рабочая программа я и мир
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

1.Пояснительная записка

           Программа кружка внеурочной деятельности «Я и  мир» предназначена

для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 270 занятий: 1 класс – 66ч.,

2-4 класс – 68 ч. Преподавание кружка «Я и мир» основано на получении учащимися знаний компетенций  в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.

Актуальность кружка  заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.  История человечества неразрывно связана с историей природы.  На современном этапе вопросы традиционного  взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди,  в ближайшем будущем,  бережно не будут  относиться к природе,  они погубят себя.

А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.  И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в  дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
             Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.

         Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.

         Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

         Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.

         Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.

                   Цель кружка – освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научить детей смотреть на природу глазами эколога, и не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,  в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды,  пропаганде идей правильного природопользования,  в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей природе.
              Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, проектной деятельности учащихся 1-4 классов,
направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
     Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих  поколениях.
     Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование  мотивов,  потребностей  и привычек экологически целесообразного поведения  и деятельности,  здорового образа жизни;
  развивающих  - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды. 
           Программа  кружка призвана решить следующие задачи:

- расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родной Кубани;

В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.

         В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых  в обществе.

          Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая, исследовательская  и проектная деятельности.

Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической обстановки края.

Данная программа ориентирована на детей младших классов (6.5 – 10 лет), учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы. 1 класс – 66 часов, 2-4 классы - 68 часов при 34 учебных неделях с 1 по 4 класс. Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся младших классов. Время, отведенное на обучение, составляет 270 часов за  4  года, причем значимую часть составляют практические занятия, внеаудиторные занятия, интенсивы.

Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.

 

 

Изучение отдельных тем предполагает организацию экскурсий на природу, в ботанический сад и зоопарк, морской аквариум и дельфинарий, в музеи (краеведческий, геологический, зоологический). Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин.

 Организация образовательного процесса

 В первый год развивается познавательный интерес к эколого-краеведческой деятельности. Тематика первого года обучения предусматривает раскрытие понятия «экология», изучение способов охраны природы, знакомство с правилами поведения на природе, изучение природы родного края. При этом используются следующие организационные формы обучения: образовательное занятие, тематические экскурсии, практические занятия в помещении и на местности, занятия с элементами игры, конкурсы, викторины, защиты проектов.

На втором году обучения программой предусматривается углубление и расширение экологических знаний, формирование навыков исследовательской  работы и практическое участие в природоохранных мероприятиях. Большое внимание уделяется проведению наблюдений, ведению записей, участию в конкретных природоохранных мероприятиях.

Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа:

в младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.

Общение с природой вызывает у школьников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру.

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в младшем школьном возрасте необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в   этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

Психологические исследования показывают, что на этом этапе детства особое значение имеет развитие форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умение по-детски видеть мир  в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение - необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за  природу, за все живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.

Общение детей с природой поможет  выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное  экологическое  состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой.

 

 

 

 

 

Методы обучения:

 К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические

наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.

          Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

·         самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;

·         контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;

·         табло достижений кружка;

·         открытые занятия в игровой форме;

·         участие в кружковой и массовой вне учебной деятельности;

·          памятки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ya_i_mir.doc332 КБ

Предварительный просмотр:

   

  Краснодарский край город Сочи

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №82

УТВЕРЖДЕНО

 решение педсовета протокол №1

                                                                               от 27 августа 2015   года

                                                                                Председатель педсовета

     ___________       Е.В.Григорьева

     

  1. РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по конкретному виду деятельности

Кружок     Экология

Наименование  Я и мир

Срок реализации программы 1-4

Возраст обучающихся   7-10 лет

Составитель    Лайкова  Татьяна  Владимировна

                                               

1.Пояснительная записка

           Программа кружка внеурочной деятельности «Я и  мир» предназначена

для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 270 занятий: 1 класс – 66ч.,

2-4 класс – 68 ч. Преподавание кружка «Я и мир» основано на получении учащимися знаний компетенций  в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.

