Рабочая программа по ИЗО, 4 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Власова Вероника Михайловна

Рабочая программа по ИЗО, 4 класс, УМК "Начальная школа 21 века" с учетом ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка…………………………………..…..с. 3-4

2.

Общая характеристика учебного предмета……………..…..с. 5-9

3.

Место учебного предмета в учебном плане……………..……с. 10

4.

Результаты изучения учебного предмета………………………………………………………с. 10-12

5.

Содержание учебного предмета……………………….…..с. 12-15

6.

Тематическое планирование……………………………….с. 16-28

7.

Описание учебно-методического и материально-

технического обеспечения образовательного процесса…………………………………………………….. с. 29-30

8.

Планируемые результаты изучения учебного предмета……………………………………………….……с. 31-33

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана для обучающихся 4 Д класса  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования и примерной авторской программы " ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»  Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская  (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и  доп. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014) с учетом  межпредметных и внутрипредметных связей, логики  учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства.

    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011»Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
  • Примерные программы начального общего образования: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е.С.Савинов/М., «Просвещение», 2010 г.
  • Учебный план МБОУ «СШ №40» на 2015-2016 учебный год;
  • Локальный акт МБОУ «СШ №40» «Об утверждении структуры рабочей программы»

Цели и задачи учебного курса

Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности,, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения   к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности проявления себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпочтений;
  • развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
  • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.

Состав участников программы

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана с учетом обучающихся   4 «Д» классе в количестве 25 человек  с высокой и  средней степенью мотивации к процессу обучения. Учащиеся по итогам 3 класса показали достаточный  уровень развития умения воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; умения использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов. Учащиеся по итогам 3 класса имеют: 64%(16 чел) -высокий уровень, 36 %( 9 чел) -уровень выше среднего овладения предметными умениями и навыками.

Особенности организации учебного процесса: формы, методы, средства обучения

Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей.

Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.  

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Изобразительное искусство» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-презентации, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки-путешествия, комбинированные уроки, урок – выставка.

На уроках изобразительного искусства используют методы обучения: наглядный, словесный, практический, информативно – рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический, метод проблемного изложения материала. В основе организации урока должны быть деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные, метод проектов и прочие формы и методы обучения, отвечающие за самостоятельную организацию труда со стороны ученика.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на уроках художественные работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей.

2.Общая характеристика учебного предмета

Особенности содержания обучения изобразительному искусству

В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами. Программа полихудожественного развития учащихся опирается на следующие принципы (по Б.П. Юсову).

Духовное возвышение ребёнка. Важно воспитывать у детей духовные потребности и интересы; развивать возвышенные чувства, возникающие при восприятии произведений искусства и творческих достижений художественной культуры; развивать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира.

Действие, радость, увлечение школьников работой. Художественное творчество должно вызывать у детей чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать своё мнение, творчески и неординарно мыслить.

Живое общение с искусством. Необходимо приобщать детей к художественному слову, живой музыке, знакомить с оригиналами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей, в том числе создаваться их собственными силами, их руками.

Освоение разнообразных сторон жизни (природа, животные, архитектура, произведения искусства). Важно дать детям представление о многообразии мира, показать связь природных условий, в которых живут разные народы, с их жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством.

Опора в обучении на региональный компонент. Выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя творческие задания, педагогу следует учитывать особенности того региона, в котором живут учащиеся, — географические, национальные, культурно-исторические.

Реализация полихудожественного,  интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий развивают у школьников интерес к искусству, обогащают их эмоциональный опыт. Родство разных видов искусства помогает учащимся лучше прочувствовать и понять художественное явление, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ.

Сенсорное насыщение представлений и действий детей. Детские представления нередко односторонни и разрозненны, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют прочувствовать и сделать. Ведь ребёнок в первую очередь чувствует. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность должны дать учащимся возможность научиться воспринимать действительность во всей полноте с помощью разных чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.

Раскрытие разных сторон искусства. Любая творческая Деятельность включает три составляющие. Исполнительская(техническая) — основана на многократном повторении, отточенной технике. Творческая (образная) — требует выразительности, индивидуальности, одухотворения, фантазии, внимания и наблюдательности. Самостоятельная жизнь произведения искусства — существование художественного произведения в конкретной среде: в музее, на выставке, в мастерской, в административном и жилом здании.

Активное творчество учащихся. Развитие творческих способностей у ребёнка происходит только при его активной художественной деятельности. На это направлены предлагаемые в программе задания, основанные на социоигровых методах работы (художественных действиях с формой, пространством, цветом, звуком, словом), при условии сотворчества учителя и учащихся.

Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у школьников способности художественно-образного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных творческих работах.

Искусство в школе выступает условием и механизмом познания мира детьми в процессе активного творчества. Содержание художественного образования в школе должно опираться на возрастные и психические особенности младших школьников, на присущие возрасту формы мышления: художественно-образные, художественно-действенные, логические.

