Рабочая программа 4 класс Занков
рабочая программа (4 класс) на тему

Блохина Галина Иннокентьевна

Рабочая программа по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ИЗО, технологии, ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_4k._zankov.rar924.82 КБ

Предварительный просмотр:

п/п

Ч

А

С

ы

Раздел

       Тема

Планируемые предметные  результаты

Планируемая деятельность обучающихся.

С

Р

О

К

и

Примечание

       

1

1

Глава 1 «Волшебная старина»

28час.

(28 часов)

Условные  обозначения в учебнике. Обращение  автора. "Крутим барабан времени". Путешествие во времени с помощью произведений искусства: С.Я. Маршак "И поступь, и голос во времени  тише...", картина М. Шагала "Часы с синим крылом".

Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных задач. Определять жанр литературного произведения, Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения, передавать содержание прочитанного.

Л.

Заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами,

интерес к различным видам художественной деятельности.

П.

Полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст, обобщать сведения. делать выводы.

Р.

Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных задач, вносить коррективы.

02.09

2

1

Древнее  восприятие человеком хода времени через жизнь природы. Пословицы и поговорки о времени и природе. Портрет В.И.Даля  кисти В.Перова.

Эмоционально и осознанно воспринимать  и оценивать содержание поэтического текста, его характер, оттенки  чувств, эмоциональный тон, особенности передачи этого тона, Отличать произведения УНТ от авторских произведений.

П.

Полно воспринимать художественный текст; осуществлять поиск необходимой информации с испоьзованием учебной и справочной литературы.

К.

Сотрудничать с учителем и сверстниками.

Р.

 Вносить необходимые коррективы в свою  деятельность в зависимости от ее результатов.

04.09

3

1

Признаки волшебной сказки Знакомство с народной сказкой "Иван-царевич и серый  волк".

Законы волшебной народной сказки в сказке" Иван-царевич и серый  волк".

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер.

Наблюдать и формулировать черты сходства и различия данной авторской и волшебной народной сказки

Л. Давать оценку своих эмоциональных реакций.

П. Упражнять  в восприятии на слух чтения сказки учителе,

отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеризовать   особенности прослушанного произведения, описание героев.

Р. Вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

07.09

4

1

Художественные особенности волшебной народной сказки в сказке " Иван-царевич и серый  волк"

Анализировать текст, выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении

Наблюдать и формулировать черты сходства и различия данной авторской и народной сказки

П.

Осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей.

К. Работать в группе, читать по ролям. Учитывать коммуникативные позиции собеседников.

Р. Давать характеристику  особенностей прослушанного произведения, определять позиции героев.

09.09

5

1

В.Васнецов  "Иван- царевич на сером волке". Сочинение по картине

 Наблюдать и формулировать черты сходства и различия данной авторской и волшебной народной сказки. Писать небольшие по объему сочинения по картине художника.

П.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; отбирать, систематизировать и фиксировать информацию.  Грамотно выражать свои мысли.

11.09

6

1

Мониторинг метапредметных  универсальных учебных  действий.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного

чтения на основе восприятия данной информации. Осуществлять запись выборочной информации с помощью различных записей.

.Л. Внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к школе,  литературе, интерес к различным видам художественной деятельности.

П. Самостоятельно работать с текстом, осознавать прочитанное.

14.09

7

1

Проникновение элементов конкретного исторического времени  в сказку. Русская народная  сказка "Летучий  корабль".

Осознанно воспринимать различные тексты, наблюдать и формулировать черты сходства и различия данной авторской и волшебной народной сказки.

П. Выделять и формулировать познавательную цель.  Читать, сравнивать, обобщать тексты.

Р. Составлять краткую аннотацию по произведениям. Высказывать  свое отношение к герою.

16.09

8

1

Волшебные помощники в русской народной сказке "Летучий  корабль" 

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер.

Наблюдать и формулировать черты сходства и различия данной авторской и волшебной народной сказки

Характеризовать   особенности прослушанного произведения, описание героев. Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение.

18.09

9

1

Испытания сказочного героя. Русская народная  сказка "Летучий  корабль".

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер.

Анализировать текст: жанровая принадлежность, соответствие сюжетных особенностей жанру волшебной сказки.

Р. Осознавать этапы учебной работы.

П. Выделять события, видеть их последовательность.

К. Передавать свои чувства и эмоции, учитывать позицию собеседника.

21.09

10

1

Язык сказки. Русская народная  сказка "Летучий  корабль". 

Знать содержание сказки, делать анализ. Оценивать  характер его главных героев.

П. Осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей. Выделять события, видеть их последовательность в произведении.

К. Грамотно формулировать вопросы.

23.09

11

1

Пословицы и поговорки о качествах человека: ум, смекалка, доброта, трудолюбие, честность.

Читать доступно и осознанно, использовать различные виды анализа, распознавать особенности построения  фольклорных форм.

Р. Самостоятельно читать задания: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения.

П. Отбирать необходимые источники информации.

К. участвовать в диалоге.

25.09

12

1

Мифы о подвигах Геракла. Скульптурное изображение Геракла

Воспринимать учебную информацию из учебника и в исполнении  учителя..

Ориентироваться в содержании прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию

Л. Освоение личностного смысла учения: выбор дальнейшего образовательного маршрута.

Р. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ.

.П. Самостоятельно делать выводы. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

28.09

13

1

Подвиги Геракла, героя, который постепенно освобождается от власти богов и власти Природы. Образ  Кербера

Воспринимать учебную информацию из учебника и в исполнении  учителя.

Давать характеристику литературному произведению, составлять план.

Р. Формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его    выполнения.

К. Читать вслух и про себя различные тексты учебника. Составлять сложный план.

30.09

14

1

Мотивы мифов, позднее отразившиеся в волшебных сказках

Осознанно воспринимать содержание произведения.

Выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог.

П. Воспринимать текст, обобщать сведения, делать выводы, понимать цель и смысл выполняемых заданий..

Р. Вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

К. Работать в группе.

02.10

15

1

Подвиги русских богатырей. Знакомство с жанром былины. Как Илья из Мурома  богатырём стал".

Определять жанр литературного произведения., называть основную тему. Характеризовать героев произведения

.

П. Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам. Давать характеристику героям. Рассматривать и анализировать репродукцию картин.

К. Участвовать в диалоге.

05.10

16

1

Композиция и особенности языка, красота и своеобразие русской былины." Как Илья из Мурома  богатырём стал" Картина В. Васнецова  "Гусляры".

Осознанно воспринимать содержание былины.