Актуальность кружка  заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.  История человечества неразрывно связана с историей природы.  На современном этапе вопросы традиционного  взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди,  в ближайшем будущем,  бережно не будут  относиться к природе,  они погубят себя.

А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.  И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в  дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
            Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить
 состояние всех этих важнейших составных природы.

        Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.

        Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

         Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.

        Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.

                Цель кружка – освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научить детей смотреть на природу глазами эколога, и не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,  в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды,  пропаганде идей правильного природопользования,  в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей природе.
              Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, проектной деятельности учащихся 1-4 классов,
направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
     Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих  поколениях.
     Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач: 

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование  мотивов,  потребностей  и привычек экологически целесообразного поведения  и деятельности,  здорового образа жизни;
  
развивающих  - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды. 
           Программа  кружка призвана решить следующие задачи:

- расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родной Кубани;

В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.

        В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых  в обществе.

          Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая, исследовательская  и проектная деятельности.

Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической обстановки края.

Данная программа ориентирована на детей младших классов (6.5 – 10 лет), учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы. 1 класс – 66 часов, 2-4 классы - 68 часов при 34 учебных неделях с 1 по 4 класс. Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся младших классов. Время, отведенное на обучение, составляет 270 часов за  4  года, причем значимую часть составляют практические занятия, внеаудиторные занятия, интенсивы.

Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.

Изучение отдельных тем предполагает организацию экскурсий на природу, в ботанический сад и зоопарк, морской аквариум и дельфинарий, в музеи (краеведческий, геологический, зоологический). Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин.

 Организация образовательного процесса 

 В первый год развивается познавательный интерес к эколого-краеведческой деятельности. Тематика первого года обучения предусматривает раскрытие понятия «экология», изучение способов охраны природы, знакомство с правилами поведения на природе, изучение природы родного края. При этом используются следующие организационные формы обучения: образовательное занятие, тематические экскурсии, практические занятия в помещении и на местности, занятия с элементами игры, конкурсы, викторины, защиты проектов.

На втором году обучения программой предусматривается углубление и расширение экологических знаний, формирование навыков исследовательской  работы и практическое участие в природоохранных мероприятиях. Большое внимание уделяется проведению наблюдений, ведению записей, участию в конкретных природоохранных мероприятиях.

Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа:

в младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.

Общение с природой вызывает у школьников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру.

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в младшем школьном возрасте необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в   этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

Психологические исследования показывают, что на этом этапе детства особое значение имеет развитие форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умение по-детски видеть мир  в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение - необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за  природу, за все живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.

Общение детей с природой поможет  выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное  экологическое  состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой.

Методы обучения:

 К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические

наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.

          Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  • самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
  • контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
  • табло достижений кружка;
  • открытые занятия в игровой форме;
  • участие в кружковой и массовой вне учебной деятельности;
  •  памятки

2. Учебно-тематический план программы

        

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика    деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеауди торные

1 класс

Введение

1

1

1

Раскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

                                 

Коллективная игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы».

1.

Тайны за горизонтом

9

4

5

2-7

Географические открытия в древности. Перемещение солнца

1

5

Экскурсия в с Октябрьский

8-9

Великие путешественники.

2

Изготовление  модели Земли из цветного пластилина

10

Глобус - модель Земли.

1

Практические работы с глобусом. Заочная  экскурсия по материкам и океанам Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте.

2

Загадка смены времен года

9

4

5

11-12

13-17

Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом.

2

5

 Экскурсия на природу

18

Названия месяцев на Руси.

1

Викторина. Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение

19

История названий дней недели.

1

Составить название дней недели из букв разрезной азбуки

3

Тайны круговорота веществ в природе

8

3

5

20

Круговорот в природе.

1

Просмотр учебного фильма

21

22-26

Живая природа. Обитатели почвы.

1

5

Экскурсия, где учащиеся ведут  наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы.

27

Цепи питания.