        Методическая основа преподавания предмета «Изобразительное искусство»:

  • опора на практическую деятельность ребёнка и возвышение её до уровня творчества;
  • подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребёнка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
  • активизация проектных форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития.

        Интегрированный подход в художественном образовании младших школьников предоставляет учителю свободу творческого поиска, самостоятельность в раскрытии темы, постановке задач, выстраивании учебного материала, выборе художественных средств и форм работы с детьми. Предлагаемые в программе примерные задания ориентируют педагога на разработку своих учебно-творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы дают педагогу возможность увеличивать количество часов на предмет «Изобразительное искусство» исходя из возможностей и специфики школы (например, в школах с углублённым изучением образовательной области «Искусство») и индивидуальных особенностей учащихся.

Обучение эффективно только в том случае, если дети увлечены работой, если оно доставляет им радость. Уроки изобразительного искусства следует выстраивать таким образом, чтобы вызвать у школьников желание заниматься творческой деятельностью, познавать мир в художественно-образной форме.

Содержательные линии

В программе представлены три содержательные линии художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно- творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.

    Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно - образного мышления — вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) — общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный  полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.

        Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.

Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.

Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).

Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).

Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.

Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.

Основой педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции * взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

На четвертом году обучения произойдет обогащение знаний учащихся об освоении каждым народом своего природного ландшафта (региональный компонент), формирование понятий и представлений о культуре народа (географические условия; особенности труда обычаев, народного искусства, традиционной архитектуры; национальный дизайн, эстета вещей); закладываются основы проектного мышления.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Развитие пространственного ощущения мира: быт, одежда, архитектура, праздники, Природа, пространство и среда народного искусства. Зависимость народного искусства от национальных традиций, природных условий региона.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Знакомство с разнообразием форм народного искусства и их зависимостью, от природных, условий и др. Взаимосвязь цвета, пластики, символики и формы в народной игрушке.

Развитие представлений о цвете в окружающем предметном мире и мире искусства. Цвет в искусстве народной игрушки.

Освоение композиционных задач в искусстве. Своеобразие композиции в народном искусстве (одежда, быт, жильё).        

Использование на занятиях ИКТ способствует становлению мировоззрения учащихся, воспитанию у них нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывает уважение к другим национальностям. Задания по ИКТ в данном возрасте направлены на развитие наблюдательности, любознательности, интереса к природным объектам. Разнообразие видов компьютерной графики в творческой деятельности детей способствует расширению их творческой самостоятельности, активному и продуктивному общению по поводу искусства; дает возможность включать в процесс обучения исследовательские задания и проектные формы работы, что развивает способность аргументированной защиты своей точки зрения, формирует умение слушать собеседника. Поиск и работа с информацией, полученной в Интернете, расширяет спектр общеобразовательных понятий, знаний из различных областей наук и является активным средством самосовершенствования.

Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.

Формируемые компетенции

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Уникальность и значимость курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка,  формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Изучение изобразительного искусства располагает возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществоведение, русский язык и литература, технология и др.)

Описание ценностных ориентиров содержания курса изо

Ценность жизни – признание человеческой жизни  и существования живого в природе в  целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность  природы  основывается  на  общечеловеческой  ценности  жизни,  на  осознании  себя  частью  природного  мира  - частью  живой  и  неживой  природы.  Любовь  к  природе  означает  прежде  всего  бережное  отношение  к  ней  как  к  среде  обитания  и  выживания  человека,  а  также  переживание   чувства   красоты,   гармонии,   её   совершенства,   сохранение   и   приумножение   её  богатства.

Ценность      человека     как    разумного     существа,    стремящегося      к   добру     и  самосовершенствованию,   важность   и   необходимость   соблюдения   здорового   образа   жизни   в  единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность  добра  –    направленность  человека  на  развитие  и  сохранение  жизни,  через  сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность  истины  –  это  ценность  научного  познания  как  части  культуры  человечества,  разума, понимания сущности бытия, мироздания.  

Ценность  семьи  как  первой  и  самой  значимой  для  развития  ребёнка  социальной  и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния  нормального человеческого существования.  

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы,  естественно  ограниченной  нормами,  правилами,  законами  общества,  членом  которого  всегда  по всей социальной сути является человек.

Ценность  социальной  солидарности  как  признание  прав  и  свобод  человека,  обладание  чувствами  справедливости,  милосердия,  чести,  достоинства  по  отношению  к  себе  и  к  другим  людям.  

Ценность  гражданственности  –  осознание  человеком  себя  как  члена  общества,  народа,  представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся  в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.  

       Ценность  человечества  -  осознание  человеком  себя  как  части  мирового  сообщества,  для  существования  и  прогресса  которого  необходимы  мир,  сотрудничество  народов  и  уважение  к  многообразию их культур.