Осознавать отличие этой былины от других: наличие реальных исторических деталей, позволяющих сделать выводы о времени возникновения былины

П. Понимать нравственную содержательность  прочитанного. Пересказывать текст, делать свои суждения, вывод. Анализировать картины художников.

Р. Использовать при выполнении заданий различные средства: ИКТ, справочную литературу.

07..10

17

1

Особенности былинного повествования." Илья -Муромец и Соловей-разбойник", другие русские былины. Черты древней сказки и исторические  особенности в былине.

Осознанно воспринимать содержание былины.

Осознавать отличие этой былины от других: наличие реальных исторических деталей, позволяющих сделать выводы о времени возникновения былины

Р. Принимать и сохранять учебную задачу.

П. Планировать и контролировать этапы своей работы, понимать цель и смысл выполняемых заданий.

К. Учитывать коммуникативные позиции собеседников.

.09.10

18

1

Черты древней сказки и исторические  особенности в былине

Читать тексты , выделять главную мысль прочитанного произведения.

П. Уметь работать с разными видами информации, воспроизводить текст  по использованию алгоритма.  

Р. Вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

12.10

29

1

Особенности былинного повествования. Сравнительный анализ картин художников М.Врубеля "Богатырь" и В.Васнецова "Богатыри"

.Осознанно воспринимать содержание произведения.

Ориентироваться в содержании прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию

П. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного

чтения на основе эмоционального

восприятия.

Р. Строить логическое суждение, использовать речевые средства.

14.10

20

1

 Мотивы былины в художественном произведении А.К.Толстого   "Илья Муромец"

Ориентироваться в содержании прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию. Выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения.

П .

Определять жанр  художественного текста,его тему, главную мысль. Давать характеристику главным героям,

К. Оценивать отношение автора к своему герою

16.10

21

1

Приметы исторического времени в былине "Никита  Кожемяка"

Воспринимать учебную информацию из учебника и в исполнении  учителя.

Ориентироваться в содержании прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию.

Выбирать способы деятельности в коллективной работе

Р. Ставить и решать учебную задачу. П. Коллективно обсуждать прочитанное. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы.

Выделять в тексте эпизоды, сопоставлять их, выявлять их эмоциональную окраску.

К. Выражать свои мысли, строить монологи и участвовать в диалоге.

19.10

22

1

Богатыри разных народов ( по учебнику хрестоматиия)

Воспринимать учебную информацию из различных источников.

Ориентироваться в содержании прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию

П.Выбирать осознанно виды чтения , в зависимости от цели чтения.

Самостоятельно работать с текстом.

Отвечать  на вопросы по содержанию литературного текста. Сопоставлять поступки, высказывания героев с авторским отношением к ним.

21.10

23

1

Жанр бытовой сказки: время возникновения, проблематика Отличие бытовых сказок от волшебных на примере русских народных сказок "Что дальше  слышно", "Как Иван- дурак  дверь стерёг"

Воспринимать учебную информацию из учебника, понимать содержание прочитанного

Характеризовать   особенности прослушанного произведения, описание героев.

П. Обобщать сведения , делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале.

К. Использовать различные речевые средства.

23.10

24

1

Мотивы бытовой сказки в художественном произведении. С.Я.Маршак "Сказка про короля и солдата". Сравнение со сказкой "Кашица из топора"

Воспринимать учебную информацию из учебника и в исполнении  учителя.

Осознанно воспринимать содержание произведения.

Ориентироваться в содержании прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию

Читать по ролям литературные произведения, распознавать особенности его построения .

К. Дать оценку своих эмоциональных реакций.

П. Характеризовать   особенности прослушанного произведения, описание героев.

26.10

25

1

Особенности авторской сказки Г.Х.Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

Осознанно воспринимать содержание произведения.

Ориентироваться в содержании прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию.

Л. Воспринимать художественную литературу, как вид искусства. Р. Воспринимать текст, обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение .

К .Работать в группе.

28..10

26

1

Особенности авторской сказки Г.Х.Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер.

Наблюдать и формулировать черты сходства и различия данной авторской и волшебной народной сказки

Л. Умение прослеживать судьбу литературного героя  и ориентироваться в системе его личностных смыслов.

П. Передавать содержание прочитанного.

Давать характеристику  особенностей прослушанного произведения, описывать  героев. Работать самостоятельно с текстом.

30.10

27

1

Образ стойкого солдатика в произведениях современных писателей.

Осознанно воспринимать и анализировать содержание текста, оценивать его характер, определять  тему.

Р. Ставить и решать учебную задачу.

П Самостоятельно работать с текстом.

Писать отзыв о прочитанном произведении.

11.11

28

1

Сочинение - рассуждение "Кто может совершить подвиг"

Уметь самостоятельно писать сочинение-рассуждение

Выбирать тему, сюжет, писать сочинение-рассуждение.

Выражать свое мнение о герое произведения и его поступках.

.13.11

29

1

Тестовый урок по разделу «Волшебная старина»

Представлять проекты в соответствии с заданиями рубрики "Проверь себя"

Работать с лентой времени

Оценивать результаты  своего творчества и творческих работ одноклассников

Ставить и решать учебную задачу. К. Оценивать результаты  своего творчества и творческих работ одноклассников.

Р. Определять критерии оценивания, давать самооценку.

16.11

30

1

Глава 2

Пленительные напевы.

Понятие «классическая» поэзия. Анализ  портрета

А.С. Пушкина работы

О. Кипренского.

Особенности

художественного мира,

созданного в стихотворении В.А. Жуковского

«Там небеса и воды

ясны!»

Осознанно воспринимать учебную информацию из учебника и в исполнении учителя.

Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства.

П. Читать лирические произведения Воспринимать и осмысливать

живописное полотно, высказывать собственное суждение.

К. Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства.

18.11

31

1

Разные образы родины.

А.С. Пушкин «Москва…

Как много в этом звуке…».

Картина А. Лентулова

«Василий Блаженный»

Ориентироваться в содержании прочитанного,  отвечать на

вопросы по содержанию произведения.

Декламировать стихотворение

или выразительно читать.

 Р. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения.

П. Воспринимать содержание стихотворного текста

Анализировать стихотворение через словесное рисование картин.

К. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

20.11

32

2

Отечественная война

1812 года в стихотворении

М.Ю. Лермонтова

«Бородино».

Давать характеристику литературному произведению. Определять жанр, называть основную тему, находить средства художественной выразительности. Знать историю войны 1812года.

П. Воспринимать на слух в исполнении учителя или  мастеров стихотворные тексты. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного

чтения на основе эмоционального

восприятия.

Декламировать  стихотворения...