1

Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения.

4

Загадки круговорота воды в природе

6

1

5

28

Загадки о состояниях воды.

1

Дети учатся составлять свои загадки

29-33

Наблюдение за водой

5

Экскурсия к водоёму. Знакомство  детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней.

5

Загадки под водой и под землей

11

4

7

34-35

Подводный мир.

2

Просмотр учебного фильма в актовом зале

36-40

5

Экскурсия

41

История гигантского кальмара.

1

Конкурс  рисунков обитателей океанов

42

Морские цветы -актинии

1

Рисунки детей по теме занятия

43-44

Жизнь в глубинах океана.

2

Просмотр учебного фильма

6

Загадки растений

7

2

5

45-49

Родина комнатных растений.

5

Экскурсия в Дендрарий. Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле.

50-51

Образование плода.

2

Просмотр учебного фильма

7

Планета насекомых

9

4

5

52-56

Разнообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека.

5

Экскурсия  на природу

57-58

Жуки.

2

Выполнение зарисовок

59-60

Бабочки.

2

Выполнение зарисовок

8

Что такое НЛО?

1

61

Загадки НЛО.

1

Решение проблемной ситуации.

Заключение

5

5

62-66

Что мы узнали и чему научились за год.

 Экскурсия. Показать, что природа - основной источник благополучия.

Итого

66

24

42

2 класс

Введение

1

1

1

Нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

Дети отгадывают загадки, ребусы. Предложения детей по программе курса «Экология», о чем им хотелось бы узнать.

1.

Тайны за горизонтом

9

4

5

2-6

Небосвод.

5

Экскурсия

7-9

Перемещение солнца

3

Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда.

10

Земной шар.

1

Изготовление  модели Земли из цветного пластилина

2

Загадка смены времен года

7

2

5

11-15

Вращение Земли. Определение частей суток по разной деятельности.

Год и времена года.

5

Экскурсия

16

Названия месяцев на Руси.

1

Викторина. Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение

17

История происхождения названий дней недели.

1

Составить название дней недели из букв разрезной азбуки

3

Тайны круговорота веществ в природе

8

3

5

18-19

Круговорот веществ в природе.

2

Просмотр учебного фильма

20-25

Неживая природа.

5

Экскурсия. (Дети ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы.)

26

Цепи питания.

1

Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения.

4

Загадки круговорота воды в природе

6

1

5

27

Состояния воды.

1

Дети учатся составлять свои загадки

28-32

Наблюдения в природе

5

Экскурсия. Знакомство  детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней.

5

Загадки под водой и под землей

11

4

7

33-37

Экскурсия

5

38-39

Подводный мир. Темные глубины океана.

2

Просмотр учебного фильма в актовом зале.

40-41

Дельфины, акулы.

2

Рисунки детей по теме занятия

42

История открытия гигантского кальмара.

1

Конкурс  рисунков обитателей океанов

43

Звезды, ежи и другие живые «чудеса» моря.

1

Рисунки детей по теме занятия

6

Загадки растений

6

1

5

44-48

Многообразие цветковых растений.

5

Экскурсия. Опытно- исследовательская работа на природе: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле.

49

Многообразие плодов.

1

Просмотр учебного фильма

7

Планета насекомых

12

2

10

50-54

Многочисленность насекомых. Охрана насекомых. Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки.

5

Экскурсия на природу, где надо предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях.

55

Дровосек-титан - самый крупный жук.

1

Выполнение зарисовок

56

Совка-агриппа - самая крупная бабочка.

1

Выполнение зарисовок

57-61

Экскурсия

5

8

Что такое НЛО?

1

1

62

 НЛО: сомнения, предположения.

1

Круглый стол.

Заключение

6

6

63-68

Защитим природу.

6

Экскурсия .Составить книгу жалоб, поступающих от природы Кубани.

Итого

68

20

48

3 класс

1

Изучение природы

8

3

5

1-2.

Беседа о лете. Изучать  природу – значит любить и охранять её.