    

3.Место предмета в базисном учебном плане

Учебный предмет "Изобразительное искусство"  входит в образовательную область "Искусство".

Согласно Федеральному базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на реализацию программы по изобразительному искусству в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 4 классе   34 часа в год  (34  учебные недели  по  1  часу  в  неделю), из  них: 16  часов – на  первое  полугодие ,    18  часов  на  второе  полугодие   

Всего на изучение курса "Изобразительное искусство" с 1 по 4 класс отводится 135 часов.

4.Результаты изучения учебного предмета

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству.

У четвероклассника продолжится:

  • формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;

  • формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии;
  • развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей;
  • воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Метапредметные  результаты освоения программы по изобразительному искусству.

У четвероклассника продолжится:

  • процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
  • развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходя-

щее        в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритмов жизни и в природе;

  • развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
  • активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение;
  • накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
  • формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;
  • развитие пространственного восприятия мира; формирование понятая о природном пространстве и среде разных народов;
  • развитие интереса к искусству разных стран и народов;
  • становление понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
  • освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
  • формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия Произведений профессионального и народного искусства;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
  • формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству.

У  четвероклассника продолжится:

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
  • развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах;
  • развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;
  • воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения;
  • формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовые фантазии, формы, объемы, ритмы, композиционные решения и образы;
  • формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
  • умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизаций по мотивам разных видов искусства;
  • формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.

5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Развитие дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля-прима».

Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми.

Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью графических материалов.

Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета.

Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др.

Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами.

Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности.

Участие в обсуждении тем, связанных с ролью искусства в жизни общества каждого человека.

Активное использование в обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека.

Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы.

Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде.

Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате.

Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий.

Освоение графических компьютерных программ.

Поиск нужного формата, выделение композиционного центра.

Выполнение набросков, с натуры (изображения одноклассников).

Составление тематического натюрморта из бытовых предметов.

Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита.

Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией.

Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами.

Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения.

Создание небольших этюдов.

Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью Интернета.

Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека.

Лепка фигуры человека по наблюдению.

Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности).

Передача симметрии и асимметрии в природной форме.

Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета.

Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности; его связь с культурными традициями.

Развитие фантазии и воображения

Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства».

Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка (авторская)».

Освоение поисковой системы Интернет.

Выполнение графических работ по результатам обсуждения.

Создание коллективных композиций в технике коллажа.

Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением.

Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги.

Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).

Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике.

Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ.

Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок.

Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов.

Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом).

Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства.

Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона.

Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел.

Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).

Определение особенностей творческой манеры разных мастеров.

Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции.

Представление о народном декоративно-прикладном искусстве.

Нахождение особенного в каждом виде народного искусства.

Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства.

Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности.

Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов.

Создание посильных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте.

Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепкой), графике (линией), живописи (способом «от пятна»).

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

1

Форма

8

Развитие дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

5

Развитие  фантазии и воображения

2

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

1

2

Цвет

7

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

3

Развитиефантазии и воображения

2

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

2

3

Композиция

10

Развитие дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

8

Развитиефантазии и воображения

1

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

1

4

Фантазия

9

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

1

Развитие фантазии и воображения

6

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

2

ИТОГО

34


6. Поурочно-тематическое планирование по изобразительному искусству  в  4 классе

1 полугодие (16 часов)

2 полугодие (18  часов)

Дата план

Дата факт

Тема урока

Тип

урока[1]

Характеристика деятельности

учащегося

Планируемые

результаты

Текущий контроль

Д/З

Предметные

результаты

Метапредметные результаты

Личностные

результаты

1 четверть(9 часов)

1

04.09.15

Пейзаж с элементами традиционной народной архитектуры «Песня природы твоего родного края».

Комбинированный урок

Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположения архитектурного сооружения. Построение первого и второго плана. Обоснование работы, ее презентация.

Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др. Видеть и замечать красоту в явлениях окружающей среды. Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками

Освоение способов решения проблем поискового характера. Способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.

Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

Прочитать сказку «Царевна Несмеяна»

2

11.09.15

Эскиз крыльца деревянного терема и окна, из которого смотрела Царевна Несмеяна.

Комбинированный урок

Выполнение эскиза на листе цветной бумаги светлых тонов. Прорисовка деталей гелевой ручкой.. Объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий. Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью в жизни общества, в жизни каждого человека.

Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметь создавать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности). Создавать коллективную композицию на тему. Сотрудничать с другими учащимися

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- | чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

Работы японских художников

3

18.09.15

Подражание мастеру. Уголок родной природы в технике цветной графики в стиле японских или китайских художников.