К. Высказывать  оценочные

суждения (в соответствии

с нормами речевого этикета).

23.11

33

1

Образ рассказчика

в стихотворении

М.Ю. Лермонтова

«Бородино».

Художественные

Особенности стихотворения.

.Анализировать стихотворение

с позиций:

– образ рассказчика, словесное рисование его портрета, места и

роли, которую он играл в сражении (с обязательным подтверждением своего суждения цитатами);

Осмысливать эстетические и

нравственные ценности художественного текста через более пристальное рассматривание исторических событий, переданных

очевидцем.

Р. Строить устные и письменные высказывания с учетом учебной задачи.

П. Отвечать  на вопросы по содержанию стихотворения, анализировать  образ главного героя, находить  в тексте отражения авторского отношения

к изображаемому.

Объяснять  поэтические образы, выбор слов, используемых в произведении для выражения главной мысли стихотворения.

Выразительно  читать.  

25.11

34

1

Особенности жанра басни (на материале классических басен или басен современных авторов)

Актуализировать знания о басне: басня – древний жанр литературы; басня обличает пороки  человека.

Понимать сатирическую роль

басни.

П. Читать текст, отвечать  на вопросы по содержанию литературного текста.

Находить  части текста,

которые подтверждают  сказанное суждение.

К. Участвовать  в диалоге, высказывать свою точку зрения.

27.11

35

1

Выразительность поэтического образа, созданного Н.А. Некрасовым.

Отрывок из поэмы

«Крестьянские дети»

Анализировать стихотворение

для выявления образа «мужичка

с ноготок», для выявления главной мысли произведения (детали, ритмический рисунок, неторопливый темп чтения, строки, иллюстрирующие этот ритм).

Р. Самостоятельно формулировать задание: планировать алгоритм его выполнения.

П. Ориентироваться в учебнике. Находить и зачитывать  цитаты из текста, подтверждающих или опровергающих высказанное суждение.

Находить  в тексте особенности средств художественной выразительности, которыми автор создает образ «мужичка».

30.11

36

2

Судьба твоего ровесника,

Жившего в XIX веке.

Два мира Ваньки Жукова

(по рассказу  А.П. Чехова

«Ванька»)

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героя, персонажей рассказа. Понимать связь между изображаемым пейзажем и внутренним состоянием героя

П. Характеризовать  особенности прослушанного произведения, описание героя, персонажей. Самостоятельно делать выводы. Представлять информацию на основе сообщений.

К. Сравнивать  свои ответы с ответами одноклассников, отстаивать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

02.12

37

1

Судьба твоего ровесника,

Жившего в XIX веке.

Два мира Ваньки Жукова

(по рассказу   А. П.  Чехова

«Ванька»)

.Ориентироваться в нравственном

содержании прочитанного, понимать сущность поведения героя, персонажей рассказа.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Анализировать образ главного героя: его портрет, имя, поступки.

П. Читать и  полно воспринимать художественный текст

Строить  монологическое

высказывания для выражения своего суждения.

К.. Сравнивать  свои ответы с ответами одноклассников.

Соотносить поступки героя

и персонажей с нравственными нормами, формулирование выводов.

04.12

38

1

Эмоциональный тон

и характер воспоминаний о детстве лирического

героя стихотворения

И.А. Бунина «Детство»

Выразительно читать стихотворение.

Осознанно воспринимать содержание стихотворения, оценивать его характер.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Формулировать главную мысль стихотворения.

П. Передавать в выразительном чтении эмоциональное состояние героя стихотворения, свои эмоции и чувства. Использовать различные средства выразительного чтения: изменение интонации, темпа, тембра, использование пауз.

К. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

07.12

39

1

Сравнительный анализ

картин А. Венецианова

«Жнецы» и В. Маковского

«Свидание»

Сочинение-описание  по картинам.

Рассматривать и воспринимать картины..

Конструировать монологическое

высказывание. Составлять текст-описание по картинам. проявлять интерес к общению на уроке.

 П. Рассматривать, анализировать, сравнивать  картины: сравнивать их

настроение, систему образов.

Анализировать подробности картин и средства передачи смысла. К. Участвовать в диалоге при обсуждении живописных полотен.

09/.12

40

1

Художественный мир

Рассказа Л.Н. Андреева

«Петька на даче» .Композиция,

система  героев

Ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные

фрагменты, составлять свое мнение о чертах характера главного героя иподтверждать свои выводы текстом.

Р. Ставить и решать учебные задачи, вносить необходимые коррективы. Наблюдать , составлять описание изменений во внешности, поведении героя.

П. Строить  монологическое

высказывания для выражения своей мысли.

К. Выражать свое отношение к  автору, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции.

11.12

41

1

Особое восприятие

Реального времени

в стихотворении

Ф.И. Тютчева

«Смотри, как роща

зеленеет...»

Анализировать стихотворение:

– авторское отношение к описываемому; способы создания поэтических

образов: образ леса, деревьев; передача ощущения присутствия; передача звуков, движений; различение средств художественной выразительности, их называние;

– понимание многозначности поэтического слова.

Выразительно читать стихотворение.

П. Наблюдать, анализировать образ, созданного в стихотворении.

Определять  настроения произведения, находить  в

тексте отражения авторского

отношения к изображаемому.

Объяснять  выбор слов, используемых в произведении

для передачи его настроения,

для создания поэтических

образов.

Л. Уважительно относиться к своему народу, принятие ценностей других народов.

14.12

42/43

2

Образ реального мира

в волшебной сказке

Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик

и мышиный король»

(по материалам Хрестоматии или книги из библиотеки)

 

Уметь ориентироваться в тексте большого объема.

Осознавать сходство используемых в тексте сюжетных линий с сюжетными линиями других произведений.

Р.Ставить и решать учебную задачу. Оценивать  свои  эмоциональные реакций.

П.Описывать  особенности поведения героини и персонажей

произведения, перечисление

событий, оценивание их чудесности или реальности.

Формулировать  простые

выводы. Накапливать материал для характеристики героини, подтверждать свое суждение цитатами из текста.

16/18.12.

21.12

П. Передавать с интонацией

чувства героя, авторского и

своего отношения к описываемому персонажу.

Накапливать материал для характеристики героини и других персонажей сказки.

Ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные фрагменты, составлять свое мнение о чертах характера главного героя и подтверждать свои выводы текстом.

Формирование необходимого уровня читательской компетентности.  Овладеть навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Реальное и чудесное

в волшебной сказке

Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик

и мышиный король»

1

44

45

1

Особенности волшебного

мира в авторской сказке

Уметь  ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные фрагменты, составлять свое мнение о чертах характера главного  героя и подтверждать свои выводы

Ориентироваться в нравственном

содержании прочитанного, понимать сущность поведения героя.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

К. Оценивать  свои эмоциональные реакций.

