский язык" 4 класс Л.Я.Желтовская,Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина.сборник  "Программы общеобразовательных учреждений.Начальная школа.УМК "Планета Знаний"...

Рабочая программа по литературному чтению на 2015-2016 учебный год 4 класс

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4  класса Берендеевской средней общеобразовательной школы  составлена на основе основной общеобразовательной программы начального обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» УМК «Школа России» 2015– 2016 учебный год

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), авторской программы курса «Русский язык» В.П. Ка...