Комбинированный урок

Выполнение работы в смешанной технике (акварель и фломастеры). Разработка природной формы (объекты флоры, фауны, рельеф местности). Соблюдение соразмерности силуэтов животных и человека. Организация всех объектов в единую композицию.

Понимать понятия «силуэт», «линия горизонта», «плановость», «формат», «соотношение величин в композиции». Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

Способность откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, иметь представления о цикличности и ритме в жизни и в природе. Сознательно подходить к восприятию эстетического  действительности и искусстве, быть способным к собственной творческой деятельности.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

закончить работу

4

25.09.15

Природные формы. Жостовский поднос.

Комбинированный урок

Выполнение эскиза подарочного подноса. Объяснение значения понятий «вертикальная и горизонтальная симметрия». Изучать произведения народного и декоративноприкладного искусства.

Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративноприкладного промысла.

Активно использовать речевые, музыкальные, знаковосимволические  средства, информационные и коммуникационные технологии в решении творческих коммуникативных и познавательных задач. Накапливать знания и представления о разных видах искусства

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Формирование интереса и уважительного отношения к истории и культуре других нарядов.

Иллюстрации предметов с хохломской росписью

5

02.10.15

Природные формы. Хохломская роспись.

Комбинированный урок

Определение формы подноса (шкатулки, чаши и др.). Выполнение аппликации из симметрично сложенного листа цветной бумаги. Работа в небольших группах по 4 человека.

Понимать и представлять, что такое народное декоративноприкладное искусство. Уметь соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных изделий.

Уметь работать в сотворчестве с другими детьми. Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства.

японский костюм (фото)

6

09.10.15

Природные мотивы в национальной одежде. Эскиз, японского национального костюма.

Урок-исследование

Определение сюжета росписи костюма («Осенние листья», «Летящие птицы», «Голубые облака»). Выполнение тематической росписи костюма. Изучение произведения народного и декоративноприкладного искусства. Создание композиции по мотивам народного декоративно- прикладного промысла.

Проводить исследовательскую работу: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Называть особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национ. особенностей.

Интерес к искусству разных стран и народов. Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности, Формирование понятия и представления о национальной культуре

сообщение о чае

7

16.10.15

Коллективное исследование «Чайная церемония в Китае».

Урок-

исследова

ние

Исследование: изучение традиций народа. Использование книг, энциклопедий, видеоматериалов; беседы со взрослыми. Работа на большом формате, в малых группах по 2- 3 человека.

Создавать декоративные композиции по результатам исследования в технике аппликации.

Интерес к искусству разных стран и народов. Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Сообщение на тему «Вышивка крестом», фото

8

23.10.15

Растительные и зооморфные формы. Ритм, симметрия и соотношение величин в узоре полотенца в технике «вышивка крестом».

Урок-

проект

Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента. Определение темы узора.

Понимать алгоритм составления рисунка для вышивки. Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах

Понимать, что такое ракральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства.

Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов.

Работа со словарем «натюрморт»

9

30.10.15

Национальная посуда. Натюрморт.

Комбинирванный урок

Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их принадлежности конкретному народу. Выполнение набросков и зарисовок с предметов разной формы.

Составление композиции натюрморта. Выполнение работы цветными карандашами. Передача объема предмета при наложении одного слоя на другой. Объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения - предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

Эмоциональная отзывчивость и культура восприятия произведений профессионального и народного искусства. Нравственные и эстетические чувства; любовь к народной  природе,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        своему народу, к многонациональной культуре.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

2 четверть (7 часов)

10

13.11.15

Конструкция здания, природные условия и уклад  жизни. Здание в пейзаже.

Комбинирванный урок

Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона.

Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности».

Пространственное восприятие мира. Понятие о природном пространстве и среде разных народов.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Иллюстрации головных уборов сказочных персонажей

11

20.11.15

Головной убор сказочного персонажа.

Комбинированный урок .

Расположение листа в соответствии с замыслом рисунка. Выбор и конкретизация формы шляпы. Украшение полей шляпы декоративным узором.

Объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое).

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Развитие творческого потенциала ребенка

Обобщение о парусе, велосипеде

(по выбору)

12

27.11.15

Цвета и оттенки. Гонки (парусные или велосипедные).

Урок-

исследова

ние

Передача ощущения неба и моря с помощью использования многочисленных оттенков и направлений штрихов. Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения.

Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму.

Активно использовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Интерес к различным видам искусства. Целостное, гармоничное восприятие мира.

Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

закончить работу

13

04.12.15

Теплая и холодная гамма цветов и их оттенки.

Горы в лучах заходящего солнца. Жанровая композиция.

Комбинированный урок

Определение сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников. Освоение и создание выразительных образов природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Paint).

Выполнение работы в технике отрывной аппликации с использованием страниц цветных журналов и/или средствами компьютерной программы. Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде

Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Интерес к различным видам искусства. Целостное, гармоничное восприятие мира. Эмоцион.отзывчивость и культура восприятия произведений профессионального и народного искусства.