Отвечать  на вопросы по содержанию литературного текста.

П. Осуществлять поиск необходимой информации: отбирать , систематизировать и фиксировать информацию.

Находить  и зачитывать

части текста, которые подтверждают высказанное суждение.

К. грамотно формулировать ответы,сравнивать  свои ответы с ответами одноклассников.

Формулировать  простые

выводы.

Участвовать  в диалоге.

23.12

46

1

Наедине с книгой.

Вставная «Сказка

о твердом  орехе»

Э.Т.А.Гофмана

(по материалам Хрестоматии или книги)

Давать характеристику литературному произведению: народное или авторское , определять жанр, называть тему, находить средства художественной выразительности.Овладеть навыкам осознанного, правильного и выразительного чтения..

Расширять читательский кругозор: знакомить  с миром сказок Гофмана

Р. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения.

П.Уметь на слух воспринимать произведения в исполнении учителя или учеников.

Оценивать  свои эмоциональные реакций.

К.Отвечать  на вопросы по содержанию литературного текста.

Описывать  особенности поведения героя и персонажей произведения, перечисление событий, оценивание их чудесности или реальности.

25.12

47/48

2

Наедине с книгой.

Вставная «Сказка

о твердом  орехе»

Э.Т.А. Гофмана

(по материалам Хрестоматии или книги)

.Расширить читательский кругозор: знакомить  с миром сказок Гофмана

Р. Ставить и решать учебную задачу.

Формулировать  простые

выводы. Определять критерии оценивания, давать самооценку.

П.Ориентироваться в нравственном

содержании прочитанного, понимать сущность поведения героя.

.28/30.12

49

1

М.Я. Бородицкая

«В школу». Мир драмы.

Общее представление о пьесе

(на примере «Двенадцати

месяцев» С.Я. Маршака)

Характеры  героев

и персонажей пьесы

Давать характеристику литературному произведению, определять жанр, называть основную .Уметь ориентироваться в тексте большого объема.

Осознавать сходство сюжетных

линий пьесы с сюжетными линиями других произведений, наблюдать сказочные мотивы.

.П.Определять  особенности

драматического произведения.

Понимать  общее содержания произведения: различение основного и второстепенного плана (действия, события, герои).

К.Воспринимать и  анализировать  ответы учеников, высказывание оценочных суждений.

Участвовать  в диалоге.

13.01

50-51

2

Характеры  героев

и персонажей пьесы. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

Выразительно читать. Анализировать текст пьесы:

– черты сказки, роднящие ее с народной;

– отражение в пьесе мифологических представлений (о смене времен года, о символическом смысле огня, костра, силе и смысле волшебных предметов);

Обсуждать нравственную проблему, формулировать выводы.

Р. Ставить и решать учебную задачу.

Самостоятельно работать с книгой

(учебником, хрестоматией, справочником,

дополнительной литературой);

– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели.

П. Выразительно читать, участвовать  в инсценировании.

Анализировать  текст, уточнять

выводы, сделанных ранее: сказочные мотивы, отражение мифологических представлений в произведениях современных авторов, особенности построения произведения, сюжет, внешность, речь и поступки главной героини и персонажей, языковые средства,

15/18.01

52

1

Сложное чувство единения

со всем миром, понимание,

приятие, любовь по стихотворению

Саши Чёрного «Рождественское»

Знакомить с содержанием текста. Воспринимать учебную и дополнительную информацию о Рождестве из учебника и в исполнении

учителя или учеников.

П. Ориентироваться в тексте большого объема.

Осознавать сходство сюжетных

линий пьесы с сюжетными линиями других произведений, наблюдать.

К. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

20.01

53-54

2

Фантастические

существа с человеческим характерами  в сказке

Т. Янссон  «Ель»

Определять жанр литературного произведения. Знакомить с содержанием текста, оценивать характер.

П.

Работать с учебником. Отбирать систематизировать и фиксировать информацию. .Высказывать  оценочные

суждения (в соответствии

с нормами речевого этикета).

Определять  настроения,

главной мысли произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Работать по заданиям рубрики

«Проверь себя».

К. Уметь оценивать результаты своей работы и работы одноклассников (самооценивание, рефлексия)

Обмениваться  мнениями,

22/25.01

55

1

Как просто сделать чудо самому.

В. Торчинский  «Чудо-мультик»

Выразительно читать Давать характеристику литературному произведению.. Анализировать сюжет, систему образов, идею произведения.

Обсуждать детали повествования,

Л. Уметь прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов.

П. Определять  настроение

главной мысли произведения, находить  в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

К. Работать в паре.

27.01

56

57

1

1

Проверь себя. Раздел: «Пленительные напевы»

Мониторинг метапредметных  универсальных учебных  действий.

Работать по заданиям рубрики

«Проверь себя».

Выражать свое мнение  о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе.

Самостоятельно работать с текстом.

Р. Ставить и решать учебную задачу.

П. Работать с учебником. Воспринимать и различать произведения разных жанров

.Давать оценку своих эмоциональных реакций.

Оценивать свои результаты.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного

чтения на основе восприятия.

текста. Понимать  цель и смысл выполняемых заданий.

29.01

01.02

58

1

2 часть

Глава 3. Огонь волшебного рассказа

Волшебство авторского повествования. Д.Б. Кедрин « Я не знаю, что на свете проще?»

Дать возможность разгадать, в чем состоит волшебство авторского повествования.

Р. Ставить и решать учебную задачу.

П. Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев  литературных произведений;

– понимание моральных норм при оценке поступков героев произведений;

-основы осознания своей семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;

03.02

59

1

Риторический вопрос. В. Торчинский «В лесу автобус ни к чему» Репродукция картины Кузьмы Петрова- Водкина « Утренний натюрморт»

Выяснить, какова речь рассказчика, со своим характером, взглядом, манерой говорить.

Р. Строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

П. Самостоятельно работать с учебником, словарем, репродукциями картин. Выделять события, видеть их последовательность в произведении.

К. Грамотно формулировать вопросы.

05.02

60

1

Особенности авторской

сказки по сравнению

с народной (по произведению П.П. Бажова «Огневушка- Поскакушка»).

Основные мотивы и главная мысль

Уметь ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные

фрагменты, составлять свое мнение о чертах характера главного героя и подтверждать свои выводы текстом.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

П. Понимать общее содержание произведения: различение основного и второстепенного плана (действия, события, герои).

Читать  вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Анализировать  текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, рассказчик, своеобразие его речи).