2

Обмен впечатлениями, чтение рассказов М.Пришвина о природе.

3.

Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу

1

Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы».

4-8.

Наблюдения в природе, описание живых объектов.

5

Экскурсия. Выявление связей между живой и неживой природой

2

Условия, в которых мы живем

14

4

10

9-13

Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности.

5

Экскурсия на дерево Дружбы. Мини проекты.

14-15

Неблагоприятные и необычные явления природы.

2

Беседа, разгадывание загадок, ребусов

16-20

Экскурсия

5

21-22

Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.

2

Просмотр учебного фильма в кинотеатре

3

Кто и как живет рядом с нами

15

5

10

Мир растений и человек

23-27

Многообразие цветущих и не цветущих растений Краснодарского края. Свет, тепло, влага в жизни растений.

5

Экскурсия в парк

28-29

Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Краснодарского края.

2

Операция «Красная тетрадка»: изучить растения родного края; не рвать редкие исчезающие растения

30-31

Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Краснодарском крае.

2

 Игра «Грибники и грибы», «Не топчи грибы», конкурс рисунков «Фантастический гриб».

32-36

Экскурсия

5

37

Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.

1

Игра: «Что растет в родном краю».

Мир животных и человек

17

5

12

38-44

Многообразие животных родного края

7

Экскурсия на Красную поляну. Опытно-исследовательская работа: маскировка животных.

45

Домашние птицы. Кормление и уход за ними.

1

Составление рассказа о птицах по схеме «Птицы». Конкурс «Кто больше знает птиц».

46-47

Млекопитающие родного края. Редкие животные Краснодарского края.

2

Доклады детей

48-52

Экскурсия

5

53-54

Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены.

2

Презентация

4

Человек и природа

14

3

11

55

Зависимость человека от природы.

1

Просмотр учебного фильма.

56-60

Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения.

5

Экскурсия на птицеферму. Опытно- исследовательская работа: рассматривание листа мяты через лупу. Игра: «Составь загадку».

61-62

Почему надо соблюдать правила поведения в природе.

2

Правила поведения в природе. Викторина «Охрана природы».

Составление загадок о правилах поведения в природе.

63-68

Что охраняют в заповедниках и заказниках Краснодарского края.

6

Экскурсия на Красную поляну. Операция «Красная тетрадка»: изучить животных родного края; охранять все живое в родном крае. Знакомство с профессией  егеря.

Итого

68

20

48

4 класс

1.        

Выясняем, что такое экология

4

4

1-2

Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда.

2

Моделирование основной цепочки связей на магнитной доске с помощью учителя

3-4

Простейшая квалификация экологических связей.  Связи между природой и человеком.

2

Самостоятельное моделирование основной цепочки связей на магнитной доске

2.

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения

6

1

5

5-9

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных

5

Экскурсия в лес. Наблюдение  за деревьями, кустарниками, травянистыми растениями,  насекомыми, птицами, зверями,  другими животными.

10

Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.

1

Упражнения, закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных:  гриб-баран, подснежник альпийский,  меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон,  утка-мандаринка, снежный барс.

3.

Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение

3

3

11-13

Представители редких организмов. Они могут исчезнуть.

3

Дети выявляют особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны.

4.

Изучаем способы охраны природы

7

2

5

14-15

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы.

2

Выступление заранее подготовленных детей.

16-20

Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.

5

Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира. Выступление заранее подготовленных детей

5.

Выясняем роль неживой природы в жизни живого

5

1

4

21

Солнце как источник тепла и света для живых существ.

1

Наблюдение за результатом заранее заложенного опыта

22-25

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.

4

Экскурсия - прогулка «Воздух и его обитатели».

6

Открываем жизнь в почве

2

1

1

26-27

Разнообразие живых обитателей почвы.  Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия.

1

1

Выход в кабинет биологии. Опытно-исследовательская работа: причины выхода червей на поверхность во время дождя, Конкурс рисунков «Невероятный жук».Опытно- исследовательская деятельность: питательные вещества в почве.

