Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности: "Оригами. Изготовление журавлика"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Занятие предназначено для  проведения внеурочной деятельности в 4 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Оригами. Изготовление журавлика55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия по теме: «Оригами. Изготовление журавлика.»

Ф.И.О. учителя: Борисова Наталья Васильевна

Должность: учитель Начальных классов

Дата проведения открытого занятия: 21.10.2015 г.

Место проведения: МБОУ СОШ "Гармония" г. Можайска

Занятие по внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" в 4 «а» классе

Тема: «Оригами. Изготовление журавлика.»

Цели:

Предметные: создать условия для формирования представлений об алгоритме решения системы двух уравнений с двумя переменными графическим способом; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах, группах, индивидуальной работе, ознакомить учащихся с базовой формой «птица», научить складывать из квадратного листа бумаги фигуры журавликов двух видов.

Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные: различать способ и результат действия, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: владеть общим приемом, ориентироваться на разнообразие способов, проводить сравнение.

Личностные: воспитывать на уроке чувство гуманизма, доброты, сострадания через знакомство с японской культурой, историей возникновения оригами и легендой о японской девочке Садако Сасаки, формирование познавательного интереса, продолжать работу по развитию пространственного воображения.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на занятии: компьютер, проектор, презентация, оформление доски и стенда, ребята в костюмах - японцев.

На доске, представлена выставка работ юных оригамистов - кружковцев, на интерактивной доске представлены схемы выполнения этапов складывания базовой формы «птица», схемы журавликов, а также готовые фигурки журавликов.

Оформлен стенд об «Акции Мира»: Конверт с адресом Мемориального Музея Мира в Хиросиме, книга с рассказом о японской девочке Садако, текст песни «Японский журавлик».

План занятия:

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент: приветствие, проверка готовности.

2. Мотивация к учебной деятельности. Путешествие в историю. Краткая историческая справка. Складывание базовой формы «птица».

3. Первичное закрепление. Изготовление фигуры журавлика.

4. Рефлексия.

Ход занятия:

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент: приветствие, проверка готовности.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

         Все легонечко вздохнем,

         Заниматься все начнём!

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

                        Все ль внимательно глядят? 

2. Мотивация к учебной деятельности. Путешествие в историю. Краткая историческая справка. Складывание базовой формы «птица». Выставка!!!!

Сегодня мы с вами встретились на очередном занятии по "Волшебной шкатулке", занятие наше необычное, у нас гости.  Вы уже знаете, что оригами - это конструирование из бумаги. Какие фигуры вы умеете складывать из бумаги? (Ребята называют те поделки, с которыми они знакомились в начальной школе: самолетики, тюльпаны, хлопушки).

Бумага была изобретена в Китае, но Япония стала родиной искусства складывания из бумаги – искусства Оригами. Взгляните на выставку: здесь представлены самые красивые, оригинальные работы: Кусудами, ирис, самурай, орнаменты, кубики, журавлики и другие.

«Оригами – это конструктор, в котором из одной только детали (квадратного листа бумаги) складываются сотни и тысячи разнообразных фигур. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, веселый, добрый, ни на что иное не похожий. Искусство Оригами открыто всему миру. Презентация 1

Ребята приготовили небольшое выступление.

 Ученик 1:

Международный символ оригами – японский бумажный журавлик. Любой опытный оригамист знает его схему наизусть, и может без труда сложить эту фигуру по памяти.

Ученик 2:

Журавль – символ счастья и удачи в Японии. Эту фигурку складывали еще в древности. В нескольких древних источниках есть описание изготовления бумажной фигурки журавлика (Цуру). Подаренный бумажный журавлик был священным и приносил одариваемому счастье и долголетие. В 1797 году в Китае появилась книга под названием "Сембацуру ориката" – складывание тысячи журавлей. В книге описывались различные способы изготовления журавликов из бумажного квадрата и композиций с ними.

Ученик 3 :

Самая главная и известная легенда об этом японском искусстве напрямую связана с самой значимой и важной фигуркой оригами — бумажным журавликом. В странах Востока журавль считается символом любви, веры и надежды. Люди издревле веруют, что если сделать тысячу таких фигурок, а потом раздарить их все близким и знакомым, то исполнится самое-самое заветное желание.

Ученик 4 :

Сама легенда звучит примерно так. Когда-то давно на земле жил очень бедный мастер, который всю свою жизнь посвятил оригами и был удивительно добр ко всем и ко всему, что его окружало. Он целыми днями складывал из листов бумаги различные фигурки, а потом раздавал детям. Но однажды он встретил на дороге странствующего монаха и подарил ему фигурку журавлика. Монах был растроган. Потом он сказал: «Складывай свои фигурки дальше. Главное — твоя вера в их важность. Даже если вокруг война, оставайся верен своему искусству, и оно отблагодарит тебя, сделав тебя богатым и известным».