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

фото предметов русского быта

14

11.12.15

Интерьер народного жилища.

Урок-

практикум

Изображение части помещения. Заполнение интерьера предметами быта. Нахождение места для фигуры человека (после заполнения интерьера). Понимание законов перспективы в замкнутом пространстве

Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространств. отношения между предметами в конкретном формате. Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде

Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Понимание связи народного искусства с окруж. природой, климатом, ландшафтом, традициями.Представление об освоении человеком пространства Земли.

Формирование понятия и представления о национ.культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

предложения по украшению класса

15

18.12.15

Украшение класса к Новому году.

Урок-

проект

Участвовать в подготовке «художественного события». «Новогоднее украшение класса».

Урок-

Передавать в оформительской работе новогоднее настроение, колорит новогодних песен разных стран. Находить композиционный центр.

Умение работать в коллективе в условиях сотворчества. Освоение выразительных особенностей языка разных искусств.

.

 закончить работу

16

25.12.15

Изображение человека средствами разных видов изобразительного искусства.

Комбини

рованный

урок

Наблюдение за своеобразием формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника. Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека — один из главных элементов композиции. Самост. творч. рассуждения на данную тему.

Объяснять, чем отличается изображение человека в станковом искусстве от изображения человека в декоративном или народном искусстве (формой, характером, манерой). Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору).

Накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи. Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое).

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства.

иллюстрации одежды народов мира

3 четверть(10 часов)

17

15.01.16

Народная одежда. «Детские народные игры». Жанровая композиция.

Комбини-

рованный

урок

Наблюдение за движениями человека, передача их в набросках и зарисовках. Обсуждение, во что играют дети сегодня и во что играли их родители. Придумывание сюжета. Определение композиционного центра.

Передавать в рисунке настроение, колорит мелодий детских песенок. Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать.

Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере).

Работать в коллективе в условиях сотворчества. Сознательно подходить к восприятию эстетического  в действительности и искусстве, быть способным к собственной творческой деятельности.

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

сообщение об одеждах народов мира

18

22.01.16

Цветовое решение (колорит) и художественный образ. Сюжетная композиция, передающая движение.

Коллективная творческая работа.

Комбини

рованный

урок

Передача динамики при работе в нестандартном формате (вытянутый по горизонтали или по вертикали активный формат). Расположение всех частей композиции по диагонали. Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека — один из главных элементов композиции.

Находить композиционный центр, выстраивать предметнопространственное окружение .Работать по памяти и наблюдению. Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве. Передавать основной замысел работы через особенности формы. каждого предмета в композиции.

Работать в коллективе в условиях сотворчества. Нравственные и эстетические чувства; любовь к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Представления о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов.

Пр/р

Изображения животных

19

29.01.16

Художники-анималисты. Изображение животного в естественной среде обитания.

Урок-

исследова

ние

Повторение правил изображения животного, способов передачи движения (особенности работы суставов, их расположение). Разработка сюжетной композиции на одну из тем: «Лось с лосенком», «Медведь на рыбалке», «Лиса мышкует» и др. Передача повадок и характера животных. Знакомство с творчеством художников, создававших произведения в анималистическом жанре.

Передавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла).

Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона. Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Интерес к различным видам искусства.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

закончить работу  в цвете

20

05.02.16

«Рябиновая гроздь на подоконнике».

Комбини

рованный

урок

Решение композиции в виде натюрморта, портрета или сюжета, на заднем плане которого происходят события либо развернуто пространство. Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их принадлежности конкретному народу.

Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы.

Освоение способов решения проблем поискового характера. Способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. Эмоциональная отзывчивость и культура восприятия произведений профессионального и народного искусства.

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Фото старых улиц

21

12.02.16

Трехмерность пространства. Законы воздушной и линейной перспективы. Тематическая композиция «Старая площадь», «Торговые ряды», «Старые улицы».

Комбини

рованный

урок

Разработка сюжета и композиции тонкими линиями простого карандаша. Наблюдение композиционных решений в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. Выражение художником в творчестве своего эмоционального восприятия окружающей действительности.

Понимать и демонстрировать законы линейной и воздушной перспективы в открытом и закрытом пространстве. Способность правильно изображать фигуру человека в движении. Иметь представление об особенностях композиции в разных видах ИЗО: в живописи, графике, декоративноприкладном искусстве

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Пространственное восприятие мира. Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Интерес к искусству разных стран и народов.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окр. мира природы и произведений искусства. Формирование понятия и представления о нац.культуре, о вкладе своего народа в культурное и худ. наследие мира.

любимое детское произведение

22

19.02.16

Композиция в портретном жанре. Любимый литературный герой.

Комбини

рованный

урок

Нахождение нужного формата, выделение композиционного центра. Передача движения и эмоционального состояния с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. Выполнение набросков с фигур одноклассников.