К. Сравнивать  свои ответы с ответами одноклассников.

08.02

61

1

Общее представление о жанре скакза (по сказу

П.П. Бажова «Огневушка-

Поскакушка»). Особенности

авторского повествования.

Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер.

Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

П. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Находить  части текста,

доказывающих высказанное

суждение. Пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.

К. Сравнивать  свои ответы с ответами одноклассников

10.02

62

1

Особенности композиции

авторских сказок

в отличие от народных

(по сказу П.П. Бажова

«Огневушка- Поскакушка»).

Овладевать навыками осознанного, правильного и  выразительного чтения.

Выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении.

П. Характеризовать особенности произведения.

Ориентироваться в нравственном

содержании прочитанного, понимать сущность поведения героя и других персонажей

Анализировать сюжет (кульминация, развязка) для уточнения идеи сказа.

12.02

63

1

Художественный мир

Стихотворения А.С. Пушкина

«Зимняя дорога».

Особенности рифмовки

Определять жанр литературного произведения, называть основную тему.

П .Выразительно читать. Объяснять  выбор рифм, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов.  

Понимать эстетические ценности

стихотворного текста, высказывать собственное суждение. Пользоваться словарными пояснениями учебника.

15.02

64

1

Художественные

образы в стихотворении

А.С. Пушкина «Зима!..

Крестьянин, торжествуя». Понятие о видах рифмы.

Три вида рифм – три разных образа.

Выразительно читать стихотворения разных авторов по выбору. Эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении. Находить и придумывать рифмы.

Р.Самостоятельно ставить и решать учебную задачу.

П.Анализировать стихотворение:  сюжет, средства выразительности, использованные в нем.

Осмысливать различие близких

по лексическому значению слов.

Самостоятельно работать с книгой:

(учебником,  хрестоматией, справочником,

дополнительной литературой).

17.02

65/66

2

  Мир «детей» и мир

«взрослых». Комическое

и драматическое в рассказе

А.П. Чехова «Белолобый»

 Читать и анализировать прозаический текст с позиций:

– образ волчихи, вызывающий

не страх, а сочувствие, и выявление средств и способов передачи авторского отношения к ней.

.

П .Воспринимать  текст на слух и при самостоятельном чтении

Находить и зачитывать

цитаты из текста в подтверждение или опровержение высказанного суждения.

Сравнивать  свои ответы с ответами одноклассников.

К.Проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе.

19/22.02

67

1

Красота и выразительность

Пушкинского стиха

(по  стихотворению

А.С. Пушкина  «Зимнее

утро»).

Анализировать ранее полученные знания о видах рифм и их возможностях в создании ритма и настроения стихотворения.

Р.Ставить и решать учебную задачу..

П.Анализировать средства выразительности: метафоры, эпитеты, построение стихотворения, деление на строфы, определение настроения каждой отдельной строфы, использование разных способов рифмовки.

Выразительно читать, давать оценку своих действий.

24.02

68

1

Необычное восприятие

мира   в рассказе

А.И. Куприна «Мысли

Сапсана о людях,

животных, предметах

и событиях»

Нравственные уроки

Рассказа А.И. Куприна

«Мысли  Сапсана

о людях, животных,

предметах и событиях».

Картина Б. Кустодиева

«Портрет дочери Ирины

с собакой Шумкой»

Уметь  ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные

фрагменты, составлять свое мнение о чертах характера главного героя и подтверждать свои выводы текстом.

П. Читать, анализировать  текст,

Определять  настроения живописного произведения.

Сравнивать  средства воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства

26.02

69

1

Бережное  отношение

к миру  в шуточной

интерпретации Саши

Чёрного «Что ты

тискаешь утенка?..».

Отмечать юмористический характер текста и в то же время видеть нравственные проблемы, поставленные в нем.

П.Создавать небольшие презентации своей работы. Выразительно читать стихотворения с  интонационной

передачей своего отношения

к  изображенному.

Объяснять  выбор слов, используемых в произведении

для раскрытия нравственного содержания, для создания

комического эффекта.

К. сотрудничать с учителем и сверстниками.

29.02

70

1

Саша Черный  Дневник фокса  Микки.

Знакомить с произведением «Дневник фокса Микки»

Р.Ставить и решать учебную задачу.  П.Уметь рассуждать, читать текст от лица героя. Сочинять «незамысловатые стихи»

02.03

71

1

Саша Чёрный

и его интерпретация

нравственной

проблематики.

Юмор в разговоре

о серьезных проблемах

Работа с Хрестоматией или библиотечный уро

Продолжать знакомить с творчеством Саши Черного.

П.Характеризовать  особенности прослушанного произведения, описание героев.

Находить  части текста,

которые подтверждают высказанное суждение.

Самостоятельно находить нужную информацию.

04.03

72

1

Исцеляющая сила мечты

и любви (по рассказу

А.И. Куприна «Слон»).

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев, их чувств и переживаний по деталям текста.

.

К.Учитывать коммуникативные позиции собеседников;

– принимать участие в коллективных проектах.

П.Понимать  общее содержания произведения: различение основного и второстепенного плана (действия, события, герои).

Анализ текста (сюжет, внешность, речь и поступки героев).

Находить части текста,

доказывающих высказанное

суждение..

07.03

73

1

Мир глазами ребенка.

Взаимопонимание

Взрослых и детей

(по рассказу А.И. Куприна

«Слон»)

Осмыслить правдоподобность

рассказа.

Анализировать поступки героев и персонажей рассказа.

Обсуждать то, чьими глазами читатель смотрит на слона: автора или девочки.

.

П. Анализировать  текст с уточнением причины поступков героев и персонажей рассказа, оценка правдоподобности рассказа.

Различать  точку зрения героя и автора.

Оценивать  свои  эмоциональные реакций.

Находить  части текста,

доказывающих высказанное

суждение.

09.03

74

75

1

Трогательные черты в незатейливом пейзаже. А. Саврасов. «Грачи прилетели»

Анализ сочинений.

Необычный взгляд

на мир. Стихотворение

Н.Н. Асеева «Февраль»

Анализировать поэтические образы стихотворения, их необычность, дерзость.

Анализировать средства художественной выразительности: метафоры, эпитеты, звукопись.

Осмысливать образы зрительные, звуковые.

Воспринимать оттенки чувств

в поэтическом произведении,

многообразие способов выражения авторского отношения.

П.Определять  настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Анализировать  поэтические образы стихотворения.. Готовиться  к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических.

11.03

14.03

76

1

Мир семьи, истоки

душевной открытости

в рассказе Ю.Я. Яковлева «Мама».

Воспринимать содержание текста и оценивать его характер.