Ученик 5 :

Вскоре и правда как по пророчеству монаха началась война. Молодые ушли сражаться, но конца этому ужасу и видно не было. Только бедный мастер упрямо продолжал изводить бумагу на свои фигурки. Разозлившись, люди решили сжечь его мастерскую. Но когда они оказались в ней, они были поражены разнообразием и великолепием фигурок. Тогда мастер подарил каждому фигурку по душе и по вкусу. На глазах у гостей мастер свернул из листа журавлика, который тут же захлопал крыльями и улетел — он был вестником  мира.

Ученик 6:

По другой легенде фигурки оригами хранят в себе часть души человека, который ее сделал. Считается, что складывая фигурки, мастер вкладывает в них частичку себя. Рассказывают, что однажды одного богатого человека отблагодарили, подарив ему большой оригамный шар. Но он не нашел ему применения у себя дома и подарил своей старой матери, которая жила отдельно. Однажды ее сын заболел, но злая невестка не пустила старую мать даже на порог. Потом он умер. Когда к матери пришли сообщить это скорбное известие, она уже все знала, потому что в минуту смерти ее сына, шар, подаренный им, упал и рассыпался на части.

Ученик 7:

Создавать оригами стоит только в хорошем расположении духа. Японцы верят, что все изделия, сделанные в плохом настроении, надо сжигать. Никогда не стоит такие фигурки дарить друзьям, чтобы на них не напала никакая хворь. А если дар мастера в какой-то момент будет испорчен, разорван или выброшен, то уже заболеет сам мастер. Именно по этой причине оригамисты просят хранить свой подарок, как талисман и редко дарят свои изделия незнакомцам.

Ученик 8:

В то же время люди верят в успех и удачу, которые принося талисманы оригами. Поэтому часто они используются как символы. Например, всем известный значок автомобильной фирмы Митцубиши есть не что иное, как фигурка оригами. Стоит только поверить в хорошую силу фигурки, как она тут же становится чуть ли не магическим талисманом на удачу. Об этом повествует еще одна очень интересная легенда.

Ученик 9:

Одна богатая девушка никак не хотела принимать ухаживания бедного юноши. А он каждый день клал на ее подоконник букет цветов Но потом наступила зима. Живых цветов больше было не найти. Тогда он начал делать их из бумаги, вкладывая в них всю свою любовь. Обычно цветы с подоконника выбрасывала горничная, но однажды позабыла это сделать. И девушка все-таки взяла в руки прекрасный бумажный нарцисс, который источал настоящий, живой аромат. Девушка положила цветок в шкатулку и на следующий день обнаружила, что все-таки запах действительно исходит от бумажного цветка. Тогда она была растрогана, поняла насколько сильна любовь бедного юноши и приняла его ухаживания.

Ученик 10:

Фигурки оригами действительно обладают особой энергией. Один парапсихолог решил замерить биоэнергетику оригами изделий. Он был поражен, когда установил, что в помещениях, где в качестве украшений используются оригами, положительная энергетика во много раз превышает энергетику в обычных комнатах. Поэтому фигурки оригами даже пытаются применять для врачевания.

Ученик 11:

С бумажным журавликом связана также одна печальная история-легенда, придавшая ему дополнительное значение, и превратившая его в священную птицу мира.

Ученик 12:

Во время второй мировой войны в Хиросиме жила маленькая девочка по имени Садако Сасаки. Она родилась в 1943 году и была совсем малышкой, когда при бомбежке Хиросимы погибли ее отец и мать. Сама Садако выжила, но заболела лучевой болезнью. Девочка боролась с болезнью как могла, но ей становилось все хуже с каждым годом. Лежа в госпитале, Садако складывала бумажных журавликов. Она верила, что если сложит тысячу журавликов, ее желание сбудется. Работать над журавликами становилось все тяжелее, и, поняв, что ей никогда не выздороветь, Садако стала мечтать о мире для всех людей Земли, чтобы не было больше войн и не гибли невинные. Но она не успела сделать тысячу журавликов. Сделав 644 журавлика, Садако умерла от болезни в госпитале 25 октября 1955 года. Узнав об этом, дети со всех стран стали присылать в Хиросиму сделанныe ими оригами – бумажных журавликов в надежде, что мечта Садако осуществится. В Японии воздвигли памятник Садако, и до сих пор в музей мира в Хиросиму дети присылают бумажных журавликов как символ мира и памяти.