Обозначать плоскость, на которой будут стоять предметы, и ракурс (точку обзора предметной группы). Строить из частей композиции единую смысловую группу. Использовать не менее трех планов. Располагать предметы на разных планах.

Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой Накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории. Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

мини-сочинение «Домашние дела»

23

26.02.16

Бытовой жанр. Композиция «Дети на реке», «Пылесосим пол», «Играем с собакой», «Мои домашние друзья» и др.

Комбини

рованный

урок

Выполнение набросков с фигур одноклассников. Нахождение нужного формата, выделение композиционного центра. Передача движения и эмоционального состояния с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. Наблюдение за движениями человека, передача их в набросках и зарисовках. Работа по памяти и наблюдению.

Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Создавать объёмные пространственные композиции

Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Интерес к различным видам искусства. Целостное, гармоничное восприятие мира. Эмоциональная отзывчивость и культура восприятия произведений профессионального и народного искусства.

Формирование понятия и представления, о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

фото овощей и фруктов

24

04.03.16

Гармония и равновесие в композиции натюрморта. Единая смысловая группа. «Овощи и фрукты на кухонном столе».

Комбини

рованный

урок

Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их принадлежности конкретному народу. Выполнение набросков и зарисовок с предметов разной формы.

Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров. Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера.

Представления о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Понятие о природном пространстве и среде разных народов.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства.

фото «Я в деревне»

25

11.03.16

Стилизация. «Из жизни деревни», «Летние воспоминания» в стиле каргопольской игрушки.

Комбини

рованный

урок

Создание композиции в манере исполнения понравившегося мастера. Понимание особенностей и своеобразия творческой манеры разных мастеров. Выполнять работу с помощью одной из графических компьютерных программ.

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного. Владеть графическими комп. программами.

Представления о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Сознательно подходить к восприятию эстетического в действительности и искусстве

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Сообщение «Базарный день»

26

18.03.16

Коллективная творческая работа «Базарный день».

Урок-

проект

Создание композиции в манере исполнения понравившегося мастера. Передача в рисунке настроения, колорита базарного дня. Нахождение композиционного центра, выстраивание предметно-пространственного окружения (предметы в интерьере).

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. Использовать для усиления эмоционально- ; образного звучания работы контраст и композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Умение работать в коллективе в условиях сотворчества. Интерес к искусству разных стран и народов. Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона. Освоение выразительных особенностей языка разных искусств.

Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов.

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

Сообщение «Мировое древо» (по желанию)

4 четверть(8 часов)

27

01.04.16

Мировое древо. Лист Мирового древа.

Комбини

рованный

урок

Рассматривание Мирового древа. Составление послания в виде декоративного узора. Передача средствами графики своего видения мира .Изучение символики узоров народного орнамента.

Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента, которые кажутся наиболее интересными. Сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое).

Активно использовать речевые, музыкальные, знаковосимволические средства, информационные и коммуникационные технологии в решении творческих коммуникативных и познавательных задач.

Накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Формирование понятия и представления о национальной культуре

Закончить работу

28

08.04.16

Объекты и явления окружающего мира и архитектура. Фантастический дом.

Комбини

рованный

урок

Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположения архитектурного сооружения. Построение первого и второго плана. Обоснование работы, ее презентация.

Наблюдать за объектами окружающего мира. Понимать, какой реальный предмет лежит в основе архитектурного замысла. Придумывать и рисовать дом, взяв за основу один из предметов, которым мы пользуемся ежедневно. Видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы.

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Пространственное восприятие мира. Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Интерес к искусству разных стран и народов.

Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

 Принести любимую волшебную сказку

29

15.04.16

Художники-

иллюстраторы. Иллюстрация к волшебной сказке.

Виртуальная экскурсия

Использование выполненных ранее фигур (домов, деревьев и т. п.). Применение техники бумажной пластики, использование смятой бумаги (газеты), клея.

Создавать объёмнопространственную композицию по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде.

Нравственные и эстетические чувства; любовь к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Представления о пространстве как о среде.

Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно.

Иллюстрации из фантастических литературных произведений

30

22.04.16

Сто лет тому вперед. Иллюстрация к фантастическому произведению.

Урок-

исследова

ние

Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположение архитектурного сооружения. Построение первого и второго плана. Обоснование работы, ее презентация.

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. Использовать для усиления эмоциональнообразного  звучания работы контраст и композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Пространственное восприятие мира. Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Интерес к искусству разных стран и народов.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Сообщение о дымковской игрушке

31

29.04.16

Диковинки. Дымковская игрушка.

Комбини

рованный

урок

Применение различных способов работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей.

Создавать творческие работы по мотивам народных промыслов. Зарисовывать детали  украшений народной игрушки, отображать взаимозависимость формы и цвета, формы и украшения.

Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Интерес к искусству разных стран и народов. Понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями й особенностями региона.

Любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

Былины, иллюстрации

32

06.05.16

Преданья старины глубокой. Иллюстрация к былине.

Урок-

исследова

ние

Создание коллективной объёмнопространственной композиции в природном пространстве (ландшафте) по мотивам народной сказки или былины. Использование выполненных ранее фигур (домов, деревьев и т.п.).

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. Понимать условность и многомерность знаковосимволического языка декоративно-прикладного искусства.

Представление об освоении человеком пространства Земли. Целостное, гармоничное восприятие мира. Эмоциональная отзывчивость и культура восприятия произведений профессионального и народного искусства.

Формирование понятия и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов.

Сообщение о космосе

33

13.05.16

Подготовка «художественного события»  на темы сказок или на такие, как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка».

Комбини

рованныйурок

Разработка композиции, определение формата рисунка. Установление соотношения величин изображаемых объектов и расположения архитектурного сооружения. Построение первого и второго плана. Обоснование работы, ее презентация.

Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию. Оформлять класс и школу.

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Пространственное восприятие мира. Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Интерес к искусству разных стран и народов.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение сенсорных способностей детей.

Выполнить эскиз

34

20.05.16

Коллективная творческая работа «Жизнь на земле через 1000 лет».

Комбини

рованный

урок

Выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи.

Участвовать в коллективных работах, творческо - исследовательских проектах.

Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Интерес к различным видам искусства. Целостное, гармоничное восприятие мира.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства.


7.ОПИСАНИЕ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

а)Учебно-методическое обеспечение

Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н .Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект  допущен Министерством образования РФ.

Учебники:

Л.Г. Савенкова «Изобразительное искусство», учебник для 3 класса  Вентана – граф, 2013 г.

Учебник включён в федеральный перечень. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования       (2015г). Рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

Рабочие тетради для учащихся:

Л.Г. Савенкова «Изобразительное искусство», рабочая тетрадь для 3 класса  Вентана – граф, 2015 г.

Рабочая тетрадь соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

 Методические пособия для учителя:

1.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011

2. Программа «Изобразительное искусство». Под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской, Москва, Планета 2011г.

б)Материально-техническое обеспечение программы

Специфическое сопровождение (оборудование)

  • репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
  • портреты русских и зарубежных художников;
  • таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
  • таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
  • схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
  • таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно - прикладному искусству;
  • открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;

Технические средства обучения и электронные ресурсы

Компьютер, сканер, принтер, документкамера мультимедийное презентационное оборудование, выход в Интернет, целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использование диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках:

CD-диски с репродукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными произведениями, предусмотренными школьной программой

Единая коллекция ЦОР :  http://school-collection.edu.ru/, а также:

http://school.univertv.ru/   - видеоуроки

http://www.ped-sovet.ru/

http://www.rusedu.ru/ 

http://metodisty.ru/

http://www.proshkolu.ru/ 

http://www.openclass.ru/ 

http://forum.in-ku.com/ 

http://www.zavuch.info/ 

http://www.artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 – репродукции

http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=832959 – видео по изо

http://www.koob.ru/books/draw/  по ИЗО – репродукции.

http://www.shatiskusstvo.ucoz.ru/  - школьникам о живописи

Формы контроля результатов образовательной деятельности

Целесообразно в течение всех лет обучения вести портфолио ученика. Это совместная деятельность учащегося и учителя: школьник обдумывает содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог даёт рекомендации, как лучше отразить индивидуальные достижения. С учётом специфики деятельности школьника на уроках изобразительного искусства портфолио может включать следующие материалы:

  • творческие работы ребёнка, выполненные как в виде рисунков, так и в других видах творческой деятельности — написании сочинения, эссе, поэтических пробах, созданных проектах и т. д.;
  • различные награды (дипломы, похвальные грамоты, благодарности), полученные им за успехи во внеурочной деятельности;
  • оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной деятельности на темы произведений изобразительного искусства, жизни и творчества разных художников.

  Предлагая детям задания для итогового контроля метапредметных и предметных результатов освоения программы, учителю следует обратить внимание на следующее.

  1. Уровень достижений учащегося в соответствии со стандартом проверяется в конце четвёртого года обучения. Контрольные работы (одна — по метапредметным результатам, другая — по предметным) проводятся в мае, в течение двух уроков. Например, 15 мая — контрольная работа по метапредметным результатам, 20 мая — по предметным.
  2. Составляя контрольную работу для проверки предметных результатов обучения, учитель самостоятельно отбирает задания базового уровня с учётом цели каждого задания. Из однотипных заданий выбирается одно. Творческая самостоятельная работа ученика оценивается по таким критериям, как уровень владения изобразительными навыками, художественными материалами, умение решить композиционные задачи — освоение всей поверхности листа, отбор необходимых объектов изображения и их смысловое объединение.