7.

Пополняем наши знания о разнообразии живой природы

6

3

3

28-29

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений

1

1

Выход в кабинет биологии. Опытно-исследовательская работа: рассматривание коры деревьев через лупу; этажи дерева, распознавание деревьев и кустарников по характерным признакам, рассматривание жилкования  листьев с зарисовкой, определение высоты и толщины деревьев.

30

Знакомство с хвощами и плаунами.

1

Рассматривание гербарных образцов.

31

Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные

1

Выход в кабинет биологии Презентация.

32-33

Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

1

1

Выход в кабинет биологии. Заседание  круглого стола.

Игра « Собери лукошко»

Составление загадок о грибах.

8.

Изучаем экологические связи в живой природе

5

2

3

34-35

Экологические связи в живой природе на примере елового леса Понятия «прямые связи», «косвенные связи».

1

1

Экологический спектакль в актовом зале «Сосна и все вокруг нее».

36

Сеть питания, или пищевая сеть

1

Составление схем  сети питания

37-38

Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.

2

Просмотр учебного фильма в кабинете биологии.

9.        

Знакомимся с охраняемыми растениями и животными

9

4

5

39-41

Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания

3

Выступление заранее подготовленных детей.

42-45

Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений

4

Экскурсия в лес

46

История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира.

1

Чтение отрывков из книг

Знакомство с «Книгой рекордов Гинесса»

47

Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам

1

Заочная экскурсия в Сочинский ботанический сад.

10

Мастерим домики для птиц

3

2

1

48-50

Мастерим домики для птиц.

2

1

Выход в кабинет технологии. Практическая   работа  по   изготовлению   гнездовий для птиц.

11

Учимся передавать свои знания другим ребятам

11

5

6

51-54

Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток.

3

1

Выход в кабинет ОБЖ. Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток

55-56

Подготовка и проведение утренников, КВН экологического содержания.

1

1

Работа в актовом зале. Подготовка и планирование  проведения бесед, утренников, КВН

57-61

Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов.

1

4

Выход в кабинет биологии. Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов.

12

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека

2

2

62-63

Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье

2

Экскурсия. Опытно-исследовательская работа: опыт по очищению воды.

13

Обсуждаем примеры экологических катастроф

1

1

64

Загрязнение природы.

1

Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы».

14

Подводим итоги работы за год

4

4

65-68

Экскурсия в природу совместно с родителями.

4

Экскурсия. Наблюдение за птицами животными и насекомыми родного края.

ИТОГО

68

33

35

 

2. Содержание программы.

1класс – 66ч. (24 - аудиторных, 42 – внеуадиторных)

Введение 1ч. 

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

  1. Тайны за горизонтом ч9.

Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

  1. Загадка смены времен года 9ч.

Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.

  1. Тайны круговорота веществ в природе 8ч.

Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.

  1. Загадки круговорота воды в природе  6ч.

Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой.  Природа дождевого облака. Природа снежного облака

  1. Загадки под водой и под землей 11 ч.

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.

  1. Загадки растений  7ч.

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.

  1. Планета насекомых 9ч.

Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека.

  1. Что такое НЛО? 1ч.

Загадки НЛО

Заключение 5 ч. Что мы узнали и чему научились за год.

2класс – 68ч. (20 - аудиторных, 48 – внеуадиторных)

1. Введение 1ч

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

2. Тайны за горизонтом 9ч

Географические открытия в древности. Небосвод.

Перемещение солнца на небосводе.

Представление о форме Земли в древности. Земной шар.

Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

3.Загадка смены времен года  7ч

Вращение Земли вокруг своей оси.

Движение солнца над горизонтом.

Сутки, определение частей суток по разной деятельности.

Загадки. Год и времена года.

Названия месяцев на Руси.

История происхождения названий дней недели.

4.Тайны круговорота веществ в природе 8ч

Круговорот веществ в природе.

Живая и неживая природа.

