Развитие критического мышления у учащихся
методическая разработка (4 класс) на тему

          

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию». Кудрявцев Д.

Слайд 2

Развитие критического мышления на уроках и внеурочной деятельности

Слайд 3

Скажи мне - я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня — я пойму. Китайская пословица

Слайд 4

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю .

Слайд 5

Цель технологии развития критического мышления - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Слайд 6

Задачи Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность . Развитие таких базовых качеств личности, как коммуникативность , креативность , мобильность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации. Развитие аналитического, критического мышления.

Слайд 7

Технология развития критического мышления (ТРКМ) Это совокупность разнообразных методик и приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, то есть пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, а затем создать ему условия для осмысления материала и помочь ему обобщить приобретённые знания.

Слайд 8

В основе технологии РКМ лежит трехфазная структура урока: 3. Рефлексия 2. Осмысление 1. Вызов

Слайд 9

Вызов Осмысление Рефлексия «Верные и неверные утверждения » , « Верите ли вы …» , « Кластер » , « Загадка » , « Корзина идей » , «Т аблица ЗХУ » , « Да-нетка » , « Дерево предсказаний » , « Перепутанные логические цепочки» таблица – ЗХУ; маркировка текста – « Инсерт »; чтение с остановками; прием «Зигзаг» кластер сводная таблица; концептуальная таблица; синквейн ; сочинение; эссе

Слайд 10

Верите ли вы, что… … лето наступит в мае месяце? … температура воздуха повышается? … просыпаются насекомые и птицы? … цветы увядают? …люди собирают урожай? … дети купаются и загорают? … лето идет после весны? 1 2 3 4 5 6 7 - + - - + + +

Слайд 11

Прием «Корзина идей» Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Слайд 12

Прием « КОРЗИНА ИДЕЙ » 1 класс. Тема: «Вода в природе». Вода– это: лёд дождь пар снег

Слайд 13

Прием « КОРЗИНА ИДЕЙ » 1 класс. Тема: «Вода в природе». Вода– это: туман облака иней дождь пар роса снег

Слайд 14

Таблица «З-Х-У» Знали Хотим узнать Узнали Работаю в паре: что я знаю о (по) теме урока? Ставлю цели Что я знал, а что узнал?

Слайд 15

Знаю Хочу узнать Узнал Домашние животные живут рядом с человеком. Человек заботится о домашних животных. Домашние животные дают человеку продукты питания. Когда появились первые домашние животные? Где появились домашние животные? Кто был первым домашним животным? 4. Как человек одомашнил животных ?

Слайд 16

Прием « Инсерт » (чтение с пометками) «V» - я это знал « – » - я думал иначе «+» - новое для меня «?» - интересно, непонятно, нужно разобраться Прием «Бортовой журнал» Знал Новая информация

Слайд 17

тема Приём «Кластер» (гроздья) Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия

Слайд 18

растения

Слайд 20

Кластер

Слайд 21

Таблица толстых и тонких вопросов Тонкие вопросы требуют фактического ответа Толстые вопросы требуют обстоятельного развернутого ответа Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? Дайте три объяснения, почему …? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?

Слайд 22

Метод « Думательных шляп» (Эдвард де Боно ). Предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета. Белая шляпа: статистическая. Учащиеся задаются вопросами о том, что они уже знают, каких данных недостаточно, какая еще информация им необходима и как ее получить. Красная шляпа: эмоциональная. Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы? Черная шляпа: негативная. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Слайд 23

Желтая шляпа: позитивная. Желтая шляпа требует от учащихся переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать? Зеленая шляпа: творческая. Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн . Синяя шляпа: аналитическая. В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги. Вопросы, которые можно написать на шляпах БЕЛАЯ ШЛЯПА. Сколько? КРАСНАЯ ШЛЯПА. Что понравилось? ЧЕРНАЯ ШЛЯПА. Что не понравилось? ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА. Что хорошего? ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА. Задания. СИНЯЯ ШЛЯПА. Как?

Слайд 24

Результаты Использование технологии критического мышления позволит достичь следующих результатов. Изменить отношение детей к урокам чтения, русского языка, окружающего мира. Повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать своё исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения). Развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера. Формировать у младших школьников умение критически мыслить, строить умозаключения и логические цепи доказательств.

Слайд 25

Изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и трудностям, возникающим в ходе работы (они стали воспринимать их более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца). Мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлектировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру). Создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Повысить мыслительную деятельность учащихся. Формировать универсальные учебные действия в соответствии с требованиями ФГОС.

Слайд 26

Заключение Таким образом, можно сделать вывод, что критически мыслить могут все. Критическому мышлению нужно учить и важно, чтобы ученики могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности. Я ставлю перед собой задачу проследить, как будет сказываться на динамике развития соответствующих умений применение технологии критического мышления в 3 и 4 классах. Интеллектуальные умения критического мышления являются основой системы универсальных учебных действий. Поэтому я считаю, что технология развития критического мышления должна помочь эффективно формировать УУД. В связи с этим в настоящее время я хочу освоить мониторинг формирования универсальных учебных действий, который позволит проследить динамику их развития при использовании технологии развития критического мышления.

Слайд 27

27 Мысль в подарок… Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы. Э. Кинг

Слайд 28

Размышляйте над этим... Только критически

Слайд 29

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 1

 Время  не стоит на месте. Сегодня мы уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, ноутбуков, сотовых телефонов, различных бытовых приборов. Инновациями  нас уже не удивишь, они стали  привычными и  являются основной движущей силой не только экономического, но и социального развития.  Огромное влияние оказывают инновационные технологии и на образование.