Ориентироваться в нравственном

содержании прочитанного.

П .Ориентироваться в содержании прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

16.03

77

1

Сочинение-  рассуждение

«Родина начинается

с семьи»

Составлять и писать небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

.П. участвовать в оценке результатов действия.

18.03

78

79

1

1

Искусство – мир

сокровенных чувств,

Впечатлений ,переживаний.

Картины П.  Филонова

«Семья  крестьянина»,

А. Матисса «Семейный

портрет», стихотворение

В.Д. Берестова  «Семейная

фотография»

Анализировать подробности картины и средства передачи ее  смысла. поэтические образы.

Осознавать точность и важность каждого поэтического слова.

П.Определять  настроения произведения, находить  в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Делать

анализ поэтических образов

стихотворения.

21.03

23.03

80

1

Урок по материалам. Хрестоматии или

библиотечный урок.

Рассказы о настоящих

друзьях:

Л.А. Кассиль «Кондуит и

Швамбрания»,А.П. Гайдар

«Тимур и его команда»,

Л. Пантелеев «Честное

слово», В.Гюго «Гаврош»

Воспринимать содержание отрывков из произведений

писателей XIX и XX века о взаимопомощи, любви и поддержке,

о настоящих друзьях (по выбору учителя).

П.Ориентироваться в содержании

прочитанного, уметь отвечать на

вопросы по содержанию произведения.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Знакомиться с выставкой книг, с

читательскими отзывами на книги.

Осуществлять целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений

25.03

81

1

 « Не место красит человека, а человек место» Лирический

Герой В.Д. Берестова в стихотворении «Разлука» Разнообразие

интонации в рассказе

В.Ю. Драгунского

«Сверху вниз, наискосок»

Осознанно воспринимать содержание стихотворного текста.

Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его  юмористический характер.

Исследовать, что же делает эпизод смешным.

Формулировать законы  смешного.

.П. Определять  настроения произведения, нахождение в

тексте отражения авторского

отношения к изображаемому. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

П. Воспринимать  юмор, иронию

в литературе.

Отвечать  на вопросы по содержанию литературного текста.

.Формулировать  простые

выводы.

Сравнивать  свои ответы с ответами одноклассников.

К. Участвовать  в диалоге.

П. Воспринимать  юмор, иронию

в литературе.

Отвечать  на вопросы по содержанию литературного текста.

.Формулировать  простые

выводы.

Сравнивать  свои ответы с ответами одноклассников.

К. Участвовать  в диалоге.

06.04

82

1

Разнообразие

интонации в рассказе

В.Ю. Драгунского

«Сверху вниз, наискосок»

Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его  юмористический характер.

Исследовать, что же делает эпизод смешным.

Формулировать законы  смешного.

08.04

83

84

2

Твои  сверстники, читатель..

Знакомство с произведением

М. Твена «Приключения Тома

Сойера» или «Приключения  Гекльберри Финна»

Осознанно воспринимать содержание отрывка из произведения М. Твена.

Ориентироваться в содержании

прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.

П. Определять  настроения произведения, нахождение  в

тексте  отражения авторского

отношения к  изображаемому. Осуществлять целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений  К. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

11.04

13.04

85

1

Юмористический  рассказ  Н.Н. Носова  «Федина   задача»

Мальчишки и девчонки.

Юмористические

Рассказы Н.Н. Носова,

И.М. Пивоваровой,

В.В. Голявкина.

Работа с аннотацией на примере юмористических

рассказов (по материалам

Хрестоматии)

Знакомиться  с творчеством Н.Носова.(восприятие юмора, иронии в литературе.)

Р. Принимать и  сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения.

П.Овладевать навыками  осознанного, правильного и выразительного тения.

Уточнять законы  смешного: оказались ли они универсальными.

Находить  част текста,

которые подтверждают высказанное суждение.

К. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

15.04

86

1

«Проверь   себя» по разделу

«Огонь волшебного рассказа»

Работать по заданиям рубрики

«Проверь себя».

Уметь оценивать результаты своей работы и работы одноклассников (самооценивание, рефлексия)

Р. Ставить и решать учебные задачи.

П. Самостоятельно  выполнять  задания. Проверять, систематизировать и фиксировать информацию.

К. Обмениваться  мнениями.

Обсуждать  высказанные суждения.

18.04

87

1

Развитие речи. Сочинение «Страница моего дневника»

Писать самостоятельно небольшие по объему сочинения  на основе своих наблюдений.

П. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Планировать и контролировать этапы своей работы. Осуществлять целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений. Способность к самооценке  на основе критериев успешности учебной деятельности.

20.04

88

1

Глава 4. "Всё, что сердцу мило"(40 часов)

Тайны поэзии. А.Фет "Это утро, радость эта..."

.Анализировать средства художественной выразительности, использованные поэтом в произведении А.Фета.

Р. Выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

П. Анализировать  поэтические образы стихотворения.

Осуществлять поиск в тексте известных средств художественной выразительности. Выразительно читать.

22.04

89

1

Образ весны и ручья в стихотворении Н.Н. Матвеевой "В лощинах снег..."

Осознанно воспринимать стихотворный текст. Выражать отношение к описываемому- собственное и авторское.

П.. Выразительно читать. Анализировать стихотворение с позиций:

-авторское отношение к описываемому;

-способы создания поэтических образов;

-обнаружение и различение средств художественной выразительности;

-понимание многозначности поэтического слова. Выразительно читать.

25.04

90\91

1

1

Мир авторской сказки С.Г.Козлова "Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды"

Сосредоточенность на эмоциональном состоянии героя. С.Г.Козлов "Лисичка"

Правда чувств в поэтических сказках С.Г.Козлова (по материалам хрестоматии или библиотечный урок)

Знакомиться с творчеством С.Г.Козлова.Выбирать способы действий в коллективной, групповой работе; осуществлять рефлексию.

 П. Читать текст,  анализировать, уточнять представления об особенностях авторских сказок С.Г. Козлова.

Р. Формулировать устные и письменные высказывания с учетом учебной задачи.

К. Работать в группе.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Адекватно использовать речевые средства. Учитывать  разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

27.04

29.04

92

1

Секреты творчества. По стихотворению К.Д.Бальмонта "Как я пишу стихи" и картине М.Шагала"Над городом"

Воспринимать содержание текста К.Бальмонта.

Анализировать стихотворный текст :

сюжет, средства  художественной выразительности

Р .Строить устное высказывание с учетом учебной задачи.

П.Находить  части текста, которые подтверждают, обосновывают  высказанное суждение, нахождение в тексте ответов на вопросы.