Презентация 2 - песня

Итак, какая тема нашего занятия?

Что мы должны сделать?

Чему должны научиться?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!! ВЕСЁЛАЯ ЗАРЯДКА - ВИДЕО

Перед началом работы повторим правила оригамистов (на доске распечатка)

  1. Работай старательно.
  2. Складывай на столе.
  3. Линию сгиба проводи аккуратно и с нажимом.
  4. Всегда держи фигурку так, как держит её воспитатель.
  5. Хочешь спросить – подними руку, не выкрикивай.
  6. Сделал правильно сам – помоги соседу.
  7. Соблюдай правила работы с ножницами.
  8. После работы убери за собой весь мусор.

А теперь посмотрите видео по созданию журавлика, убедитесь, что всё ориганальное - просто. Видео 2.

3. Первичное закрепление. Складывание базовой формы «птица». Изготовление фигуры журавлика.

Перед вами лежат готовые квадратные листы бумаги. Работаем поэтапно, сверяя каждый шаг со схемами:

1) Сложите базовую форму «квадрат». Положите «глухим» углом кверху. Спереди согните две нижние стороны к центральной линии.

2) Перегните вниз верхний треугольник.

3) Отогните согнутые стороны.

4) Тяните кверху один слой бумаги, сгибая его по указанным линиям (обратите внимание – две долины должны стать горами).

5) Промежуточный этап работы.

6) Проверьте результат и повторите сзади действия 1-4.

7) Базовая форма «птица» готова.

Проверьте – у базовой формы внизу должны быть две «ножки», а наверху два «крылышка». Между «крылышками» посередине находится треугольный «горбик». Он нам еще пригодится!

Теперь можно приступать к складыванию журавлика.

Учитель:  А сейчас  давайте прикрепим своих журавликов  на плакат. Пусть каждый журавлик принесёт счастье, радость, любовь  взаимопонимание  всем людям на нашей планете.

( Все присутствующие  прикрепляют свои работы на общий плакат)

Посмотрите какая красивая работа получилась,  ведь каждый из нас делал журавлика с любовью.

А теперь я хочу предложить сделать  ещё одного журавлика для себя или для своего близкого человека  на память. Ведь теперь мы знаем что обозначает  символ оригами японский журавлик.

( Выполняется работа самостоятельно)

4. Рефлексия.

 - Мы с вами плодотворно потрудились. Вы познакомились с технологией изготовления бумажного журавлика. У вас получился “цуру” японский журавлик – традиционный символ счастья и долголетия. Я дарю его вам как символ счастья и долголетия.

- Как вы думаете, а какая дальнейшая судьба может быть у ваших работ? (Подарить, украсить полку с игрушками)

- Зачем? (Это чудесный, приятный знак внимания, который может изменить настроение и даже улучшить самочувствие).

Давайте оценим свою работу на урок: Каково ваше настроение?

(Посмотрите на доску справа. Кому было на занятии все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, прикрепите свои сердечки к моему сердцу. Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, прикрепите облачко).

Молодцы. Садитесь на свои места. Поднимите в воздух ваших журавликов

- Как вы думаете, почему в нашем имитирующем “небе” столько журавликов?

Возьмите их себе на память как символ протеста против атомной войны.

Наше занятие подошло к концу. Предлагаю вам дома повторить складывание фигур журавлика по памяти, рассказать и показать родителям то, чему вы научились на занятии.

Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались.
Чтобы солнце ярким было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны!
Всем спасибо за вниманье, 
Говорю: “До новых встреч!”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности(1-4 классы) «Путешествие в Страну Здоровья»

               Конспект занятия по внеурочной деятельности(1-4классах)...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".

Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...

Конспект открытого занятия "Обитатели реки Оредеж" с изготовлением поделки "Рыбка" из полос гофрированного картона

Материал включает в себя конспект отрытого занятия с элементами краеведения, физкультминуткой по заданной теме и продуктивной деятельностью: изготовление поделки "Рыбка". В представленном ма...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности во 2 классе. Технология изготовления плоских фигурок из бисера. Чтение простейших схем. Бабочка.

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности во 2 классе. Технология изготовления плоских фигурок из бисера. Чтение простейших схем. Бабочка. Бисероплетение....

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности в 4 классе Тема занятия : " Зимний пейзаж"

Конспект открытого занятия по внеурочнойдеятельности в 4 классеТема занятия : " Зимний пейзаж" Цели: формирование духовной культуры учащихся; приобщение ккультурным ценностям челов...