Рабочая программа "Наш край" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Программа разработана с учётом возрастных особенностей третьеклассников, включает занятия аудиторные и внеаудиторные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_kray.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1.

Пояснительная записка

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности НОО «Наш край» духовно-нравственного направления составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ.

2. Федеральный  государственный образовательный стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Минобразования и науки России от 06.10.2009 №373.

3. Письмо министерства образования  и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования».

4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

5. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №83.

6. Примерная программа  начального образования по окружающему миру и авторской программы А.А.Вахрушева, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С.Раутиана.

Программа курса «Наш край» позволяет организовать и проводить внеурочную деятельность по духовно – нравственному направлению. Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на уровне начального общего образования является социально­педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Актуальность.

Изучение родного края становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности младшего школьника, создаёт тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души; способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.

Цель: формирование у детей любви к своей малой родине, воспитание патриотизма.

Задачи:

1) формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории Ярославского края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;

2) углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов;

3) развитие интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала.

  1. формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, в т.ч. ИКТ-компетентности, определённых ФГОС.

Программа предназначена для школьников 9 лет.

Срок реализации программы — 1 год.

На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю, при 34 учебных неделях — всего 34 часа.

Формы занятий. Занятия по курсу краеведения являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:

  • беседы;
  • учебные спектакли, сценки;
  • праздники, экологические сказки;
  • народные, подвижные и интеллектуальные игры;
  • ролевые игры;
  • работа с наглядными пособиями;
  • работа с объектами живой и неживой природы;
  • экскурсии.

Формы контроля:

Непосредственное участие младших школьников в:

- праздниках;

- конкурсах;

- олимпиадах;

- концертах;

- социальных проектах ( коллективных творческих делах)

- устные выступления учащихся (подготовка сообщений и выступления с докладом).

- анализ продуктов творческой деятельности ребенка.

Формы организации занятий: индивидуальные, групповые,  индивидуально-групповые.

Аудиторные — 33 часа, внеаудиторные — 1 час.

Раздел 2.

Общая характеристика курса.

При организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся  в школе основополагающими являются определенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:

современный национальный воспитательный идеал-это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

• система базовых национальных ценностей:

• основные направления духовно-нравственного развития и воспитания:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
  • формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Раздел 3.

Описание места курса в ООП НОО

Программа курса «Наш край» ориентирована на глубокое и подробное изучение истории родного края, развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к многовековой истории края. Программа направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.  Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.

Программа реализуется в рамках программы духовно-нравственного развития учащихся, раскрывает ценности: родная земля; заповедная природа; экологическое сознание, любовь к России, своему народу, своему краю (своей малой родине).

Раздел 4.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

 Система базовых национальных ценностей:

  • патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, доброта, честь и честность, достоинство;
  • гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, трудолюбие, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество - мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Раздел 5.

Результаты освоения курса

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым: ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой.

  1. Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Ярославской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • предвосхищать результат;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия.

  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
  • установление причинно-следственных связей;

Планируемые предметные  результаты:

Учащиеся должны знать:

  • особенности истории и жизни коренного населения Ярославского края;
  • о вкладе жителей Ярославского края в развитие и культуру России;
  • значимые исторические события, в которых принимали участие земляки;
  • свою родословную, значение своего имени;
  • символы некоторых городов Ярославского края (герб, флаг, историю из создания).

Учащиеся получат возможность:

  • рассказать о достопримечательностях своего края, об интересном человеке-земляке, о своей семье;
  • принимать участие в мероприятиях, посвящённых празднованию дат, связанным с героическим прошлым нашей  страны;
  • проводить наблюдения, фиксировать факты, сравнивать их, обобщать;
  • соблюдать правила поведения в обществе.

Раздел 6.

Содержание курса

Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам в старшем звене, расширяется и обогащается представление об окружающем мире, который находится вне поля их чувственного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, коррекции их мышления. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе занятий, экскурсий, во время наблюдений в природе, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации картин.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке, на предметных занятиях – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, восприятие, речь.

Содержание курса способствует реализации программы здорового  и безопасного образа жизни; духовно-нравственного развития ООП; экологического воспитания; рациональной организации учебного процесса с учётом СанПинов, соблюдении требований к использованию ИКТ-средств.


Раздел 7.

Календарно-тематическое планирование

№п.п.

Дата

Тема занятия

Характеристика учебной деятельности

План

Факт

Раздел 1. Мы живём в России.

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).Преобразовывать полученную информацию в соответствии с заданием и представлять её в виде устного и письменного текста, рисунка.