Участвовать в диалоге

04.05

Выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений, которыми поэт делится с читателями

Выразительно читать стихотворение

 К.Д. Бальмонта.

Ориентироваться в тексте. Эмоционально и осознанно воспринимать и оценивать содержание  поэтического текста, его характер, эмоциональный тон, особенности передачи этого тона.

 Л.Умение прослеживать судьбу литературного героя.

П.Обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнение на различном текстовом материале.

93

1

Урок- поэзии: читаем  хокку

Эмоционально и осознанно воспринимать хокку.

Осмысливать оттенки чувств  в поэтическом произведении.

Осознавать особенности построения стихотворения.

Конструировать монологическое высказывание на тему, раскрытую в стихотворении

П.Самостоятельно работать с текстом, отвечать  на вопросы по содержанию литературного текста, участвовать  в диалоге.

Понимать цель и смысл выполняемых заданий.Давать оценку своих эмоциональных реакций.

06.05

94

1

Необычный герой и необычный мир в художественном произведении: Ю.И.Коваль "Писатель- путешественник"

Портрет творческого человека.

Ю.И.Коваль "Писатель- путешественник" ( по материалам  Хрестоматии или по выбору учителя)

. Формировать умение ориентироваться в тексте: находить , зачитывать и пересказывать нужные фрагменты, составлять своё мнение о чертах характера главного героя и подтверждать свои выводы с текстом.

  Осознанно воспринимать содержание отрывков из произведения Ю.И.Коваля.

Ориентироваться  в содержании прочитанного

П.–Наблюдать, что искусство и литература – значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир;

– ориентации в системе личностных   смыслов;

– понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви.

Отвечать  на вопросы по содержанию литературного текста, находить  части текста ,доказывающих высказанное суждение. Л. Проявлять интерес к различным видам художественной деятельности.

П. Работать с текстом, наблюдать , высказывать свою точку зрения.

Формулировать простые выводы

11.05

95

1

Сложное чувство одиночества, душевного непокоя,  творческого порыва в стихотворении М.Ю.Лермонтова  "Парус"

Анализировать стихотворение:

- образы - зрительные, слуховые;

-способы создания поэтических образов: парусника, моря, ветра;

- различение средств художественной выразительности;

- понимание многозначности поэтического слова.

Л. Понять и осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества.

П. Анализировать  образы, созданных в стихотворении.

Сравнивать  стихотворения  разных авторов, посвящённых одной теме.

.К. Работать в группе, создавая инсценировки по произведению или на основе личного опыта. Принимать участие в коллективных проектах.

13.05

96

1

Система образов в рассказе В.П.Крапивина "Старый дом". Рождение творческого взгляда на мир Романтический мир современного подростка.

Кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказывании.

П.Анализировать поэтические образы в прозаическом тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Различать отношение автора

к описываемому, выраженное в

отборе выразительных средств.

16.04

Поэтические вдохновения .

Е.А Баратынский «Чудный град»,

А.А.Фет. «Воздушный город»

Знакомить с творчеством Е.А.Баратынского.

П. Работать с текстом, находить нужную информацию. Сравнивать , обобщать.

К. Сотрудничать с учителем и сверстниками, грамотно формулировать вопросы.

18.05

96

1

Строим воздушные замки ( по стихотворениям  Б.В.Заходера «Воздушные з Образ времени в скульптурах Сальвадора Дали. «Постоянство памяти, Профиль времени замки»

Читать правильно и выразительно целыми словами, давать характеристику литературному произведению.

Декламировать(читать наизусть)стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями. Рисовать словесные картины с целью осознания точности и важности

П.Анализировать стихотворение с позиций:

-авторское отношение к описываемому;

-способы создания поэтических образов;

-обнаружение и различение средств художественной выразительности;

-понимание многозначности поэтического слова

Высказывать оценочные суждения..

Осуществлять самоконтроль и самопроверку, участвовать в оценке результатов деятельности.

18.05

97

1

Авторская сказка-повети С.Л.Прокофьевой "Лоскутик и Облако". Проблематика и основное содержание

Изобразительно-выразительные

Средства  в авторской сказке- повести С.Л.Прокофьевой "Лоскутик и Облако"

Домысливание сюжета, развитие  характеров героев.

Уточнять представления об особенностях авторских сказок Знакомиться с выставкой книг, сравнивать книги одинакового содержания, но разного художественного оформления.

Осознанно воспринимать содержание  текста и оценивать  его характер.

Формировать умение ориентироваться  в тексте большого объёма.

 Л.Осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения.

П. Читать, формулировать простые выводы. Анализировать  текст сказки (сюжет, знакомые герои, языковые средства), отвечать  на вопросы по содержанию литературного текста, участвовать  диалоге.

20.05

98

1

Мир сказок  С.Л.Прокофьевой. Знакомство с отрывками из сказок "Жёлтый чемоданчик", "Волшебник Алёша". Библиотечный урок

Овладевать навыками осознанного, правильного , свободного и беглого чтения Составлять несложные монологические высказывания о произведении.

Упражнять  в восприятии  текста на слух и при самостоятельном чтении.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, находить части текста ,доказывающих высказанное суждение.

23.05

99

1

Жизненное кредо: Н.Н.Матвеева "Я мечтала о морях и кораллах...", картина А. Матисса "Красные рыбы"

Название картины и настроение художника. В. Д.Поленов  «Московский дворик»

Знакомить с творчеством Н.Н.Матвеевой.

Участвовать в обсуждении картины.

Определять жанр произведения, называть основную тему, находить средства художественной выразительности.

 П .Работать с текстом, делать анализ. Определять  настроения живописного произведения.

.Конструировать  письменно высказывания.

К. Участвовать в диалоге.

П.Определение настроения живописного произведения.

Понимание того, что хотел выразить художник, используя средства изобразительного  искусства, анализ  этих средств.

Конструирование письменного высказывании.

25.04

Взгляд в будущее. А. И. Мошковский  «Пятеро в звездолете»

Сочинение "Город будущего"

Размышления об истории, о времени и о себе ( на материале притчи  Ф.Д.Кривина "Часы, минуты, секунды").

Знакомить с произведением. Определять  настроения живописного текста. Порассуждать-что значит «двигаться дальше»

П Писать  небольшие по содержанию сочинения.

Размышлять, отвечать  на вопросы по содержанию литературного текста, находить  части текста ,доказывающих высказанное суждение

100

1

Итоговый урок по разделу «Все, что сердцу мило» Учимся создавать проекты. «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Обобщить знания ребят по изученным темам программы. Осознанно воспринимать  содержание различных видов текстов, определять главную мысль произведения. Делать анализ различных текстов. Задачи проекта: формирование читательского интереса к творчеству А.С. Пушкина.