        Сегодня информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Данная проблема очень актуальна для нашего общества. Для жизни, для деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого — то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

       Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

      Особенность обучения детей в начальной школе заключается  в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию.  ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века. Поэтому возникают вопросы,  на которые предстоит ответить в процессе реализации ФГОС.  Как организовать образовательный процесс, чтобы достичь хороших результатов по формированию у обучающихся  УУД?  Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Какую технологию применить?

Работая с детьми, я находилась в поиске таких  приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления    Слайд 2

Слайд 3.  Её суть очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

Слайд 4

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

          Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач.

Технология РКМЧП известна  в России уже 10 лет.  РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и  Курт Мередит

 Слайд 5.   Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.

   Слайд 6.     Технология РКМ решает следующие задачи:

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,  рефлексивность,  коммуникативность,  креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического, критического мышления.

Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

Слайд  7.

Это совокупность разнообразных методик и приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, то есть пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, а затем создать ему условия для осмысления материала и помочь ему обобщить приобретённые знания.

      В  основе технологии  лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».

    Базовая модель технологии, состоит  из трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии. Слайд 8 - 9

      Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

 Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально  с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная.

 Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ,  интерпретация изученной информации.  Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

 Данная технология способствует реализации компетентностного подхода  в обучении и воспитании школьников.  Работая по любой программе, можно  применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование у учащихся начальной школы универсальных учебных действий.

 

Авторы отмечают, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.

 На уроках ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках.

Слайд 10 -     на стадии вызова использую приёмы «Верите ли вы, что…» и  «Верные и неверные утверждения», которые очень нравятся моим ученикам.

            Учащимся необходимо заполнить первую строку таблицы, вторая строка остается пока  пустой

Урок «Окружающий мир» 1 класс, «Когда наступит лето?» Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат. Также используются для проверки слова “Да”, “Нет” с последующей самопроверкой.

Правила игры:
1. У вас на 
столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.
3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вопросы:
 … лето наступает в мае месяце?  … температура воздуха повышается?  … просыпаются насекомые и птицы?  … цветы увядают?  … люди собирают урожай?  … дети купаются и загорают?  … после весны идёт лето? 1 2 3 4 5 6 7  В конце урока после работы с текстом, снова возвращаемся к утверждениям, и ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.

     

Слайд 11 -  интересный прием « Корзина идей» (вопросов, фактов, понятий). Ученик записывает все, что ему известно по проблеме. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок.

Слайд 12 – так выглядит корзина идей по теме «Вода в природе » перед изучением темы

Слайд 13 -  и после изучения

Слайд 14 –  15 - на стадии вызова использую таблицу  «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

К этому приему можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Одним из основных приемов на стадии осмысления при работе с текстом считаю прием «Инсерт» .

Слайд 16 - Учащимся предлагаю систему маркировки текста, предполагающую следующие значки:

V – я это знал;

– я думал иначе;

+  новое для меня;

?  интересно, непонятно, нужно разобраться.


         
Условные знаки помогают учащимся  читать текст более внимательно. Знаки становятся помощниками в запоминании  и осмыслении материала. Такое активное чтение способствует развитию системности мышления, развивает умение классифицировать поступающую информацию,  развивает умение выделять новое.

Слайды  17-  19   Одним из способов графического  представления  материала является приём «Кластер» - он  универсальный и  используется на всех стадиях.

Например, на стадии вызова кластер помогает  подготовить учащихся к восприятию новой информации.

           В центре находится  ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым  понятием.

                   В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Слайд 20 -  Кластер может оформляться по-разному.

Слайд 21 – Таблица толстых и тонких вопросов

Слайды 22 -23  Один из приёмов стадии «Рефлексия»: «Шесть шляп».  Окружающий мир. 1 класс, «Что вокруг нас может быть опасным?» Приём «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты. Опасными могут оказаться обычные вещи. Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека необходима бытовая техника. Черная. Проблема. При не правильном использовании могут возникнуть ЧС. Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам запомнились опасные предметы. Зеленая. Творчество. Из спичек можно изготовить поделки. Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Окружающий мир, 2 класс, «Разнообразие растений».

Приём «Шесть шляп».

Класс делится  на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

-  Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

1 группа. Белая шляпа.

- С помощью энциклопедий и атласа- определителя  расскажи о растениях только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа.

- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на  Земле без растений?

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите: если бы на  Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.

 Используйте материал учебника на стр.76-78

4 группа.  Красная  шляпа.

- Подумайте, какое эмоциональное состояние

вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?

5 группа.  Зелёная шляпа.

- Что бы вы сделали для того, чтобы наша  Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

 6 группа. Синяя шляпа.

- Обобщите высказывания других групп.

      Хотелось бы отметить, что на стадии рефлексии необходимо обязательно вернуться к тем приемам, которые были использованы на стадии вызова – внести изменения, дополнить или изменить кластер, проверить верные-неверные утверждения, исправить перепутанные логические цепочки, дополнить корзину идей  и таблицу Знал-Хочу узнать-Узнал и т.д.

Каждому этапу работы на уроке присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа.  Комбинируя их, могу планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости своих учеников, целями урока и объемом учебного материала. 

Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления

Такой мастер-класс я проводила на конкурсе "Самый классный классный" ТезисыКонспекта проведения мастер-классаНаправление:Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся:Тема: «Система восп...

Развитие критического мышления учащихся начальных классов

Начальный этап работы над темой самообразования....

Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.Одна из технологий – развитие критического мышления. Кр...

М.М. Пришвин. Выскочка.Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.  На каждом этапе урока использованы приемы по...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Развитие критического мышления у учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах

Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель-воспитание: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого,...