Выполнять в группе задания по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны. Находить и показывать на карте границы России, родного региона.

1.

Географическое положение России. Крупные города РФ.

2.

Кем и чем гордится Россия.

3.

Ярославская область на карте России. Наши соседи.

Раздел 2. Край, в котором я живу.

4.

Города Ярославского края.

5.

Проект «Сказочная карта нашего края».

6.

Ярославль – город древний,  город молодой.

7.

Проект «Исторические памятники Ярославля».

Раздел 3. Моя семья.

Составлять вместе со старшими родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также судьбе представителей разных поколений.

8.

История моего имени.

9.

Проект «История русских имён».

Раздел 4. Наши традиции.

Находить и извлекать необходимую информацию о родном края из текста, иллюстраций,  из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).Преобразовывать полученную информацию в соответствии с заданием и представлять её в виде устного и письменного текста, рисунка.

10.

Ремёсла нашего края.

11.

Семейный быт.

12.

Пища и домашняя утварь. Традиции русского чаепития.

13.

Вн.

Игры и развлечения нашего края.

Раздел 5. Красота природы родного края.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных и растениях, природных памятниках  своего региона и обсуждать полученные сведения. проводить наблюдения во время экскурсий. Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными. Оценивать влияние современного человека на природу. Высказывать и вежливо отстаивать в споре  свою точку зрения, стремясь договориться со своими оппонентами.

14.

Геология . Геологические эры развития Земли. Практ. раб. «Лепим динозавра».

15.

Условия жизни в лесу и в городе.

16.

Вн.

Экскурсия. Наблюдение за природой.

17.

Фотовыставка «Наблюдаем за птицами».

18.

Муравейник – лечебница для птиц.

19.

Красная книга Ярославской области. Оформление газеты.

20.

Природные памятники Ярославской области.

21.

Игра-путешествие по Рыбинскому «морю».

22.

Природа нашего края в стихах и рассказах. Знакомство с творчеством писателей.

23.

Природа нашего края в произведениях художников Ярославской области.

24.

Вн.

Экскурсия в художественный музей.

Раздел 6. Творческая и музыкальная культура Ярославской области.

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах родного края, в т.ч. и в ходе экскурсий в художественный музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах, традициях и порядках родного края, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками. Изготавливать пластилиновые, бумажные, цифровые  и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их кратким поясняющим текстом (устным или письменным). Высказывать и вежливо отстаивать в споре  свою точку зрения, стремясь договориться со своими оппонентами.

25.

Фольклор нашего края. Колыбельные, прибаутки, частушки.

26.

Азбука и первые книги на Руси и в нашем крае. Кирилл и Мефодий – учителя славян, составители славянской азбуки.

27.

Вн.

Рукописная книга. Новые буквы и цифры. Русские буквари. Экскурсия в школьный музей.

28.

Книги писателей и поэтов Ярославской области.

29.

Колокольный звон России. Музыканты и композиторы Ярославской области.

30.

Конкурс стихов и песен о нашем крае.

31.

Вн.

Праздник «Мой край родной».

Раздел 7. Красота рукотворная.

32.

Проект «Каменное зодчество края.»

33.

Проект «Каменное зодчество края».

34.

Создаём красоту своими руками. Практическое занятие.

Раздел 8.

Материально-техническое обеспечение занятий

Необходимое оборудование и оснащение

Необходимо/

имеется в наличии

Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты:

  1. Должностная инструкция учителя начальных классов.

+

Учебно-методические материалы:

1. Примерная программа начального общего образования по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии (труду)

+

Дидактические и раздаточные материалы по предметам:

  • Научно-популярные, художественные книги для чтения; детские книги разных типов из круга детского чтения.
  • Портреты выдающихся людей России  и Ярославской области (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов)
  • Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
  • Детская справочная литература об окружающем мире.
  • Методические пособия для учителей.
  • Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
  • Географические настенные карты.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1.2.3. Аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета:

  • Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предметам (по возможности)

±

+-

ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства:

  • Мультимедийный проектор (по возможности).
  • Компьютер (по возможности).
  • Экспозиционный экран (по возможности).

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  3. Магнитная доска.

+

+

+

+

+

+

Учебно-практическое оборудование:

  • Коллекции полезных ископаемых.
  • Гербарии культурных и дикорастущих растений ( с учетом содержания обучения) (с учетом местных особенностей и условий школы).

+

+

Оборудование (мебель):

1. Стол учительский с тумбой.

2. Ученические столы 2-местные с комплектом стульев

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов

4. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

5. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.


+

+

+

+

-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...