Р.Принимать и сохранять учебную задачу.

Л. Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения. Проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий. П.Использовать различные речевые средства, средства и инструменты  ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений. Самостоятельно работать с книгой, справочной литературой, ИКТ. Осуществлять контроль своих действий. Принимать участие в создании проекта.

30.05

101/102

1

Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.

Работать самостоятельно с текстом. Выявить уровень освоения  предметных и  метапредметных  умений и способов действий: осознанного чтения, умения работать с разными видами информации, принимать и выполнять различные учебные задачи.

Л. Понимание личного отношение к выполняемой работе.

П. Самостоятельно работать с литературой. Осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели. Осуществлять контроль своих действий. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

18./20.05

                                                                                       

                                                                    Планируемые результаты.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Учащийся научится (у учащегося будет сформировано):

Учащийся получит возможность научиться

(получит возможность для формирования):

Личностные: 

 – заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;

– интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средство самовыражения;

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев  литературных произведений;

– понимание моральных норм при оценке поступков героев произведений;

– основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;

– основы осознания своей семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;

– чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;

– основы для принятия культурных традиций своей страны;

– общее представление о мире профессий, их

значении и содержании

Регулятивные:

– выполнять учебные действия в устной,

письменной речи и во внутреннем плане;

– осознавать этапы организации учебной работы;

– принимать и сохранять учебную задачу,

планировать ее реализацию и способы выполнения;

– строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;

– вносить необходимые коррективы в свою

деятельность в зависимости от ее результатов.

Познавательные:

 – полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст;

– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнение на различном текстовом материале;

– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;

– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;

– использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;

– учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;

– сотрудничать с учителем и сверстниками;

– грамотно формулировать вопросы;

– используя опыт эмпатийного    восприятия

чувств героя произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;

– принимать участие в коллективных проектах.

Личностные: 

– осознания нравственно-эстетической

проблематики литературного произведения;

– умения прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе

его личностных смыслов;

– потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития, интереса к литературе и другим видам искусства;

– осознания, что искусство и литература – значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир;

– ориентации в системе личностных   смыслов;

– понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви;

– способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества.

Регулятивные:

– самостоятельно работать с книгой

(учебником, хрестоматией, справочником,

дополнительной литературой);

– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;

– проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;

– осуществлять контроль своих действий,

корректировать их с учетом поставленных задач;

– осуществлять рефлексию и самооценку,

адекватно оценивать свои действия и

действия окружающих.

 Познавательные: 

устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов,

между выразительными средствами разных видов искусства;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в том числе в подготовке сообщений;

– соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей

Коммуникативные:

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;

– открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;

– проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;

– адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;

– использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Наименование  объектов и средств   материально-

технического  обеспечения

К

Примечания

Библиотечный   фонд (книгопечатная продукция):

1.Учебно-методический комплект (УМК) для 4-го класса  по системе Л.В.Занкова (программа, учебники,  дидактические материалы):

Учебник Литературное чтение. 4 класс. В.Ю.Свиридова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013. Рекомендован Министерством образования и науки РФ

Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс. В.Ю.Свиридова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации

2.Примерная программа начального общего образования по литературному чтению

К

Д

Библиотечный фонд комплектуется  на основе  федерального перечня учебников,  рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ

Печатные  пособия

1. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с  примерной программой по литературному чтению

Наименование  объектов и средств материально-технического  обеспечения

1.Детские книги разных типов из круга детского чтения.

2. Портреты поэтов и писателей.

        

Д

Д

Д

Многоразового использования

Технические  средства  обучения

1.Классная доска  с набором приспособлений для крепления таблиц.

2.Интерактивная доска

3.Компьютер

4.Мультимедийный проектор.

Д

Д

Д

Д

Экранно- звуковые пособия

1. Аудиозаписи художественного исполнения  изучаемых произведений.

2. Волшебный мир картины: Иллюстративный  материал (компакт-диск- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. Рекомендован  Министерством образования и науки Российской Федерации)

Д

Д

Оборудование класса

1.Ученические столы с комплектом стульев.

2.Стол учительский.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических  материалов, пособий

К

Д

Д

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс,

 система Занкова Л.В.

Автор учебника СвиридоваВ.Ю.

  1. Пояснительная записка

Программа предмета «Литературное чтение» для начальной школы разработана в контексте системы Л.В. Занкова, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, совершенствование их познавательных способностей, развитие эмоционально-волевых и нравственных качеств, на основе требований новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

- воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно - эстетическое воспитание и развитие у учащихся способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста, а также воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этих целей.

Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Ребенок учится соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным.

Для реализации принципа системно-деятельностного подхода к обучению выстроена система нравственного воспитания, прежде всего, с опорой на интеллектуальные, волевые, эмоциональные, психические сферы личности учащихся, на активизацию в процессе учебной деятельности их творческих задатков и работы воображения. Одновременно происходит осмысление главных особенностей русского национального характера: патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма, совестливости, терпимости, толерантности и др.

Педагогически этот процесс развивается в логике «от слова к делу»:

1. Первоначальные представления о нравственной норме.

2. Осмысление ее.

3. Эмоциональное принятие.

4. Воплощение в слове (вербальный уровень).

5. Воплощение в поступке (социальный уровень).

Освоение последнего уровня невозможно только в рамках урока, когда ученики сидят за партами. Отсюда - необходимость выхода во внеклассную и даже внешкольную деятельность. На этом уровне самой продуктивной в деле воспитания и нравственного развития ребенка является организация проектной деятельности.

Очень важно, что в процессе этой деятельности происходит интенсивное общее и гуманитарное развитие ребенка. Кроме того, формируются эстетические ценности и вкус ребенка, что особенно важно сегодня, в период безыдейности и безвкусия, льющихся мутным потоком в души наших детей с телеэкранов и из СМИ.

             

  2. Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы В.Ю. Свиридовой, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/ сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011).

Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.

Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.

Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.

Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.

В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.

Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:

1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;

2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;

3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;

4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;

5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).

Поясним, как отбор и структурирование содержания курса литературного чтения и организация работы с этим содержанием способствуют решению поставленных задач.

Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.

Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.

Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.

Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).

Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.

3. Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

Предмет литературное чтение входит в предметную область «Филология».

На предмет «Литературное чтение» для 4 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 136 часов (4 часа в неделю; 34 учебных недели).

         4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическим и нормами.

Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.

Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...


 

Комментарии

Блохина Галина Иннокентьевна

фаст-фуд-еда или беда