Цепи питания.

Обитатели почвы.

5.Загадки круговорота воды в природе 6 ч

Загадки о состояниях воды.

Наблюдение в природе за водой

Природа дождевого облака

Природа снежного облака

6. Загадки под водой и под землей 11 ч

Как изучают подводный мир.

Киты, дельфины, акулы.

История открытия гигантского кальмара.

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

Жизнь в темных глубинах океана.

7. Загадки растений 6  ч

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений.

Сказка о цветке-недотроге.

Образование плода. Многообразие плодов.

8. Планета насекомых 12 ч

Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Охрана насекомых. Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы.

9. Что такое НЛО? 1ч

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

 Заключение 6ч

Что мы узнали и чему научились за год.

3 класс (20 - аудиторных, 48 – внеуадиторных)

  1. Изучение природы 8ч.

Беседа о лете. Изучать  природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.

  1. Условия, в которых мы живем 14 ч.

Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.

  1. Кто и как живет рядом с нами 15ч.

 Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Краснодарского края. Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Краснодарском крае. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Млекопитающие родного края. Редкие животные Краснодарского края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Кавказа. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Краснодарского края. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.

  1. Человек и природа 14ч.

Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Кавказа. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Краснодарского края. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.

  1. Обобщение пройденного

Обобщение знаний.

4 класс (33 - аудиторных, 35 – внеуадиторных) 68 часов

  1. Выясняем, что такое экология 4ч.

Организм и окружающая среда.

Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей  их средой, между человеком и природой.

Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы  (между растениями и животными, между  различными животными);связи между природой и человеком.

 Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.  Связи между природой и человеком.

  1. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения ч.

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных  (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных).. Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.

  1. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. 3ч.  

Представители редких организмов  (грибов,  растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский,  меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны.

4.Изучаем способы охраны природы (7 ч)
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные
 парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.

Мысленное путешествие ПО заповедникам нашей страны и мира (3-4 конкретных заповедника по выбору учителя и учащихся).

 5.Выясняем роль неживой природы в жизни живого (5 ч)

Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных.

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.

 6. Открываем жизнь в почве (2 ч)

Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

  7. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы (6 ч)

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами.

Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные
речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).

Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

 8.Изучаем экологические связи в живой природе (5 ч)

Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».

Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере ельника и других примерах по усмотрению учителя).

Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового леса: семена ели - лесные мыши, полевки - филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.

Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух- осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по выбору учителя).

 9.Знакомимся с охраняемыми растениями и животными (9 ч)

Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава,  кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.

Лекарственные  растения (например, валериана, плаун, Пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Охраняемые  животные: бабочка «мертвая голова»,  жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны. История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (3-4 конкретных ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся).

10.Мастерим домики для птиц (1ч)
Практическая   работа   по   изготовлению   искусственных

гнездовий для птиц.

 11.Учимся передавать свои знания другим ребятам ( 11 ч)

Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.

Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.

Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.

12. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека (2 ч)

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).

Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье (очистка используемой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке 6eз применения опасных веществ, и т. д.).

13. Обсуждаем примеры экологических катастроф (1 ч)

Загрязнение природы.

14.Подводим итоги работы за год (4ч)

Обобщение основных теоретических знаний.

4. Предполагаемые результаты.

         Показателями высокой экологической культуры детей первого года обучения следует считать:

- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их  «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.);

- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;

- проявление заботы о личной гигиене;

- потребность в физической активности;

- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;

- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

- стремление следовать правилам поведения на природе и  в обществе;

- попытка оценивать свое поведение.

        приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края;

        - овладение школьниками навыками изучения и описания природных объектов,    

        разработка предложений по их рациональному использованию и охране;

        - использование эколого-краеведческого материала в образовательном  

        процессе;

        - пропаганда эколого-краеведческих знаний;

        - позитивное общение с окружающими.

         В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным  лесом как домом диких растений и животных.

        Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где самый чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах города.

        Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…).

         В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей между растениям и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.

        Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.

        Дети изучают свою родословную в пяти поколениях, а также историю своего родного края.

        В четвертом классе дети изучают социальное окружение, изучая глубже свою родословную, природные и культурные объекты республики.

         Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.

        Строить взаимоотношения со своим окружением дети стараются в  соответствии с кодексом чести юного эколога, который попытаемся разработать сами.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

         Учащиеся должны знать:

   -наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;

   -какую пользу приносят представители животного мира;

   -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

           

    Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

           Познавательные  УУД: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).

         Регулятивные  УУД: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

           Личностные  УУД: стремиться к получению новых знаний,  проявлять активность в совместной учебной деятельности, принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности. 

          Коммуникативные  УУД: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя, слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

5.Формы и виды контроля

         Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса  стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: 

- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить  фактический материал,  раскрыть сущность проблемы;

-  игра формирует опыт принятия целесообразных решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;

 - тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;

- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;

- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу

- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.

 Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ

6. Методические рекомендации.

Для экологических исследований используются различные методы. Поскольку экологам приходится изучать как сами организмы, так и их группировки, а кроме того, еще и окружающую среду.                

        Большое значение приобретают современные дистанционные методы: телеслежение, видеослежение за животным и растительным миром.

        Для правильного подхода к явлениям природы, для выбора правильного пути и метода работы необходимо ясно представлять себе границы биологических наук и особенности экологических исследований.

        Для учащихся 1–4  классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.

        На первых  этапах наиболее целесообразны методы,  которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации,  интересы и потребности.  Используя их опыт наблюдений и  природоохранительной  деятельности,  учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
           На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают  методы,  стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.  Задания и задачи  направлены  на  выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с  учетом концепции
изучаемого предмета.  Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного  отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
            На этапе  теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы  учитель  обращается к рассказу ,  который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических  ситуаций  нравственного  выбора,  которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы  и  потребности школьников.  Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок,  рассказ, стихи и т.п).

Средством психологической подготовки школьников к реальным  экологическим  ситуациям выступают  ролевые игры.  Они строятся с учетом специфических целей предмета. 

Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия.  Поэтому необходимо во время  экскурсий дать  детям экологические знания и привить нормы экологического поведения.  

При реализации программы целесообразно:
– Применять образовательные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, исследовательские, проектные методы обучения.
технология игрового обучения, обучение в сотрудничестве (групповая работа), здоровьесберегающие технологии.
– Учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.
– Содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического характера.
– Используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации.
– Домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих работ.                              

             Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных  действий,  учитель использует пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные  методы  воспитания будут  использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий,  то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную  личность.

7. Описание материально-технического обеспечения программы

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- изд.  Детство-пресс, 2004.

1

Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.

1

Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.

1

Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей,2003.

1

В. М. Минаева. Экологическое воспитание в начальных классах-Минск.: Народная Асвета, 2007.

1

2. Печатные пособия

1

Методическая литература для учителя. Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся.

12

2

Таблицы обществоведческого содержания в соответствии

с программой.

16

3

Географические и исторические  карты.

4

3.Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

1

Мультимедийный проектор.

1

Компьютер.

2

Глобус.

2

Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц

1

Голоса птиц, зверей, других животных (грамзаписи, фонограммы); звуки и шумы природы (леса, моря, океана, ветра, прибоя, водопада и др.); классическая и современная музыка, записи, исполнение; литературные тексты о природе и т.п.

3

Коллекции: насекомые; гербарии растений; коллекции полезных ископаемых.

3

4. Экранно-звуковые пособия

Мульти-медийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программ, обучающие программы.

2

Аудиозаписи в соответствии с программой

2

Презентации.

24

5. Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, семья, транспорт и др.)

5

Наборы карандашей, красок, альбомы для рисования.

28

Настольные развивающие игры по тематике программы  (лото, игры-путешествия).

2

6.  Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

16

Стол учительский

1

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

3

Мольберт

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...