 В итоговый контроль могут быть включены задания повышенного уровня. Результат не учитывается при ответе на вопрос «Выполнены или не выполнены требования стандарта?». Цель включения в работу заданий повышенного уровня — установить число учащихся высокого уровня обученности, их общую культуру и эрудицию, а также анализ успешности учебного процесса по курсу «Изобразительное искусство» в данном классе.

  1. Составляя контрольную работу для проверки метапредметных результатов обучения, учитель самостоятельно отбирает задания в соответствии с их целями. Из однотипных заданий выбирается одно. Оценка метапредметных результатов строится по следующим параметрам: чувство ритма, колорит, оригинальность манеры исполнения, композиционного решения.

Нецелесообразно оценивать итоговую контрольную работу отметкой. Годовые оценки выставляются учителем на основе текущего контроля. Результаты проведения итоговой контрольной работы отражаются в характеристике учащегося и в отчёте школы по реализации ФГОС.

Применяются следующие формы контроля:

 - выставки,

- конкурсы,

- викторины;  

- творческие задания;

- открытые занятия;

- тестирование по темам;

- творческие проекты;

- устные опросы

8.Планируемые результаты освоения программы и система их оценки

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом (2009 г.), образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении, и учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования. Разрабатывая программу курса «Изобразительное искусство», авторы также опирались на планируемые результаты. В соответствии со стандартом (ФГОС) планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников по данному предмету.

   Личностные планируемые результаты отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые появляются и совершенствуются с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем учитель должен обращать внимание на то, как формируются личностные качества учащегося (особенно те, которые представлены в стандарте), оценивать изменения, происходящие в характере и мировосприятии ребёнка, учитывая в том числе учебно-познавательные мотивы; взаимоотношения со сверстниками; гражданскую идентичность (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровень рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка, мировоззренческая позиция). Всё это оценивается с учётом вклада уроков изобразительного искусства в формирование личности младшего школьника.

Результаты личностных достижений учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдаётся выпускнику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества, например:

  • оценку успеваемости учащегося, его достижения в изучении курса «Изобразительное искусство», возможные трудности усвоения конкретного программного материала;
  • уровень сформированности учебно-познавательной мотивации, отношения к самостоятельной читательской деятельности; учебная самостоятельность и инициативность (высокий уровень, средний/достаточный, низкий);
  • оценку взаимоотношений с одноклассниками, уровень сформированности лидерских качеств, правил участия в совместной учебной деятельности, которая организуется на уроках по предмету «Изобразительное искусство»;
  • потребность в творческом проявлении в разных видах деятельности и разных учебных дисциплинах, отношение к природе, окружающей действительности, желание прийти на помощь, умение работать в коллективе, отвечать за своим поступки и действия, способность брать ответственность на себя.

Выпускник    научится:

  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
  • работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа/эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
  • выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
  • создавать образы природы и человека в живописи и графике;
  • выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция: перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);
  • понимать форму как одно из средств выразительности; отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; видеть сходство  контраст форм, геометрические и родные формы, пользоваться выразительными возможно стями силуэта;
  • использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
  • передавать с  помощью  линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе; использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа; создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм; изображать объёмные тела на плоскости; использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
  • применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска налепливание  на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;
  • использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
  • чувствовать выразительность объёмной формы, сложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;
  • понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
  • приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
  • понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
  • понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
  • использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
  • понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
  • понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
  • . приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их рол» и назначение.

Выпускник  получит   возможность   научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
  • выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
  • видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
  • понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
  • активно работать в разных, видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая свое эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы
  • работать в историческом жанре, создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
  • переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
  • работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с

образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;

  • участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;
  • выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
  • проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и
  • произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);         

Власова  Вероника Михайловна  

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя  школа №40"Страница 


[1]УПЗиУ–урок применения знаний и умений; УОНМ – урок ознакомления с новым материалом;  УОПУЗП – урок образования понятий, установления законов, правил; УКЗ –урок контроля знаний;УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;УПиКЗ – урок проверки и коррекции знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 1 класса ОС "Школа XXI века".

Рабочие программы для 1 класса (образовательная система "Начальная школа XXI века") составлены по всем учебным предметам с опорой на авторские программы, календарно-тематическое планирование по п...

Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века".

Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века", календарно-тематическое планирование представлено в этом же файле....

Рабочие программы для 1 класса. "Начальная школа XXI века"

Программа включает основное содержание и тематическое планирование....

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа_математика_4 класс_Начальная школа XXI века

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа математика_1 класс_Начальная школа XXI века

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа для 3 класса начальная школа 21 века

Рабочая программа для 3 класса  начальная школа 21 века с календарно-тематическим планированием для  учителей начальных классов....